Урок 4
ИЕРОГЛИФЫ
Цель
Познакомить детей с древней
цивилизацией Египта и письменностью этой страны.
Оборудование
Для учащихся: ручки и тетрадки или
альбомы.
Для учителя: «Атлас Древнего мира»,
«Календарь», ксерокопии (розеттский камень,
иероглифы), «Труд писцов, собратьев моих...» (текст
письма отца-писца к сыну).
Методические рекомендации
Написать на доске греческие слова:
«иерос» – священный, «глюфо» – высекаю, вырезаю.
Раздать детям ксерокопии для наглядности.
Показать детям «Атлас Древнего мира».
Информация для учителя
Египет располагался по среднему и
нижнему течению реки Нил. Во главе государства
стоял фараон. Главное участие в управлении
страной принимали жрецы. Экономическое
могущество Египта основывалась на рабском труде.
? Что такое
«рабский труд»?
Многочисленные архитектурные
сооружения гигантских размеров – храмы,
пирамиды – сохранились до нашего времени, но
большая их часть развалена. Стены этих
сооружений покрыты высеченными или
нарисованными краской письменами, древнейшие из
которых относятся к IV тысячелетию до н.э. Эти
письмена получили название – иероглифы.
Показать книгу с иллюстрациями египетской
архитектуры.
Иероглифы рисовались и вырезывались с
большим искусством и представляли собой изящные
миниатюрные изображения предметов, растений,
животных и птиц. Расположение знаков шло справа
налево и наоборот. Нарисованная в начале текста
рука показывала пальцем направление, в котором
следовало читать.
Обычно записи сопровождались
художественными изображениями.
Надписи на стенах храмов представляли
собой молитвы богам и заклинания. В религии
Египта большое место отводилось культу мертвых.
Египтяне верили в загробную жизнь. Умершего
фараона захоранивали в пирамидах и там же
оставляли много предметов для «жизни».
Если есть детские энциклопедии о
Египте, то показать пирамиды и саркофаги.
Египетские жрецы, знавшие в
совершенстве письмо иероглифами, покрывали
надписями и рисунками предметы. На дверях и над
ними были сделаны надписи с предупреждением,
грозившим смертью всякому, кто войдет в гробницу
и нарушит покой усопшего. Книги, найденные в
пирамидах и других местах погребения, содержат
богатейший материал для изучения истории,
литературы, науки и экономики Египта. В каждую
могилу полагалось положить свиток, содержащий
текст «Книги мертвых». В нем описывался тот путь,
который, согласно верованиям египтян, проходит
душа умершего после смерти. Сопровождалось это
описание молитвами и заклинаниями, текст
иллюстрировался рисунками. Сохранившиеся
египетские книги (свитки) говорили о высоком
положении науки в Древнем Египте. Грамотность и
наука были сосредоточены в руках незначительной
части населения: жрецов и чиновников. Характер
административного устройства в Египте требовал
огромного чиновничьего аппарата. Из египетских
книг можно видеть, что жрецы имели познания по
астрономии, умели вычислять солнечное и лунное
затмения, движения небесных светил.
? Показать книгу
«Календарь». Для чего египтяне составляли
календари?
Геометрией пользовались для
размежевания земель и определения величины
земельных участков. Египтяне были искусными
врачами. С течением времени в египетском письме
происходили глубокие изменения, обусловленные
стремлением к упрощению начертаний знаков и
ускорению процесса писания. Сначала каждый знак
обозначал целое слово. Позднее были введены
знаки для отдельных слогов, вследствие чего
общее количество знаков сократилось. Потом
иероглиф стали употреблять для обозначения не
слова и не слога, а одного звука – именно того
согласного звука, с которого это слово
начиналось. Иероглифическое письмо сделалось
родоначальником буквенных алфавитов.
Иероглифы в Египте везде: на стенах
храмов, на колоннах, на больших статуях. Но никто
не мог их расшифровать. Помог случай. Наполеон
Бонапарт в свое время решил завоевать Египет.
Однажды, оказавшись в трудных условиях, французы
стали вести раскопки старой крепости под городом
Розеттом, чтобы укрыться от врага. И обнаружили в
песке черный большой камень с надписями на трех
языках: иероглифы, греческий, скоропись. Этот
камень послужил основанием для новой науки –
египтологии.
