Истории без обложки
Татьяна Рудишина
Любите живопись, поэты!
Этюд четвертый
Военный
Передо мною, как перед
художником, Война,
и я ее бью, сколько у меня
есть сил…
В.В.Верещагин
«Высматривают», «Окружили –
преследуют», «Нападение врасплох», «У крепостной
стены. “Пусть войдут!”», «У крепостной стены.
“Вошли!”», «Смертельно раненный», «Забытый»,
«Представляют трофеи», «Торжествуют», «Удача»,
«После удачи», «После неудачи»…
Нет-нет, это не раскадровка боевика,
это названия картин туркестанской серии Василия
Васильевича Верещагина. Они были созданы в
результате двух путешествий Верещагина в
Туркестан с 1867 по 1870 гг.
В 1867 г. назначенный туркестанским
генерал-губернатором и командующим войсками
Туркестанского военного округа генерал Кауфман
подбирал к себе в свиту молодого художника, дабы
запечатлеть торжество будущих побед.
Ознакомившись с кавказскими рисунками
Верещагина, генерал-губернатор дал распоряжение
зачислить молодого художника на службу в чине
прапорщика.
Верещагин стал не просто свидетелем,
но и участником жестокой войны в Туркестане.
Трупы на поле боя и смерть в лазарете, изуверская
жестокость противника и не менее жестокие
карательные операции своих…
В.Верещагин. После удачи (победители). 1868 г.
В.Верещагин.
После неудачи (побежденные). 1868 г.
Самая значительная работа
туркестанской серии – «Апофеоз войны». Песчаная
пустыня, мертвые деревья, развалины
разгромленного города, гора черепов, хищные
вороны… Первоначальное название полотна –
«Апофеоз Тамерлана». Место действия – Туркестан
конца XIV – начала XV вв. Однако художник
отказывается от этого названия: оно слишком
локально. Окончательное название картины –
«Апофеоз войны». На раме надпись: «Посвящается
всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим
и будущим».
Петербургская выставка работ
Верещагина 1874 года сопровождалась скандалом со
стороны высших военных и сановных кругов. Художник
был обвинен в клевете на русскую армию и
отсутствии патриотизма. Цензура запретила
воспроизводить картину «Забытый» на страницах
печатных изданий.
Писатель Всеволод Гаршин, человек
тонко организованный, мучительно сопереживающий
страданиям людей, ненавидевший войну, после
посещения выставки Туркестанских полотен
Верещагина, написал:
Толпа мужчин, детей и дам нарядных
Теснятся в комнатах парадных
И, шумно проходя, болтают меж собой:
«Ах, милая, постой!
Regarde, Lili,
Comme c’est joli!
Как это мило и реально,
Как нарисованы халаты натурально».
«Какая техника! – толкует господин
С очками на носу и с знанием во взоре. –
Взгляните на песок: что стоит он один!
Действительно, пустыни море.
И… лица недурны!»… Не то
Увидел я, смотря на эту степь,
на эти лица;
Я не увидел в них эффектного эскизца,
Увидел смерть, услышал вопль людей,
Измученных убийством, тьмой лишений…
Не люди то, а только тени
Отверженников родины своей.
Ты предала их, мать!
В глухой степи – одни,
Без хлеба, без глотка воды гнилой,
Изранены врагами, все они
Готовы пасть, пожертвовать собой,
Готовы биться до последней капли крови
За родину, лишившую любви,
Пославшую на смерть своих сынов…
Кругом – песчаный ряд холмов,
У их подножия – орда
свирепая кольцом
Объяла горсть героев. Нет пощады!
К ним смерть стоит лицом!..
И, может быть, они ей рады;
И, может быть, не стоитжить-страдать!..
Плачь и молись, отчизна-мать!
Молись! Стенания детей,
Погибших за тебя среди глухих степей,
Вспомянутся чрез много лет,
В день грозных бед!
(1874)
Советуем
почитать:
Лисовская В. В. «Война… я ее бью,
сколько у меня есть сил» : Тема войны в творчестве
В. А. Гаршина и В. В. Верещагина. Х класс //
Литература в школе. – 1997. – № 6. – С. 113–119.
Ситникова В. Война в
изобразительном искусстве : Урок для 8-10 классов //
Искусство : Газета Издательского дома «Первое
сентября». – 2003. – №11. – С. 4. – (Я иду на урок).
Вместо послесловия
Мальчишки и война. Банально и до ужаса
привычно это сочетание. Мы не могли обойти в
мальчишечьем номере эту страшную тему.
Как к ней подступиться?
Столь же осторожно и честно, как это
сделали наши коллеги из ЦГЮБ имени Михаила
Светлова, готовя книжно-иллюстративную выставку
«Кавказский нерв»?
Или столь же однозначно, до ощущения
полного опустошения, как после знакомства с
картиной Верещагина «Апофеоз войны»?
Или так по-женски, по-матерински, как
это сделала Марина Бородицкая в своем
стихотворении «Я раздеваю солдата» из
одноименного сборника1:
Я раздеваю солдата,
Спящего праведным сном.
Вот кобура уже снята,
И гимнастерка с ремнем.
Я раздеваю солдата –
Как же еще поступать?
Легче ведь без автомата,
Да и без обуви спать.
Я раздеваю солдата
Прямо-таки до белья.
Знаю, скандалом чревата
Бесцеремонность моя.
Я поднимаю солдата,
Спать уношу без помех…
Боже, всего и труда-то!
Я их раздела бы всех.
______________
1 Бородицкая М. Я. Я
раздеваю солдата. М. : Независимая служба мира, 1994.
Библиография
Рудишина Т. Любите живопись, поэты!
Введение. Этюд первый. Сиреневый. – № 5–2004. – С. 58–60.
Этюд второй. Купеческий. – №
7–2004. – С. 59–60.
Этюд третий. Провинциальный. №
11–2004. – С. 56–57. |