Музыка в библиотеке
Александра Швец
Встреча четвертая. Не пятница1
Подарки судьбы
Конец обычного школьного дня, если,
конечно, они таковыми бывают. Мы собираемся
домой. Свет наполовину погашен. Кое-кто из
учителей, уже в пальто, заглянул за нужными
книгами, благо выдача работает до последней
минуты.
Возле кафедры протирает пол уборщица:
– Девочки, извините, я тут подотру? А
мне, вообще-то, вы нужны. Дочке в школе задали
рассказать о встрече с музыкой. А чем ей помочь,
не знаю. Приходила в пятницу. У вас тут на весь
коридор про Моцарта говорят. Я, кстати, и
вспомнила, что в юности читала рассказ, как
случайный прохожий пришел к умирающему старику.
И так сыграл, что старик в его музыке и молодость
свою увидел, и цветы зимой на яблонях
распустились. Вот это и оказался Моцарт. Девочки,
как бы мне эту книгу найти?
– Паустовский, «Старый повар», – быстро
откликаюсь я. – Только сейчас этот том на руках.
Но у того же Паустовского есть еще один
прекрасный рассказ, почти на ту же тему, «Корзина
с еловыми шишками». В нем тоже говорится о
встрече с музыкой. Это история о том, как дочка
лесника Дагни Педерсен на свое совершеннолетие
получила в подарок от Эдварда Грига «Концерт для
фортепьяно с оркестром». – Поворачиваюсь – и
почти не глядя снимаю с полки любимый том. – Вот,
послушайте. «Музыка уже не пела. Она звала. Звала
за собой в ту страну, где никакие горести не могли
охладить любви, где никто не отнимает друг у
друга счастья, где солнце горит, как корона в
волосах сказочной доброй волшебницы.
В наплыве звуков вдруг возник знакомый
голос. “Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск
зари!”». Хорошо, правда?
– А ведь правда... – уборщица замерла,
забыв про швабру. – Бывает, что совсем не
знакомый тебе человек в своей музыке может
выразить то, что ты и сам про себя сказать-то не
умеешь… Надо же, только сейчас и вспомнилось... В
детстве, на даче, набрели мы с мамой на разоренную
церковь на опушке старого сосняка. И даже не
поняли, что это: то ли лес от летнего жара звенит,
то ли церковь пустая сама поет. Заглянули, а там,
за солнечным светом и не разобрать сразу, сидит
невзрачный такой мужичок на окне, ноги свесил. И
играет на какой-то чудной серебряной штуке. Мама
сказала – саксофон. – Голос Зинаиды Андреевны
неожиданно зазвенел. Она выпрямилась и будто
расцвела. – Так на всю жизнь и осталось. Белая
церковь свечой, как невеста. Солнце из-под купола
занавесом. А музыка – то ли молится, то ли
исповедуется. Так, что даже видно, будто воинство
небесное на нас сюда нисходит. Такое было
счастье...
Она замолкла, смутилась. Повисла
неловкая пауза.
Такая искренность требовала
поддержки. И тут прозвучал взволнованный голос
учительницы музыки Александры Сергеевны.
– В моем детстве тоже была одна
чудесная встреча. И это тоже был поворот судьбы. Я
даже написала об этом что-то вроде эссе. Теперь
иногда на уроках его использую.
– Ой, прочитайте, если у вас с собой, –
попросила Ксюша. Александра Сергеевна достала
потрепанную тетрадку.
– У нас дома гости. Мне четыре года.
Нарядили меня в вышитое платьице, дали в руки
вазочку – печенье на стол нести. Гости – кто где.
И у пианино кто-то есть. Почему-то очень хочется
вспоминать про море… Мы там были этим летом.
Ночь, звезды огромные, все бархатно-синее,
переливается. Какие-то ступени. Серые, старые.
Цикады стрекочут, кипарисы медленно спускаются к
морю. Они идут, покачивая головами, как монахи в
капюшонах, надвинутых низко на лицо. Я видела
похожие старинные картинки. Иду вверх по
ступеням, а они вниз, к морю. За ними тянется тихий
звон колокола. Он роняет удары в темноту, как
дождь – тяжелые капли. Навстречу каждой капле из
воды выскакивает другая и снова падает вниз.
Мерный плеск волн печален. Звезды опускаются с
неба, как холодные снежинки, и жалят меня. По
всему простору – падающие звезды. Я вижу
запоздалый лучик солнца. Вечер кончился, ночь
уже, а он сидит на камне. Привязан? Он взлетает, но
тут же возвращается, бедный, назад. Привязан! Мне
хочется подхватить его в полете и подбросить
вверх – лети, лучик-звезда! Ты свободен! Ты же
помнишь, как умел парить в прозрачных облаках! Но
нет, привязан, не улететь, не освободиться.
