Специальная летняя программа
Елена Вовк
Школьная стенгазета
и издательские технологии
в школе
Статья 1. Знакомство с PageMaker:
основные типы объектов
Мы начинаем изучать возможности системы PageMaker
6.5 с точки зрения применения ее при подготовке
макета школьной газеты. Из предлагаемой статьи
вы узнаете, из объектов какого типа строится
макет, их свойства и правила работы с ними. Это
азбука, без которой приступать к верстке сложных
изделий нельзя. Так что наберитесь терпения и
внимательно ознакомьтесь с предлагаемым
материалом.
Создание новой публикации
Выполните команду Файл/Новый.
Откроется окно (рис. 1) с очень важными
параметрами. С некоторыми из них мы сейчас
подробно познакомимся.
Рис. 1. Установка параметров новой
публикации
Формат – формат бумаги, на которой
будет печататься окончательный вариант
публикации. Щелчок по кнопке со стрелкой в этом
поле раскрывает список стандартных форматов,
дополненный строкой Заказной. Выбор этой строки
означает, что размеры вашей публикации
отличаются от стандартных и будут заданы в поле
Размер. В первом окошке вводится ширина листа
публикации, во втором – его высота.
Справа от 2-го окошка указаны единицы
измерения. На них обязательно надо обратить
внимание. Если предложенные единицы измерения
вас не устраивают, вам придется покинуть
текущее окно (закрыть его щелчком по кнопке Отменить),
а затем в меню Файл выбрать строку Установки,
а в открывшемся подменю – строку Основные. В
появившемся на экране окне в раскрывающемся
списке поля Система измерения содержится
перечень всех допустимых в системе PageMaker единиц
измерения. Достаточно выбрать нужную и закрыть
окно щелчком по кнопке Да.
Ориентация страницы публикации. В
зависимости от выбранного значения страница
будет располагаться либо по вертикали, либо по
горизонтали.
Поля. Размещение всех материалов
публикации производится в границах полосы
набора. Свободное пространство вокруг полосы
набора до границ листа называют полями.
Скомпоновать для принтера. Перед
началом работы над макетом необходимо убедиться,
что для вашей публикации установлен именно тот
принтер, на котором вы будете печатать
окончательный вариант макета. В противном случае
вас могут ожидать разные неприятности. С большой
степенью вероятности материал «поплывет» –
изменится распределение слов по строкам, текста
– по страницам, местоположение некоторых
объектов на полосе набора – и переверстка
неизбежна. Чем раньше вы заметите свою
оплошность, тем меньше вам придется
переделывать.
Мы рассмотрели не все параметры окна.
Об остальных характеристиках вы узнаете в
следующих статьях.
Окно системы PageMaker
На вашем экране появился пустой лист
только что созданной публикации (рис. 2). Он лежит
на монтажном столе. Так называется пустое
пространство вокруг листа.
Рис. 2. Элементы экрана при
работе с публикацией:
1 – страница публикации; 2 – поля; 3 – границы
полосы набора; 4 – палитра инструментов; 5 –
монтажный стол
Голубыми и розовыми тонкими линиями на
листе очерчена полоса набора. Между линиями и
краем листа находятся поля. Информационная часть
макета должна располагаться в границах полосы
набора.
Подготовка оригинал-макета
заключается в том, чтобы постепенно заполнять
расположенную на монтажном столе страницу
публикации нужными материалами. Такими
«кирпичиками», которые в системе PageMaker называют объектами,
являются:
• текстовые блоки,
• иллюстрации (изображения),
• графические элементы.
Объекты могут быть сдвинуты на
поверхность монтажного стола. Там их хранят как
бы «про запас». Объекты можно передвигать,
удалять, накладывать друг на друга, как будто вы
на листе ватманской бумаги (страница публикации),
расположенном на большом столе (монтажный стол),
раскладываете вырезки с текстами и картинками,
добавляя геометрические элементы оформления –
линии, обводки и др.
На экране присутствует вытянутая по
вертикали таблица, содержащая комплект
инструментов. Ее называют палитрой
инструментов. Для каждой конкретной работы
используется свой инструмент. Выбор инструмента
производится щелчком мыши по его пиктограмме в
палитре. После этого курсор мыши приобретает вид,
характерный для выбранного инструмента. Если
этой палитры на вашем экране нет, выполните
команду Окно/Показать инструменты.
Принципы работы с объектами
на примере изображений
Чтобы попробовать на практике все
действия с изображениями, в вашем распоряжении
должен быть файл с изображением с расширением tif
(или gif, jpg, bmp и др.).
