Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Предисловие

Статья опубликована при поддержке интернет – магазина Адидас. Многие люди предпочитают покупать спортивную одежду и обувь именитых брендов, таки как Adidas. Но далеко не каждый хочет тратить часы на походы в магазин в поисках нужного размера и фасона. Что делать? Посетите официальный интернет – магазин Адидас. Будь то пляжная мужская обувь или термобельё, все это вы с легкостью подберете посетив официальный сайт магазина www.adidas.ru .

Это пособие составлено для школьных библиотекарей, которым интересно самим узнать историю книги и проводить такие занятия с детьми. Цель курса: привить детям любовь к книге, научить беречь книги, ценить труд тех, кто делает их для нас, научить пользоваться каталогами и картотеками в библиотеках. Сделать книгу самим.

В процессе занятий нужно рассказать детям о письменности разных народов, о том, как появилась книга-кодекс, о рукописных книгах на папирусе и пергамене, о печатных книгах на бумаге; о том, какие библиотеки были раньше. Во время занятий происходит активная деятельность детей: они рисуют по теме урока, выступают со своими докладами, решают задачи-путаницы и кроссворды, дети пишут свои маленькие сочинения. Например, ксерокопия с иероглифами, в которой параллельно указаны русские буквы, дети могут сами написать свои имена иероглифами. Это вызывает у них самый живой интерес. Чтобы увлечь детей, необходимо показать исторические и географические атласы, детские книги по истории древних народов и их искусству, «Русскую Библию» архимандрита Иннокентия Просвирнина, в которой много миниатюр и орнаментов из древнерусских книг. В 2001 году вышла в свет книга «Письменность» (изд-во «Слово»). К каждому уроку необходимо делать ксерокопии, которые дети будут вклеивать в свои тетради или альбомы или раскрашивать цветными карандашами – буквицы, орнаменты, миниатюры, древнерусские алфавиты. Хорошо было бы иметь каждому ученику альбомы, в которых они будут рисовать свои «первобытные письма», буквицы, иероглифы.

В пособии даны задачи-путаницы. В каждой из них выделены заведомо ошибочные слова, которые дети должны заменить правильными, соответствующими времени и месту.

Первая часть занятий – это изучение письменности древних народов: египтян, шумеров, индейцев, финикийцев, греков, русских. При этом нужно рассказать о том, как появился первый алфавит. И какие народы обрели свою письменность благодаря финикийскому алфавиту. Чтобы дети поняли, как важно уметь читать и писать, что профессия писца во всех странах и во все времена ценилась, можно прочитать письмо отца-писца к сыну из книги «История мировой литературы. Древний Египет, Шумер и Вавилония, Древняя. Греция» (изд-во «Интор», 1998).

Для занятий по клинописи можно использовать пластилин и хорошо отточенные карандаши. Дети будут писать как шумеры.

Во второй части занятий разговор идет о рукописных книгах. На чем писали и чем. Рассказываем о папирусе, пергамене, бересте, о бумаге, которую изобрели в Китае. Как украшали и переплетали книги. И как дорого они стоили. Ведь за одну рукописную книгу нужно было отдать целое стадо овец или коров. На примере русских рукописных книг возникает возможность рассказать об их украшениях: миниатюрах, орнаментах, заставках, буквицах. Сколько людей трудилось над одной книгой!

После изучения рукописных книг возникает желание сделать с детьми свою большую общую книгу, похожую на древнюю рукописную книгу. дети пишут доклады по изученным темам и рисуют свои заставки, миниатюры, буквицы.

Чтобы заинтересовать детей не только внешним видом, но и содержанием книги, можно почитать «Повесть временных лет» (адаптированный вариант для детей). Сравнить с «Повестью о Вещем Олеге» А.С.Пушкина. Почитать «Слово о полку Игореве». На первом занятии рассказать историю находки этой книги, а на втором – историю ее написания. Можно почитать былины или «Домострой», или русские народные сказки.

Следующая часть занятий посвящена книгопечатанию. Когда и где появились первые печатные книги. Рассказать об Иоганне Гутенберге. Кто был инициатором печатания книг на Руси. Рассказать об Иване Федорове. Как печатали книги. Для примера можно использовать кубики с буквами, которые появились еще в древности. И, наконец, сколько интересного мы узнали благодаря изобретению печатных станков. Ведь книг стало не только больше по количеству, но и разнообразилось их содержание.

Последняя часть программы включает рассказы о древних библиотеках. Как они назывались в разных странах. Дети узнают, как был высечен каталог на каменном здании библиотеки. Как хранились глиняные книги, папирусы. Почему не сохранилась Александрийская библиотека? Кто составил первый библиографический указатель? Какие ученые занимали должности библиотекарей? Напомнить детям, что монах Кирилл был библиотекарем патриаршей библиотеки в Византии. Задача состоит в том, чтобы объяснить школьникам, как с древних времен ценились книжные богатства, которые давали людям знания. Без библиотек это было бы невозможно. Без книг мы не узнали бы о других странах, о жизни людей в древние времена, не читали бы сказок разных народов. Не узнали бы, как появилась письменность на Руси. И многое другое.

Занятия сопровождаются посещением библиотек, где дети увидят каталоги и картотеки. Научатся, как искать нужные книги. А может быть, у кого-то получится посетить музей книги в Российской государственной библиотеке.