Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок 4

ИЕРОГЛИФЫ

Цель

Познакомить детей с древней цивилизацией Египта и письменностью этой страны.

Оборудование

Для учащихся: ручки и тетрадки или альбомы.

Для учителя: «Атлас Древнего мира», «Календарь», ксерокопии (розеттский камень, иероглифы), «Труд писцов, собратьев моих...» (текст письма отца-писца к сыну).

Методические рекомендации

Написать на доске греческие слова: «иерос» – священный, «глюфо» – высекаю, вырезаю. Раздать детям ксерокопии для наглядности. Показать детям «Атлас Древнего мира».

Информация для учителя

Египет располагался по среднему и нижнему течению реки Нил. Во главе государства стоял фараон. Главное участие в управлении страной принимали жрецы. Экономическое могущество Египта основывалась на рабском труде.

? Что такое «рабский труд»?

Многочисленные архитектурные сооружения гигантских размеров – храмы, пирамиды – сохранились до нашего времени, но большая их часть развалена. Стены этих сооружений покрыты высеченными или нарисованными краской письменами, древнейшие из которых относятся к IV тысячелетию до н.э. Эти письмена получили название – иероглифы. Показать книгу с иллюстрациями египетской архитектуры.

Иероглифы рисовались и вырезывались с большим искусством и представляли собой изящные миниатюрные изображения предметов, растений, животных и птиц. Расположение знаков шло справа налево и наоборот. Нарисованная в начале текста рука показывала пальцем направление, в котором следовало читать.

Обычно записи сопровождались художественными изображениями.

Надписи на стенах храмов представляли собой молитвы богам и заклинания. В религии Египта большое место отводилось культу мертвых. Египтяне верили в загробную жизнь. Умершего фараона захоранивали в пирамидах и там же оставляли много предметов для «жизни».

Если есть детские энциклопедии о Египте, то показать пирамиды и саркофаги.

Египетские жрецы, знавшие в совершенстве письмо иероглифами, покрывали надписями и рисунками предметы. На дверях и над ними были сделаны надписи с предупреждением, грозившим смертью всякому, кто войдет в гробницу и нарушит покой усопшего. Книги, найденные в пирамидах и других местах погребения, содержат богатейший материал для изучения истории, литературы, науки и экономики Египта. В каждую могилу полагалось положить свиток, содержащий текст «Книги мертвых». В нем описывался тот путь, который, согласно верованиям египтян, проходит душа умершего после смерти. Сопровождалось это описание молитвами и заклинаниями, текст иллюстрировался рисунками. Сохранившиеся египетские книги (свитки) говорили о высоком положении науки в Древнем Египте. Грамотность и наука были сосредоточены в руках незначительной части населения: жрецов и чиновников. Характер административного устройства в Египте требовал огромного чиновничьего аппарата. Из египетских книг можно видеть, что жрецы имели познания по астрономии, умели вычислять солнечное и лунное затмения, движения небесных светил.

? Показать книгу «Календарь». Для чего египтяне составляли календари?

Геометрией пользовались для размежевания земель и определения величины земельных участков. Египтяне были искусными врачами. С течением времени в египетском письме происходили глубокие изменения, обусловленные стремлением к упрощению начертаний знаков и ускорению процесса писания. Сначала каждый знак обозначал целое слово. Позднее были введены знаки для отдельных слогов, вследствие чего общее количество знаков сократилось. Потом иероглиф стали употреблять для обозначения не слова и не слога, а одного звука – именно того согласного звука, с которого это слово начиналось. Иероглифическое письмо сделалось родоначальником буквенных алфавитов.

Иероглифы в Египте везде: на стенах храмов, на колоннах, на больших статуях. Но никто не мог их расшифровать. Помог случай. Наполеон Бонапарт в свое время решил завоевать Египет. Однажды, оказавшись в трудных условиях, французы стали вести раскопки старой крепости под городом Розеттом, чтобы укрыться от врага. И обнаружили в песке черный большой камень с надписями на трех языках: иероглифы, греческий, скоропись. Этот камень послужил основанием для новой науки – египтологии.

