Урок 20
ДРЕВНЕРУССКАЯ КНИГА
Цель
Закрепить в памяти детей все, что они
изучили на предыдущих уроках в активных игровых
формах.
Оборудование
Для учащихся: рабочая тетрадь,
графитный карандаш.
Для учителя: кроссворд,
задача-путаница, книги с миниатюрами,
орнаментами и разными шрифтами.
Методические рекомендации
Записать тему в тетрадь. И провести
урок в форме викторины. Разделить детей на
команды. Одни будут задавать вопросы, а другие
искать правильный ответ (можно использовать свои
тетради).
Когда и благодаря кому появилась
письменность на Руси?
На чем писали в древней Руси?
Чем писали?
Кто украшал книгу миниатюрами и
орнаментами?
Каким шрифтом писали русские книги?
Знали ли богатыри письменность?
Под конец раздать детям кроссворды,
чтобы они вписали слова, только что прозвучавшие
на уроке и прочитать задачу-путаницу. Перед
викториной хорошо было бы, чтобы дети записали
следующие древние слова: в старину говорили, что
от списывания книг «трое благо получишь: первое
– от своих трудов питаешься, второе – праздного
беса изгоняешь, третье – с Богом беседовать
научишься».
Информация для учителя
Из столетия в столетие книги
переписывались вручную. С самого начала
возникновения славянской письменности создание
книги, содержащей священные тексты, понималось
как особое искусство. Существовали
профессионалы, готовившие материал для письма,
чернила и краски, переплеты. Над книгой трудились
писцы-каллиграфы, художники, ювелиры. Рукописи
ценились очень дорого. В них сосредоточена и
божественная и человеческая премудрость. В книги
вкладывали очень много труда и дорогостоящих
материалов:
хорошо выделанный пергамен,
золото,
дорогие византийские краски,
доски, которые служили рукописям
переплетами,
переплеты помещали в дорогие оклады.
Переплет древнерусской книги
Книга была произведением искусства.
Создавались книги по заказу князя, богатого
купца или церкви. Преобладающим материалом для
книг до XV в. служил пергамен – тонко выделанная
кожа молодых животных. Пергамен привозили из
Византии, но скоро русские мастера овладели
техникой его изготовления. Одно из названий
пергамена на Руси «харатья» – мех, кожа.
Говорили: «харатейное письмо», т. е. на пергамене.
В славянских рукописях употреблялся пергамен
белого цвета. В западноевропейских – белый и
черный. В некоторых греческих – голубой и
пурпурный.
Четыре больших листа складывали
пополам, получалось восемь – тетрадь. Это было
унаследовано от греков.
Тетради нумеровались буквами. Буква
стояла только на первой странице тетради.
Страницы не обозначались. Текст записывался
сплошной строкой, без разделения на слова. Ровный
почерк ранних кириллических рукописей
называется «устав».
Писец писал по одной линейке,
выдерживая высоту букв. В качестве орудия письма
использовали гусиные перья, отточенные ножиком.
Ошибки вычищали ножиком, губкой, пемзой. Чернила
делали из смеси чернильных орешков, железных
опилок и вишневого клея. Варили их на квасе или
меду.
Миниатюры и орнаменты выполняли
яркими и сочными красками, сделанными из
минеральных и органических красителей. Для
заголовков и различных указаний употреблялась
красная краска. Редкую и дорогую пурпурную
краску привозили из Византии.
Процесс создания писцом книги
изображается в самих рукописях. По традиции в
Евангелии было принято помещать миниатюры
четырех евангелистов, записывающих священный
текст. Они изображались сидящими рядом с
небольшим столиком, под ногами у них стояла
скамеечка, а на коленях они держали лист или
свиток.
Согласно античной традиции именно на
колене писцы писали книги. Столик служил
подставкой для письменных принадлежностей:
чернильниц, небольших сосудов для красок и сухих
красок в кусках, раскладывались циркуль, ножи,
пенал, губки, песочницы с перьями, кисти. На
высоком пюпитре изображался лист, с которого
писец мог переписывать текст. В корзине
помещались свернутые и перевязанные свитки.
Такое обилие письменных принадлежностей
встречается на византийских миниатюрах и ранних
славянских рукописей. Когда весь текст был
переписан, мастер собирал двойные листы в
тетради, а тетради сшивал в книгу и переплетал.
Доски снаружи обтягивались кожей или дорогой
материей. Кожа украшалась тиснением, иногда ее
золотили. С XIII в. в тиснении появляются широко
распространенные в Византии мотивы: крупная
косая клетка, клейма сердцевидные или
изображения зверей, крестиков, звездочек. Сверху
накладывали угольники и средники –
металлические пластины из золота, серебра,
бронзы или меди, с нанесенной на них чеканкой,
резьбой, тиснением, эмалью.
В переплете употреблялись «жуковины»
– гвозди с фигурными шляпками, застежки – два
кожаных ремешка с небольшими медными крючками и
петлями. Это для того, чтобы переплет не терял
форму.
В самих рукописях делались записи,
напоминающие читателям закрывать книгу: «а
который поп или дьякон чтет, а не застегает всих
застежек, буди проклят».
