Картотека
опыта
Любовь Ананьева
Просто вот такие они необыкновенные
люди: мальчишки
«Ты библиотека?»
Возвращаясь однажды из начальных
классов в библиотеку, заметила в вестибюле, как
навстречу мне со скамеечки поднялся незнакомец.
По книгам в моих руках он видимо и догадался, что
я тот самый человек, который ему нужен. Без лишних
церемоний незнакомец дернул меня за рукав: «Ты
библиотека?» – «Да...» – с готовностью даю
эксклюзивное интервью и с нетерпением и
любопытством жду, что будет дальше. (Вступая
охотно в игру, боюсь хотя бы одним неосторожным
словом все испортить.) А дальше все было просто,
коротко и ясно: «Тогда я к тебе!»
Так состоялась моя первая встреча с
одним из будущих читателей библиотеки школы –
первоклассником Алешей Б. Было это, к сожалению,
очень давно. Алешка уже не учится в школе, скоро,
наверное, женится. А необычное это знакомство до
сих пор в памяти и каждый раз воспоминание о нем
вызывает нежную улыбку.
Конечно, далеко не каждый день в нашей
библиотечной жизни бывают подобные встречи, и не
каждое новое знакомство происходит столь
необычно. Но как-то уж так повелось, что самые
непредсказуемые посетители и самые любопытные
читатели в нашей библиотеке – мальчишки!
О читательницах библиотеки можно было
бы рассказать немало интересного и достойного
внимания. Но это в другой раз…
Сегодняшние герои моего рассказа
нравятся мне своей открытостью,
любознательностью, целеустремленностью,
независимостью, добрым, созидательным мажором,
чувством собственного достоинства и строгим
соблюдением мальчишечьего кодекса чести,
широтой интересов и увлечений...
Мне кажется, что настоящих, талантливых,
читателей больше почему-то именно среди ребят. К
такому выводу, который не выдаю за неоспоримую
истину, привели меня многолетние наблюдения за
нашими школьниками и изучение их читательских
интересов.
Правда, стоит признаться, что не со
всеми мальчиками и юношами складывались у нас
безоблачные отношения и нежные симпатии. Были
конфликты («зачитана» редкая книга, не возвращен
в библиотеку комплект учебников, вырваны листы
из журнала, сильно порвана и не подклеена книга),
иногда встречи с родителями и неприятные
объяснения, непонимание и совсем
противоположная позиция классного руководителя
– защитника интересов нарушителя правил
библиотеки. А началась моя работа на новом месте
и вовсе с драматического момента. С первых
сентябрьских дней моего дебюта оказывал
«высокую честь» своими визитами десятиклассник
Александр К. Он был суров и беспощаден. Мог целую
перемену простоять напротив рабочего места
библиотекаря и страстно ораторствовать, ни на
кого не глядя: «О, Екатерина Васильевна! Если бы
вы только знали, кого посадили на ваше место...» И
уходя, заметьте, всегда с нужной ему книгой или
информацией, в отчаянии вопрошал: «О, где вы,
Екатерина Васильевна?!» Наверное, очень сильно он
был не согласен с приказом директора школы о
назначении нового библиотекаря вместо ушедшего
на заслуженный отдых прежнего, т.к. до самого
окончания школы не мог простить мне моего
«нахальства», «дерзости» и «самонадеянности».
Мне же оставалось только терпеть и ждать конца
июня. Екатерина Васильевна Большакова, и впрямь
прекрасный библиотекарь, к Саше не вернулась, сам
«потерпевший» из школы ушел, а я осталась. И за
проявленное терпение и мужество была щедро
вознаграждена дружбой многих и многих мальчишек,
веселых, интересных и умных. И главное – не
вредных!
Многие ребята, закончив школу,
остаются нашими любимыми читателями, будучи
студентами вyзoв и техникумов они обращаются за
нужной литературой для докладов, рефератов или
просто берут почитать книгу для души. Пишут
письма из армии, передают приветы с родными.
Всегда отзывчивы на все наши просьбы. Несколько
лет назад замечательную экскурсию на Тверской
полиграфкомбинат детской книги организовал для
нас с ребятами, работавший там выпускник школы
Сергей Л. Было здорово!
