Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новости Министерства

Приложение
к письму Минобразования от 28.04.2004
№ 14-51-113/13

Тематика августовских педагогических совещаний
Извлечения

Общие проблемы развития образования

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Федеральный базисный учебный план.

Повышение статуса воспитания в процессе образования (в плане реализации решения коллегии от 25.12.2001 №19/2 «Об итогах развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы и об основных направлениях развития в системе образования на 2002-2004 годы»).

Разработка и реализация региональных программ развития воспитания в системе образования.

Основные направления развития воспитания в образовательных учреждениях в связи с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Актуализация содержания внеурочной работы в общеобразовательных учреждениях.

Развитие государственно-общественных форм управления образовательным учреждением.

Развитие воспитательной среды, воспитательных систем и их вариативности в образовательных учреждениях.

Создание условий для развития воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях на основе традиционного опыта воспитания, этнопедагогики. Анализ итогов II Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений.

Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в образовательных учреждениях.

Развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях: опыт, проблемы, перспективы.

Создание условий в образовательных учреждениях для деятельности детских общественных объединений и организаций.

Практика взаимодействия классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, психолога, педагога-организатора, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного воспитания и личностно ориентированного развития ребенка.

Особенности организации и содержания воспитания в начальной школе.

Особенности организации и содержания воспитания в сельской школе.

Особенности работы с одаренными детьми в массовой школе.

Взаимодействие образовательных учреждений с семьей в целях воспитания и развития личности ребенка.

Развитие различных форм родительского всеобуча в образовательных учреждениях.

Роль дополнительного образования детей в развитии творческих способностей ребенка.

Опыт развития школ полного дня.

Развитие системы дополнительного образования детей на основе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей в России на 2001-2005 годы.

Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной среды образовательного учреждения.

Организация каникулярного времени обучающихся в целях их воспитания, развития и социализации.

Опыт и проблемы организации летнего отдыха детей и подростков.

Подготовка образовательными учреждениями празднования 60-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне.

Традиции православной педагогики и гуманизация образования.

Разработка и реализация региональных программ введения профильного обучения на третьей ступени общего образования.

Результаты мониторинга хода эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

Новые подходы к организации и содержанию получения непрерывного образования на селе.

Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений с учреждениями культуры, здравоохранения и спорта в сельской местности.

Новые подходы к организации и проведению итоговой аттестации выпускников IX классов в условиях введения профильного обучения.

Роль элективных курсов в предпрофильной подготовке обучающихся IX классов основной школы.

Организация сетевого взаимодействия при переходе на профильное обучение на третьей ступени общего образования.

Модели формирования портфеля учебных достижений обучающихся IX и XI классов.

Роль и место негосударственных общеобразовательных учреждений в региональной системе образования.

Развитие сети инновационных образовательных учреждений (авторских школ).

Информационное пространство образования.

Результаты ЕГЭ (в регионах-участниках ЕГЭ).

Проблемы интеграции общего и дополнительного образования детей.

Повышение воспитательного потенциала урока – важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

Проблемы взаимодействия и преемственности общего и профессионального образования.

Создание условий для организации работы с детьми и подростками по месту их жительства, воспитательного пространства микрорайона, малых городов, сельской местности на основе взаимодействия с другими социальными институтами воспитания, общественными организациями, ведомствами.

Роль внутришкольного контроля в совершенствовании управления образовательным учреждением.

Автономность образовательных учреждений и реализация контрольных функций за качеством образования руководством образовательных учреждений и органов управления образованием.

Проблемы модернизации начального профессионального образования.

Создание условий для сохранения здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Рекомендации
для методических
объединений

Начальное образование

Приоритетные направления развития начального образования в свете положений Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Новые подходы к оценке учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников.

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве общеобразовательного учреждения.

Гражданское воспитание младших школьников.

Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования.

Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения как условия построения траектории развития каждого учащегося.

Нравственный потенциал искусства как средство развития личности младшего школьника.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности первоклассника в учебном процессе на этапе адаптации к школе.

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в основную школу.

Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке.

О ходе реализации программы модернизации педагогического образования.

Основное и среднее
(полное)
общее образование

Оценка качества подготовки выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений.

Качество подготовки выпускников средней общеобразовательной школы (по результатам единого государственного экзамена 2003 г. и мониторинга образовательных достижений, проведенного в 2002/2003 учебном году в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования).

Психолого-педагогический аспект личностно ориентированного обучения.

Проблемы преемственности в обучении в начальной, основной и средней общеобразовательной школе.

Проблемы адаптации обучающихся при переходе на вторую ступень общего образования.

Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Научно-методическое обеспечение преподавания предметов гуманитарного и естественно-научного цикла.

Сопряжение федерального и регионального (национально-регионального) компонентов в содержании общего образования.

Новые информационные технологии в преподавании предметов гуманитарного и естественно-научного циклов.

Библиотеки
общеобразовательных учреждений

Совершенствование информационной системы учебного книгоиздания.

Совершенствование системы обеспечения общеобразовательных учреждений Российской Федерации учебными изданиями.

Взаимодействие библиотек образовательных учреждений и библиотек других ведомств, в том числе взаимодействие библиотек общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности и сельских библиотек.

Задачи и функции современной школьной библиотеки (информационная, образовательная, развивающая, досуговая и др.).

Роль школьной библиотеки в воспитании детей и молодежи.

Роль школьной библиотеки в повышении профессионализма учителя и развитии его творческого потенциала.

Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций.

Внедрение и использование новых информационных технологий в работе школьной библиотеки.

Реализация решений коллегии Минобразования России «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации».

Специальное образование

Организация обучения детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Открытие X-XII-х классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях ХIII вида с углубленной трудовой подготовкой.

Проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации специального (коррекционного) образования.

Создание условий для повышения качества специального (коррекционного) образования.

Организация и управление деятельностью службы практической психологии образования на современном этапе.

Информационные технологии в деятельности службы практической психологии.

Психологические индивидуально-ориентированные и коррекционно-развивающие программы и технологии в образовании.

Программно-целевой подход в решении проблем психологического здоровья обучающихся, воспитанников.

Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Организация системы физического воспитания в школе.

Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Публикация статьи произведена при поддержке сайта, посвященного среднему образованию в России. На страницах сайта humanitariancollege.ru вы сможете ознакомиться с историей среднего образования с глубины веков до актуальных вопросов современности, с тем, как среднее образование перестало быть сословной привилегией, а стало доступным и обязательным образовательным элементом для всего населения, о текущем положении вещей, способах и формах, продолжительности получения профессионального образования, его уровнях, категориях учебных образовательных учреждений.