Урок 25
ПЕРВЫЙ КНИГОПЕЧАТНИК НА РУСИ – ИВАН
ФЕДОРОВ
Цель
Познакомить детей с первопечатником
Иваном Федоровым и его служением просвещению
русских людей.
Оборудование
Для учащихся: альбомы и карандаши,
чтобы можно было нарисовать типографию.
Для учителя: ксерокопии.
Методические рекомендации
Для начала записать название темы
урока в тетради, раскрыть альбомы и в продолжение
урока рисовать древнюю типографию, как себе
каждый представляет.
Информация для учителя
И далее последовательно рассказать
детям о жизни и творчестве Ивана Федорова.
Рассказ должен сопровождаться вопросами,
обращенными к детям.
? Что они знают об Иване
Федорове? Кем он был до работы в типографии? Какие
книги выпустил в свет?
Типографии и печатание книг – были
необходимостью. Но, как и в любом новом деле, не
обошлось без врагов. Книгопечатание на Руси было
встречено в штыки и считалось, что священная
книга должна быть только рукописной. Слово же
печатное признавалось происками лукавого. Царь
принимал активное участие в организации первой
типографии. Как писал сам Иван Федоров: «царь
повелел устроить дом от своей казны, где бы
печатному делу строиться». Для этого дела было
отведено место на Никольском крестце. Во главе
типографии стал Иван Федоров – наиболее
способный мастер первой московской печатни. Это
решение царя – закономерный результат политики
централизации, усиленно проводимой им во всех
областях политической, экономической и
культурной жизни Московской Руси.
Печатный станок Ивана Федорова
19 апреля 1563 года Иван Федоров вместе со
своим другом и помощником Петром Тимофеевым
Мстиславцем, с благословения митрополита
Макария, начали печатать «Апостол». 1 марта 1564
года первая, точно датированная московская книга
вышла в свет. В конце ее помещено послесловие
(история выпуска этой книги). Второй книгой
государственной типографии был «Часовник»,
выпущенный в 1565 году. О других изданиях Ивана
Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца по
настоящее время никто не знает. Возможно, они
были, но до нас не дошли.
«Апостол» 1564 года. Первые семь листов
занимают всевозможные предисловия и оглавления.
Восьмой лист – это гравированный на дереве
фронтиспис, предпосланный основному тексту
книги. Гравюра эта – портрет автора «Апостола» –
евангелиста Луки. Первая в истории нашего
искусства фигурная гравюра, композиционным
центром которой служит изображение человека.
Лука сидит на маленькой скамеечке с массивными
ножками. Голова апостола наклонена вперед,
фигура сгорблена. На коленях у него книга. Лука
поддерживает ее руками. Босые ноги покоятся на
подушечке. Рядом подставка – горка для письма, на
которой лежит раскрытый свиток. Написанные им
строки можно прочитать; апостол только что
кончил писать: «Первее было слово». На горке
стоят также чернильница с гусиным пером и
песочница. Песком припорашивали свеженаписанный
текст, чтобы он не смазывался. Изображение
заключено в рамку. Это триумфальная арка с
полуциркульным сводом и горизонтальным
перекрытием. Свод поддерживают колонны с пышными
капителями и обильно декорированным цоколем.
Разворот из книги «Апостол», 1564 г.
Эту ксерокопию раздать детям.
Вскоре после издания «Часовника»
Ивану Федорову и Петру Тимофееву пришлось уехать
из Москвы. Они переселились в Великое княжество
Литовское, на восточных землях которого жили
украинцы и белорусы, исповедовавшие православие
и говорившие на языке, который сами называли
«русским». Этот язык был государственным в
Великом княжестве Литовском. На нем велось все
делопроизводство.
? Почему им пришлось
уехать из Москвы?
Сам Иван Федоров в послесловии
«Апостола» 1564 года писал, что в Москве нашлись
люди, которые захотели «благое во зло превратити
и божие дело вконец погубити». Люди эти «зависти
ради многие ереси умышляли», они объявили
деятельность Ивана Федорова богопротивной,
еретической. Первопечатник писал о своих
преследователях глухо. Мы знаем лишь, что гонения
исходили «не от самого государя, но от многих
начальник, и священноначальник, и учитель». Нет
сомнения, что это – феодальная верхушка церкви,
убежденный враг всех и всяческих нововведений.
Это те самые «мнящиеся быти учителя», которые
заявляли: «Грех простым читать Апостол и
Евангелие»!
Покинув Москву, Иван Федоров и Петр
Мстиславец встретили благожелательный прием в
Заблудове – укрепленном замке гетмана
Ходкевича. Здесь в Великом княжестве Литовском
типографы 8 июля 1568 года начали, а 17 марта 1569 года
закончили печатать «Учительное Евангелие»,
предназначенное для просвещения православного
люда белорусских и украинских земель. Вторым
заблудовским изданием стала «Псалтырь с
Часословцем», вышедшая в свет 23 марта 1570 года. Эту
книгу и «Часовник» использовали для обучения
чтению.