«Книга, прочитанная под партой» –
книжку-раскладушку с таким названием мы
предложили заполнить три года назад нашим
выпускникам. И самые интересные записи в ней были
сделаны юношами. Новый век мы начали в библиотеке
с большой развернутой выставки «С любимой книгой
в XXI век!». И снова самыми активными
организаторами ее стали мальчишки. Они с большим
желанием и увлечением приносили и называли свои
любимые рассказы и повести, стихи и романы. Среди
любимых мальчишеских авторов – Дж.Даррелл,
Ж.Верн, В.Козлов, А.Маркуша, Р.Стивенсон, Н.Носов,
А.Барто, С.Михалков, А.Беляев, А.Волков,
В.Драгунский, Сетон-Томпсон, В.Крапивин,
Ю.Яковлев, А.Лиханов, К.Паустовский... А с какой
гордостью и с каким вдохновением брали мальчишки
интервью «Любимая книга вашего школьного
детства» для этой же выставки у учителей!
С огромным интересом и удовольствием
читаю ответы мальчишек на вопросы анкет. В
прошлом году, обеспокоенная редкими посещениями
библиотеки некоторыми учащимися 6-х классов, я
попросила разрешения классных руководителей
побеседовать на эту тему с родителями на
собрании. И перед собранием провела
диагностическое анкетирование «Книга в твоей
жизни» в классах (кстати, родителям на собрании
также была предложена анкета «Книга в жизни
вашего ребенка»). Среди шести вопросов,
предложенных ребятам, был такой: согласились бы
вы в свободное время только слушать музыку,
смотреть фильмы, играть и совсем не читать книги?
Девчонки, в числе любимых писателей назвавшие в
основном Пушкина и Лермонтова (большинство
девочек так ответили), написали категорично:
«Конечно, нет! Только книги! Только чтение!» В
самой интонации их ответов звучало недоумение:
«И как в голову-то пришло такое спросить!» А вот
как ответили мальчишки: «Согласился бы!» –
честно, а, может быть, и с вызовом написали
человек 5–6. «Нет, не согласился бы», – написали
большинство ребят. Нашлись и такие, которые
пришли к консенсусу. «Нет. Согласился бы ходить в
кино, смотреть телефильмы и видеофильмы, слушать
магнитофон, читать книги. Все по очереди. Потому
что, если читать только одни книги, надоест. Всего
понемножку», – написал любящий творчество
Н. Носова. А вот еще несколько забавных
ответов. «Нет, потому что, читая, мы получаем
развитие, а смотрим кино, мы тоже получаем
развитие. Но не такое»; «Не соглашусь. Все время
смотреть телевизор надоест!»; «Нет, потому что
без них нет развития. Не пополняется словарный
запас и нет хорошего произношения».
Конечно, далеко не каждый из наших
мальчишек может похвастать твердой «5» или даже
«4» по литературе. И уж совсем не каждого из них
можно назвать гордостью школы, но именно
мальчишек отличает не только независимость в
выборе книг для чтения, но и самый широкий круг
его, разнообразие интересов и увлечений,
востребование литературы по изучаемому вопрocy...
Наука и техника. История и политика. Мир животных.
Астрономия. Спорт. Экономика. Охота и рыбное
хозяйство. Культура и искусство. Право. Военное
дело. И даже... домоводство!
Немногим раньше, выбирая
художественную литературу для чтения,
останавливались у полок с историческими книгами,
научно–фантастическими, теперь же чаще всего у
ребят пользуются спросом детективы, мистика,
ужастики. Но, взяв в очередной раз роман из серии
«Из копилки детектива», или Мерритта с Муркоком,
снова и снова попросят сборники стихов любимых
В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича... И книги о самих
поэтах.
И еще приносят свои любимые книги,
которых, к сожалению, у нас нет в библиотеке. Свою
любимую – «Понедельник начинается в субботу» с
открытой душой и благими намерениями однажды
принес почитать Алеша Д. Честно призналась, что
до таких интеллектуальных книг пока не доросла,
надо подождать... Алексей был непреклонен и
по-прежнему настаивал на моем
«совершенствовании». Когда я поняла, что
сопротивление бессмысленно, и прочитала эту
вещь, была очень благодарна другу. Совсем недавно
мы с ним встретились. «А помните?..» – «Конечно,
помню. Спасибо!..» Познакомил со своей
очаровательной дочкой, важно сидящей у отца на
руках. Вручил визитную карточку – «Добромыслов
Алексей Николаевич. Юрист...»
