Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок 1

ПИКТОГРАФИЯ

Цель

Рассказать детям о первобытных рисунках, которые археологи нашли в пещерах по всему свету.

Оборудование

Для учащихся: альбомы или тетради.

Для учителя: ксерокопии (наскальные рисунки) для каждого ребенка.

Методические рекомендации

Написать на доске латинское слово pictus – живописный, греческое слово – grapho – пишу.

Раздать детям ксерокопии с наскальными рисунками, чтобы они могли видеть, о чем идет речь.

Информация для учителя

Возникновение письменности относится к глубокой древности. Люди долгое время объяснялись рисунками или предметами. Собственно письмо началось с рисунков. В пиктографии рисунки и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности.

Пример. Эскимосы Аляски оставили рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Был нарисован человек, который поднес руки ко рту – это означало «еда». Человек развел руки в стороны – знак отрицания: «нет еды».

На скалах и в пещерах сохранились рисунки первобытных людей. В «темных подземных залах» на стенах тянутся изображения оленей, кабанов, бизонов, буйволов. Животные бегут, стоят, лежат. Первобытные художники выразительно рисовали животных. Они были очень наблюдательны.

Охотники подробно изучали поведение стада. Для чего они следили за поведением животных? Что это давало на практике? Первобытные люди составляли свои календари, в согласии с которыми строилась вся жизнь общины.

Пиктография. Охота на оленей. Наскальная живопись. Испания

Зачем человек рисовал зверей?

Возможно, для пещерного человека эти картины имели какое-то практическое значение. Может быть, через эти рисунки человек общался с богами. Возможно, убивая нарисованного зверя, он верил, что это поможет ему на предстоящей охоте.

Настенные рисунки сохранили свои краски: красную, белую, черную, желтую. Черную краску добывали из угля, белую – из известняка, желтую и красную – из глины.

Как давно обнаружили пещерные «галереи»?

Все началось с Альтамиры, горного местечка в Испании. Марселино Саутуола с дочкой на плечах и несколькими местными жителями отправились смотреть пещеру, недалеко от поместья. Когда они вошли в самый большой зал пещеры и подняли вверх зажженные факелы, то маленькая девочка испугалась и закричала: «Папа! Смотри… быки... быки.… Я боюсь». Дочка Саутуолы показала на стены. На темном фоне древнего камня четко были видны бизоны. Черная и красная краски были яркими. Один бизон поднял голову и ревел. Другой бежал. С одной стороны виднелись фигуры двух коней, а с другой – на бизонов смотрел кабан.

В 1879 году пещеру приехали смотреть ученые. И не поверили, что все это нарисовано древним художником. Кто-то узнал, что за несколько месяцев до находки в поместье Саутуолы гостил художник из Франции. И участники международного конгресса археологов, состоявшегося в Лиссабоне, единодушно обвинили Марселино Саутуолу в мистификации.

Но через несколько лет на юге Франции, в провинции Дордонь, нашли новые наскальные рисунки. В 1901 году в пещере Камбарелль нашли изображения бизонов – как будто кто-то снял копию с рисунков Альтамиры. В том же году исследователи открыли пещеру Фон-де-Гом. Возможно это самые лучшие образцы живописи каменного века – многочисленные изображения бизонов, львов, диких лошадей и других животных.

Долгое время считали, что наскальные рисунки существуют только в Западной Европе: в Испании и Южной Франции. Однако наскальные рисунки встречаются в Сахаре, в Башкирии, в Узбекистане, в Грузии, на скалах реки Ангары, на берегах Енисея – по всей Сибири: от предгорья Урала до Амура, в Уссурийской тайге.

После рассказа попросите детей нарисовать в альбомах или на доске свои «первобытные картины», учитывая цвета древних красок. А пока дети рисуют, расскажите им историю о скифах.

Геродот писал о скифах, об их способе общения. В Великую Скифию вторглись персы, ведомые Дарием. Степняки уходили в глубь страны, уклоняясь от прямой битвы с преследователями. Персидский властелин негодовал, не зная, что думать об этих ускользающих от решительной схватки скифах. Наконец, последние прислали Дарию с гонцом птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Царь персов собрал военный совет, который должен был высказаться: что означает это послание? «Дариево мнение было то, что скифы отдают ему самих себя, земли и воду». Дарий рассуждал так: мышь живет на земле, питаясь одним плодом с человеком, лягушка живет в воде, птица весьма сходствует с лошадью, стрелы же отдают они, как силу свою. Но один из мудрецов прочитал послание совсем по-другому: «Если вы, о персы, не улетите в небо, сделавшись птицами, или не спрячетесь в землю, обратившись в мышей, или не броситесь в озеро, сделавшись лягушками, то не возвратитесь назад и будете побиты стрелами».

Вскоре скифы стали против Дария с конницей и пехотой. Строй скифов перебежал заяц, и все, кто его увидел, тотчас бросились за ним. Дарий, узнав, что степняки гоняются за зайцем, спросил: как к этому надо относиться? Последовал совет: привязать всех ослов к столбам, а самим бежать отселе...