Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2004


КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

Я иду на педсовет

Людмила Сухова

Я – будущий педагог

Мальчишеское братство Волгоградского мужского педагогического лицея

Чего не хватает в школе? На этот вопрос ответить не сложно, да и списки этих «не хватает» похожи друг на друга. А вот кого не хватает в школе? Учеников? Родителей? Учителей? Для каждой школы – свой ответ. Но есть общий для всех (или почти для всех) – не хватает учителей – мужчин.

– Размечтались! Да где ж их взять?

– В Волгограде! В этом городе-герое есть мужской педагогический лицей, который возглавляет Федор Федорович Слипченко.

За десятилетие экспериментальной работы в лицее подготовлено более 400 выпускников, около 200 лицеистов, закончив педуниверситет, уже работают в сельских школах области. Опыт лицея представлен в 3 монографиях, более 200 статьях, издано 5 книг-сбopников.

Живут и учатся в лицее мальчишки. Попробуй, запомни все имена. А ошибиться нельзя: обидится Сережка, если его Андреем назовут (или того хуже – решит, что учителю не понравился).

Может поэтому и появилось общее имя для всех – сынок.

«Сынок, проводи гостей в наш музей», – просит директор старшеклассника.

«Как дела, сынок?» – это уже Федор Федорович обращается к новичку.

Так шли мы по школе, а сынки рассказывали нам о музее, о том, что Федор Федорович всю свою библиотеку передал школе… О чем бы ни заходили разговоры, неизменно слышали: Федор Федорович рассказал…, с Федором Федоровичем были…, Федор Федорович научил…

Официально

Волгоградский лицей – это авторская школа. Автором идеи и социально-педагогической инициативы создания модели инновационного образовательного учреждения, возрождающего лучшие традиции лицейского образования России, является ее генеральный директор – Федор Федорович Слипченко.

Федор Федорович СлипченкоФедор Федорович автор идеи возрождения лицейского образования в России, создатель и генеральный директор Волгоградского мужского педагогического лицея.

Педагогическую деятельность начал в 1940 г. пионерским вожатым, воевал, служил в рядах Советской Армии. По окончании Сталинградского педагогического института с 1954 г. работал в Тракторозаводском районе г. Волгограда на должностях учителя истории, директора школ № 28 и 26, заведующего районным отделом образования. В 1970 г. возглавил общеобразовательную школу-интернат № 4, которую по решению облисполкома в 1988 г. преобразовал в мужской педагогический лицей.

Награжден орденами и медалями – боевыми, трудовыми, юбилейными.

Имеет почетные звания: народный учитель СССР, Заслуженный учитель школы РСФСР, Почетный член Петровской академии наук и искусств, Почетный гражданин города-героя Волгограда.

Волгоградский лицей (областная экспериментальная мужская средняя школа-интернат педагогического профиля) открыт 1 сентября 1988 г.

В 1990 г. лицей получил статус экспериментальной педагогической площадки Министерства образования РФ. С 1993 г. является структурным подразделением Волгоградского государственного педагогического университета в составе единого учебно-научно-педагогического комплекса по профориентации, отбору, подготовке и повышению квалификации педагогических кадров для региона.

Учитывая острую потребность региона в квалифицированных кадрах учителей-мужчин для сельских школ, лицей решает задачи воспитания, обучения и ориентации на профессию педагога юношей, постоянно проживающих в сельской местности Волгоградской области, способных в условиях рыночной экономики воспитать сельского жителя, крестьянина-труженика, хозяина земли.

Юноши в лицее обучаются в течение 5 лет: с 8-го по 12-й класс. Для организации и проведения учебно-воспитательного процесса лицей располагает широкой материальной базой: учебными кабинетами, лабораториями, библиотекой, читальным залом, спортивным комплексом, учебно-опытным участком, военным городком, общежитиями. В лицее имеется Народный музей боевой и трудовой славы тракторозаводцев. В районах области организованы учебно-опытное хозяйство и четыре филиала в сельских школах, где лицеисты проходят педагогическую и сельскохозяйственную практику.