А сегодня улыбчивый Женька Т. из 4 «Б»
притащил моего любимого Андрея Усачева – книжку
веселых стихов нашего общего любимчика. Долг
платежом красен. Приготовлена для него кассета с
песнями Усачева на его же музыку. И главный
сюрприз – в исполнении самого поэта и
композитора! Еще не вернулся домой толстенный
том Х.Бидструпа, которым наслаждается Витя С. В
школе он недавно, в библиотеку пришел в первый же
день. Приглянулся: умный, начитанный, воспитанный
и к тому же талантливый. Принес как-то свои
карикатуры – целый альбом. Удивительные вещи!
Теперь показывает каждую новую работу. Несколько
рисунков подарил в библиотеку. Договорились, что
сделаем выставку его работ в библиотеке. А пока
выдала ему домашнего Бидструпа. Как загорелись
глаза!
А вообще приносят в библиотеку все:
свои уникальные коллекции, поделки, рисунки,
сувениры, фотографии. (даже снимки со своими
месячными сестричками, награды, журналы «Ералаш»
и даже своих... домашних питомцев!) Но все
перечисленное пребывает, конечно, в библиотеке
временно с благородной целью хозяина –
поделиться своими интересами или просто
радостью. Да, забыла вот: выбрав редкий момент,
когда в библиотеке никого из ребят и взрослых
нет, заглядывают мальчишки посекретничать и
протягивают в невероятном волнении и смущении
свои стихи, посвященные девочке, которая очень
нравится. «Как вы думаете, ничего?»
«Хомяк чихает»,
или автограф
попугая Кеши
Со всеми «бедами» приходят парни к нам:
у кого-то третий день чихает хомяк, или слишком
увлекся нелитературной лексикой попугай,
заспалась черепаха, после медового месяца без
уха остался любимый кот, у кого-то серьезно
заболели кролики, чей-то щенок неожиданно
пострадал от чумки... Начинаем лихорадочно
рыться, в справочниках, энциклопедиях «Домашние
животные», книгах Игоря Акимушкина. И еще одно
наблюдение – великолепная книга Дж.Хэрриота «О
всех созданиях – больших и маленьких» стала
настольной книгой у многих мальчишек. И я знаю
только одну девочку, которая прочитала ее
неоднократно. Причем, много раз вслух своей маме
зачитывала особенно любимые страницы. Эти
моменты я очень любила и хорошо их помню, а книга
– одна из самых любимых в семье…
И еще одно воспоминание приятное,
связанное с миром животных и книжек о них. Было
такое время в библиотеке, когда изумительные
книги о животных В.Дурова и В.Чаплиной были всего
лишь в одном экземпляре. А они входили в
программу внеклассного чтения и, слава Богу,
входят и по сей день. А вот тогда мне к огромной
своей радости и удовольствию приходилось идти в
классы и читать вслух эти прекрасные рассказы о
животных. До сих пор вижу счастливые смеющиеся
детские лица и с улыбкой вспоминаю дружный
ребячий смех. На уроке хорошо и весело, а иногда
грустно до слез всем было. Но вот звенел звонок с
последнего урока, почти все девчонки убегали
довольные домой, а мальчишки упрашивали почитать
еще рассказик. За ним шел второй, третий… Мне
приходилось спускаться на первый этаж школы,
чтобы позвонить домой и попросить разрешения на
часик-другой задержаться на работе... Сразу
обратила внимание (а оставались мы сверхурочно
не один раз), что среди мальчишек, оставшихся
слушать интересные книги, всегда были те, которые
прекрасно и много читали самостоятельно.
Особенно удивляли Андрей К. и Тарас К., позже
закончившие школу с золотыми медалями.
Этот пример я всегда привожу на
родительских собраниях в начальной школе, когда
стараюсь убедить упрямых родителей в
огромнейшей пользе чтения вслух ими книг своим
детям – настоящий читатель, на мой взгляд,
родится только из слушателя!
