Я иду на педсовет
Людмила Сухова
Я – будущий педагог
Мальчишеское братство Волгоградского
мужского педагогического лицея
Чего не хватает в школе? На этот вопрос
ответить не сложно, да и списки этих «не хватает»
похожи друг на друга. А вот кого не хватает в
школе? Учеников? Родителей? Учителей? Для каждой
школы – свой ответ. Но есть общий для всех (или
почти для всех) – не хватает учителей – мужчин.
– Размечтались! Да где ж их взять?
– В Волгограде! В этом городе-герое
есть мужской педагогический лицей, который
возглавляет Федор Федорович Слипченко.
За десятилетие экспериментальной
работы в лицее подготовлено более 400 выпускников,
около 200 лицеистов, закончив педуниверситет, уже
работают в сельских школах области. Опыт лицея
представлен в 3 монографиях, более 200 статьях,
издано 5 книг-сбopников.
Живут и учатся в лицее мальчишки.
Попробуй, запомни все имена. А ошибиться нельзя:
обидится Сережка, если его Андреем назовут (или
того хуже – решит, что учителю не понравился).
Может поэтому и появилось общее имя
для всех – сынок.
«Сынок, проводи гостей в наш музей», –
просит директор старшеклассника.
«Как дела, сынок?» – это уже Федор
Федорович обращается к новичку.
Так шли мы по школе, а сынки
рассказывали нам о музее, о том, что Федор
Федорович всю свою библиотеку передал школе… О
чем бы ни заходили разговоры, неизменно слышали:
Федор Федорович рассказал…, с Федором
Федоровичем были…, Федор Федорович научил…
Официально
Волгоградский лицей – это авторская
школа. Автором идеи и социально-педагогической
инициативы создания модели инновационного
образовательного учреждения, возрождающего
лучшие традиции лицейского образования России,
является ее генеральный директор – Федор
Федорович Слипченко.
Федор Федорович автор идеи возрождения
лицейского образования в России, создатель и
генеральный директор Волгоградского мужского
педагогического лицея.
Педагогическую деятельность начал в
1940 г. пионерским вожатым, воевал, служил в рядах
Советской Армии. По окончании Сталинградского
педагогического института с 1954 г. работал в
Тракторозаводском районе г. Волгограда на
должностях учителя истории, директора школ № 28 и
26, заведующего районным отделом образования. В 1970
г. возглавил общеобразовательную школу-интернат
№ 4, которую по решению облисполкома в 1988 г.
преобразовал в мужской педагогический лицей.
Награжден орденами и медалями –
боевыми, трудовыми, юбилейными.
Имеет почетные звания: народный
учитель СССР, Заслуженный учитель школы РСФСР,
Почетный член Петровской академии наук и
искусств, Почетный гражданин города-героя
Волгограда.
Волгоградский лицей (областная
экспериментальная мужская средняя
школа-интернат педагогического профиля) открыт
1 сентября 1988 г.
В 1990 г. лицей получил статус
экспериментальной педагогической площадки
Министерства образования РФ. С 1993 г. является
структурным подразделением Волгоградского
государственного педагогического университета
в составе единого учебно-научно-педагогического
комплекса по профориентации, отбору, подготовке
и повышению квалификации педагогических кадров
для региона.
Учитывая острую потребность региона в
квалифицированных кадрах учителей-мужчин для
сельских школ, лицей решает задачи воспитания,
обучения и ориентации на профессию педагога
юношей, постоянно проживающих в сельской
местности Волгоградской области, способных в
условиях рыночной экономики воспитать сельского
жителя, крестьянина-труженика, хозяина земли.
Юноши в лицее обучаются в течение 5 лет:
с 8-го по 12-й класс. Для организации и проведения
учебно-воспитательного процесса лицей
располагает широкой материальной базой:
учебными кабинетами, лабораториями, библиотекой,
читальным залом, спортивным комплексом,
учебно-опытным участком, военным городком,
общежитиями. В лицее имеется Народный музей
боевой и трудовой славы тракторозаводцев. В
районах области организованы учебно-опытное
хозяйство и четыре филиала в сельских школах, где
лицеисты проходят педагогическую и
сельскохозяйственную практику.
