Календарь круглых дат
Мария Порядина
Между тревогой
и чувством защищенности
К 90-летию со дня рождения Туве Янссон
(9 августа 1914 – 27 июня 2001)
«Мир детей – своеобразный, резко
очерченный ландшафт, выдержанный в строгих
тонах, где безопасность и страдание идут рука об
руку…»
А если вы спросите меня, какой из
придуманных писателями миров я считаю самым
лучшим, я отвечу не задумываясь: Муми-дол.
Его придумала Туве Марика Янссон, дочь
шведской художницы и финского скульптора. Она
жила в Финляндии, писала по-шведски. Помимо всем
известной саги о муми-троллях, Туве Янсон
сочиняла рассказы и повести, в том числе
автобиографическую «Дочь скульптора», и много
лет работала как художник-иллюстратор.
К сожалению, переводы
лучших рассказов для взрослых Янссон на русский
язык – не лучшего качества. Но даже сквозь
косноязычные конструкции, нагроможденные
переводчицей, просматриваются главные
составляющие стиля и мировоззрения
писательницы: беспощадная и острая
наблюдательность, жесткость анализа,
бесстрашное понимание обыденных тягот бытия и
поистине скандинавская готовность к преодолению
отчаяния.
Как ни странно, эти же особенности
характерны и для детских повестей Янссон. Если
ранние истории о муми-троллях еще светлы и вполне
оптимистичны, то перечитав все повести
муми-цикла в хронологическом порядке, отчетливо
ощущаешь усиление драматизма, нарастание
чувства тревоги. Последние книги о населении
Муми-дола – «Папа и море» или «В конце ноября», –
довольно жесткая и местами мрачная проза о
разъединении семьи, о разочарованиях и
непонимании, о надоевших обязанностях и
прелестях эгоизма. Впрочем – и о том, что
ценности иногда нуждаются в переоценке, что
исполнение долга и есть свобода, а надежды не
напрасны.
Издатели любят цитировать
высказывание Туве Янссон о том, что «выдуманный
мир муми-троллей – это мир, по которому наверняка
в глубине души тоскует каждый из нас». В интервью
писательница признавалась Людмиле Брауде, что
начала писать не для детей, а «для самой себя»,
потому что хотелось «вернуться и хотя бы еще
немного пожить в этом огромном чудесном мире» –
мире собственного дошкольного детства. Однако не
следует думать, будто «чудесный» мир был
исключительно мирным, безоблачным и благостным.
Детство – не только праздники, но и тревоги,
страхи и разочарования, без которых нет полноты
жизни.
Получая Андерсеновскую медаль (1966), Туве
Янссон говорила, что в мире детства чувства
тревоги и защищенности живут вместе.
Тревога приводит странных существ в
Муми-дол. И безответственный Снифф, и зануда
Снорк, и простоватый Хемуль, и застенчивая
Саломея, и мудрая Туу-тикки, и циничная Мю, и до
отвращения хозяйственная Филифьонка – все
стремятся сюда, чтобы спрятаться от самих себя
или найти себе оправдание.
Муми-дол – территория «чур меня», над
которой не властны законы страшного мира.
Пожарам, наводнениям и ураганам вход запрещен!
Прекрасной долине не страшны даже кометы – «мама
знает, как все это спасти».
Муми-дол – главное убежище, куда в
конце ноября собираются никчемные, неприкаянные
существа, чтобы погреться чужим теплом, мыслями о
чужом уюте, о семье…
Так или иначе, все книги о муми-троллях –
это прежде всего книги о семье, поскольку
муми-семейство так или иначе находится в центре
повествования.
Мир семьи муми-троллей почти идеален.
Его главные черты – взаимная забота в сочетании
с ненавязчивым доверием, уважение к привычкам и
чаяниям близкого существа, умение подыграть ему,
заразиться его жизненным азартом или разделить
его маленькую слабость.
Но если присмотреться, то окажется, что
семейные устои не так уж устойчивы. Мир семьи
хрупок и уязвим, и если забыть об этом, то даже
благополучный Муми-папа потянется в странствие с
хатифнаттами, даже добропорядочная Муми-мама
убежит в нарисованный сад. Потом, конечно, оба
вернутся, потому что есть что-то, скрепляющее эту
семью. Кстати, Янссон ни разу не называет это
«что-то» конкретным словом.
А если помянутого «чего-то» нет, то
родственники – существа неприятные. Они никогда
не приедут навестить Филифьонку, не попробуют ее
пирога. Упорствуя в заблуждениях, они из лучших
побуждений будут отравлять существование
Хемулю, который любит тишину. Ироничная тетка
станет изводить племянницу, пока та не
превратится в невидимку. Семейные узы – явление
сомнительное; гораздо более понятным и приятным
оказывается легкомысленное и вольное хипповское
сожительство многодетной Мюмлы и ее случайного
приятеля.
Однако Муми-дол – мир, в который
хочется попасть, а точнее – мир, в котором каждый
встречает себя. Не всегда персонально, не
обязательно в конкретном образе Сниффа или
Мюмлы, – но свои черты непременно узнаешь в тех
или иных персонажах, населяющих долину и
окрестности.
Они не лишены слабостей, но одарены
великолепной способностью к терпимости. Они
умеют понять или по крайней мере принять к
сведению любое проявление другой
индивидуальности, пусть даже на первый взгляд не
самое разумное. Главная добродетель муми-бытия –
не столько взаимопомощь, сколько
невмешательство. В Муми-доле словно исполняют
заповедь российского барда: «Давайте жить, во
всем друг другу потакая». Не сомнительное
«всепрощение», а мудрая снисходительность –
залог душевного спокойствия и мира.