Лицей разрабатывает и реализует специальные, в том числе авторские, учебные планы и программы, позволяющие лицеистам получить углубленное общее среднее образование профессионально-педагогической направленности. Разработаны и успешно реализуются совместно с педуниверситетом сквозные образовательные программы по базовым предметам и профилям, a также дополнительный развивающий блок учебного плана – «мир увлечений». Центральную роль в системе образования играет метапредмет «Практическая педагогика» aвторский курс Ф.Ф.Слипченко – это эстафета житейской мудрости предшествующих поколений, это эстафета профессионально-педагогического и жизненного опыта автора идеи и социально-педагогической инициативы создания лицея, это основа педагогической науки, адаптированной в условиях социально-идеологических и общественно-экономических изменений в жизни Отечества.

Учебный план лицея экспериментально вариативен. Лицеисты, склонные к педагогической деятельности, могут получить в лицее дополнительную квалификацию «Организатор воспитательной допризывной, физкультурно-оздоровительной деятельности», а по договору с Волгоградским педагогическим университетом лицеистам, проявившим устойчивый интерес к педагогической деятельности и определенные способности по отдельным предметам, предоставляется возможность дополнительно, под руководством профессорско-преподавательского состава кафедр университета, изучать начальный курс вуза по избранной специальности и принимать участие в научной деятельности.

Развитие инновационной авторской школы является фундаментом авторской педагогической системы Ф.Ф.Слипченко, основополагающим компонентом которой является воспитание личности педагога, патриота, гражданина.

Основными элементами воспитательной системы определены:

– воспитание здорового образа жизни;

– воспитание трудолюбия в постижении высокого уровня знаний наук, культуры, а также навыков и умений, необходимых сельскому жителю;

– воспитание патриотизма, дисциплинированности, законопослушания.

Особое место в жизнедеятельности лицея занимают традиции (праздники, экспедиции по историческим местам России), лицейская символика (знамя, лицейский знак, гимн, форма), а также сформулированные в кодексе чести лицейского братства ценностные ориентиры.

Волгоградский лицей является автором ряда социально-патриотических инициатив, поддержанных общественностью региона и России: учрежден Сталинградский факел Победы, действует Фонд «Педагогический поиск».

Педагогический коллектив лицея состоит из опытных, высококвалифицированных кадров учителей, преподавателей вуза – профессоров, доцентов.

Волгоградский педагогический лицей проводит широкую опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую работу, на протяжении многих лет является базой для диссертационных исследований Волгоградского педуниверситета. Имеет тесные связи со всеми факультетами ВГПУ, кафедрами педагогики, научных основ управления педагогическими системами, Центром пединноваций.
В лицее успешно работают две научно-исследовательские лаборатории по проблемам лицейского педагогического образования (рук. проф. B.B.Сериков) и валеологический центр (pyк. проф. Е.А.Шульгин). Активно внедряются в практику новые образовательные технологии, организационные структуры и механизмы, управленческие модели, направленные на дальнейшее совершенствование лицейского воспитания и образования, изучается и внедряется прогрессивный отечественный и зарубежный опыт работы по подготовке педагогических кадров.

Возрождая традиции Царскосельского лицея, целенаправленно готовившего юношей «для службы государственной», Волгоградский лицей в творческом содружестве с Волгоградским государственным педуниверситетом комплексно готовит юношей для службы государству и народу на ниве просвещения. Волгоградский педагогический лицей своей деятельностью осуществляет связь между прошлым, настоящим и будущим России, закладывая прочный интеллектуально-нравственный фундамент развития нашей страны в третьем тысячелетии.

В 2000 г. лицей подтвердил статус Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ. Разработана и успешно реализуется комплексная Программа развития лицея на второе десятилетие, которая осуществляет на практике идею и социально-педагогическую инициативу автора первого и единственного в стране мужского педагогического лицея.