Сборники с рассказами В.Дурова и
В.Чаплиной были прочитаны нами до конца, и мы дали
друг другу клятву – обязательно съездить в
Московский зоопарк и театр зверей им В.Дурова.
Одну-то мечту мы осуществили, в зоопарке летом
побывали и не один раз! А вот с театром зверей
пока не получается, к огромному нашему
разочарованию. Учитывая это обстоятельство и
испытывая непреодолимое желание порадовать
своих любимых читателей, пошла однажды на
авантюру. Был в то время у нас в домашнем
хозяйстве ручной козлик. Очаровательный,
голубоглазый, с большим кудрявым чубчиком и
добрейшим характером, Яша. За нами он бегал, как
щенок. И вот однажды мне пришлось возвратиться в
школу уже после рабочего дня. Был май, солнечный и
очень теплый. И за мной увязался Яшка. И когда мы с
ним управились с делами в библиотеке, мне вдруг в
голову пришла безумная и дерзкая мысль: а что
если?.. Мои друзья-мальчишки снова учились во
вторую смену, уже в 5-м классе. И мы также читали
вечерами рассказы о животных Л.Нечаева.
Посмотрев расписание уроков и убедившись, что в
классе за учительским столом свой человек (любит
детей, животных и обладает счастливейшим даром –
чувством юмора), а из членов суровой
администрации в школе никого нет, я закрепила на
изготовленном спонтанно ошейнике записку: «Хачю
учицца!» и совершила неслыханную диверсию,
сорвав конец урока математики в 5 «А» классе.
(Каюсь!!!) Когда, в тихонько приоткрытую дверь, в
класс вошел новый «ученик», в помещении было
тихо, потом стало подозрительно очень тихо, ну а
дальнейшее описать словами просто невозможно!..
«Уголок Дурова! Уголок Дурова!» – единственное,
что я смогла различить в общем ликующем шуме в
классе...
Кстати, с этим экзотическим домашним
животным – козой – связано еще одно событие
прошлых лет. Как-то нам с ребятами пришлось
«брать огонь на себя» – давать открытое
мероприятие слушателям курсов повышения
квалификации директоров и завучей при ПГУ (наша
школа была одной из базовых). К тому времени мы
готовились к заключительному этапу литературной
игры-путешествия «Путешествие по стране
Гайдарии» – празднику «Гайдар шагает впереди».
Сценарий праздника состоял из рассказов о жизни
и рассказов о творческой биографии любимого
детского писателя, инсценировок его рассказов и
повестей. Не трудно догадаться, что состав
артистов был в основном мальчишечий. И вот
кому-то пришло в голову невероятное – выпустить
на сцену Дворца культуры им. В.И.Ленина для
участия в инсценировке отрывка из повести «Тимур
и его команда» мою частную собственность – козу
Зорьку! Причем, на роль Нюрки отбирались на
конкурсной основе одни мальчишки самими же
мальчишками. Едва удалось уговорить их
отказаться от этой безумной затеи. Бенефис козы
Зорьки так и не состоялся. А праздник все равно
всем очень понравился, и о нем написала статью в
газету руководитель группы гостей Г.Ю.Ксензова,
зав. кафедрой университета.
Я очень благодарна именно своим
мальчишкам за то, что почти каждое мероприятие,
каждую нашу встречу они делают незабываемыми на
долгие годы.
Совершенно сразили нас своей
начитанностью, артистизмом, находчивостью,
фантазией и выдумкой четыре друга на
литературном КВН «Это мы не проходили!» Расскажу
хотя бы об одном из конкурсов. Задание было такое
– участники конкурса должны были изобразить
литературных героев, а команда-соперница
называла их и книгу, в которой они были
представлены, и ее автора. Такой импровизации мы
еще не видели: при помощи снятой с окна шторы
мальчишки творили чудеса! Это был настоящий
театр пантомимы: здесь были мушкетеры А.Дюма,
голова профессора Доуэля, Дон Кихот и Санчо
Пансо, всадник без головы, Том Сойер и Гек Финн,
герои А.Гайдара, Руслан и Голова... (причем,
заранее конкурс не объявлялся, выполнение его
было абсолютным экспромтом).