Лицей разрабатывает и реализует
специальные, в том числе авторские, учебные планы
и программы, позволяющие лицеистам получить
углубленное общее среднее образование
профессионально-педагогической направленности.
Разработаны и успешно реализуются совместно с
педуниверситетом сквозные образовательные
программы по базовым предметам и профилям, a
также дополнительный развивающий блок учебного
плана – «мир увлечений». Центральную роль в
системе образования играет метапредмет
«Практическая педагогика» aвторский курс
Ф.Ф.Слипченко – это эстафета житейской мудрости
предшествующих поколений, это эстафета
профессионально-педагогического и жизненного
опыта автора идеи и социально-педагогической
инициативы создания лицея, это основа
педагогической науки, адаптированной в условиях
социально-идеологических и
общественно-экономических изменений в жизни
Отечества.
Учебный план лицея экспериментально
вариативен. Лицеисты, склонные к педагогической
деятельности, могут получить в лицее
дополнительную квалификацию «Организатор
воспитательной допризывной,
физкультурно-оздоровительной деятельности», а
по договору с Волгоградским педагогическим
университетом лицеистам, проявившим устойчивый
интерес к педагогической деятельности и
определенные способности по отдельным
предметам, предоставляется возможность
дополнительно, под руководством
профессорско-преподавательского состава кафедр
университета, изучать начальный курс вуза по
избранной специальности и принимать участие в
научной деятельности.
Развитие инновационной авторской школы
является фундаментом авторской педагогической
системы Ф.Ф.Слипченко, основополагающим
компонентом которой является воспитание
личности педагога, патриота, гражданина.
Основными элементами воспитательной
системы определены:
– воспитание здорового образа жизни;
– воспитание трудолюбия в
постижении высокого уровня знаний наук,
культуры, а также навыков и умений, необходимых
сельскому жителю;
– воспитание патриотизма,
дисциплинированности, законопослушания.
Особое место в жизнедеятельности
лицея занимают традиции (праздники, экспедиции
по историческим местам России), лицейская
символика (знамя, лицейский знак, гимн, форма), а
также сформулированные в кодексе чести
лицейского братства ценностные ориентиры.
Волгоградский лицей является автором
ряда социально-патриотических инициатив,
поддержанных общественностью региона и России:
учрежден Сталинградский факел Победы, действует
Фонд «Педагогический поиск».
Педагогический коллектив лицея
состоит из опытных, высококвалифицированных
кадров учителей, преподавателей вуза –
профессоров, доцентов.
Волгоградский педагогический лицей
проводит широкую опытно-экспериментальную,
научно-исследовательскую работу, на протяжении
многих лет является базой для диссертационных
исследований Волгоградского педуниверситета.
Имеет тесные связи со всеми факультетами ВГПУ,
кафедрами педагогики, научных основ управления
педагогическими системами, Центром
пединноваций.
В лицее успешно работают две
научно-исследовательские лаборатории по
проблемам лицейского педагогического
образования (рук. проф. B.B.Сериков) и
валеологический центр (pyк. проф. Е.А.Шульгин).
Активно внедряются в практику новые
образовательные технологии, организационные
структуры и механизмы, управленческие модели,
направленные на дальнейшее совершенствование
лицейского воспитания и образования, изучается и
внедряется прогрессивный отечественный и
зарубежный опыт работы по подготовке
педагогических кадров.
Возрождая традиции Царскосельского
лицея, целенаправленно готовившего юношей «для
службы государственной», Волгоградский лицей в
творческом содружестве с Волгоградским
государственным педуниверситетом комплексно
готовит юношей для службы государству и народу
на ниве просвещения. Волгоградский
педагогический лицей своей деятельностью
осуществляет связь между прошлым, настоящим и
будущим России, закладывая прочный
интеллектуально-нравственный фундамент
развития нашей страны в третьем тысячелетии.
В 2000 г. лицей подтвердил статус
Федеральной экспериментальной площадки
Министерства образования РФ. Разработана и
успешно реализуется комплексная Программа
развития лицея на второе десятилетие, которая
осуществляет на практике идею и
социально-педагогическую инициативу автора
первого и единственного в стране мужского
педагогического лицея.