Таковы правила игры под названием жизнь.
Плавучий театр подобен ковчегу, но спасаются в
нем не «чистые» или «нечистые», а те, кто играет
всерьез. Муми-семья соблюдает правила игры и
ненавязчиво показывает другим, как это бывает.
Особенность Муми-дола в том, что в его
пространстве нет места агрессии. Там никто не
ведет войн, ни захватнических, ни
освободительных, не размахивает мечом, не ищет
врага. В странствие здесь отправляются не для
того, чтобы завоевать полцарства или победить
дракона. Муми-тролли побеждают только самих себя
– свою недоверчивость, жадность, беспечность или
чрезмерную приверженность к не самым
существенным условностям.
Если и есть у кого-то здесь неприятели,
то они случайны и вполне конкретны. В роли
«врага» может выступить ядовитый куст,
захвативший фрекен Снорк, – благодаря чему у
Муми-тролля появляется возможность героически
сразиться с растением и победить его. Раз и
навсегда, без всяких переживаний задним числом.
Или Хемулиха, или тетка Хемулихи, или Сторож,
охраняющий газоны, – они не столько «враги»,
сколько досадные препятствия на пути персонажей.
А препятствие, как известно, – двигатель сюжета.
Нет в Муми-доле и корысти. Золотые
самородки, которые покрупнее, идут на отделку
клумб, а мелкие «не имеют вида». «Король рубинов»
по справедливости остается у тех, кто видит в нем
«самое прекрасное», а не «самое драгоценное».
Жемчуг и самоцветы нравятся всем, но лучшие
сокровища – это деревянная королева и
стеклянный шар со снегопадом.
Жадничает только Снифф – потому что он
маленький. Его желание обладать драгоценными
вещами – это прежде всего желание «состояться»,
он просто еще не знает, как это по-настоящему,
по-взрослому делается. Да и, в сущности,
«сокровища» Сниффа и других маленьких существ не
так чтоб очень драгоценны: белые камешки «бывают
жемчугом, только когда лежат в воде».
Так дочь скульптора складывала золото
в ручей и не особенно задумывалась, куда оно
потом пропало.
В Муми-доле не очень-то любят
размышлять о том, что такое добро и зло. Просто
здесь стараются поступать так, чтобы было
справедливо, удобно и никому не обидно. А
высокоумные рассуждения о философских
категориях бытия остаются за пределами теплого
светлого круга от керосиновой лампы на веранде,
где собирается муми-семейство.
Население Муми-дола постоянно ищет
защищенности: каждому персонажу непременно надо
создать укрытие – построить дом, найти грот,
поставить палатку. Хотя бы для того, чтобы в один
прекрасный момент выйти из укрытия и познать мир,
полный чудес и опасностей. «О моя прекрасная,
чудесная, личная катастрофа!»
Не только Снусмумрика тянет в одинокое
странствие. Иногда каждый должен уйти – для того,
чтобы вернуться, – чтобы измениться самому и
позволить другим измениться. «Нужно доходить до
всего своим умом… и переживать все тоже одному».
Но когда стремление к уединению вдруг
окружает тебя, как остров, бескрайним ледяным
полем одиночества – тогда и Морра покажется
близким другом, родственной душой, хотя души-то у
нее, кажется, нет.
«Страслая и ужаслая», по выражению
Тофслы и Вифслы, Морра воплощает в себе то, что
пугает любого пуще всяких катастроф: холод,
одиночество, безысходность тоски.
Но Морра – не «смерть». Смерти в этом
мире не должно быть. Даже для бельчонка,
легкомысленно выскочившего навстречу Ледяной
деве – лютой стуже.
Морра – то, что всегда присутствует в
нашей жизни, хотим мы того или не хотим.
Она не кусается, не забирает с собой
маленьких существ, а только гасит огонь. Она не
опасна – об этом знают почти все. И все-таки
боятся. Земля, на которой сидела Морра, замерзает,
умирает от ужаса, и потом на этом месте ничего не
растет. Даже деревья боятся Морры, даже песок
стремится убежать из-под ее лап.
Ее никто не может любить, потому что там,
где страх – любви нет. (А что «в любви нет страха»
– это людям объяснили задолго до рождения
Муми-тролля.)
Тем страшнее экзистенциальная игра
Муми-тролля на острове. Почти забывший свою
фрекен Снорк, осмеянный и отвергнутый Морской
лошадкой, тайком от родителей ночами он выходит
на берег моря с фонарем, чтобы почувствовать то,
чего Туве Янссон никогда не называет.
Он приручает Морру – то есть приучает
себя к ней, принимает холод, одиночество и тоску.
Он взрослеет.
Повзрослеть – это значит понять: с
Моррой можно жить, балансируя между тревогой и
чувством защищенности.
Туве Янссон хорошо знала Морру. Рисуя
Муми-дол и его окрестности, населенные троллями,
хемулями, мюмлами и прочими филифьонками, она
ставила в углу свое имя: Tove. Ни отчества (бывает
ведь у скандинавов обозначение по отцу), ни
фамилии – только имя. Как знак: я сама по себе. Как
межевой столб на границе холода, одиночества и
тоски.
Но она знала и то, что знакомством с Моррой
жизнь не заканчивается. Даже поздней осенью
можно вырезать из картона надежду, осветить ее
теплой лампой и показать зрителям.
Мир муми-троллей все-таки оставляет
читателю надежду. В конце ноября семья
возвращается к дому, и фонарь, укрепленный на
носу лодки, светит в темноте.
Рисунки Туве Янссон |