Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №14/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок 26

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Цель

Познакомить детей с одной из древнейших и известнейших библиотек мира.

Оборудование

Для учащихся: альбомы и карандаши.

Методические рекомендации

В то время, когда библиотекарь будет рассказывать о библиотеке, дети будут рисовать в альбомах древнюю библиотеку (как они ее представляют).

Информация для учителя

В 332 году до н.э. Александр Македонский заложил город Александрию. Обитаемую часть земли – Ойкумену – древние греки представляли в виде развернутого плаща. И план города, составленный архитектором Динократом Родосским, имеет в основе развернутый плащ – хламиду. К концу античности это был огромный город, его площадь достигла 100 квадратных километров. Население доходило до миллиона человек. Широкие – до 30 метров – магистрали разделяли город на четыре квартала. (Можно нарисовать план города на доске – так детям будет понятнее). В одном из них были размещены: дворец Птоломеев, театр, храм Посейдона, Мусейон и библиотека.

Возвышение города началось при правлении Птоломея I Сотера (Спасителя), военачальника Александра Македонского. После распада империи Македонского возникли эллинистические государства, во главе которых стали военачальники.

Египет – наиболее богатая и удобная часть территории досталась Птоломею, который царствовал здесь свыше сорока лет.

Он активно начал насаждать в Александрии греческую культуру, стремясь превратить столицу в культурный центр, приглашая ко двору поэтов, ученых, знаменитых врачей, математиков и астрономов. Специально для библиотеки Птоломей купил библиотеку Аристотеля (поясните детям: кто такой Аристотель). Птолемей же заказал перевод на греческий язык пятикнижия – Ветхого Завета. 70 ученых занимались переводом.

Александрийский храм муз представлял собой замечательный архитектурный ансамбль с университетом, обсерваторией, ботаническим садом, зоопарком и библиотекой. Учащихся было несколько сотен, а учителей около ста. Здесь были залы для лекций, общий зал и трапезная. В распоряжении учащихся и преподавателей были все книги библиотеки. Сокровища библиотеки накапливались во времена Птоломеев. Птоломей, например, посылал послов, которые добывали наиболее ценные сочинения по всем отраслям знания. Ко времени знаменитого библиографа Каллимаха в библиотеке насчитывалось до 400 тысяч свитков. Здесь было все, что создала греческая цивилизация: произведения поэтов, историков, ораторов, врачей, математиков. Ученые могли читать любую литературу – эпическую, лирическую, драматическую, философскую, географическую. Были и иностранные авторы – римские, египетские, еврейские, сирийские, индийские. По форме книги были самые разнообразные: свитки, кодексы, пальмовые листья. По содержанию они тоже разнились. Разнородны были рукописи и по степени древности, и по своей редкости. Ценились белизна, тонкость и плотность папируса, его полировка. Сама библиотека состояла из нескольких апартаментов. Свитки хранились в шкафах с горизонтальными полками. Залы, где располагались книжные шкафы, обычно украшали статуями великих писателей и ученых. К этим залам примыкали помещения, в которых рукописи переписывали и приводили в порядок. Здесь же были комнаты для помощников главного библиотекаря.

Вот первые библиотекари Александрийской библиотеки: филолог Зенодот, ученый и поэт Аполлоний Родосский, ученый Эратосфен, филолог Аристофан Византийский, Каллимах. Поэт и ученый Каллимах оставил после себя свыше 800 сочинений по истории, грамматике, поэзии, гимн «К Зевсу». И составил библиографический труд – «Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания». Каллимаха называют отцом библиографии. О каждом авторе давались краткие биографические сведения, произведения, написанные этим автором. Составил Каллимах и «Указатель авторов драматических произведений». Статьи об авторах располагаются здесь в хронологическом порядке в зависимости от даты постановки первого произведения. Работу Каллимаха продолжил сотрудник библиотеки Аристофан Византийский. Он создал труд «К Таблицам Каллимаха», в которые внес дополнения.

Здесь хорошо было бы показать библиографические словари о писателях, чтобы детям было понятно, как составляются «таблицы» о тех, кто прославился. Свыше сорока лет стоял во главе библиотеки крупный ученый того времени – Эратосфен. Он заложил основы географии, ввел в обиход сам термин «география», одним из первых вычислил окружность Земли, разработал метод построения географической карты (в изд-ве «Слово» вышла книга «Географические карты») и сам составил карту мира. Занимался этот ученый историей, математикой и разработал современный календарь, который по имени Юлия Цезаря называется юлианским.

Главные библиотекари имели помощников, обязанности которых были строго определены. Одни вели учет новым рукописям, другие занимались разбором манускриптов (напомните детям, что такое манускрипт – «манус»-«рука», «скрибо»-«пишу» (лат.)), третьи снимали копии с сочинений, которые нельзя было купить.

В Мусейон, ставший основным научным центром эллинистического мира, первым Птоломеям удалось привлечь весь цвет науки и поэзии того времени. Здесь Гиппарх – один из величайших астрономов древнего мира – составил первый каталог звездного неба, усовершенствовал методику расчета движения Солнца и Луны. Здесь в Мусейоне, в анатомическом кабинете работал первый преподаватель медицины Герофил Халкедонский.

Аристарх Самосский пришел к выводу, что «Земля – это планета, которая, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца, она совершает этот оборот за один год». Этот ученый был приглашен в Александрию за свои выдающиеся труды.

В Александрии жил и Евклид, он основал здесь математическую школу.

Архимед тоже совершил свое путешествие в Александрию, чтобы углубить свои знания по математике.

Но следует помнить, что за возможность жить и работать в Александрии выдающиеся люди платили высокую цену. Все, кто там жили, должны были всячески восхвалять царя, его могущество, его щедрость.

Существует предание, связанное с нашествием на Египет арабов: халиф Омар дал повеление своему полководцу сжечь Александрийскую библиотеку. И приводятся его слова: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь». Легенда утверждает, что 4000 александрийских бань отапливались рукописями творений древних авторов. Но ни один из авторов – современников завоевания арабами Египта – ничего не сообщают о сожжении ими библиотеки.

По другой версии Александрийская библиотека сгорела в 273 году н.э., во время войны, которую вел Рим против царицы Пальмиры Зиновии. После пожара библиотеку в какой-то мере удалось спасти.