Посвящение в лицеисты

Торжественное обещание

Я, ____________, получая почетное звание «Лицеист Волгоградского мужского педагогического лицея», на священной земле моего Отечества, из рук Родины, перед лицом своих товарищей, наставников, родителей и общества торжественно обещаю:

1. Стать учителем и посвятить себя воплощению в жизнь государственной задачи нашего лицея:

«Воспитать Отчизне патриота – достойного гражданина Родины!»

2. Став учителем, в каждом ученике видеть человека, уважать личность и достоинство человека, воспитывать, учить и верить в человека, любить человека, вести борьбу за человека.

3. Изучать родной край, созидательный и ратный труд своих земляков, добывать знания и творчески развивать науку, активно воспитывать в себе непреходящие человеческие ценности: трудолюбие, скромность, преданность, патриотизм, веру, любовь.

4. Быть мужчиной и, если понадобится, суметь защитить честь и достоинство свое, своего рода, своих товарищей, своей Родины.

Впредь и навсегда законом своей жизни утверждаю девиз нашего лицея:

«Родина. Долг. Честь!»

5. Строго соблюдать устав и кодекс чести лицейского братства.

6. Свято беречь престиж и приумножать славу нашего редкого лицея.

7. Свято беречь и постоянно носить нагрудный знак, врученный мне на Мамаевом кургане как символ чести и достоинства воспитанника Волгоградского мужского педагогического лицея.

Прошу моих товарищей и наставников оказывать мне помощь:

– в учебе, труде и становлении меня как личности;

– в укреплении в моем сознании и действиях принципов данного мною обещания.

Если я буду пренебрегать советами и нарушу данное мною обещание, считать меня недостойным доверия, лишить звания лицеиста и всех прав, предоставленных мне этим почетным званием.

Торжественное обещание даю на главной высоте России – Мамаевом кургане – в присутствии моих товарищей, наставников, родителей и общества и скрепляю этот документ своей подписью:

__________
19 октября, ____ год
Мамаев курган
г. Волгоград

Кодекс чести
лицейского братства Волгоградского мужского педагогического лицея

...Самая прочная, верная и прекрасная дружба –
это взаимная любовь людей достойных,
в основе которой, естественно,
лежит добродетель и благо.

Аристотель

Раздел 1. Критерии личности лицеиста.

1. Здоров и бодр.

2. Трудолюбив и скромен.

3. Дисциплинирован, вежлив и законопослушен.

4. Настойчиво добивающийся высокого уровня знаний, умений, навыков на благо развития науки и культуры.

5. Патриот Отечества, гуманист и демократ.

Раздел 2. Схема пяти постулатов своего «Я», способствующих формированию профессионально-педагогического, мужского, патриотического и гражданского самосознания лицеиста в процессе воспитания и обучения в Волгоградском мужском педагогическом лицее.

1. Я – мужчина.

2. Я – патриот и гражданин.

3. Я – лицеист.

4. Я – будущий педагог, учитель-воспитатель.

5. Я – будущий глава семейства.

Раздел 3. Программа кодекса чести определяет основные критерии и положения пяти постулатов своего «Я», а также систему понятий, действий и линию поведения лицеиста, приобретающего личностные качества педагога и гражданина в процессе интеллектуально-физического и духовного развития и становления профессионально-педагогического самосознания во время учебы в лицее и ВГПУ. Кодекс чести реализуется в:

– жизни, труде, процессе общения и деятельности, любой ситуации;

– системе взаимоотношений с другими людьми.

Понятие своего «Я» включает в себя также и то, каким человек видит себя в данный момент, и то, каким он стремится стать в будущем.

1. Я – мужчина

1.1. Помни, что мудрость и мужество – главные достоинства мужчины.

1.2. Помни, что смелость, решительность и твердость в своих решениях, поступках, жизни и деятельности – отличительная черта, настоящего мужчины.