Украшались не только переплеты, но и
сам текст. В заглавиях употреблялось специальное
декоративное письмо, называющееся «вязью».
Строка имела вид орнамента. Система вязи
сложилась в Византии позже возникновения
славянской письменности и книжной культуры. В
России только к концу XIV в.
Декоративное оформление книги
включает в себя инициалы (буквицы), заставки,
миниатюры, концовки. Рисованные заставки в
начале книги или главы – это узор, заключенный в
рамку. Украшенная большая буква – инициал.
Отдельные иллюстрации – миниатюры. Украшенная
рукопись имеет переплет и орнамент. Лицевая
рукопись имеет миниатюры.
Искусство оформления книги пришло на
Русь из Византии вместе с принятием
христианства. Все элементы книги были подчинены
внутренней логике: формат, один или два столбца,
цветовое решение, соотношение высоты и ширины
буквы, площадь заставок и инициалов. Рукописный
текст должен был радовать читателя. Был
определенный строй оформления рукописи:
инициал для обозначения частей книги,
красная строка, чтобы выделить
необходимые места,
заставка для разграничения разделов
текста.
______________________________________________
По вертикали. 1. Как называется
иллюстрация в древнерусской книге?
По горизонтали. 1. Кто переписывал
рукописные книги?
2. Как называется заглавная буква в древнерусской
книге?
3. Как называется украшение в конце книги?
4. Как называются книги, напечатанные до 1500 года?
5. Как называется украшение в начале книги?
6. Как называется прямой крупный шрифт?
7. Что рисует художник в книге?
8. Как называется украшение из цветов, трав,
листьев… в книге?
9. Как называется красивая буква в начале каждой
главы?
______________________________________________
Для украшения рукописных страниц
употреблялись золото, сурик, киноварь, ярь,
празелень, лазорь, голубец. В инициалах и
заставках изображались орнаментальные мотивы,
небольшие сценки. В первых рукописях основными
орнаментальными мотивами были плетенки из лент,
круги, квадраты, кресты. Позднее господствовал
изящный и богатый византийский стиль.
Преобладающее значение имела не линия, а
цветовое пятно. Яркие сочные краски, наложенные
на золотой фон, создавали праздничное
настроение. Употреблялись мотивы орнамента:
геометрический, плетеный с элементами арабески
(арабский орнамент), растительный (извивающийся
расцветающий побег трилистника).
Византийский стиль характеризуется
строгой очерченностью заставок и рамок. Они
состоят из основных архитектурных мотивов
поздней античности: прямоугольников, арок,
кругов, треугольников. Два типа заставок – малые
и большие. Малые вошли в рукописные украшения из
каллиграфии позднего античного периода и
состояли из простейших природных и
геометрических мотивов: волнистой травки,
змейки, полукружия, уголков, черточек. Большие
возникли в Византии и употреблялись для
украшения главных разделов рукописей. В
роскошных рукописях заставки имели хорошо
очерченную раму, расчлененную внутри, иногда
помещающуюся на колонки. Заставку заполнял
золотой фон, расписанный стилизованными
зелеными побегами с белыми, голубыми и розовыми
цветами. На верху рамки помещали изысканные и
тонкие изображения животных.
Византийский инициал подобен
заставке: четко очерченный контур, заполненный
геометрическими, растительными и плетеными
мотивами. Очень часто представлены реальные
изображения растений, животных и человека.
Ответы на кроссворд: 1. Миниатюра. 2.
Монах. 3. Инициал. 4. Концовка. 5. Инкунабула. 5.
Заставка. 6. Устав. 7. Иллюстрация. 8. Орнамент. 9.
Буквица.
Переплет
Переплетом для книги служили
деревянные доски – крышки. Доски обтягивались
кожей, на которой горячими металлическими
клеймами оттискивались орнаментальные рисунки.
Иногда на тисненую кожу наносили позолоту. Чтобы
изображение не стиралось, в крышки вставляли
выпуклые медные кружки – «жуковины». Кроме того,
переплет иногда украшали «наугольниками» и
«средником» – металлическими пластинами в
центре и на углах досок. Каждая книга имела
медные, реже – серебряные застежки, или шпеньки,
на которые накидывались ременные петли. Дорогие
переплеты отличались от других тем, что вместо
кожи крышки обтягивались бархатом или другой
дорогой тканью. Обрез страниц книги золотили и
оттискивали, на нем чеканили изображения
виноградных гроздьев, цветов и листьев.
Драгоценный переплет представлял собой
отделанный самоцветами массивный серебряный
оклад, закрепленный на крышках переплета.
Подобные переплеты изготовлялись по заказу
государей, крупнейших деятелей церкви и
представителей высшей аристократии, поскольку
стоили они очень дорого.
Публикация произведена при поддержке интернет проекта «Красная книга Республики Узбекистан». Если Вы интересуетесь редкими и исчезающими видами животных и растений Самаркандской области, то посетите сайт проекта Красная книга Республики Узбекистан, который располагается по адресу http://redbooksam.ru/. К вашему вниманию большое количество статей и публикаций, которые расскажут о самых редких и уязвимых видах флоры и фауны Узбекистана. А так же на страницах проекта представлены последние новости из мира защиты и охраны окружающей среды.
|