Мальчишечий класс
Елена Коптяева
Кто рулит в библиотеке
|
Елена Ивановна Коптяева
зав. библиотекой школы № 2,
п. Октябрьский, Архангельская обл. |
Очень нелегко сделать библиотеку
привлекательной для мальчишек.
Если на столе в читальном зале на
видном месте лежит свежий номер журнала «За
рулем», это действует на большинство мальчишек,
как удав на кролика. Необъяснимая сила тащит их к
журналу и заставляет листать страницы. И сколько
бы ни было «загипнотизированным» лет, они тут же
начинают вечную игру: кто первый «займет» на
странице лучший автомобиль! Они сыплют
техническими терминами, с видом «законченных»
знатоков рассуждают о преимуществах одних машин
перед другими… (Господи, откуда они это знают?
Ведь у некоторых даже велосипеда дома нет!)
Раздаются реплики: «Мне бы сейчас сюда такой
лимузин!» – «Ой, да зачем тебе эта рухлядь?!
Смотри, какой в этом автосалон!»
К сожалению, читающих мальчишек сейчас
почти нет. Так, чтобы приходили за книгами не для
уроков, а по интересу, для души, для
интеллектуального роста… Ну, один – на две-три
параллели. Интерес к чтению в таких случаях
поддержан в первую очередь дома. В одной семье
родители сами очень много читают, в другой – мама
своему сыну выписывала четыре года подряд
«Школьную роман-газету». (Даже написала в
редакцию журнала о чем-то письмо от имени сына, и
их засыпали письмами девочки-читательницы!) А еще
в одной семье мама мало того, что выписывает
познавательные журналы, но и аудиокассеты с
радиопостановками приносит. Вот послушал ее сын
спектакль по роману Жюля Верна – захотел книгу
прочесть. Они с мамой нашли ее в библиотеке (он в
классе третьем был). Дальше – больше. В
результате к 5-му классу он прочел практически
все самые популярные у нас романы этого писателя.
Сейчас он в школе признанный
вундеркинд и даже, по-моему, начал гордиться этим.
А что остается делать, если со сверстниками
поговорить не о чем? Его собеседники из 8–11-х
классов. Они его даже в школьный клуб «Эрудит»
записали и на областные интеллектуальные
соревнования берут.
Читатель он грамотный. Во-первых, всегда
знает фамилию автора книги, о которой говорит.
Во-вторых, даже в посредственной книжице умеет
найти полезную для себя информацию: или
интересный факт, или мысль, или идею,
оригинальную фразу. Если встречает непонятное
слово (у него даже выражение лица меняется),
останавливается, как перед незнакомым человеком,
узнает смысл слова, обдумывает и принимает в свои
хорошие знакомые. Память отменная. Его недетский
лексикон весьма необычно звучит в
«младенческих» устах. Интересно, что из него в
конце концов получится?
Большую роль в воспитании читателя
может сыграть чтение вслух. Я много раз отмечала:
если взрослый человек сумеет найти интересный
кусочек из рекомендуемого произведения и
артистически прочтет его перед детской
аудиторией – успех гарантирован. Пусть не весь
класс, но половина придет за книгой. И мальчики
тоже, если, конечно, это не стишочек про цветочек.
А на английские детские стихи «ловятся»! На
Крапивина «ловятся», на Кассиля, на Линдгрен. О
Ролинг я уже не говорю.
Есть у меня один самый любимый
читатель. Приходит со второго класса, а сейчас он
– в четвертом. Он любит читать только то, что
выберет сам. Очень серьезный, сосредоточенный
молодой человек. Недавно решил взять «Спартака»
Джованьоли. С невозмутимым видом выслушал мои
робкие возражения, что этот роман ему слегка не
по возрасту. Остался непреклонен. Сдалась! и
подобрала ему издание со шрифтом покрупнее.
Через неделю эту книгу вернула его мама. Видно,
ему показалось не к лицу лично подтвердить, что
книга действительно пока сложновата. Пришел на
другой день. И мы оба не подавали вида, что помним
о неудачном выборе. Честное слово, он у меня
вызывает больше уважения, чем некоторые
одиннадцатиклассники.
Вот в 9-м классе, например, есть ребята,
которые не в состоянии запомнить автора и
название произведения, которое им нужно.
Приносят взятую у товарища книгу, показывают мне
обложку и говорят: «Дайте нам такую же!» (А «такое
же», между прочим, стихи А.С.Пушкина!) Мысленно
берусь за голову и иду за книгой. А они тем
временем опять кидаются к журналам «За рулем»!
«Техника – молодежи», «Юный техник» у
нас в школе не пользуются спросом; спортивный
журнал «Трамплин» – тоже. Вот «Вокруг света» и
«Юный эрудит» находят своих почитателей среди
ребят 5–8-х классов. (Потом почему-то – нет.) Новые
энциклопедии по технике (любые) – тоже нарасхват.
И книги о компьютерах, Интернете тоже.
И постоянно спрашивают, не появились ли у нас
книги или журналы об оружии. – Нет. (Боже мой! Если
бы они были, так их же из рук бы не выпускали, на
уроки бы было не выгнать!)
А еще мальчишки любят оставить
строчку-другую в библиотечной тетради для жалоб,
отзывов и предложений. Знаете, что пишут?
Например, просят выписать журнал «За рулем» в
нескольких экземплярах, требуют закупки книжек с
готовыми домашними заданиями и сочинениями; даже
кое-что покруче заказали, но это уже «детки»
постарше.
В общем, с нашими мальчиками не
соскучишься.
Фото Александра Степанова |