Урок 2
УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО «КИПУ»
Рассказать детям о древней
цивилизации инков, у которых разноцветные
веревочки были письменами.
Оборудование
Для учащихся: красные, синие, белые,
зеленые, черные, желтые нитки и карандаш.
Для учителя: «Атлас Древнего мира»,
географические карты. «Календарь». Ксерокопии с
рисунками веревочных писем.
Методические рекомендации
Предлагаемый ниже текст, библиотекарю
надо превратить в живой яркий рассказ, который
прерывается в основных частях вопросами и
ответами детей.
Информация для учителя
Инками называли господствующую
верхушку государства и его главного правителя –
Великого Инка. Отсюда получил название и весь
народ. Когда-то у инков были свои большие города с
прекрасными дворцами и храмами. По стране во все
концы тянулись мощеные дороги.
Здесь надо показать из «Атласа
древнего мира» страну инков, показать их
архитектуру, рассказать, чем они занимались:
ремеслами, земледелием. Инки добывали и
обрабатывали золото и серебро. Индейцы были
опытными строителями и умели подгонять одну
каменную плиту к другой. Стены их городов
пережили все разрушения конкистадоров. У инков
были развиты искусство и науки. Наиболее
почитали астрономию.
Показать книгу «Календарь» («Слово»,
2001). Календарь инков во многом точнее
существующего в наше время. Была своя медицина,
своя письменность.
? Зачем нужна была
письменность?
Из книги «История государства инков»
стало известно, что поручения доставлялись не
устно, а письменно, назовем это так, хотя мы
сказали , что у них не было письма. Таковым
являлись узелки, завязанные на различных нитях
разного цвета, которые завязывались в своем
определенном порядке, однако не всегда
одинаковым образом... Эти нити с узелками индейцы
назвали «кипу». «Кипу» давно исчезло как вид
письменности, но до сих пор перуанские пастухи
пользуются счетными шнурами. Одним шнуром
пользуются, чтобы сосчитать быков, другим –
коров, третьим – телят...
? Как вам кажется,
удобно ли это?
В греческом языке есть слово «хронос»,
оно означает «время». От него происходит и
название средневековых записей исторических
событий. Одна из форм летописей – хроники.
Составителей называют хронистами.
? Какое слово еще имеет
корень «хрон»? (Хронометр, синхронный и т.д.)
Вот запись, сделанная одним хронистом
о том, что было при правителе Хуанакауи: «Амауты,
знакомые с событиями тех времен по легендам,
передаваемым из уст в уста, говорят, что, когда
этот правитель царствовал, были письмена и люди,
знающие их… Они обучали других людей читать и
писать... То, что можно было узнать, они записывали
на банановых листьях, сушили их и затем писали на
них...».
Далее хронист вспоминает, что
правитель инков посылал своим наместникам
послания, написанные буквами и цифрами или
иероглифами. Писали эти послания на банановых
листьях. Был и пергамент.
? Из чего делали
пергамент?
В столице Куско при правителе Апу
Капак был построен университет, в котором
обучали писать буквами и знаками на пергаменте и
банановых листьях. Однако при следующем
правителе вспыхнула эпидемия, и жрецы запретили
письменность. Считали, что именно знание
письменности привело к беде. Под страхом смерти
запрещали писать и обучать письму.
? Что-нибудь похожее вы
знаете? Почему жрецы ополчились именно на
письменность?
После этого стали применять «кипу».
Разноцветными шнурами «писали», а разными узлами
«считали».
Узелковое письмо «кипу»
Наложили запрет и на искусство.
Строили из гладкого камня без украшений. Исчезли
красивые разноцветные праздничные наряды и
украшения. Посуду не украшали росписями. И только
храм Солнца, и сад с золотыми и серебряными
цветами остался.
В храме Солнца находились деревянные
доски в золотых рамах. На этих досках была
написана вся история инков. Еще хранились четыре
свитка, на которых были записаны и зарисованы
фигуры инков с портретами их родственников.
Зарисованы все правители и события, при них
происходившие.
? Что произошло в
правление каждого из них?
Эти свитки были отправлены в Испанию и
пропали. А доски в золотых рамах сожгли, т.к.
испанцев интересовало только золото.
Конкистадоры разрушили страну инков. Погибло
много произведений письменности. Восстановить
невозможно. Но по тому, что осталось, ученые
пытаются узнать о прошлом инков. Например, ткани
с рисунками, похожими на иероглифы, нарисованная
фасоль на кувшинах или глиняная фасоль с
нарисованными на ней рисунками. Интересный
случай произошел в маленьком селении. Ученый
увидел, как старенькая женщина писала молитву
иероглифами. То есть старинными священными
письменами.
Следующий этап урока. написать на
доске значение цветов:
Предложить детям «написать» письмо
другу из цветных нитей. |