Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №14/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок 13

ОРНАМЕНТ

Цель

Рассказать детям о книжном орнаменте, который пришел к нам на Русь из Византии вместе с книгами и иконами.

Оборудование

Для учащихся: цветные карандаши и тетради, ручки.

Для учителя: книги с византийскими орнаментами и заставками, ксерокопии для раскрашивания.

Методические рекомендации

Записать тему урока, раздать ксерокопии для раскрашивания. Рассказать и показать византийские орнаменты и заставки. А пока Вы рассказываете, дети работают с ксерокопиями.

Информация для учителя

Орнамент состоит из повторений рисунка и имеет раму. Повторяющиеся художественные элементы называются в орнаменте «мотивами». Простейшими мотивами являются черточки, ромбы, крест, угол, крест в ромбе, треугольник, четырехугольник.

У южных славян и на Руси вместе с христианством и письменностью распространилось византийское искусство, в том числе и орнамент. Орнаменты рукописей делятся на заставки и инициалы. Заставка (слово «заставица») есть украшение, стоящее в ширину страницы перед началом крупного отдела текста. Заставка еще в древнюю пору служила нередко рамой для вписанного заглавия. В русских рукописях появляются заставки-рамки, занимавшие всю поверхность заглавного листа. Существуют украшения, стоящие в конце отдела – концовки. Византийский орнамент имеет одну отличительную особенность: рамы его состоят из основных архитектурных мотивов, т. е. простейших геометрических форм, которые содержались в поздней античной архитектуре: прямоугольники, арки, круги, треугольники. (Попросите детей зарисовать в тетрадях или альбомах все эти формы).

Византийские заставки бывают малые и большие. Малые заставки были получены Византией от каллиграфии позднего античного периода и состояли из простейших природных и геометрических мотивов: волнистая травка, змейка, зигзаг, мелкие полукружия, уголки. Рама малых заставок – узкая прямоугольная полоска. Большие заставки возникли в самой Византии. По концам заставки могут ставиться: листок, почка, цветок, веточка. Иногда по сторонам заставки ставятся более крупные ветки. В самой заставке помещались иногда живописные изображения: лик Христа в круглой раме. Чаще помещались изображения животных: две птицы по сторонам сосуда. В роскошных рукописях с большими заставками фон был золотой. Господствовали краски: белая, голубая, розовая и зеленые листья.

Когда византийский орнамент вместе с установлением письменности переходил к славянам, в крупных славянских центрах возникли довольно точные подражания византийскому стилю. Но надолго у всей массы славянских писцов и рисовальщиков ни основной принцип византийского орнамента, ни его высокая техника не могли удержаться. Народные мастера упрощали произведения византийского стиля, примешивали к нему народно-фантастичекие мотивы. Орнамент стали называть варварским.