Наталья Кузякина
Любите книгу и цените библиотеку
Методическое пособие для школьных
библиотекарей
Часть 2
Урок 11
ЛЕТОПИСИ
Цель
Объяснить детям, для чего писали
летописи, и кто их писал.
Оборудование
Для учащихся: тетрадь и ручки.
Для учителя: ксерокопии («писец»).
Книги «Повесть временных лет» и «Песнь о вещем
Олеге» А.С.Пушкина.
Методические рекомендации
Записать в тетради тему и следующие
слова:
– «лето» – по-древнерусски «год»;
– «записи по годам», т.е. «записи по
летам»;
в русском языке сохранились оба слова
«год» и «лето».
Спросите учеников, как они скажут свой
возраст? Что значит запись «В лето 1037», т. е. «В год
1037». Почитайте с детьми историю о вещем Олеге из
«Повести временных лет» и сравните с
произведением А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Информация для учителя
Каждая запись в летописи начиналась с
таких слов: «В лето…». Летописями называются
особые литературные произведения Древней Руси,
которые рассказывают о событиях русской истории
год за годом. На Руси летописи велись с XI–XIII вв.
До XIV в., времени царя Ивана Грозного, летописи
были основным видом исторического
повествования. Летописи составлялись в
монастырях, при дворах князей, царей, в
канцеляриях митрополитов. Летописцы выполняли
поручения и заказы духовных или светских
властителей, отражали интересы определенных
групп людей. Именно поэтому летописи
противоречили друг другу. По своей структуре они
представляли погодные статьи. Писали о каждом
происшедшем событии. Иногда была краткая
информация или литературная форма изложения.
Даже в погодные записи летописцы включали
обращения князей, их диалоги. Летописи не только
основные источники по политическим событиям, но
и памятники древнерусской светской литературы.
Летописи бывают разные. Некоторые содержат всего
несколько строчек текста. Есть летописные Своды,
состоящие из нескольких фолиантов, охватывающие
пять, шесть или семь веков русской истории.
Например, Лицевой Свод, который помимо текстов
насчитывает свыше 16 000 красочных миниатюр.
Составлен этот летописный Свод при Иване Грозном
в XVI в. Записи по годам – хроники – велись в
средние века и в других странах.
Но русские летописи – явление
уникальное в мировой культуре. Их стали
составлять в первые годы после Крещения Руси.
Первая из известнейших летописей называется
«Повесть временных лет», составленная в
Киево-Печерском монастыре. Начал писать эту
летопись монах Нестор. Составляя Свод, Нестор
прежде всего заботился о том, чтобы получить в
руки труды своих предшественников: исторические
документы, договоры, послания, завещания князей,
исторические повести, жития русских святых...
Изучив и переработав труды летописцев, собрав
весь доступный материал, Нестор соединил все в
последовательном изложении по годам. Документ
помещал под годом, к которому он относился, житие
святого – под годом его смерти, историческую
повесть, если она охватывала несколько лет,
разбивал по годам и каждую часть помещал под
своим годом. Построение летописного изложения по
годам было удобно. Чтобы поместить каждое
событие под своим годом в работе над летописью
приходилось иногда устранять противоречия,
иногда производить сложные хронологические
изыскания. Исходя из своих политических
представлений, летописец иногда пропускал то или
иное событие, изредка сопровождая их
собственными краткими политическими
комментариями, но при этом не сочинял новых
известий.
Закончив свою работу «сводчика»,
летописец дополнял этот материал собственными
записями о событиях последних лет. Летопись эта
носила энциклопедический характер. В нее
включены географические и этнографические
сведения, отрывки из не дошедших до нас песен,
былин, сказаний и легенд. Летописи Нестора, его
современников и последователей не дошли до нас.
Они были уничтожены во время монголо-татарского
нашествия в XIII в.
В четвертом классе дети уже, наверное, знают об
этом нашествии и могут что-то сами рассказать. В
то время были сожжены многие русские города,
монастыри, церкви, княжеские дворы. Но
летописание не остановилось. Книжники
последующих веков продолжили труд киевских
летописцев. С благоговением относясь к слову,
написанному предшественниками, они включали в
составляемые ими произведения и текст «Повести
временных лет», не считая себя его авторами. У
летописи не могло быть автора, ибо она
составлялась веками. «Чтобы не перестала память
родителей наших и наша, и свеча бы не угасла», –
как записал в своем духовном завещании
Московский князь Симеон Гордый. Большинство
русских летописцев были иноками, монахами.
Писание летописи было для них монашеским
послушанием, а если иначе назвать – их духовным
подвигом.
После рассказа о летописях можно
почитать историю о вещем Олеге из «Повести
временных лет» (как ее написал Нестор). А потом
прочитать «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и
спросить детей, что им больше понравилось.
Задача-путаница
Древняя Русь. XII в. В келье
монаха Гавриила сидят несколько человек, и
переписывают книги. Монах Гавриил обмакнул
гусиное перо в изящную фарфоровую
чернильницу и на папирусном листе вывел
красивую буквицу синими чернилами. Как
только книга будет закончена, монах Гавриил
будет украшать ее иллюстрациями. Потом
листы свернут в свиток, и отнесут в
библиотеку. |