1.3. Умей анализировать свои поступки и дела, соблюдая принципы гуманности и человеколюбия.

1.4. Умей держать себя в руках и не теряй самообладания в любой ситуации.

1.5. Помни, что забота о благе и готовность к защите Отечества – главный долг мужчины.

1.6. Уважай женщину с позиции мужского самосознания в любой ситуации.

1.7. Не обижай младшего, уважай старшего, не глумись над больным и несчастным.

1.8. Заботься и уважай своих родных и близких.

1.9. Приди на помощь слабому и нуждающемуся.

1.10. Будь вежлив и сострадателен, откликнись на чужую беду.

1.11. Умей содержать в чистоте и порядке имя, честь и достоинство свое.

2. Я – патриот

2.1. Уважай себя как человека и личность, заботься о собственном авторитете, помни, что с этого начинается понятие «забота о человеке» и всякое благородное дело надо начинать с себя.

2.2. С юношеских лет готовься к труду, а если понадобится, то и к защите Отечества – это твой долг за то, что ты получил от народа.

2.3. Уважай свою семью, свой род, своих лицейских братьев и заботься о них, почитай старших, будь примером для младших.

2.4. Уважай свою первую школу и лицей, которые дали тебе знания и путевку в жизнь.

2.5. Уважай своих земляков и свой родной край. Не возводи в степень охаивания проблемы родного края. Твой долг – принять меры к их решению.

2.6. Умей защищать честь и достоинство свое, своего рода, своего родного края и своих земляков, своего Отечества. Всегда помни, что оно у нас одно на всех и забота о нем – это наш долг и наша честь. Помни всегда: нельзя быть героем, сражаясь против Отечества.

2.7. Изучай историю родного края, славные дела земляков и народа на твоей земле и постарайся внести достойный вклад в дело доблести и славы своего родного края, своего Отечества.

2.8. Люби и украшай родную землю: она тебя родила и воспитала, и по делам твоим воздаст должное и в настоящем, и будущем.

3. Я – лицеист

3.1. Заботься о своем здоровье – это твое счастье и богатство Родины.

3.2. Помни, что твое высокое мнение о достоинстве и значении профессии учителя, воспитателя, организатора детского коллектива – залог успешной учебы в Волгоградском мужском педагогическом лицее.

3.3. Будь оптимистом. Все проблемы преодолевают целеустремленность, настойчивость и разум.

3.4. Будь трудолюбив и скромен, помни, что источником жизни человека является созидательный труд. Помни, что труд лицеиста имеет три разновидности – учебный, общественно полезный, обслуживающий.

3.5. Будь честен, добр и вежлив. Эти три общечеловеческие ценности недорого стоят лицеисту, но очень ценятся людьми и играют важную роль в системе лицейского братства.

3.6. Будь дисциплинирован, обязателен и законопослушен, почитай нравы и обычаи своих родных и земляков.

3.7. Помни, что каждый лицеист Волгоградского педагогического лицея – твой единомышленник и друг, товарищ и брат по душе и нраву на всю твою жизнь.

3.8. Свято береги престиж и приумножай славу родного лицея и нашего лицейского братства.

3.9. Постоянно изучай нормативные документы нашего лицея и помни, что в них заложены авторские идеи и основы педагогических технологий, способствующих становлению твоего профессионально-педагогического и мужского самосознания.

3.10. На знамени нашего лицея – девиз: «Родина. Долг. Честь!». Это девиз твоей жизни. Родина дала тебе достояние свое для становления тебя как гражданина и будущего педагога. Помни, что своим созидательным трудом ты возвращаешь долг Родине и обществу и обязан принимать участие в накоплении средств для гражданского становления грядущих поколений. В этом твоя честь.

4. Я – будущий педагог

4.1. Помни всегда: основа твоей будущей профессии педагога – это забота о благе человека, его здоровье и жизни, при строгом соблюдении принципа «Не навреди!».