Размещение изображения
1. В палитре инструментов выберите
инструмент «Стрелка» .
2. Выполните команду Файл/Поместить и
выберите файл с изображением по стандартным
правилам.
3. Курсор принял вид пиктограммы
размещения изображения – , , или .
Установите курсор в нужном месте полосы набора и
щелкните кнопкой мыши. На полосе должно
появиться изображение. Быть может, объем памяти,
занимаемый файлом с изображением, слишком велик.
И тогда на экран выведется окно с вопросом,
включать ли копию изображения в публикацию.
Ответ однозначный – «НЕТ!».
Выделение объекта
По периметру изображения расположены
квадратные ограничители (рис. 3). Их присутствие
означает, что в данный момент изображение
выделено, то есть является активным. Любые
действия над объектом можно производить лишь в
том случае, если он активен. Это касается не
только изображения, но и объекта любого другого
типа.
Рис. 3. Полоса набора с
изображением
Чтобы выделить объект, достаточно
щелкнуть мышкой в пределах объекта. Чтобы отменить
выделение объекта, необходимо щелкнуть мышью в
любом месте полосы набора вне границ объекта.
Изменение размера объекта
Чтобы изменить размер активного
изображения, при активном инструменте «Стрелка»
установите курсор на один из ограничителей,
нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, «потяните»
ограничитель в нужном направлении. Курсор
преобразуется в двунаправленную стрелку, а
изображение на глазах будет менять свои размеры.
Легко заметить, что его пропорции нарушаются в ту
или иную сторону в зависимости от направления
движения мыши. Отпустив кнопку мыши, вы
зафиксируете полученный размер. Помните, что для сохранения
пропорций изображения операцию изменения
размера следует производить при нажатой клавише .
Перемещение объекта
Чтобы переместить объект,
необходимо нажать кнопку мыши в пределах объекта
и, не отпуская кнопки, передвигать мышь.
Выделение фрагмента изображения
Часто случается, что в публикацию
необходимо поместить не все изображение целиком,
а только его часть (рис. 4). Чтобы «отрезать»
лишний фрагмент изображения, выполните
следующие действия.
1. Выберите инструмент «Рамка» .
2. Установите курсор-рамку на один из
ограничителей изображения, чтобы ограничитель
попал внутрь границ рамки.
3. Нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее,
перемещайте курсор, обрезая тем самым края
картинки. Получив нужный фрагмент, отпустите
кнопку.
Часть иллюстрации становится скрытой
от глаз, хотя на самом деле система «помнит» ее
целиком, и в любой момент это изображение может
быть вновь открыто полностью или частично с
помощью этого же инструмента.
Рис. 4. Использование инструмента
«Рамка»:
а – исходное изображение; б –
изображение после «обрезки» слева;
в – изображение после «обрезки» снизу;
г – изображение после выбора наиболее
интересного фрагмента
Удаление объекта
Изображение, как и любой другой объект,
можно удалить. Для этого его надо выделить, а
затем нажать на клавишу .
Изменение масштаба просмотра
страницы
До этого момента вы видели перед собой
целую страницу публикации. Но в ряде случаев
масштаб просмотра страницы необходимо изменить.
Для этого используется инструмент «Лупа» . Еще удобнее щелкнуть
правой кнопкой мыши в нужной точке экрана и из
появившегося списка выбрать нужный масштаб.
Перемещение по странице
Кроме стандартного для системы Windows
перемещения по экрану с помощью полос прогона и
бегунков, вы можете воспользоваться
инструментом «Рука» .
Не отпуская кнопку мыши, перемещайте
курсор-«руку» в нужном направлении. Вместе с
«рукой» двигается и полоса набора.
Текст
Текстовая информация на полосе в
системе PageMaker хранится в виде текстовых блоков.
Чтобы создать текстовый блок и ввести в него
данные, выполните следующие действия:
1. Выберите из палитры инструмент Буква
.
2. На свободном месте полосы набора,
там, где вы предполагаете расположить текст,
нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, сдвигайте
курсор вправо и вниз. На экране по следу курсора
растягивается прямоугольник, ограничивающий
зону ввода текста. Он исчезнет, как только вы
отпустите кнопку мыши, но в левом верхнем углу
только что построенного прямоугольника
останется мигать курсор. Мигающий текстовый
курсор указывает точку на полосе, куда будет
вводиться текст.