Страница из «Азбуки» Ивана Федорова.
Львов. 1574 г.
Заблудовская типография Ивана
Федорова сыграла значительную роль в
становлении постоянного книгопечатания в
Белоруссии. Но действовала типография недолго.
Скоро Иван Федоров отправился в Вильно и здесь
заложил друкарню, которая в течение многих лет
печатала книги для белорусов. А в 1572 году Иван
Федоров уехал во Львов и основал первую на
украинской земле типографию. 25 февраля 1573 года он
начал, а 15 февраля 1574 года закончил печатать
«Апостола». В конце книги помещено послесловие:
«Сия убо повесть изъявляет, откуда начася и како
всершися друкарня сия» – рассказ печатника о
своих трудах и злоключениях, первое напечатанное
произведение русской мемуарной литературы.
Одновременно в львовской типографии печаталась
«Азбука». Составил ее сам Иван Федоров. «Азбука»
представляет собой уникальный образец
древнерусского руководства для обучения
грамоте. В Русском государстве была большая
потребность в образованных людях. Знания
требовались не только духовенству, но и
ремесленникам, торговцам. Обучали в основном в
«семейных» школах при домах учителей:
священников, церковных чтецов, пономарей,
профессиональных писцов, грамотных горожан и
селян. Существовали школы при монастырях,
церквах, где учили чтению, церковному пению и
порядку богослужения. Читать на Руси учились по
рукописному тексту, изготовленному учителем.
Тексты писались на бересте, на цере, на листе
пергамена или бумаги. Иван Федоров использовал
русские рукописные буквари, созданные до
«Азбуки», и грамматический труд «Осьмь честии
слова» (восемь частей речи). Церковь приписывала
этот труд преподобному Иоанну Дамаскину,
византийскому богослову, философу и песнописцу,
жившему в VII–VIII вв. Другим источником для
«Азбуки» считают древнерусский грамматический
труд «Книга глаголемая буквы». Возможно, что
печатник использовал и западноевропейские
учебники грамоты. Первые восточнославянские
печатные буквари изданы Иваном Федоровым.
«Азбука» открывается 45 буквами кирилловского
алфавита. На обороте листа буквы перечислены в
обратном порядке – от «ижицы» до «аз». Выпустив в
свет «Азбуку», над которой типограф трудился, как
он сам сказал в послесловии книжки: «ради скорого
младенческого научения», Иван Федоров
отправился в город Острог, куда его пригласил
крупный украинский феодал Константин
Константинович Острожский. В 1580–1581 гг. появилась
«Острожская Библия» – большой том в 1256 страниц,
замечательный памятник культуры. Острог был
центром удельного княжества, владел которым
князь К.К.Острожский. В его двухэтажном замке
была богатая библиотека, которую, к сожалению,
потомки не сохранили. По сей день в польских
книгохранилищах находят фолианты, когда-то
принадлежавшие К.К.Острожскому. Князь был
признанным главой культурно-просветительского
кружка крупных феодалов на Волыни. Он устроил в
Остроге училище для детей. Впоследствии здесь
возникла прославленная Острожская академия.
Князю Острожскому и принадлежала идея выпустить
в свет первую полную славянскую «Библию».
Перевод «Библии» на национальный язык и издание
ее на этом языке преследовали цели, связанные с
ростом самосознания, укреплением позиций
родного языка, служили задачам борьбы
гуманистического мировоззрения со
средневековой схоластикой. Печатный станок
способствовал этому.
Несколько человек уехали по приказу
Острожского в Турцию, Грецию, чтобы найти и
привезти Библию на греческом языке. Получив
несколько списков Библии, князь решил, что время
настало и можно приступать к изданию тиража.
Иван Федоров готовил шрифт и
необходимые приспособления. В 1580 году Федоров
выпустил «Новый Завет с Псалтырью». Были
отпечатаны и новое издание «Азбуки», и два
букваря.
Подлинным шедевром типографского
искусства Ивана Федорова явилась Острожская
Библия. Ее объем в 628 листов. Отпечатана в два
столбца красивой убористой печатью и шестью
шрифтами. Красивые заставки, буквицы. Титульный
лист Библии обрамляет рамка, в которую в
московском «Апостоле» было заключено
изображение евангелиста Луки. Был напечатан герб
князя Острожского и типографский знак Ивана
Федорова. Тираж около 1000 экземпляров. Первое
напечатанное кириллическим шрифтом издание
Библии послужило образцом для последующих ее
русских изданий. |