Розеттский камень

Розеттский камень. Письмена делились на три части. Верхняя – иероглифы, средняя – скоропись, нижняя – греческий. Хранится этот камень в Британском музее (была сделана копия). Француз Жан Франсуа Шампольон расшифровал эти надписи. Шампольон уже в детстве интересовался древностями и с 13 лет изучал языки. Особенно его интересовал коптский язык. Копты – потомки древних египтян, и их язык, как уверяют ученые, близок к египетскому. Шампольон сравнил количество иероглифов и греческих слов, получил результат: в три раза больше иероглифов, т.е. они не могли (каждый) соответствовать греческому слову. Чуть позже он догадался, что иероглифы не знаки-слова, а отдельные знаки-звуки!!! Жрецы называли иероглифы священными письменами. Сначала были расшифрованы имена, а потом и весь текст. Были опубликованы «Египетский словарь» и «Египетская грамматика». Египетская письменность, возникшая в IV тысячелетии до н.э. была пиктографической (рисунки). Сначала каждый рисунок обозначал то слово, которое было изображено. Потом с рисунками связывалось не только представление о целом слове, но и о тех звуках, из которых слово состоит. Изображен топор – рисунок читался – НЧР. Эти три звука НЧР обозначили и слово – Бог.

Наскальные иероглифы

Египтяне не писали гласные звуки. Их язык был близок к той группе языков, у которых корень слова состоял из согласных, а гласные не вписывались. Для того, чтобы понимать слова, одинаково написанные иероглифами, но с различными значениями, египтяне ставили в конце слова иероглифы – определители.

Например:

  • дом (нарисовать из квадрата и треугольника домик),

  • ходить (нарисовать идущие ноги).

Египетская письменность состоит из трех видов знаков:

  • словесных – идеограмм,

  • фонетических (звуковых),

  • иероглифов-определителей.

Книгу-свиток создавали профессиональные писцы. Писали палочкам или кисточками, обмакивая их в черные чернила, которые приготовлялись из угля, смешанного со смолой. Первые слова литературного текста, а также название месяца и дня писали красными чернилами. Профессия писца считалась очень почетной. В Древнем Египте слово «писец» означало не только «писарь» или «переписчик», но и «образованный человек». Эти люди, стремившиеся к знаниям, к творчеству, были непосредственными создателями египетской культуры. развивали они и гуманистические идеи.

Иероглифы

Птахотеп из Мемфиса в своем поучении говорит сыну: «Если ты начальник, отдающий распоряжения многим людям, стремись ко всякому добру, чтобы в распоряжениях твоих не было зла. Велика справедливость, устойчиво все отличное». 4 500 лет назад!!!

Трудом писцов, их искусными пальцами и создавалось век за веком превеликое множество папирусных свитков. Часть из них, очень незначительная, вошла в состав современных музеев и библиотек. На свитках – высоко художественные повести, бухгалтерские счета, математические задачи и напутствия умершим, нежные лирические стихи и результаты астрономических наблюдений, сказки, медицинские справочники, мифы, заклинания, поучения.

На уроке дети могут написать свои имена иероглифами, используя ксерокопию с расшифровкой иероглифов.

«Труд писцов, собратьев моих»

Труд писцов, собратьев моих, тебе не по нраву!
А ведь они по десять гуров зерна приносят!
Молодые люди! Любой из них десять гуров зерна отцу приносит,
Зерно, шерсть, масло, овец ему приносит!
Как уважаем такой человек!
Да и можешь ли ты также трудиться.
Мальчишка! Трудится и стар и млад!
Даже мне порой не угнаться за ними,
А уж моя голова повыше твоей!
Кто еще так недоволен сыном.
Среди моих собратьев не было таких!
Скажи-ка это родичам моим!
Побойся или постыдись!
Соученики твои и товарищи –
Не пример тебе! Почему им не следуешь.
Друзья твои и сверстники – не пример тебе!
Почему им не следуешь.
И со старших бери пример,
Да и с младших бери пример!
Мудрые люди, что средь нас живут,
С тех пор как Энки всему название дал,
Столь искусной работы, как дело писца, что я избрал,
Не могу назвать! Коль не умеешь петь,
До середины песни, как до морского берега,
Не добредешь! Так и дело писца!
Ты не думаешь о деле моем.
Уж не говорю – о деле отца моего!
Энлиль уготовил людям судьбу,
С тех пор как всему название дал!
Сын да наследует дело отца!
А не то – ни почета ему, ни привета!»