Розеттский камень
Розеттский камень. Письмена делились
на три части. Верхняя – иероглифы, средняя –
скоропись, нижняя – греческий. Хранится этот
камень в Британском музее (была сделана копия).
Француз Жан Франсуа Шампольон расшифровал эти
надписи. Шампольон уже в детстве интересовался
древностями и с 13 лет изучал языки. Особенно его
интересовал коптский язык. Копты – потомки
древних египтян, и их язык, как уверяют ученые,
близок к египетскому. Шампольон сравнил
количество иероглифов и греческих слов, получил
результат: в три раза больше иероглифов, т.е. они
не могли (каждый) соответствовать греческому
слову. Чуть позже он догадался, что иероглифы не
знаки-слова, а отдельные знаки-звуки!!! Жрецы
называли иероглифы священными письменами.
Сначала были расшифрованы имена, а потом и весь
текст. Были опубликованы «Египетский словарь» и
«Египетская грамматика». Египетская
письменность, возникшая в IV тысячелетии до н.э.
была пиктографической (рисунки). Сначала каждый
рисунок обозначал то слово, которое было
изображено. Потом с рисунками связывалось не
только представление о целом слове, но и о тех
звуках, из которых слово состоит. Изображен топор
– рисунок читался – НЧР. Эти три звука НЧР
обозначили и слово – Бог.
Наскальные иероглифы
Египтяне не писали гласные звуки. Их
язык был близок к той группе языков, у которых
корень слова состоял из согласных, а гласные не
вписывались. Для того, чтобы понимать слова,
одинаково написанные иероглифами, но с
различными значениями, египтяне ставили в конце
слова иероглифы – определители.
Например:
Египетская письменность состоит из
трех видов знаков:
Книгу-свиток создавали
профессиональные писцы. Писали палочкам или
кисточками, обмакивая их в черные чернила,
которые приготовлялись из угля, смешанного со
смолой. Первые слова литературного текста, а
также название месяца и дня писали красными
чернилами. Профессия писца считалась очень
почетной. В Древнем Египте слово «писец»
означало не только «писарь» или «переписчик», но
и «образованный человек». Эти люди, стремившиеся
к знаниям, к творчеству, были непосредственными
создателями египетской культуры. развивали они и
гуманистические идеи.
Иероглифы
Птахотеп из Мемфиса в своем поучении
говорит сыну: «Если ты начальник, отдающий
распоряжения многим людям, стремись ко всякому
добру, чтобы в распоряжениях твоих не было зла.
Велика справедливость, устойчиво все отличное». 4
500 лет назад!!!
Трудом писцов, их искусными пальцами и
создавалось век за веком превеликое множество
папирусных свитков. Часть из них, очень
незначительная, вошла в состав современных
музеев и библиотек. На свитках – высоко
художественные повести, бухгалтерские счета,
математические задачи и напутствия умершим,
нежные лирические стихи и результаты
астрономических наблюдений, сказки, медицинские
справочники, мифы, заклинания, поучения.
На уроке дети могут написать свои
имена иероглифами, используя ксерокопию с
расшифровкой иероглифов.
«Труд писцов, собратьев моих»
Труд писцов, собратьев моих, тебе не по
нраву!
А ведь они по десять гуров зерна приносят!
Молодые люди! Любой из них десять гуров зерна
отцу приносит,
Зерно, шерсть, масло, овец ему приносит!
Как уважаем такой человек!
Да и можешь ли ты также трудиться.
Мальчишка! Трудится и стар и млад!
Даже мне порой не угнаться за ними,
А уж моя голова повыше твоей!
Кто еще так недоволен сыном.
Среди моих собратьев не было таких!
Скажи-ка это родичам моим!
Побойся или постыдись!
Соученики твои и товарищи –
Не пример тебе! Почему им не следуешь.
Друзья твои и сверстники – не пример тебе!
Почему им не следуешь.
И со старших бери пример,
Да и с младших бери пример!
Мудрые люди, что средь нас живут,
С тех пор как Энки всему название дал,
Столь искусной работы, как дело писца, что я
избрал,
Не могу назвать! Коль не умеешь петь,
До середины песни, как до морского берега,
Не добредешь! Так и дело писца!
Ты не думаешь о деле моем.
Уж не говорю – о деле отца моего!
Энлиль уготовил людям судьбу,
С тех пор как всему название дал!
Сын да наследует дело отца!
А не то – ни почета ему, ни привета!» |