Печаль, как будто не моя, как будто пришедшая
извне, поселяется в моем быстро растущем сердце.
Оно огромное, бьется, рвется наружу. Слезы или
звезды жгут лицо. Солнечный лучик еще видно под
водой. Еще есть надежда. Но всплески все тише,
незаметнее, и шаг кипарисов заслоняет собой все.
Что все?! Где оно? Что это было? Оно не могло
исчезнуть! Что дальше? а-а-а!
– Мама, хочу еще!
Вазочка давно на полу, печенье
просыпалось и перемешалось с осколками хрусталя.
– Еще! Где оно?! – ору я, не в силах
объяснить, не в силах понять.
Огромное сердце осталось, оно болит в
груди болью великана. Печаль осталась, теснит
душу, плачет. Любовь осталась, свобода в ушах
свистит вихрем. Какая вазочка? Зачем вы даете
что-то в руки? Я не хочу ничего другого! Еще!
Взрослые недоумевают, всполошились, утешают – не
слышат, что ли, ничего великаньего, не видят?
Вдруг возглас:
– Сейчас, я понял! Тише, детка. Вот. Еще.
…В солнечный день серые ступени стали
просто камнем. В трещинах травка. Цветы дикие на
кустах, кипарисы стоят. Молча стоят и головой не
качают. На вершине горы дом, оттуда ко мне бежит
девушка. Она очень молода. Видно, совсем девочка.
А я уже спешу, иду к ней. Но не своим шагом. Шагаю
широко, по-мужски. Или это я – та девушка? «Кто ты,
скажи, ответь, ответь!..» – чудится мне. Кто-то
идет, а я смеюсь и танцую перед ним, в шутку низко
приседая...
Вихрь налетает сразу, вздымая вверх
сухие листья, срывая цветы. И вот уже шторм. Волны
замирают, взлетая вверх, и я снова вспоминаю
картины, что показывала мне мама. Там тоже было
море. Иногда и тонущий корабль в шторм. Но нет, мой
гневный корабль борется с ветром, с девятым
валом, хотя лучик надежды уже утонул. Волной
смыло печаль мятежного великана, осталась только
моя. Но что-то в душе выросло. Поэтому там теперь
помещается очень много жизни. Я чувствую это ясно
и сильно. Как все изменилось!
Подходит мама и ладонью утирает слезы с
моих щек. Из-за пианино встает пожилой мужчина. Он
берет меня за плечи и прижимает мою голову к себе.
Потом чуть отстраняется и на несколько секунд
прикрывает глаза. Ясно взглянув мне в лицо, он
говорит:
– Запомни, это был... «Лунная»,
запомнишь? «Лунная»...
Я не понимаю его, но киваю наугад.
А он говорит мне и маме сразу:
– Вот что такое настоящая музыка.
«Так Это была Музыка, – думаю я, – он
назвал Музыку – «Лунная». Странно, луны там не
было. Так это была Музыка, вот оно что!»
Вечером, в детской все по-прежнему.
Кроме меня. Я все еще держу в руках спасенный
лучик. Вдруг вспоминается: «Запомни, это
Бетховен, “Лунная”...» Вот что он сказал –
«Бетховен» – радуюсь я. Я обвожу взглядом
детскую. Как будто вижу через стены все-все
вокруг. Нет, я не брошу игрушки сейчас, я еще долго
буду играть в самые разные игры. Но мне ясно, что я
есть в этом мире. И есть Музыка.
Александра Сергеевна замолчала, а я
все еще прислушивалась к ожившим в памяти звукам
«Лунной сонаты». Да и все, наверное, тоже. Как
все-таки жаль, что повседневность часто лишает
нас возможности искренне, подробно вспомнить
свою жизнь, неожиданные встречи с людьми,
книгами, музыкой. Встречи, которые чудесно меняли
что-то в нашей судьбе.
Из-за стеллажа вышла Ксюша, прижимая к
себе том Паустовского:
– А где же?..
Уборщица исчезла.
– Как фея... – проговорила завороженно
Ксюша.
– Как Золушка, – педантично поправил
математик.
– А жаль! – огорчилась Ксюша. – Ведь у
Паустовского есть «Снег». Там тоже про все – про
любовь, про музыку, про подарки судьбы.
______________
1 Встречи 1–3 опубликованы
соответственно в № 18, 22–2003, 5–2004. |