Вот уже двадцать лет храню листочек из
тетради в клеточку, на котором крупным почерком
первоклассника Сережи И. записаны пять известных
сказок А.С.Пушкина (КВН по сказкам Пушкина).
После беседы в 3-м классе о С.Я.Маршаке,
в конце которой я прочитала ребятам последнее и,
к сожалению, недописанное стихотворение поэта
«Приключения Мурзилки», два года спрашивал его
Женя Е., самый озорной мальчишка в классе. История
Мурзилки ему так понравилась, что он захотел
перечитать ее сам. Но листочек со стихотворением,
выписанным из журнала, как назло, куда-то
запропастился. Так и не найдя его в библиотеке,
отправилась на дачу, где хранились старые
домашние журналы, в том числе и дочкины
«Мурзилки». И нашла ведь! Сейчас мы готовим
праздник «Мурзилки», к нам обещали приехать
сотрудники редакции любимого детского журнала,
Женька торжественно обещал прочитать на нем свое
любимое стихотворение наизусть (большое!).
С ними не соскучишься!
Не обходится у нас и без курьезов. Об
одном из них вспоминаю почти каждый день. Дело в
том, что невинный смешной случай грозил перейти в
серьезный эксцесс. Произошло это так. Отыскав
вместе с Петей П. нужный для реферата материал по
географии и записав книгу в формуляр, по привычке
пожелала вслед уходящему соискателю хорошей
отметки: «Пятерку тебе!» (Это мне приходится
говорить по нескольку раз в день ученикам,
которые вынуждены писать рефераты, сочинения и
готовить доклады.) В тот раз привычка быть
вежливой с посетителями меня подвела. Услыхав
эти «возмутительные» слова, Петр резко обернулся
и сердито спросил: «Это вы от всех требуете?» –
«Конечно», – с наивной готовностью ответила ему,
еще ничего не подозревая. И тут «борец за
справедливость» не выдержал: «Ну, знаете, другие
пусть как хотят, а я вам никакую пятерку давать не
собираюсь! И как вы только можете?..» И это сын
моей одноклассницы! Растолковала ему «момент
истины».
Но это бывает, к счастью, не так часто. А
вот шутки и розыгрыши веселые мы обожаем! Самый
последний был посвящен, извините за
нескромность, мне. А дело было так. Нашим
мальчишкам и девчонкам из библиотечного кружка
«Муравейник» дано важное поручение: искать в
школе талантливых людей и приводить их в
библиотеку. С энтузиазмом взялись за дело
опять-таки мальчишки. Ищут, находят, приводят! И
вот передо мной очередное юное дарование –
шестиклассник Юра В. – художник. Мы ему показали
нашу портретную галерею литературных героев,
которую вот уже более 10 лет пополняют выпускники
школы. Уходя от нас, на память они дарят
библиотеке портрет, а то и два, любимого героя
книги или просто иллюстрацию. Все они
выполняются на листах единого формата (30ґ40).
Кстати, в прошлом учебном году наша знаменитая
коллекция в течение нескольких месяцев
экспонировалась в районной центральной
библиотеке и имела, как говорят, большой успех!
Сейчас уже на работы наших первых художников с
радостью и гордостью глядят их дети, узнают
рисунки ребят их младшие сестренки и братишки.
Посмотрел Юра нашу коллекцию, оценил, одобрил
хорошую традицию, поинтересовался, можно ли
принести портрет писателя. Обрадовались,
тем более у нас есть уже портрет А.С.Пушкина и
Марка Твена, ответили утвердительно и стали
ждать. Долго ждать себя юный художник не
заставил. Явился вскоре, да не один, а с
«сопровождающими его лицами», среди которых были
и «наши». Необычная делегация важно
прошествовала к абонементу, виновник торжества
держал со священным трепетом в руках «гвоздь
программы» – лист с портретом. По выражению лиц,
даже по самой атмосфере происходящего поняла,
что грядет очередной прикол. На этот раз жертва –
Л.Н.! Напряглась – как бы не сесть в галошу и не
опозорить своих мальчишек, которые явно
нервничали и глазами предупреждали: «Держите ухо
востро и наденьте самые главные очки!» А самой и
смешно, и любопытно: ну, что же там за «сюрприз»? И
вот кульминация – на стол ложится листок с
портретом в простом карандаше. В мгновение ока,
отметив поразительное сходство портрета с
фотографией, успокоилась и даже сумела выдержать
паузу после вопроса: «Что это за писатель,
знаете?» Вступая в игру, делаю вид, что включила
на полную мощность свою мозговую систему, и затем
изрекаю: «Книг этого писателя пока не читала,
скажу честно. Но то, что зовут его Леонардо Ди
Каприо, знаю точно!» Репутация была спасена,
авторитет не потерян, дети довольны, художник то
ли польщен, то ли разочарован – с тех пор в
библиотеку не заходит. А, может быть, творит...
