Урок 23
ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ
Цель
Познакомить детей с первым
книгопечатником – немецким мастером Иоганном
Гутенбергом и с его изобретениями.
Оборудование
Для учащихся: тетради или альбомы и
клей.
Для учителя: ксерокопии с печатным
станком, изобретенным немецким мастером.
Ксерокопии с напечатанными страницами в
западных книгах.
Методические рекомендации
В продолжении урока обращать внимание
детей на изобретения, которые мастер сделал для
книгопечатания. И даже можно было бы записать
коротко о каждом. Ведь именно после Гутенберга во
многих странах стали открываться типографии.
Информация для учителя
Идея книгопечатания в XV в. «носилась» в
воздухе. Многие пытались осуществить ее. Многие
размышляли, создавали, и им что-то удавалось, но
лишь одному удалось все сделать. Это был Иоганн
Гутенберг.
Родился он между 1394 и 1399 гг. Был сыном
богатого горожанина из Майнца (Германия).
Примерно в 1429 году он покинул родной город и
поселился в старинном городе Страсбурге. Была ли
у него типография и напечатал ли он что-нибудь в
Страсбурге, никто не знает... А вот в 1444 году
Гутенберг напечатал в городе Майнце несколько
брошюр и листовок, часть которых сохранилась.
Пробой сил для Гутенберга послужила книга «О
восьми частях речи» – краткая латинская
грамматика, книга пользовалась большой
популярностью. А составил ее римлянин Элий Донат,
живший в IV в. н.э.
Латынь была главным предметом
преподавания в школах и университетах, и спрос на
книгу был большой.
С годами улучшалась техника печати,
росли умение и вера в свои силы. Наконец наступил
день, когда Иоганн Гутенберг решил напечатать
Библию. Но для такого издания нужны были большие
деньги. Богатые люди предлагали деньги, но с
условиями – вернуть с процентами в условленный
срок. Гутенбергу не везло. Он пошел на условия
богачей, но к сроку не успел закончить печатать
Библию, и у него все отобрали. Так повторялось
дважды. На этих Библиях не стоит имя издателя.
Гутенберг открыл свою типографию в
доме, принадлежащем когда-то его дяде в городе
Майнце. В 1856 году при переустройстве этого дома
нашли в разобранном виде станок.
Набор и печатание с наборной формы
существовали до Гутенберга, но вот станка не
было. Именно немецкий мастер нашел наилучшие
технологические средства для осуществления идеи
книгопечатания. Он же изобрел станок. До
Гутенберга бумажный лист пристукивали к
намазанной краской печатной форме. Пристукивали
или притирали гладким камнем, обтянутым гладкой
кожей, щеткой или ладонью. Гутенберг
механизировал печатный процесс.
Помещенную в специальной раме
наборную форму он устанавливал на гладком и
ровном столе – талере. Талер был помещен между
двумя массивными столбами, остатки которых и
были найдены в Майнце. В перекладине между
столбами ходил винт, на конце которого была
подвижно закреплена гладкая доска – пиан. Для
того чтобы опустить доску, нужно дернуть за
рукоятку – куку. При этом поворачивался винт и
опускал пиан, который плотно прижимал бумажный
лист к намазанной краской печатной форме. Затем
Гутенберг отводил куку в обратную сторону. Пиан
поднимался и освобождал бумажный лист.
Оставалось лишь вынуть готовый оттиск, нанести
на форму краску и положить сверху чистый лист.
В истории техники можно найти немало
примеров тому, как какая-нибудь техническая идея,
мирно существовавшая на протяжении многих
столетий в одной отрасли, вдруг перекочевывает в
другую отрасль и здесь переживает период бурного
развития. Нечто подобное произошло и с печатным
станком. Такие станки были известны давно.
Применялись они для отжимки винограда, а также
бумаги в бумагоделательных мастерских. Гений
Гутенберга заставил их служить другой цели.
Вторым нововведением, внесенным
немецким мастером в книжное дело, была
словолитная форма. Это несложное приспособление,
с помощью которого отливаются литеры. Раньше
каждую литеру изготовляли самостоятельно.
Гутенберг предложил в качестве формочки для
отливки отдельной буквы использовать
выштампованное в меди рельефное углубленное
изображение знака. Такая формочка получила
впоследствии название матрицы. Для изготовления
матрицы служил стальной штамп – пунсон, на конце
которого выгравировано рельефное изображение
буквы. Для того чтобы получить матрицу, пунсон
приставляют к медному брусочку и ударяют по нему
молотком. С помощью матрицы можно изготовить
большое количество одинаковых литер. Приступая к
отливке, Гутенберг вставлял матрицу в
словолитную форму. Это несложный, состоящий из
двух половинок инструмент. Когда форма закрыта,
внутри нее образуется полое пространство в виде
небольшого прямоугольника с коническим
расширением кверху. Снизу формочка ограничена
матрицей с вырезанным на ней углубленным
изображением буквы. Расплавленный металл
вливали в коническое отверстие формы. Когда
металл застывал, форму открывали, и из нее
выпадал металлический брусок с рельефными
изображениями буквы – очком. Это уже почти
готовая литера. Чтобы пустить ее в набор, нужно
обрезать конический хвост – литник.
Словолитная техника Гутенберга
просуществовала до середины XIX в., когда
появились словолитные машины. Но
технологические основы процесса изготовления
шрифта остались прежними. Прежде всего,
гравируют пунсоны. С их помощью штампуют матрицы.
Матрицу вставляют в словолитную машину, которая
автоматически льет литеры. Еще при жизни
Гутенберга печатный станок путешествует по
Европе. В 1468 году начинается книгопечатание в
Чехии, Швейцарии, в 1469 – в Нидерландах, в 1470 – во
Франции, в 1473 – в Венгрии, в 1470 – в Испании, в 1476 –
в Польше, в 1490 – в Турции.
В течение пятидесяти лет было основано
1099 типографий, выпустивших в общей сложности
около десяти миллионов экземпляров печатных
книг.
Книги эти – драгоценные памятники
культуры – историки называют их инкунабулами.
«Кунабулум» – по-латыни означает
«колыбель». «Инкунабула» – «в колыбели».
Иоганн Гутенберг |