Урок 10
МОНАСТЫРСКИЕ СКРИПТОРИИ
Цель
Рассказать детям о возникновении
монастырей на Руси и их роли в культурном
просвещении.
Оборудование
Для учащихся: альбомы и ручки.
Для учителя: ксерокопии
(изображение монахов в скриптории), альбомы с
видами монастырей.
Методические рекомендации
Начните свой рассказ о монастырях с
вопросов, адресованных детям.
Какие монастыри они знают? Что делают
монахи в монастырях? Зачем строили монастыри?
Раздать детям ксерокопии, чтобы они
вклеили их в тетрадь или альбомы, а уже потом
начать рассказывать историю русских монастырей.
Информация для учителя
При Ярославе Мудром на Руси возникает
монашество, появляются первые монастыри. Монахи
были очень образованы по тем временам. Они
обучали детей грамоте и разным предметам.
Монастыри играли роль университетов. Чтобы
обучать детей, нужны были книги. Их писали в
монастырях, переводили с разных языков,
переписывали, чтобы было больше. Составляли
летописи, изборники, философские трактаты и др. В
Киеве находится первый большой храм Софии. На его
территории установлен памятник Ярославу
Мудрому, который стоит с книгой в руке.
Древнерусский устав. XI в.
Древнерусский полуустав. XIV в.
Древнерусская скоропись XVII в.
Текст из летописи «Повесть временных
лет»: «В лето 1037 заложил Ярослав град великий, у
этого же града Золотые ворота. Заложил и церковь
святой Софии... И к книгам прилежал, читая их часто
и ночью и днем. И собрал писцов многих, и
переводили они с греческого на славянский язык, и
списали они книг множество, ими же поучаются
верные люди... Ярослав же, книги многие написав,
положил в церкви святой Софии, которую создал
сам».
В монастырях было специальное
помещение, где монахи трудились над созданием
книг. Латинское слово «скриптор» – писец, писарь,
переписчик. В книгах была большая потребность.
Монахам помогали и миряне. Над книгой работали
писцы, переводчики, переплетчики, редакторы,
художники, мастера по выделке пергамена, ювелиры.
Монахи нашли возможность привозить
книги из других стран и переводить их на русский
язык. Были церковные и светские книги: хроники,
исторические повести, сборники изречений,
философские и юридические трактаты.
Работа в скрипториях считалась
богоугодным и почетным делом. «Добро есть,
братие, почитание книжное... Красота воину –
оружие, кораблю – ветрила, так и праведнику
почитание книжное». Искусство рукописной книги в
средние века достигло высокого совершенства.
Многие рукописи имеют большое значение как
произведения искусства – письма и
иллюстрирования. Вплоть до XII в. рукописи писали
на пергамене. После появления бумаги стали
употреблять этот новый материал, более дешевый,
что способствовало удешевлению книг и
увеличению их производства. Но бумага не совсем
вытеснила пергамен. Многие книги, особенно
церковно-служебные, оформлялись с особой
роскошью, их продолжали писать на пергамене. На
бумаге писали книги, предназначенные для
широкого распространения и для длительного
хранения. В большинстве рукописных книг текст
располагался в два столбца. Они обрамлялись
тонкими линейками, проведенными бледной краской
(розовой или голубой). Линейки строк
прочерчивались острым инструментом или
проводились той же бледной краской. Ширина полей
подчинялась строгим требованиям композиции
всего разворота. В выборе рисунка или шрифта
переписчики были свободны. Проявлялся их личный
вкус и талант. Шрифты рукописных книг поражают
разнообразием и выдержанностью рисунков в
определенном стиле.
? Какие шрифты
дети знают?
Хранились книги в дьяконнике церкви (у
северных ворот) или в ризнице, где находилась
богослужебная утварь. В книгохранительнице
(библиотеке) не было специального оборудования.
Применялся архаический «ковчег». Употреблялись
«коробьи», изготовлением которых славился
Новгород. Для хранения книг использовались
сундуки и настенные полки.
Термин «библиотека» утвердился только
с XVIII в. До этого было русское слово
«книгохранительница». Основоположниками
библиотек древнерусских монастырей были их
основатели.
Современник преподобного Сергия
Радонежского рассказывал, как преподобный
Сергий вместе с первыми монахами писал книги на
бересте. Из-за бедности не имели пергамена.
Монастырский устав утверждал должность
библиотекаря, который хранил книги, следил за
книговыдачей и за пополнением
книгохранительницы. По Уставу книгохранитель
должен был ударом в било собирать монахов в дни,
свободные от работы и раздавать им книги для
чтения. Взятые по записи, вечером также по
сигналу монахи должны были их возвращать. Выдача
официально предписывалась монастырскими
правилами. Организация книжной выдачи
подсказывала и соответствующие методы и
рекомендации. Мысль о душеполезном чтении,
пропитывавшая бытовую и литературную практику
старой Руси, носила черты общепризнанной нормы.
Форма читательского заказа: книга спрашивалась и
выдавалась из хранилища путем обычных
переговоров с библиотекарем. И в те давние
времена стоял вопрос о неаккуратности читателей.
В Уставе: «Кто умедлит возвратить книгу, да
подвергнется епитимий». Читательская
недобросовестность: взятые книги не
возвращались. Книжный фонд делился на книги,
подлежащие выдаче и не подлежащие. При утере
книги естественным являлось возмещение ее
дублетом. Однако этот способ встречался крайне
редко. Чаще наблюдалось возмещение утери другой
книгой. Типичны и методы наказаний. Лишение пищи,
сухоядение, позорное публичное стояние на общем
обеде.
Какой-либо классификации книжного
фонда не существовало. Был единый порядок
записывать книги в опись. При расстановке
применялась «крепостная» (неподвижная)
расстановка книг. Этот метод «прикрепляет» книгу
навсегда к одному постоянному месту в хранилище.
Библиотечная классификация, комбинированная по
нескольким признакам, зародилась в Русском
государстве, по-видимому, в конце XVI – начале XVII
вв. Содержание фондов библиотек:
богослужебные книги,
назидательные творения отцов и
учителей церкви и книги для келейного чтения,
светские книги,
житийная литература представлена в
минеях, прологах, патериках, сборниках и
отдельных списках,
сборники назидательных сказов из
жизни христианских подвижников,
историческая литература,
естественнонаучная,
прикладная литература,
юридические сборники (тексты
«Русской правды»).
Монастырский скрипторий
Продолжение читайте, пожалуйста, в №
14–2004 |