Вспомнился еще один Юра. Как и все дети,
он очень любил книги Н.Носова. К шестому классу им
были прочитаны все рассказы и повести этого
всеми любимого автора. И ждало его такое
разочарование... Вернув последнюю прочитанную им
повесть «Витя Малеев в школе и дома» и попросив
новую книжку Николая Николаевича, был так
удивлен, что больше книг этого писателя нет: «Что,
больше не пишет?»
Вот так. Не соскучишься с нашими
читателями. И не забалуешь.
Сразу увидят непорядки в библиотеке,
сделают замечание и проконтролируют выполнение.
А чаще всего – просто помогут. Вот совсем недавно
вошла компания мальчишек в библиотеку и
остановилась как вкопанная, увидев непривычное
– пустые книжные витрины: «А чёй-то так пусто в
библиотеке?» (эксперимент удался!) Нарочно
обижаюсь: «Как это пусто? А я?» – «Ну, вы не в
счет!» (Это ж надо так примелькаться!) И тут же мы
вместе придумали выставку «С любимой книгой в XXI
век!» Не дай Бог, если 1 апреля на стенде «Звени,
весенняя апрель!» в рубриках «Месяцеслов»,
«Листок календаря» и «Лесная газета» наши
мальчишки прочитают приметы на март,
стихотворение про первый весенний месяц и о
событиях в жизни животных и растений в
мартовском лесу. Заклеймят позором! И начнут
выбирать самые красочные материалы для стенда об
апреле! А уж если устарели новости в нашем
сказочном Лукоморье, молча берут свежие номера
газеты «Жили-были» и начинают выискивать новые
сенсации, а то и сочинят свои новости.
Кстати, о любимой газете «Жили-были».
Надо слышать, как отчаянно ребята начинают
спорить между собой, обсуждая версии капитана
Врунгеля. Бывает, и поссорятся, но ненадолго, и за
правое дело можно!
С завидным упорством шлют
жили-былевские конкурсные кроссворды. Отвечают
правильно, а вот в розыгрышах призов пока не
везет! Но не сдаются! Молодцы! Кроссворды любят
вообще все: в газетах, журналах, на книжных
выставках. А уж если появляется очередной
большущий кроссворд в библиотеке на листе
ватмана, в предвкушении радостно потирают руки –
будет работа! И с усердием начинают рыться в
словарях, справочниках, книгах. Вот сейчас
взялись за кроссворд «Корней Иванович
Чуковский», большой (40 слов) и довольно сложный.
Нужно назвать имя матери писателя, настоящее имя
самого сказочника, его любимого писателя,
художника, написавшего портрет Корнея
Чуковского, столицу европейского государства, в
которой писатель работал корреспондентом газеты
«Одесские новости» в 1903 году...
Автограф на память
А какими трогательными бывают наши
мальчишки в своей непосредственности, иногда
просто наивности, заботе и нежности, в своей
доверчивости и доверительности…
Как-то летом обогнали меня на улице два
велосипедиста. Одного узнала еще из-за спины по
голосу: «здравствуйте, Любовь Николаевна!» –
Коля Дмитриев из 6 «Г». И тут же слышу снова его
голос, сердитый и обращенный уже не ко мне: «А ты
чего не здороваешься?» – «А я эту тетку не знаю».
Мальчишки остановились. «Это не тетка, а наша
библиотекарь в школе – Любовь Николаевна. А ну
здоровайся!» И мы поприветствовали друг друга,
хотя действительно были не знакомы (мальчик был,
наверное, чьим-то гостем в поселке). А Колька Д.