3. Введите текст. Правила ввода и
редактирования текста точно такие же, как и в
системе Word. Вводимый текст располагается в
границах созданного вами текстового блока. Когда
вы будете тренироваться вводить текст в
текстовый блок, пожалуйста, не поленитесь и
введите 2–3 предложения, чтобы они расположились
на нескольких строках. Это нам необходимо для
дальнейших «опытов» с текстовым блоком.
Форматирование символов
В большинстве случаев введенный текст
необходимо отформатировать, то есть изменить его
внешний вид. Например, в заголовке следует
увеличить размер букв, а наиболее важные моменты
в основном тексте жирно выделить. Изменение
внешнего вида текста называется форматированием.
Чтобы изменить характеристики
фрагмента текста, его надо выделить с помощью
инструмента «Буква», а затем установить нужные
значения в окне команды Текст/Шрифт (рис. 5). В
принципе большинство характеристик, придающих
тексту индивидуальность, вам может быть знакомо
из системы Word, но тем не менее перечислить их
будет нелишним, так как терминология в
издательской деятельности несколько отличается
от принятой в офисных программах.
Рис. 5. Задание параметров
шрифта
Гарнитура – это полный набор
символов (буквы, цифры, знаки препинания и другие
изображения) определенного рисунка. В обиходе
этот параметр чаще называют шрифтом, хотя шрифт
– более широкое понятие, включающее в себя и
размер, и начертание, и множество других
характеристик. Набор доступных вам гарнитур
определяется тем, какие шрифты установлены на
компьютере.
Кегль – размер символов. Кегль
измеряется в пунктах. 1 пункт равен 0,376 мм в
отечественной системе типографских измерений и
0,353 мм в англо-американской системе. Никто точно
не знает, на какую систему ориентировался
разработчик того или иного шрифта, поэтому при
выборе кегля всегда полагайтесь на распечатки
конкретных образцов.
Интерлиньяж – расстояние между
соседними строками. По умолчанию в системе
установлено значение «Авто», равное 120% от кегля.
Вы можете заменить его на конкретное значение. Но
имейте в виду, что при слишком маленьком
расстоянии строки налезают друг на друга.
Большое же расстояние замедляет чтение.
Ширина символов указывается в
процентах от ширины нормального начертания
символа.
Позиция текста. Параметр
определяет уровень, на котором должны
располагаться отдельные символы. Например, во
фрагменте
«210 = 1024; А12 = В3 + С5»
«10» – это надиндекс,
«12», «3» и «5» – подиндексы.
Регистр. При форматировании текста
иногда возникает необходимость замены строчных
букв прописными. В раскрывающемся списке поля
Регистр выберите необходимый размер букв.
Напомню, что буквы-капитель имеют начертание
прописных букв, а размеры – строчных.
Трекинг – плотность символов в
тексте.
Цвет – цвет символов. Можно задать
не только цвет, но и его оттенок. Придав тексту
цвет «Бумага», вы сможете прочитать его только на
контрастном фоне.
Начертание символа может быть
нормальным, курсивным, полужирным, полужирным
курсивным, подчеркнутым, перечеркнутым. Символы
приобретают цвет бумаги (обычно это белый цвет),
если тексту придать инверсное начертание (от лат.
inversio – «переворачивание»).
Для задания отдельных параметров
шрифта можно воспользоваться одноименными
командами из меню Текст: Гарнитура, Кегль,
Начертание, Ширина символов, Трекинг.
Еще более быстрый способ
форматирования символов – использование управляющей
палитры (рис. 6). Если эта палитра отсутствует на
экране вашего компьютера, выведите ее по команде Окно/Показать
управляющую палитру.
Рис. 6. Управляющая палитра с
характеристиками шрифта:
1 – кнопка модификации; 2 – список гарнитур; 3 –
кнопки регулировки кегля; 4 – поле значений
кегля;
5 – трекинг; 6 – ширина символов; 7 – кнопки
настройки ширины символов; 8 – список значений
интерлиньяжа; 9 – кнопки настройки интерлиньяжа;
10 – тип начертания (по порядку слева направо:
нормальное, жирное, курсив, подчеркнутое,
инверсное, перечеркнутое, капитель, большие
буквы, надиндекс, подиндекс)
В управляющей палитре представлены
практически все атрибуты шрифта. Если при
активном инструменте «Буква» ни один текстовый
фрагмент не выделен и курсор не установлен
внутри какого-либо абзаца, в палитре
высвечиваются характеристики, принятые в
публикации по умолчанию.
