Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №14/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок 21

КАК ДЕЛАТЬ КНИГУ

Дети 3–4-х классов в том возрасте, когда им нравиться делать что-то своими руками: лепить, шить, рисовать, клеить. Поэтому в своих занятиях я использую все виды ручной деятельности. Нужно провести 3–4 урока рисования на протяжении всего учебного года, чтобы дети нарисовали орнаменты, заставки, миниатюры, буквицы на согнутых пополам чертежных листах, из которых потом сошьют «тетради», а уже из «тетрадей» – книгу, сделают переплет и украсят книгу золотыми или серебряными «снежинками».

Без этой творческой работы наши занятия были бы «сухими». Дети знают, что их книги останутся в школьном музее как память о них.

Оборудование

30 листов чертежной бумаги. 2 листа остаются на форзац. 2 листа на титульный лист и концовку. Остальные нужно согнуть пополам. 2 картонки для «крышек» книги, размером с согнутый лист (только обязательно на 5 мм выше и на 5 мм шире). На шести листах, согнутых пополам, со стороны внешнего сгиба провести карандашом вертикальные линии (с обеих внешних сторон). Эти поля будут склеены с другими листами. Ширина полей 1–1,5 см. Плотная ткань, которой можно будет покрыть картонки (переплет). Бархат, лен, портьерная ткань, парча, плотный ситец. Нужны будут клей «ПВА» и «Момент», несколько игл, ножницы, белые нитки, 3 отрезка в 15 см белой тесьмы.

Методические рекомендации

Раздать детям по одному согнутому листу для рисования миниатюр, заставок, буквиц, орнамента. Рисовать только на двух листах (страницах), остальные оставить для докладов. Так надо провести 3–4 урока, пока листы не будут заполнены рисунками.

Можно провести один-два урока для написания докладов. Вы раздаете книги по теме, доступные детям. Доклад – это короткое изложение прочитанного.

Когда рисунки и доклады будут готовы, книгу можно шить. Возьмите 2 листа, оставленные для титула и концовки, согните их так же пополам и проведите вертикальную линию вдоль согнутого края (с обеих сторон). Теперь надо взять все листы с полями и в каждый вложить по два листа с рисунками. Три листа хорошо прошиваются иглой. Получилась «тетрадь». Все «тетради» положить друг на друга и по «ребрам» провести карандашом шесть линий (по сгибам). Интервал в 2 см повторяется трижды. В середине и по краям.

Должно получиться так: в центре и по краям, ограниченные карандашными точками, три отрезка по 2 см.

Внимание! Лист, оставленный без рисунка, лежит на «стопке» тетрадей первым. На нем кто-нибудь из детей напишет название книги (титульный лист). Внутри этого листа лежат два листа с рисунками. Прошить каждую тетрадь надо белыми нитками так, чтобы с внешней стороны получилось по три маленьких отрезка (2 см), прошитых ниткой 3–4 раза. Все должно быть крепко.

Когда дети сошьют тетради, можно будет их соединить тесьмой, с помощью иголки протащить тесьму сквозь все тетради так, чтобы «хвостики» остались с обеих сторон книжного блока.

Чтобы тетради держались крепко, надо проклеить их клеем «ПВА» по очерченным полям и оставить до высыхания.

Взять кусок ткани и положить его на стол. Картонки положить так, чтобы в середине осталось место для книжного блока. Вырезаем маленькие квадратики на ткани по внешним сторонам до углов картонок. То же самое проделать с нижней частью. Когда нижние и верхние края приклеены, то можно и боковые стороны делать.

Углы ткани завернуть и приклеить клеем «Момент». Книжный блок и переплет готовы. Теперь можно приступать к их соединению.

На полоску ткани, что посередине боковых картонок, вставить книжный блок. На картонках расположить ленточки. Затем блок положить на правую картонку. Под левую – поместить книгу, равную по параметрам книжному блоку и приблизить ее к корешку, чтобы картонка и книжный блок соединились. Отступив от края книжного блока 2 см, провести карандашом вертикальную черту, и на выделенную полосу нанести клей «ПВА».

Взяв большой лист бумаги, такой, из которых делались тетрадки, положить его на блок так, чтобы углы листа совпали с углами книжного блока. Придерживая лист правой рукой, – левой прогладить его в месте, где был нанесен клей.

Далее приклеиваем «ПВА» к картонке ленточки. Далее наносим клей на левую картонку, оставляя 1 см от края чистым. На нее наклеиваем другую половину чистого листа. Получается форзац. Перекладываем книжный блок на левую сторону, вытаскиваем книгу и кладем ее под правую картонку, приблизив к корешку блока. Соединяем. То же самое проделываем и с левой стороной книги.

На корешок книги можно наклеить кожу или заменитель. Из золотой или серебрягой бумаги сделать уголки. Книгу можно украсить блестками, бисером или «каменьями».

Сшивка тетрадей

Книжный блок

Обложка

Книги, сделанные руками детей