Посвящение в лицеисты
Торжественное обещание
Я, ____________, получая почетное звание
«Лицеист Волгоградского мужского
педагогического лицея», на священной земле моего
Отечества, из рук Родины, перед лицом своих
товарищей, наставников, родителей и общества
торжественно обещаю:
1. Стать учителем и посвятить себя
воплощению в жизнь государственной задачи
нашего лицея:
«Воспитать Отчизне патриота –
достойного гражданина Родины!»
2. Став учителем, в каждом ученике
видеть человека, уважать личность и достоинство
человека, воспитывать, учить и верить в человека,
любить человека, вести борьбу за человека.
3. Изучать родной край, созидательный и
ратный труд своих земляков, добывать знания и
творчески развивать науку, активно воспитывать в
себе непреходящие человеческие ценности:
трудолюбие, скромность, преданность, патриотизм,
веру, любовь.
4. Быть мужчиной и, если понадобится,
суметь защитить честь и достоинство свое, своего
рода, своих товарищей, своей Родины.
Впредь и навсегда законом своей жизни
утверждаю девиз нашего лицея:
«Родина. Долг. Честь!»
5. Строго соблюдать устав и кодекс
чести лицейского братства.
6. Свято беречь престиж и приумножать
славу нашего редкого лицея.
7. Свято беречь и постоянно носить
нагрудный знак, врученный мне на Мамаевом
кургане как символ чести и достоинства
воспитанника Волгоградского мужского
педагогического лицея.
Прошу моих товарищей и наставников
оказывать мне помощь:
– в учебе, труде и становлении меня как
личности;
– в укреплении в моем сознании и
действиях принципов данного мною обещания.
Если я буду пренебрегать советами и
нарушу данное мною обещание, считать меня
недостойным доверия, лишить звания лицеиста и
всех прав, предоставленных мне этим почетным
званием.
Торжественное обещание даю на главной
высоте России – Мамаевом кургане – в
присутствии моих товарищей, наставников,
родителей и общества и скрепляю этот документ
своей подписью:
__________
19 октября, ____ год
Мамаев курган
г. Волгоград
Кодекс чести
лицейского братства Волгоградского мужского
педагогического лицея
...Самая прочная, верная и прекрасная
дружба –
это взаимная любовь людей достойных,
в основе которой, естественно,
лежит добродетель и благо.
Аристотель
Раздел 1. Критерии личности
лицеиста.
1. Здоров и бодр.
2. Трудолюбив и скромен.
3. Дисциплинирован, вежлив и
законопослушен.
4. Настойчиво добивающийся высокого
уровня знаний, умений, навыков на благо развития
науки и культуры.
5. Патриот Отечества, гуманист и
демократ.
Раздел 2. Схема пяти постулатов
своего «Я», способствующих формированию
профессионально-педагогического, мужского,
патриотического и гражданского самосознания
лицеиста в процессе воспитания и обучения в
Волгоградском мужском педагогическом лицее.
1. Я – мужчина.
2. Я – патриот и гражданин.
3. Я – лицеист.
4. Я – будущий педагог,
учитель-воспитатель.
5. Я – будущий глава семейства.
Раздел 3. Программа кодекса чести
определяет основные критерии и положения пяти
постулатов своего «Я», а также систему понятий,
действий и линию поведения лицеиста,
приобретающего личностные качества педагога и
гражданина в процессе
интеллектуально-физического и духовного
развития и становления
профессионально-педагогического самосознания
во время учебы в лицее и ВГПУ. Кодекс чести
реализуется в:
– жизни, труде, процессе общения и
деятельности, любой ситуации;
– системе взаимоотношений с
другими людьми.
Понятие своего «Я» включает в себя
также и то, каким человек видит себя в данный
момент, и то, каким он стремится стать в будущем.
1. Я – мужчина
1.1. Помни, что мудрость и мужество –
главные достоинства мужчины.
1.2. Помни, что смелость, решительность и
твердость в своих решениях, поступках, жизни и
деятельности – отличительная черта, настоящего
мужчины.