Как только вы установите курсор в
какой-нибудь абзац или выделите фрагмент текста,
в палитре отразятся характеристики текущего
шрифта.
Для изменения шрифтовых характеристик
текста с помощью управляющей палитры необходимо
выполнить следующие действия.
1. Выделить фрагмент с помощью
инструмента «Буква».
2. Задать в палитре нужное значение
одним из следующих способов.
• Выбор значения из раскрывающегося
списка.
Например, для изменения значения кегля
в поле 4 щелкните по расположенной справа кнопке
со стрелкой. Раскроется список, из которого
выберите нужное значение. При таком способе
выбора новая характеристика сразу применяется к
выделенному тексту.
• Щелчок по кнопке регулировки
(увеличения/уменьшения) значения.
Например, для уменьшения значения
ширины символа в поле 6 щелкните по кнопке с
изображением «стрелки налево» слева от . При
таком способе выбора новая характеристика сразу
применяется к выделенному тексту.
• Ввод значения в соответствующее
поле с клавиатуры.
Например, для изменения значения
интерлиньяжа в поле 8 выделите старое значение и
введите поверх него новое.
Чтобы увидеть сделанные изменения на
полосе, вам придется выполнить одно из следующих
действий:
– Щелкнуть по кнопке модификации 1.
– Щелкнуть по любой другой кнопке
управляющей палитры.
– Нажать клавишу .
– Нажать клавишу – в текст внесутся изменения, а вы
перейдете к следующему параметру в палитре.
• Для изменения значений группы
параметров 10 достаточно щелкнуть по
соответствующему полю.
Понятие текстового блока
Для работы с текстовым блоком в
палитре инструментов имеются два инструмента:
«Стрелка» и «Буква». Очень важно сразу накрепко
уяснить, в каких случаях используется тот или
иной инструмент.
Инструмент «Буква» предназначен для
ввода, редактирования и форматирования текста.
Но если у вас возникла необходимость переместить
текст на другое место, то есть совершить действие
не над отдельными символами, а над текстом в
целом, придется воспользоваться инструментом
«Стрелка».
Переключитесь на инструмент «Стрелка»
и щелкните мышью в пределах текста. На экране
появились горизонтальные линии, отображающие
нижнюю и верхнюю границы текста, – ваш текст
выделился как объект. Он образует один
монолитный текстовый блок (рис. 7).
Рис. 7. Активный текстовый блок
Текстовый блок – это объект, с
которым можно работать точно так же, как и с
другими объектами, – сдвигать, изменять размеры.
И если первое действие очевидно, то со вторым
следует разобраться. Предлагаю вам
поупражняться вместе в работе с текстовыми
блоками, так как эти манипуляции образуют
наиболее «тонкие» моменты в процессе освоения
системы PageMaker. Но для эффективной работы
позаботьтесь о том, чтобы ваш текстовый блок
состоял из нескольких предложений, заполняющих
не менее пяти строк.
1. Для начала увеличим ширину
текстового блока. Ухватитесь указателем мыши
(нажмите и не отпускайте кнопку мыши) за один из
угловых ограничителей блока и переместите по
горизонтали, увеличивая ширину блока. Обратите
внимание, как при этом изменяется распределение
текста по строкам, а следовательно, и число строк
в блоке (рис. 7 а, б).
2. А теперь уменьшите ширину текстового
блока до нескольких символов. Строки стали
короткими, и весь текст целиком уже не помещается
в выделенном пространстве (рис. 7 в). О том, что
часть текста «спрятана», говорит «петелька»,
расположенная посередине нижней границы
текстового блока. Если раньше она была пустая
(рис. 7 а), то сейчас в ней «засветился» красный
треугольник – признак незаконченности текста в
блоке. Если вы начнете опускать нижнюю границу
блока, ухватившись за эту петельку или за один из
нижних угловых ограничителей, скрытый текст
появится на экране. Более подробно о работе с
текстовыми блоками вы узнаете в следующих
номерах нашей газеты.
Если вы случайно щелкнули по
«петельке» с красным треугольником и курсор
превратился в пиктограмму загрузки текста (,
или ), в палитре
переключитесь на инструмент «Стрелка».
И в заключение рассказа о работе с
текстами хочу обратить ваше внимание на то, что
словосочетание «текст выделился» имеет разный
смысл для случаев, когда работа с текстом
производится инструментом «Буква» и
инструментом «Стрелка» (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Выделение текста разными
инструментами:
а – с помощью инструмента «Стрелка»;
б – с помощью инструмента «Буква»
Графические объекты
Пять инструментов палитры
инструментов предназначены для создания
графических объектов.