был учеником не совсем обычного класса –
мальчишечьего. И было их, мальчишек, во всем
классе всего лишь девять человек. Теперь эти
классы называют, по-моему, классами
компенсирующего обучения или коррекции. Эти же
мальчишки отличались от всех остальных не только
не самыми высокими успехами в учебе, но и
условиями жизни. Голова у них варила не хуже
других, а вот дома... В основном это были
обездоленные дети – у кого не было матери и отца,
у кого мать была, но сын ей был не нужен, у кого в
семье родители были неисправимыми алкоголиками.
И только один из учеников этого класса был из
нормальной и полноценной семьи. Толковый парень,
он много и серьезно читал, общение с ним было
сплошным удовольствием (беседы о любимых книгах,
жизни). А попал он в класс «Г», наверное,
добровольно, из чувства солидарности. Повезло
мальчишкам с классной руководительницей –
Галина Васильевна стала для них второй мамой,
внимательной и заботливой. Благодаря ее чуткости
и деликатности, доброте и мудрости мальчишки
росли добрыми и неозлобленными на весь мир. Мы с
ними дружили. Сколько у нас было встреч с хорошей
книгой, разговоров о прекрасных писателях,
обсуждений лучших повестей и рассказов.
Б.Васильев, В.Богомолов, А.Алексин, Л.Нечаев,
В.Крапивин, Ю.Яковлев, А.Беляев и др. А если на
наших встречах звучала музыка, этот маленький и
необычный класс замирал... А потом просили на
вечер кассеты с записями музыки Г.Свиридова,
оркестра под управлением Поля Мориа... Иногда мне
доводилось бывать у них в качестве гостьи на
праздничных классных часах и вечерах; была такая
домашняя, доверительная атмосфера: неспешные
сокровенные разговоры, чай, две гитары и песни…
Это незабываемо. Сейчас мальчишек нет в поселке,
все они в армии. Один из них – Женька Ш., книголюб
и философ, в Чечне (только вчера беседовали с его
матерью, передала привет от школьных друзей). А у
меня на память осталась их групповая фотография
с классной мамой. Часто смотрю на нее,
переворачивая, читаю такие слова, от которых ком
подступает к горлу, и смотрю на
подписи-автографы. Дорогие наши мальчишки,
возвращайтесь целыми и невредимыми домой!
И после этого немножко грустного и
лирического воспоминания – совсем другая
история. Смешная – и тоже с упоминанием
автографа на память. Каждый год в библиотеке
оформляется не совсем обычная книжная выставка
– «Книга с автографом» – с книгами писателей и
поэтов, подаривших свои книги библиотеке.
С.Михалков, Л.Нечаев, Г.Лагздынь, М. Суворов,
М.Петров, В.Иванова, М.Соколова, А.Гевелинг,
В.Соловьев, Г.Киселева, В.Токарев, В.Чижиков.
Некоторые из них были гостями нашей школы
(прочитала и устыдилась: ничего себе «некоторые»:
С.Михалков и В.Чижиков!!!). Тверские писатели и
поэты откликнулись на наши поздравления и
приглашения. прислала свои книги в подарок
современная поэтесса Вера Иванова – выпускница
школы, Марина Соколова – детская писательница
(сестра известного поэта Владимира Соколова)
живет сейчас в Лихославле, мы надеемся
встретиться с ней в школе в будущем году, а пока
она дарит нам каждую свою новую книгу, как и Вера
Иванова. В марте мы снова получили книги от этих
двух замечательных женщин – повесть М.Соколовой
«Колодец» и сборник стихов В.Ивановой «Распевы
ветра».
И вот однажды эта интересная выставка
вдохновила одного из наших мальчишек – Сашу А. –
неисправимого троечника и лодыря! Еще не
сменилась эта книжная выставка другой, как он
торжественно принес свое произведение и велел
поставить его рядом с книгами Сергея
Владимировича Михалкова. Просьбу-приказ, конечно
же, уважили-выполнили и книжную выставку украсил
«самиздат» – книга А.Алексушина «По грибы, по
ягоды». Книга была оформлена по всем законам
книжной графики: толстый переплет, большое
красное солнце нарисовано, на обложке – цена 5
руб. Иллюстрации тоже автора. Страницы
пронумерованы. И главное – предисловие. Не могу
удержаться от соблазна привести его здесь
полностью. Вот оно:
«О писателе.
