Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2004


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 12 (48) · Вкладка в «БШ» № 12 (120) · 16–30 июня 2004 года

Час тихого чтения

Валерий Славский

Рассказы из буквы закона

В самом центре детской площадки, что под моими окнами, вкопан столб. Когда нет малышни, сюда приходят ребята лет по четырнадцать–шестнадцать, привязывают к верхушке столба веревку и закрепляют на ней мяч. Апперкот! – и он взлетает вверх. Сначала лупит по нему один паренек, затем подключается второй, третий – и вот уже мяч не успевает «уходить» от ударов – руками, ногами.

Не случайно употребляю боксерский термин, который означает сильный удар снизу: мне сказали, что, возможно, ребята из секции. Я занимался боксом и знаю, как тренер в зале «ставит» удар и как он самостоятельно отрабатывается на «грушах» и других специальных приспособлениях.

Техническая мелочь: когда боксер наносит удар, допустим левой рукой, его правая «стоит» на защите – локоть к телу, кулак прикрывает подбородок. Это – азы, доведенные до автоматизма. Знание их видно или не видно сразу.

Мальчишки, что во дворе гоняют мяч кулаками, вряд ли выполняют спортивное задание. Они, как показалось, «набивали руки» для уличного боя. Проще говоря, для драки.

Мальчишке – мужчине – нужно уметь драться. Чтобы в случае необходимости постоять за свою честь или не дать обидеть слабого, например. Пацан, который сидит во мне, вовсю сопротивляется – прописные истины; просто надо быть сильным, а там как получится – жизнь подскажет.

Ну да, – думаю я, – постоять за себя – это одно (право на самооборону даже законом защищено), а вот не дать обидеть… Это, например, когда два-три (неважно) здоровенных «отморозка» пытаются «задружиться» с девушкой, и ты идешь себе такой сильный, да сравнительно небольшого роста, и вроде удар у тебя поставлен, да дрался в последний раз лет семь назад… Но мы с пацаном, который внутри меня, – вмешиваемся; получаем, правда, при этом по полной, но перейти на другую сторону нельзя, потому что потом себя уважать перестанешь…

Впрочем, я увлекаюсь. Да и не мудрено: книжка, которую сейчас читаю, называется «Уголовный кодекс для детей среднего и выше среднего роста и их родителей». Несмотря на строгость названия, как, впрочем, и самого УК, написана она легко и понятно. И еще, на мой взгляд, с большим уважением к читателям. Ее автор – Анатолий Волобуев – будучи известным криминологом, кандидатом юридических наук никого не стращает, не занудствует, не придается пафосным нравоучениям и не выступает ревностным служителем Фемиды.

Из букв закона он слагает рассказ. Очень доверительно разговаривает с нами о том, что мир далеко не идеален, но сегодняшний день и будущее – зависит от нас самих. Постижение юридической грамотности, тем более детьми, – занятие не из легких. Так и подмывает брякнуть банальное – а жизнь какая? Но быть в ладах с законом по букве и духу, это значит сделать ее более свободной.

На самом деле полезно изучать кодекс, «чтобы иметь представление, от каких неправомерных криминальных деяний мы защищены государством, а также чтобы самим не попасть в неприятную ситуацию и не испортить жизнь ни себе, ни своим близким». И не менее важно, когда знание о неотвратимости наказания (в том или ином виде) останавливает «детей среднего роста… и их родителей» перед чертой, за которой проступок или преступление.

Но главное, как представляется, это воспитание ребенка именно в духе законов цивилизованного общества. Автор пишет об этом, обращаясь к системе ценностей, которую составляют проверенные веками и тысячелетиями библейские истины.

Уважение к человеку другому и всему, что с ним связано, – это ли не дорога, которая ведет к свободе?

«Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя» – высказывание Генриха Гейне приводит на одной из страниц в своем учебном пособии «Конституция России» для 9-го класса Анна Малышева – государственный советник юстиции 3-го класса.

А.Малышева посвятила свою работу 10-летию принятия Основного закона. Мне думается, что это пособие для старшеклассников буквально посвящено человеку.

Комментируя каждую статью Конституции – текста весьма серьезного и очень государственно-важного – автор говорит с ребятами не на равных (как расхожий штамп доверительности), а доброжелательно и мудро, как человек, за плечами которого большой опыт работы и жизни. О наших правах и обязанностях как граждан, о том, что высшая, самая главная и основная ценность нашего общества – это человек, его жизнь и здоровье, свобода и достоинство! Хорошо, если бы с нами так разговаривало государство…

Однако, «наверное, вы не станете спорить с тем, что Конституция России – это добрая и умная книга. И написана она для каждого из нас». Нет, Анна Жанновна, не станем.

…Я выглянул в окно. Ребят на площадке уже не было.

Куда они пошли – это их дело. И их родителей. Одно я знаю точно: они хотят жить свободными людьми в свободной стране. Этого же хочет и президент. Однако, хотеть мало. Хорошо бы еще научиться распоряжаться свободой. В том числе и свободой нанесения удара.

Кстати, кто первым ответит, для чего они учатся драться?