Линия
Горизонтальные, вертикальные или
линии под углом 45 градусов рисуются с помощью
инструмента «Перпендикуляр» . Для линий с произвольным наклоном
используется инструмент «Линия» . Правила пользования инструментами
самые обычные: нажимают кнопку мыши в позиции
начала линии и перемещают курсор до конечной
точки.
Если вы недовольны длиной линии или ее
направлением, переключитесь на инструмент
«Стрелка», ухватитесь за ограничитель на конце
выделенной линии и перемещайте его.
Но линии отличаются друг от друга не
только геометрическими параметрами. Они могут
иметь разную толщину и структуру. Для
редактирования этих параметров необходимо
выделить линию, а затем выполнить команду Элемент/Фон
и линия. Правая половина открывшегося окна
(рис. 8) содержит параметры, отвечающие за толщину
и структуру линии, а также ее цвет.
Прямоугольник и овал
Для создания прямоугольника
используется инструмент «Прямоугольник» , овала – инструмент «Овал»
. Для изменения
размера любой из этих фигур достаточно выделить
фигуру инструментом «Стрелка» и «потянуть» в
нужную сторону за один из ограничителей. Если в
этот момент держать нажатой клавишу , прямоугольник
превратится в квадрат, а овал – в круг.
Рис. 8. Задание параметров фона и
линии
Как и любую другую замкнутую фигуру,
прямоугольник и овал можно залить фоном, а можно
изменить стиль линии по их границе. Делается это
в окне команды Элемент/Фон и линия. Обратите
внимание, что, указав цвет фона, но оставив
вариант «Без фона», вы не добьетесь желаемого
эффекта.
Вы можете скруглить углы
прямоугольника, если выполните команду Элемент/Скругленные
углы.
Многоугольник
С помощью инструмента «Многоугольник»
можно построить как
фигуру типа звезды, так и многоугольник
произвольной формы.
В первом случае предварительно
необходимо указать характеристики звезды. Они
задаются в окне команды Элемент/Многоугольник.
После этого, выбрав в палитре инструмент
«Многоугольник», рисуйте фигуру аналогично тому,
как вы создавали прямоугольник.
Многоугольник произвольной формы
рисуется совсем по-другому. При выбранном
инструменте «Многоугольник» щелкайте мышью в
его вершинах. За курсором тянется линия,
соединяющая соседние вершины. Замкните контур в
вершине, с которой начинали построение. Если в
какой-то момент вы захотите прервать построение,
нажмите клавишу
«Esc». Вместо многоугольника у вас получится
ломаная линия.
Особый интерес представляет процесс
редактирования многоугольника. Двойной щелчок
по фигуре при активном инструменте «Стрелка»
выделяет вершины многоугольника в виде
маленьких точек. Их можно передвигать, удалять
щелчком мыши по вершине, добавлять новые щелчком
по стороне многоугольника.
Приемы работы с объектами
Наложение объектов
На полосе набора объекты могут
частично или полностью накладываться друг на
друга. В такой ситуации надо уметь работать с
любыми объектами, независимо от того, где они
располагаются – на самом верхнем уровне
«стопки» объектов или скрыты массой других
элементов.
Чтобы выделить объект, расположенный
под другим объектом, необходимо нажать клавишу и щелкнуть мышью на
видимом объекте верхнего уровня в границах
выделяемого объекта. Если объект скрыт не одним,
а несколькими другими объектами, каждый щелчок
кнопкой мыши при нажатой клавише выделяет объект, расположенный
уровнем ниже.
Можно изменять уровень, на котором
расположен объект относительно других объектов.
Для этого предназначены команды в меню Элемент/Монтаж.
Часто встречающийся пример наложения
объектов – тень от объекта (рис. 9).
Рис. 9. Примеры наложения
объектов
Выделение группы объектов
Если объекты образуют отдельно
стоящую группу, обведите их с помощью
инструмента «Стрелка», заключив в невидимый
прямоугольник.
Если объекты не образуют отдельной
группы, при активном инструменте «Стрелка»
щелкайте кнопкой мыши по каждому объекту,
удерживая нажатой клавишу .
Если вы хотите сделать активными все
объекты, расположенные в данный момент на
странице и монтажном столе, выполните команду Редактирование/Выделить
все. Вы не добьетесь ожидаемого эффекта, если
вместо инструмента «Стрелка» в момент
выполнения команды будет активизирован
инструмент «Буква» или «Рука».