4.2. Постигая профессию учителя, знай, что уважительное отношение к учащимся и их родителям – твой профессиональный долг.

4.3. Будь требователен и строг к себе и своим воспитанникам, но при этом помни всегда, что несправедливость, жестокость – самые вредные качества в твоей профессии.

4.4. Будь внимателен и добр, широко применяй методы поощрения как форму организации воспитанника. В самых крайних случаях, применяя наказания, помни о том, что лучше не наказать виновного, чем наказать невиновного.

4.5. Помни содержание Торжественного обещания лицеиста, которое ты давал на Мамаевом кургане – это составная часть программы твоей жизни и педагогической деятельности.

4.6. В своих творческих поисках и повседневной деятельности воспитывай в себе и сознании воспитанников уважение к природе и животному миру.

4.7. Добывай высокий уровень знаний науки и культуры. Помни и знай, что взрослые и дети почитают и любят педагога – человека высокой образованности, культуры и нравственности.

4.8. Трудись творчески. Помни, что красота и изящество, творчество, эксперимент, строгий самоанализ и принципиальная самооценка – необходимые условия деятельности в избранной тобой профессии.

4.9. Знай, что профессионально-педагогическое самосознание, самоопределение, самоанализ и самооценка в твоих делах и поступках складываются в линию твоего поведения, определяемую такими вопросами: Кто я такой? Где я нахожусь? Что происходит? Как я должен себя вести? Предполагаемый результат моего решения? Совокупность этих вопросов составляет «Золотое правило поведения учителя».

4.10. Всегда помни, что «Золотое правило поведения учителя» поможет тебе в жизни и педагогической деятельности быть на уровне тех высоких требований, которые предъявляют к учителю родители, любящие своих детей, и общество, заботящееся о воспитании и обучении подрастающего поколения.

4.11. Знай, что профессионально-педагогические знания, умения и навыки добываются и совершенствуются учителем постоянно. Учитель, который перестал учиться, перестает быть учителем.

4.12. Помни, что слово в твоей профессии – сильнейшее средство и оружие. Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай и умей, что ты говоришь, кому говоришь и зачем говоришь.

4.13. Помни и знай, что соблюдение правил коммуникабельности, субординации и принципов уважения во взаимоотношениях с руководителями; товарищами по профессии, учащимися и их родителями и обществом обеспечат тебе нормальные условия в становлении твоего профессионально-педагогического самосознания, практической деятельности, повседневной жизни и общении с людьми.

4.14. Изучая историю, образовательные системы и состояние школ во все времена у разных народов мира, с профессионально-педагогической самосознательностью возьми все лучшее для проекта своей авторской школы. Но помни всегда, что ты россиянин, организатор, учитель и воспитатель молодежи России, хранитель и творец лучших национальных традиций Отечества.

4.15. Готовься к тому, что учитель, изучая с учащимися основы наук и законы жизни, обязан принимать активное участие в происходящих событиях своего Отечества.

4.16. Помни о том, что лицей – та ступень в твоей жизни, с которой начинается самоопределение глубокой убежденности и самосознание того, что ты хороший учитель, стоящий человек, что в тебе нуждаются люди.

4.17. Знай и помни, что своим успешным трудом ты способствуешь реализации идеи и социально-педагогической инициативы основателя нашего лицея о возрождении социальной категории «народный учитель» в сельских школах Волгоградской области и России.

Торжественное обещание лицеиста5. Я – будущий глава семейства

5.1. Помни, что в юности закладываются основы твоей будущей профессии и жизни.

5.2. В нормальной семье российского типа, как и в большинстве стран мира, главой семьи является мужчина, поэтому с юных лет готовься к этой жизненно важной обязанности.

5.3. На главе семьи лежит ответственность за ее создание, материальный достаток и престиж, за будущее потомков.

5.4. Помни и знай, что удачно, разумно созданная и крепкая семья – залог твоих успехов в жизни, делах общества.