Это моя первая книга.
Я ее написал, когда мне исполнилось 10
лет. Это было в 1995 г. в апреле месяце. Я написал
рассказ “По грибы, по ягоды”.
Этот рассказ получился у меня
удачным».
Рассказ очень добрый, про детей. И
заканчивается замечательными словами: «Хорошие
внучата у бабушки с дедушкой». У Сашиной бабушки
тоже хороший внук! Недавно, увидев свою книгу,
взял в руки и сделал еще один автограф: «На память
школьной библиотеке от меня!» – и подпись. И дата:
14 марта 2001 г. На мою улыбку ответил: «Уйду ведь
скоро, вот память останется». Он очень смешной и
добрый, хотя учится плохо (заканчивает 9-й класс).
Нового, наверное, пока не создал...
Сюрприз для учительницы
Однажды мы проводили игру-конкурс по
роману Р.Стивенсона «Остров сокровищ». Коротким
вступлением к нему было сообщение о том, что
более 100 лет назад в горах Санта-Лючии местные
охотники однажды набрели на незнакомого юношу,
который лежал без чувств. Молодой человек пришел
в себя лишь на третьи сутки. Им оказался уже
известный к тому времени английский писатель
Роберт Льюис Стивенсон. Тяжело больной и
совершенно обессиленный, он пробирался из Англии
в США, чтобы отыскать свою любимую женщину.
Смерть преследовала его по пятам всю жизнь, а он
всю жизнь жил так, словно здоровья и сил ему было
отпущено за десятерых. И сама жизнь писателя была
похожа на захватывающий приключенческий роман...
На конкурсе отличался удивительно
точными ответами на вопросы, демонстрируя
безупречное знание содержания романа, один из
«пиратов» – семиклассник Ваня Ш., главный
возмутитель спокойствия второй смены в школе. И
именно ему была оказана высокая честь огласить
«Завещание капитана Флинта». И произошло
удивительное и загадочное – неустрашимый,
«крутой» подросток вдруг так растерялся от
неожиданного предложения, что у него буквально
пропал дар речи, потом он собрался, взял себя в
руки, но голос его дрожал непривычно для всех, и в
первую очередь, наверное, для самого себя. Но и
это еще не все. Когда закончилось мероприятие, в
библиотеку заглянул наш Ваня и задал совершенно
неожиданный вопрос: «Так он нашел ее?» – «Кто и
кого?» – «Как кто кого?! Стивенсон – свою любимую
– женщину?..»
Сейчас у меня в столе лежит его
домашняя книга, в которой опубликованы два
романа: «Остров сокровищ» Стивенсона (Ванька, по
его признанию, прочитал его за ночь) и
продолжение этого романа, но уже совсем другого
автора. Книгу велено прочитать! Ссылаюсь на
занятость, не помогает, книга лежит уже месяц в
столе. Наверное, придется сдаться и почитать. А то
«зачет не сдам!» А каким открытием стал парень
для учителя литературы! Кстати, до сих пор
уговариваю Ирину Владимировну поставить не
избалованному пятерками ученику за участие в
празднике хорошую отметку по литературе. Может
быть, именно с этой «5» и появится у несносного
мальчишки интерес к учебе!
И это не первый случай, когда мы с
мальчишками дарим подобные сюрпризы учителю
литературы. Не раз задумывалась, почему при
обсуждении рассказов, таких, как «Альфред»
Р.Погодина, «Исключительный человек»
Е.Драбкиной, «Вызов на дуэль» А.Мошковского,
«Выстрел» В.Орджоникидзе и др., повести
И.Богомолова «Иван» наиболее активными бывают
мальчишки. Именно их эмоциональные рассуждения
надолго остаются в памяти. Может быть, потому что
главный герой этих прекрасных произведений тоже
мальчишка, такой же, как они сами? Но тогда почему
так отличаются отзывы ребят о рассказах и
повести Л.Нечаева? Письма мальчишек писателю
было куда интересней читать! В них – и
впечатление о прочитанном, и свое мнение о том,
что поведал автор и как он это сделал, и свое
отношение к обсуждаемой проблеме, и своя
жизненная позиция.
|