Чтобы отменить выделение группы
объектов, щелкните мышью на свободном
пространстве. Но иногда объекты так плотно
заполняют полосу набора, что найти это свободное
место – большая проблема. И тогда воспользуйтесь
командой Редактирование/Снять выделение.
Группировка объектов
Чтобы не нарушить удачную композицию
объектов, их можно сгруппировать. Над группой
можно производить действия, как над единым
объектом, – перемещать, изменять размер,
копировать в буфер обмена, удалять.
Чтобы сгруппировать объекты,
необходимо выделить эти объекты, среди которых
могут находиться уже сформированные группы, а
затем выполнить команду Элемент/Сгруппировать.
Объекты группы остаются доступными
для редактирования. Особенностью является
способ выделения объекта, входящего в состав
группы. Щелчок мышью на объекте в пределах группы
выделяет всю группу целиком. Чтобы выделить
только один объект, щелчок необходимо
производить при нажатой клавише . Выделенный объект можно
редактировать, перемещать по обычным правилам.
Его можно даже удалить.
Чтобы разгруппировать объекты,
следует выделить сгруппированный объект, а затем
выполнить команду Элемент/Разгруппировать.
Закрепление объектов
Сложные макеты содержат большое
количество разных объектов, частенько
наложенных друг на друга и расположенных в точно
отведенном для них месте. Случайное неосторожное
движение может разрушить стройную картину. Чтобы
этого не случилось, объекты можно закрепить.
Чтобы закрепить объект, необходимо
выделить его и выполнить команду Элемент/Закрепить.
Закрепленный объект нельзя двигать,
удалять или вырезать, изменять форму. При попытке
выполнить эти операции на месте курсора
появляется «замочек».
Чтобы отменить закрепление объекта,
необходимо выделить его и выполнить команду Элемент/Отменить
закрепление.
Стандартные приемы работы в системе
Операции открытия файла с публикацией,
его сохранения, закрытия, выхода из системы –
стандартные, ничем не отличаются от аналогичных
команд в других прикладных системах.
Работая в системе PageMаker, вы можете
пользоваться буфером обмена, правила работы с
которым ничем не отличаются от стандартных
приемов, принятых в системе Windows. Следует только
не забывать, что выделение данных, помещаемых в
буфер обмена, может производиться двумя разными
инструментами – «Стрелкой» и «Буквой» – в
зависимости от того, как далее будет
использоваться эта информация. Очевидно, что,
скопировав в буфер обмена текстовый блок с
помощью инструмента «Стрелка», вы не сможете им
воспользоваться, находясь в системе MicrosoftWord. Но в
то же время, применив для копирования инструмент
«Буква», вы с легкостью перенесете текст со
страницы PageMaker в документ с расширением doc, rtf
и др.
Заключение
Вы познакомились с основными
принципами верстки в системе PageMaker. В
соответствии с ними создание публикации
начинается с определения свойств издания в
целом: его формата и полей. Сам макет строится из
отдельных объектов – изображений, текстовых
блоков, графических элементов. Каждый тип
объекта имеет свои особенности, но основные
операции – выделение, изменение размера,
перемещение и удаление – одинаковы для всех
объектов.
Для достижения разных целей
предназначены разные инструменты. Все они
собраны в палитре инструментов (рис. 10).
Рис. 10. Назначение основных
инструментов палитры
Полезные советы
Настало время призадуматься над тем, в
каком формате выпускать школьную газету.
Вероятнее всего, это будет один из стандартных
форматов – А3 (в этом формате печатается
большинство популярных российских газет) или А4
(издание, которое вы держите в руках, имеет этот
формат). При выборе формата надо ориентироваться
на то, будет ли газета тиражироваться, а если да,
то каким способом. Отсутствие принтера для
печати листов формата А3 не является
препятствием для издания газеты в этом формате. В
следующих статьях вы узнаете, как печатать лист
публикации большого размера на стандартном
принтере.
Выбрав формат, рассчитайте размер
полей. Самый надежный способ – взять в качестве
образца какое-нибудь печатное издание и
скопировать параметры его страницы.
Ну а с точки зрения практики лучший
способ начать осваивать систему PageMaker – создать
собственный макет. Например, рекламный листок. В
качестве образца можно взять любой рекламный
модуль из газеты, журнала. Изображения образца
замените иллюстрациями, имеющимися в вашем
распоряжении. На данный момент вы владеете
достаточными знаниями, чтобы сверстать
несложную листовку, включающую в себя несколько
разнотипных объектов. |