Отзыв-рекомендация на
пособие Н.Е.Кузякиной
«Любите книгу и цените библиотеку»
Пособие для школьных библиотекарей
создано на основе авторской программы
Н.Е.Кузякиной «Культура работы с книгой». Автор
этой программы разработала его в рамках общей
исследовательской работы московской
прогимназии-лаборатории «Пересвет» (№ 1842) и в
течение пяти лет самостоятельно вела
факультативные занятия с выпускными классами
начальной школы (1 час в неделю). Все результаты
Наталья Евгеньевна описывала в ежегодных
рефлексивных отчетах руководству лаборатории.
Когда же с 2001 года прогимназия вошла в состав ГЭП
«Пушкинское слово» и стала разрабатывать
целостную систему гуманитарного
филолого-эстетического образования, кафедра
словесности предложила Наталье Евгеньевне
начать собирать обобщающий материал по
организации этого курса, который, на наш взгляд,
должен завершать всю пятилетнюю работу с детьми
по формированию гуманитарно-развитой личности,
стремящейся постоянно расширять и углублять
свои знания в области филологии, истории и
географии, несмотря на отсутствие базовых
дисциплин этого рода в учебном плане начальной
школы. И хотя с 2000 года педагогическая
лаборатория с системой кафедр прекратила свое
официальное существование (соответственно
прекратилось и связанное с ним финансирование),
творческий дух педагогов-исследователей не мог
иссякнуть. Об этом свидетельствует и
представленное пособие, написанное Н.Е.Кузякиной
в 2002–2003 гг. Стимулом для него явилась задача
передачи другим просветителям-библиотекарям,
педагогам-исследователям накопленного и
достаточно апробированного опыта. Следует
отметить, что в 2002–2003 году Наталья Евгеньевна не
только завершила свой труд на базе прогимназии
«Пересвет», но и весь год вела свои занятия в
«Материнской школе» (№ 1835), решая инновационные
задачи и теоретически, и практически. В течение
трех лет Н.Е.Кузякина приглашала на открытые
уроки по этому курсу всех школьных библиотекарей
округа, получая самые высокие оценки своей
работы, грамоты и благодарности за участие в
общегородских выставках творческих работ
учащихся. Рукотворные книги, созданные детьми
под руководством Н.Е.Кузякиной, являются
конечным практическим результатом всего
обучения, описанного в данном пособии.
«Любите книгу и цените библиотеку»
входит в издательский проект ГЭП «Пушкинское
слово» под общим условным названием «Семь
ступеней к храму Слова», в который включены
разработанные педагогами бывшей гуманитарной
кафедры пособия по русскому языку, чтению,
основам риторики, подготовленные к изданию или
находящиеся в производстве издательства. Однако
именно это пособие – единственное и уникальное
– посвящено в целом книге и библиотеке. Оно
погружает детей в мир интереснейших
исторических и географических сведений,
к которым так тянутся младшие школьники. Вся
реальная жизнь, любой читаемый ими текст
обязательно привязаны к реальному месту
(география) и к реальному времени (история). Так
закладывается в сознании ребенка понимание
своего места в общей исторической цепи событий и
в мировом пространстве. Что особенно ценно в этом
курсе, так это отсутствие необходимости что-то
учить, сдавать на оценку. Все знания нужны детям
как фоновые для их практической созидательной
деятельности, для удовлетворения познавательной
потребности.
Игровые формы урока – викторины,
загадки, кроссворды и т. п., перемежаются с
докладами, сообщениями, рефератами ребят,
которые потом не будут затеряны в «черных дырах»
школьных складов, а найдут свое законное и очень
важное место в сделанной своими руками
рукописной книге.
Н.Е.Кузякина в завершении своих
занятий дает детям подробную инструкцию, как и в
какой последовательности, следует работать над
созданием книги. Работа эта довольно трудоемкая,
но дети ее очень любят, так как именно здесь
происходит полная самореализация творческого
потенциала каждого ребенка.
Весь цикл уроков, данных автором в
определенной логической последовательности,
тщательно продуман с позиций их содержания,
формы, оборудования и методического оснащения.
При этом автор, предлагая своим коллегам
широчайший спектр материалов, профессионально и
с большим вкусом отобранных, постоянно
подчеркивает полную свободу в их использовании
теми, кто захочет пойти по проторенному ею пути.
Задача Натальи Евгеньевны состоит в основном в
обеспечении коллег, не имеющих под рукой тех
материалов, которые использует она, необходимыми
текстами и даже иллюстративным материалом.
Методика занятий дается в самом общем
виде, так как каждый школьный библиотекарь
исходит из своих возможностей, своей
индивидуальности. Хочу подчеркнуть богатые
возможности использования этого пособия в
работе с детьми любого возраста, а не только в
начальных классах.
На мой взгляд, предлагаемый курс, при
правильной постановке дела, может быть с
различными вариантами использован на любом
этапе школьного обучения, в зависимости от
условий.
Софья Иванова
к.п.н., преподаватель риторики прогимназии
«Пересвет»
Москва |