1.3. Умей анализировать свои поступки
и дела, соблюдая принципы гуманности и
человеколюбия.
1.4. Умей держать себя в руках и не теряй
самообладания в любой ситуации.
1.5. Помни, что забота о благе и
готовность к защите Отечества – главный долг
мужчины.
1.6. Уважай женщину с позиции мужского
самосознания в любой ситуации.
1.7. Не обижай младшего, уважай старшего,
не глумись над больным и несчастным.
1.8. Заботься и уважай своих родных и
близких.
1.9. Приди на помощь слабому и
нуждающемуся.
1.10. Будь вежлив и сострадателен,
откликнись на чужую беду.
1.11. Умей содержать в чистоте и
порядке имя, честь и достоинство свое.
2. Я – патриот
2.1. Уважай себя как человека и
личность, заботься о собственном авторитете,
помни, что с этого начинается понятие «забота о
человеке» и всякое благородное дело надо
начинать с себя.
2.2. С юношеских лет готовься к труду, а
если понадобится, то и к защите Отечества – это
твой долг за то, что ты получил от народа.
2.3. Уважай свою семью, свой род, своих
лицейских братьев и заботься о них, почитай
старших, будь примером для младших.
2.4. Уважай свою первую школу и лицей,
которые дали тебе знания и путевку в жизнь.
2.5. Уважай своих земляков и свой родной
край. Не возводи в степень охаивания проблемы
родного края. Твой долг – принять меры к их
решению.
2.6. Умей защищать честь и достоинство
свое, своего рода, своего родного края и своих
земляков, своего Отечества. Всегда помни, что оно
у нас одно на всех и забота о нем – это наш долг и
наша честь. Помни всегда: нельзя быть героем,
сражаясь против Отечества.
2.7. Изучай историю родного края,
славные дела земляков и народа на твоей земле и
постарайся внести достойный вклад в дело
доблести и славы своего родного края, своего
Отечества.
2.8. Люби и украшай родную землю: она
тебя родила и воспитала, и по делам твоим воздаст
должное и в настоящем, и будущем.
3. Я – лицеист
3.1. Заботься о своем здоровье – это
твое счастье и богатство Родины.
3.2. Помни, что твое высокое мнение о
достоинстве и значении профессии учителя,
воспитателя, организатора детского коллектива –
залог успешной учебы в Волгоградском мужском
педагогическом лицее.
3.3. Будь оптимистом. Все проблемы
преодолевают целеустремленность, настойчивость
и разум.
3.4. Будь трудолюбив и скромен, помни,
что источником жизни человека является
созидательный труд. Помни, что труд лицеиста
имеет три разновидности – учебный, общественно
полезный, обслуживающий.
3.5. Будь честен, добр и вежлив. Эти три
общечеловеческие ценности недорого стоят
лицеисту, но очень ценятся людьми и играют важную
роль в системе лицейского братства.
3.6. Будь дисциплинирован, обязателен
и законопослушен, почитай нравы и обычаи своих
родных и земляков.
3.7. Помни, что каждый лицеист
Волгоградского педагогического лицея – твой
единомышленник и друг, товарищ и брат по душе и
нраву на всю твою жизнь.
3.8. Свято береги престиж и приумножай
славу родного лицея и нашего лицейского
братства.
3.9. Постоянно изучай нормативные
документы нашего лицея и помни, что в них
заложены авторские идеи и основы педагогических
технологий, способствующих становлению твоего
профессионально-педагогического и мужского
самосознания.
3.10. На знамени нашего лицея – девиз:
«Родина. Долг. Честь!». Это девиз твоей жизни.
Родина дала тебе достояние свое для становления
тебя как гражданина и будущего педагога. Помни,
что своим созидательным трудом ты возвращаешь
долг Родине и обществу и обязан принимать
участие в накоплении средств для гражданского
становления грядущих поколений. В этом твоя
честь.
4. Я – будущий педагог
4.1. Помни всегда: основа твоей будущей
профессии педагога – это забота о благе
человека, его здоровье и жизни, при строгом
соблюдении принципа «Не навреди!».
