Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №14/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок 23

ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ

Цель

Познакомить детей с первым книгопечатником – немецким мастером Иоганном Гутенбергом и с его изобретениями.

Оборудование

Для учащихся: тетради или альбомы и клей.

Для учителя: ксерокопии с печатным станком, изобретенным немецким мастером. Ксерокопии с напечатанными страницами в западных книгах.

Методические рекомендации

В продолжении урока обращать внимание детей на изобретения, которые мастер сделал для книгопечатания. И даже можно было бы записать коротко о каждом. Ведь именно после Гутенберга во многих странах стали открываться типографии.

Информация для учителя

Идея книгопечатания в XV в. «носилась» в воздухе. Многие пытались осуществить ее. Многие размышляли, создавали, и им что-то удавалось, но лишь одному удалось все сделать. Это был Иоганн Гутенберг.

Родился он между 1394 и 1399 гг. Был сыном богатого горожанина из Майнца (Германия). Примерно в 1429 году он покинул родной город и поселился в старинном городе Страсбурге. Была ли у него типография и напечатал ли он что-нибудь в Страсбурге, никто не знает... А вот в 1444 году Гутенберг напечатал в городе Майнце несколько брошюр и листовок, часть которых сохранилась. Пробой сил для Гутенберга послужила книга «О восьми частях речи» – краткая латинская грамматика, книга пользовалась большой популярностью. А составил ее римлянин Элий Донат, живший в IV в. н.э.

Латынь была главным предметом преподавания в школах и университетах, и спрос на книгу был большой.

С годами улучшалась техника печати, росли умение и вера в свои силы. Наконец наступил день, когда Иоганн Гутенберг решил напечатать Библию. Но для такого издания нужны были большие деньги. Богатые люди предлагали деньги, но с условиями – вернуть с процентами в условленный срок. Гутенбергу не везло. Он пошел на условия богачей, но к сроку не успел закончить печатать Библию, и у него все отобрали. Так повторялось дважды. На этих Библиях не стоит имя издателя.

Гутенберг открыл свою типографию в доме, принадлежащем когда-то его дяде в городе Майнце. В 1856 году при переустройстве этого дома нашли в разобранном виде станок.

Набор и печатание с наборной формы существовали до Гутенберга, но вот станка не было. Именно немецкий мастер нашел наилучшие технологические средства для осуществления идеи книгопечатания. Он же изобрел станок. До Гутенберга бумажный лист пристукивали к намазанной краской печатной форме. Пристукивали или притирали гладким камнем, обтянутым гладкой кожей, щеткой или ладонью. Гутенберг механизировал печатный процесс.

Помещенную в специальной раме наборную форму он устанавливал на гладком и ровном столе – талере. Талер был помещен между двумя массивными столбами, остатки которых и были найдены в Майнце. В перекладине между столбами ходил винт, на конце которого была подвижно закреплена гладкая доска – пиан. Для того чтобы опустить доску, нужно дернуть за рукоятку – куку. При этом поворачивался винт и опускал пиан, который плотно прижимал бумажный лист к намазанной краской печатной форме. Затем Гутенберг отводил куку в обратную сторону. Пиан поднимался и освобождал бумажный лист. Оставалось лишь вынуть готовый оттиск, нанести на форму краску и положить сверху чистый лист.

В истории техники можно найти немало примеров тому, как какая-нибудь техническая идея, мирно существовавшая на протяжении многих столетий в одной отрасли, вдруг перекочевывает в другую отрасль и здесь переживает период бурного развития. Нечто подобное произошло и с печатным станком. Такие станки были известны давно. Применялись они для отжимки винограда, а также бумаги в бумагоделательных мастерских. Гений Гутенберга заставил их служить другой цели.

Вторым нововведением, внесенным немецким мастером в книжное дело, была словолитная форма. Это несложное приспособление, с помощью которого отливаются литеры. Раньше каждую литеру изготовляли самостоятельно. Гутенберг предложил в качестве формочки для отливки отдельной буквы использовать выштампованное в меди рельефное углубленное изображение знака. Такая формочка получила впоследствии название матрицы. Для изготовления матрицы служил стальной штамп – пунсон, на конце которого выгравировано рельефное изображение буквы. Для того чтобы получить матрицу, пунсон приставляют к медному брусочку и ударяют по нему молотком. С помощью матрицы можно изготовить большое количество одинаковых литер. Приступая к отливке, Гутенберг вставлял матрицу в словолитную форму. Это несложный, состоящий из двух половинок инструмент. Когда форма закрыта, внутри нее образуется полое пространство в виде небольшого прямоугольника с коническим расширением кверху. Снизу формочка ограничена матрицей с вырезанным на ней углубленным изображением буквы. Расплавленный металл вливали в коническое отверстие формы. Когда металл застывал, форму открывали, и из нее выпадал металлический брусок с рельефными изображениями буквы – очком. Это уже почти готовая литера. Чтобы пустить ее в набор, нужно обрезать конический хвост – литник.

Словолитная техника Гутенберга просуществовала до середины XIX в., когда появились словолитные машины. Но технологические основы процесса изготовления шрифта остались прежними. Прежде всего, гравируют пунсоны. С их помощью штампуют матрицы. Матрицу вставляют в словолитную машину, которая автоматически льет литеры. Еще при жизни Гутенберга печатный станок путешествует по Европе. В 1468 году начинается книгопечатание в Чехии, Швейцарии, в 1469 – в Нидерландах, в 1470 – во Франции, в 1473 – в Венгрии, в 1470 – в Испании, в 1476 – в Польше, в 1490 – в Турции.

В течение пятидесяти лет было основано 1099 типографий, выпустивших в общей сложности около десяти миллионов экземпляров печатных книг.

Книги эти – драгоценные памятники культуры – историки называют их инкунабулами.

«Кунабулум» – по-латыни означает «колыбель». «Инкунабула» – «в колыбели».

Иоганн Гутенберг