5.5. Для создания семьи по сердцу и уму определи себе спутницу жизни – жену, с которой тебе предстоит прожить жизнь.

5.6. Прежде чем думать о семье и создать ее, ты должен прочно «стоять на ногах» в моральном и материальном плане и быть готовым нести ответственность перед народом, своей избранницей и своей совестью за все, что произойдет после вступления в брачные отношения.

5.7. Помни и знай, что главная опора семьи – порядочность и взаимное уважение супругов.

5.8. Знай и будь уверен в том, что твоя жизнь, деятельность и линия поведения когда-то станут достижением твоей семьи, потомков, земляков и Родины и принесут им радость, гордость и славу.

Лицей глазами учеников

Николай Яковлев — из реферата «Я — лицеист»:

«Прежде всего меня в лицее поразила чистота, а это говорит о многом, а также то, что ребята здесь не ссорятся — они сплочены в один коллектив как братья... В памяти каждого из нас останется клятва на Мамаевом кургане. Я очень волновался... Главное отличие лицея от общеобразовательной школы в том, что здесь каждый сам добывает себе знания, а учителя ему в этом помогают».

Дмитрий Каменев — из реферата «Я — учитель»:

«Благодаря педагогической практике я утвердился в том, что правильно выбрал свою будущую профессию, и понял, что представляет из себя профессия учителя: она очень сложная, но в то же время интересная, требующая полной отдачи. Нельзя работать с детьми, если ты к ним равнодушен. Преподаватель, тем более из сельской местности, должен быть очень артистичным. Его знания не должны заканчиваться на своем предмете. Учитель в селе должен быть мастером на все руки...»

Николай Яковлев — из реферата «Я — учитель»:

«На первой педпрактике я серьезно воспринял учительскую профессию, но после второй задумался о дальнейшей моей жизни на учительской стезе.

Я не боюсь того, что мне нужно будет учиться всю жизнь и не собираюсь отступать перед трудностями. Вторая практика дала мне уверенность в том, что я смогу быть учителем, но для этого еще очень много нужно познать и учиться...»

Дмитрий Земляков — из реферата «Я — учитель»:

«Проанализировав весь период учебы в лицее, я сделал вывод, что все свои жизненные принципы, знания и умения я получил здесь. В отличие от обычных школ в лицее дается более широкий спектр знаний. Полученные на занятиях по электротехнике, дизайну, мировой художественной культуре, они мне очень помогут в дальнейшей работе, потому что в сельских школах учителя — это и электрики, и плотники, и маляры. Помимо этих предметов я добываю знания физико-математического направления, потому что собираюсь стать учителем физики и математики. В этой области нас готовят отличные мастера, действительно знающие свое дело».

Владимир Смутнев, лицеист первого выпуска:

«...Хочу доложить, что девиз лицеиста “Честь. Долг. Отечество” мною строго хранится и соблюдается. В феврале 1995 г., после окончания Галицынского военного института пограничных войск РФ с отличием по специальности социальный педагог-психолог, я был направлен для прохождения дальнейшей воинской службы в республику Грузия (г. Батуми), где служу в настоящее время и командую пограничной заставой, которая охраняет внешние рубежи СНГ. С самым теплым чувством вспоминаю время обучения в лицее и считаю, что это были лучшие годы моей юности. Большое спасибо лицею, Вам, Федор Федорович, за то, что Вы “расшифровали” и правильно объяснили нам понятия таких слов, как “долг”, “честь”, “Отечество”. Считаю, что военно-патриотическое воспитание должно быть основным при воспитании юношей, и особенно тех, кто решил стать учителем».

При подготовке материала
использованы:

Авторская педагогическая система Ф.Ф.Слипченко : Теоретические основы и опыт инновационной деятельности мужского педагогического лицея. – Волгоград : Перемена, 1999. – 202 с.; Авторская школа народного учителя : буклет.