4.2. Постигая профессию учителя, знай,
что уважительное отношение к учащимся и их
родителям – твой профессиональный долг.
4.3. Будь требователен и строг к себе и
своим воспитанникам, но при этом помни всегда,
что несправедливость, жестокость – самые
вредные качества в твоей профессии.
4.4. Будь внимателен и добр, широко
применяй методы поощрения как форму организации
воспитанника. В самых крайних случаях, применяя
наказания, помни о том, что лучше не наказать
виновного, чем наказать невиновного.
4.5. Помни содержание Торжественного
обещания лицеиста, которое ты давал на Мамаевом
кургане – это составная часть программы твоей
жизни и педагогической деятельности.
4.6. В своих творческих поисках и
повседневной деятельности воспитывай в себе и
сознании воспитанников уважение к природе и
животному миру.
4.7. Добывай высокий уровень знаний
науки и культуры. Помни и знай, что взрослые и
дети почитают и любят педагога – человека
высокой образованности, культуры и
нравственности.
4.8. Трудись творчески. Помни, что
красота и изящество, творчество, эксперимент,
строгий самоанализ и принципиальная самооценка
– необходимые условия деятельности в избранной
тобой профессии.
4.9. Знай, что
профессионально-педагогическое самосознание,
самоопределение, самоанализ и самооценка в твоих
делах и поступках складываются в линию твоего
поведения, определяемую такими вопросами: Кто я
такой? Где я нахожусь? Что происходит? Как я
должен себя вести? Предполагаемый результат
моего решения? Совокупность этих вопросов
составляет «Золотое правило поведения учителя».
4.10. Всегда помни, что «Золотое
правило поведения учителя» поможет тебе в жизни
и педагогической деятельности быть на уровне тех
высоких требований, которые предъявляют к
учителю родители, любящие своих детей, и
общество, заботящееся о воспитании и обучении
подрастающего поколения.
4.11. Знай, что
профессионально-педагогические знания, умения и
навыки добываются и совершенствуются учителем
постоянно. Учитель, который перестал учиться,
перестает быть учителем.
4.12. Помни, что слово в твоей профессии
– сильнейшее средство и оружие. Не всегда говори,
что знаешь, но всегда знай и умей, что ты говоришь,
кому говоришь и зачем говоришь.
4.13. Помни и знай, что соблюдение
правил коммуникабельности, субординации и
принципов уважения во взаимоотношениях с
руководителями; товарищами по профессии,
учащимися и их родителями и обществом обеспечат
тебе нормальные условия в становлении твоего
профессионально-педагогического самосознания,
практической деятельности, повседневной жизни и
общении с людьми.
4.14. Изучая историю, образовательные
системы и состояние школ во все времена у разных
народов мира, с профессионально-педагогической
самосознательностью возьми все лучшее для
проекта своей авторской школы. Но помни всегда,
что ты россиянин, организатор, учитель и
воспитатель молодежи России, хранитель и творец
лучших национальных традиций Отечества.
4.15. Готовься к тому, что учитель, изучая
с учащимися основы наук и законы жизни, обязан
принимать активное участие в происходящих
событиях своего Отечества.
4.16. Помни о том, что лицей – та ступень
в твоей жизни, с которой начинается
самоопределение глубокой убежденности и
самосознание того, что ты хороший учитель,
стоящий человек, что в тебе нуждаются люди.
4.17. Знай и помни, что своим успешным
трудом ты способствуешь реализации идеи и
социально-педагогической инициативы основателя
нашего лицея о возрождении социальной категории
«народный учитель» в сельских школах
Волгоградской области и России.
5. Я –
будущий глава семейства
5.1. Помни, что в юности закладываются
основы твоей будущей профессии и жизни.
5.2. В нормальной семье российского
типа, как и в большинстве стран мира, главой семьи
является мужчина, поэтому с юных лет готовься к
этой жизненно важной обязанности.
5.3. На главе семьи лежит
ответственность за ее создание, материальный
достаток и престиж, за будущее потомков.
5.4. Помни и знай, что удачно, разумно
созданная и крепкая семья – залог твоих успехов
в жизни, делах общества.
