Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2004


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Детское чтение

Михаил Кожевников

За одним столом с учеными

Михаил Кожевников
ученик 11 «А» класса
гимназии № 94
г. Екатеринбург

В Областной библиотеке для детей и юношества проходил круглый стол в рамках годичного совещания педагогических работников Свердловской области «Чтение как способ развития языкового сознания», посвященный проблеме чтения среди школьников. Одновременно в двух разных залах шла интересная, оживленная дискуссия: в первом зале, в так называемой мансарде, великолепного здания библиотеки дискутировали школьники, учащиеся 10–11-х классов нескольких екатеринбургских школ; во втором, центральном, ту же проблему обсуждали взрослые – профессоры, научные работники, педагоги Свердловской области – под умелым руководством Ирины Аркадьевны Тихоновой, заведующей библиотекой нашей гимназии, сопредседателя Ассоциации школьных библиотек г. Екатеринбурга, финалиста всероссийского конкурса «БиблиОбраз»… Мне посчастливилось побывать на «взрослом» круглом столе…

…Признаюсь честно, я всегда хотел попасть в качестве участника на такое мероприятие – когда интеллигентные люди собираются, и не только обсуждают актуальную проблему, но и предлагают пути ее решения. Можно сказать, что мечта осуществилась!

Это был не выплеск эмоций, и не пустые сетования, никому не нужная и бесполезная болтовня, что порой мы смотрим по телевизору или слушаем по радио, а действительно серьезный подход к решению очень острого и актуального вопроса. Были не только высказаны мнения и составлен план дальнейших действий. Именно дальнейших – ведь та проблема, с которой столкнулись не только педагоги и родители, но и все общество в целом настолько масштабная и многоплановая, затрагивающая все сферы жизни общества и каждого человека в отдельности, что решить ее за несколько часов, по меньшей мере, невозможно. Но обо всем по порядку.

После вступительного слова И.А.Тихоновой последовало выступление академика международной Академии наук высшей школы А.В.Меренкова, посвященное проблеме читательских интересов школьников.
И уже во время этого первого выступления можно было бы оценить тщательную продуманность всех деталей проведения круглого стола: в то время как приводились статистические данные исследования, через компьютер эти же материалы выводились на экран проектора, что давало возможность визуального восприятия. Особенно проектор был задействован во время выступления Б.М.Гринберг, учителя русского языка и литературы нашей гимназии, которая представляла отрывки из наших сочинений на темы: «Русский язык умер?», «Стиль речи – стиль жизни», «Словарь Э.Людоедки – 30 слов. А сколько слов нужно современному человеку?» и многих других.

Приятно, что наша гимназия была ведущим голосом в программе круглого стола, без нее многое бы не состоялось. Еще мы сняли видеосюжеты о проблемах русского языка: интервью давали школьники, учителя и прохожие на улице. Интересные, снятые с фантазией 10–15-минутные ролики произвели большое впечатление на присутствующих. Один из них (а это был ролик, сделанный нашим, 11 «А» классом) освещал проблему так называемой попсотизации общества, а именно, проникновению попсовой культуры во все сферы жизни, в том числе и в музыкальную. Ребята сравнивали несколько направлений в современной музыке: поп-музыку, рок-музыку и авторскую песню. (Я не сказал бы, что было отдано некое жесткое предпочтение какому-то определенному стилю, однако, тексты песен поп- и рок-направлений, мягко говоря, очень различались).
И, наконец, последний видеоролик рассказывал о применении новых методик чтения и письма в начальной школе. Демонстрация каждого из этих сюжетов вызвала оживленные дискуссии среди участников круглого стола. В результате разговор о проблеме чтения перешел в дискуссию о духовной культуре. В конце были затронуты темы составления школьной программы по литературе и ее влиянии на формирование наших читательских интересов. Ребята рассказывали, что «обязаловка» губит интерес к чтению, поддержали необходимость «моды на чтение».

Страсти накалились, и только заявленный в программе кофе-брейк охладил пыл участников круглого стола. После получасового перерыва состоялось подведение итогов мероприятия, «детский» и «взрослый» круглые столы объединились.

Именно так – в диалогах, спорах, размышлениях, одним словом, в «немолчании» – можно понять саму суть проблемы и составить план для дальнейших действий. Налицо факт, что русский язык и языковая культура деградирует. Этот вывод напрашивается сам собой, ведь он исходит из наблюдений повседневной жизни. Нередко средства массовой информации, массовая культура способствуют этой деградации, в том числе и уже упомянутое явление попсотизации (действительно, в современных песнях порой встречаешь даже поток нецензурных выражений, а ведь музыка оказывает на нас самое серьезное влияние). Критиковалась школьная программа по литературе в том смысле, что она загоняет ученика в жесткие рамки, создает стереотипы, которые затем оказывают обратное воздействие на человека. Казалось бы чтение должно способствовать развитию языкового сознания, а действует оно в противоположном направлении. Поэтому очень важным стало решение о создании Центра «Чтение и новые технологии» (или, если получится, целой сети таких центров), в которых мы могли бы создавать собственные читательские клубы и читать, и общаться, размышляя по поводу именно тех произведений, которые действительно понравились, заинтересовали, затронули душу, а не тех, которые нужно прочитать, чтобы усвоить обязательный минимум литературной программы. Единственным камнем преткновения остался финансовый вопрос. Но будем решать.

Создание подобных центров – первый шаг к тому, чтобы не только пробудить интерес и тягу к чтению классической литературы, но и повысить сам авторитет чтения, который на данный момент совсем не высок. И у родителей кстати тоже, а значит и у всего общества в целом. На то, чтобы снова сделать из современной России читающую страну уйдут десятилетия, ведь из поколения в поколение передаются нормы языковой и читательской культуры, а значит, каждого представителя различных поколений должна затронуть эта проблема. Должны быть привлечены государство и ведущие СМИ, влиятельные представители общественности… в общем, работа предстоит без преувеличения огромная.

Что ж, многое зависит от нас самих. Вопрос в том, осознаем ли мы это?