Здравствуйте!
Иногда мне кажется, что о том, как следует
воспитывать мальчишек, лучше всего знают сами
мальчишки. Потом они вырастают во взрослых и
забывают это свое счастливое знание. Становятся
умными и серьезными. Работают, читают книги,
теоретизируют. Сохраняя при этом важное
выражение лица. И, сами того не замечая, в
собственном опыте взрослого воспитания начинают
ломать живое. Когда обозначается жесткая связка
«воспитатель – воспитуемый», – дело плохо.
В сущности, я не люблю слова
«воспитание». Оно давно обросло массой
негативных смыслов, мешающих пробиться к его
смыслу первоначальному. В этом слове слышится
какой-то агрессивный гул. И оно постоянно
провоцирует на создание свода каких-то
неизменных правил. Дважды два – четыре. А дважды
два тут запросто может оказаться равно пяти.
Потому что воспитание – дело темное. Но не
абстрактное. В нем участвуют живые люди, а не
схемы, и между этими людьми должны складываться
живые отношения, дающие в конце концов живой
опыт. Вот с этим опытом и следует разбираться.
«Я мальчиком был столько весен
назад…» Но я все помню. Школа меня воспитывала по
своим писаным методикам, улица – по своим
неписаным, родители… Родителей я, впрочем,
критиковать не дерзну, тут, скорее, был более
важен пример их собственной жизни. Он был неплох.
Но при всем этом я могу по пальцам перечесть тех
взрослых своего детства, которым я по сию пору
остаюсь благодарен.
По весне, в мае, отец любил ездить в
тайгу за колбой – так в Сибири называют черемшу.
Я страшно любил эти поездки. Но не только потому,
что это были чудесные побеги из надоевшего
города – в свободу, в тишину,
в запахи молодой травы и одуряющую прозрачность
чистого воздуха. Была еще одна причина. Нашим
спутником в этих поездках часто бывал машинист с
отцовского участка башенных кранов. У него не
было никакого особенного образования, но рядом с
ним я всегда чувствовал себя необыкновенно
уютно. У него была хорошая улыбка. Золотые руки.
Взгляд счастливого человека. И он мне «как бы»
разрешал все. Но разрешал так, что между «хорошо»
и «плохо» всякий раз ложилась четкая граница. Он
многому меня научил. Но будто бы не уча. То есть
какое-то направленное действие было, но оно не
ощущалось направленным действием. И это, я думаю,
главное в воспитании мальчишки.
Впрочем, от последних двух фраз мне уже
становится неловко. Как только заговариваешь о
воспитании, тут же тянет что-то этакое
сформулировать. Поморализировать. Тоже своего
рода закон жанра. Но морализировать на публике
стыдно.
Да я, собственно, уже и сказал то, что
хотел сказать.
Александр Панфилов |