5.5. Для создания семьи по сердцу и
уму определи себе спутницу жизни – жену, с
которой тебе предстоит прожить жизнь.
5.6. Прежде чем думать о семье и
создать ее, ты должен прочно «стоять на ногах» в
моральном и материальном плане и быть готовым
нести ответственность перед народом, своей
избранницей и своей совестью за все, что
произойдет после вступления в брачные отношения.
5.7. Помни и знай, что главная опора
семьи – порядочность и взаимное уважение
супругов.
5.8. Знай и будь уверен в том, что твоя
жизнь, деятельность и линия поведения когда-то
станут достижением твоей семьи, потомков,
земляков и Родины и принесут им радость, гордость
и славу.
Лицей глазами учеников
Николай Яковлев — из
реферата «Я — лицеист»:
«Прежде всего меня в лицее поразила
чистота, а это говорит о многом, а также то, что
ребята здесь не ссорятся — они сплочены в один
коллектив как братья... В памяти каждого из нас
останется клятва на Мамаевом кургане. Я очень
волновался... Главное отличие лицея от
общеобразовательной школы в том, что здесь
каждый сам добывает себе знания, а учителя ему в
этом помогают».
Дмитрий Каменев — из
реферата «Я — учитель»:
«Благодаря педагогической практике я
утвердился в том, что правильно выбрал свою
будущую профессию, и понял, что представляет из
себя профессия учителя: она очень сложная, но в то
же время интересная, требующая полной отдачи.
Нельзя работать с детьми, если ты к ним
равнодушен. Преподаватель, тем более из сельской
местности, должен быть очень артистичным. Его
знания не должны заканчиваться на своем
предмете. Учитель в селе должен быть мастером на
все руки...»
Николай Яковлев — из
реферата «Я — учитель»:
«На первой педпрактике я серьезно
воспринял учительскую профессию, но после второй
задумался о дальнейшей моей жизни на учительской
стезе.
Я не боюсь того, что мне нужно будет
учиться всю жизнь и не собираюсь отступать перед
трудностями. Вторая практика дала мне
уверенность в том, что я смогу быть учителем, но
для этого еще очень много нужно познать и
учиться...»
Дмитрий Земляков — из
реферата «Я — учитель»:
«Проанализировав весь период учебы в
лицее, я сделал вывод, что все свои жизненные
принципы, знания и умения я получил здесь. В
отличие от обычных школ в лицее дается более
широкий спектр знаний. Полученные на занятиях по
электротехнике, дизайну, мировой художественной
культуре, они мне очень помогут в дальнейшей
работе, потому что в сельских школах учителя —
это и электрики, и плотники, и маляры. Помимо этих
предметов я добываю знания
физико-математического направления, потому что
собираюсь стать учителем физики и математики. В
этой области нас готовят отличные мастера,
действительно знающие свое дело».
Владимир Смутнев, лицеист
первого выпуска:
«...Хочу доложить, что девиз лицеиста
“Честь. Долг. Отечество” мною строго хранится и
соблюдается. В феврале 1995 г., после окончания
Галицынского военного института пограничных
войск РФ с отличием по специальности социальный
педагог-психолог, я был направлен для
прохождения дальнейшей воинской службы в
республику Грузия (г. Батуми), где служу в
настоящее время и командую пограничной заставой,
которая охраняет внешние рубежи СНГ. С самым
теплым чувством вспоминаю время обучения в лицее
и считаю, что это были лучшие годы моей юности.
Большое спасибо лицею, Вам, Федор Федорович, за
то, что Вы “расшифровали” и правильно объяснили
нам понятия таких слов, как “долг”, “честь”,
“Отечество”. Считаю, что военно-патриотическое
воспитание должно быть основным при воспитании
юношей, и особенно тех, кто решил стать учителем».
При подготовке материала
использованы:
Авторская педагогическая система
Ф.Ф.Слипченко : Теоретические основы и опыт
инновационной деятельности мужского
педагогического лицея. – Волгоград : Перемена,
1999. – 202 с.; Авторская школа народного учителя :
буклет.
|