Урок 13
ОРНАМЕНТ
Цель
Рассказать детям о книжном орнаменте,
который пришел к нам на Русь из Византии вместе с
книгами и иконами.
Оборудование
Для учащихся: цветные карандаши и
тетради, ручки.
Для учителя: книги с византийскими
орнаментами и заставками, ксерокопии для
раскрашивания.
Методические рекомендации
Записать тему урока, раздать
ксерокопии для раскрашивания. Рассказать и
показать византийские орнаменты и заставки. А
пока Вы рассказываете, дети работают с
ксерокопиями.
Информация для учителя
Орнамент состоит из повторений
рисунка и имеет раму. Повторяющиеся
художественные элементы называются в орнаменте
«мотивами». Простейшими мотивами являются
черточки, ромбы, крест, угол, крест в ромбе,
треугольник, четырехугольник.
У южных славян и на Руси вместе с
христианством и письменностью распространилось
византийское искусство, в том числе и орнамент.
Орнаменты рукописей делятся на заставки и
инициалы. Заставка (слово «заставица») есть
украшение, стоящее в ширину страницы перед
началом крупного отдела текста. Заставка еще в
древнюю пору служила нередко рамой для
вписанного заглавия. В русских рукописях
появляются заставки-рамки, занимавшие всю
поверхность заглавного листа. Существуют
украшения, стоящие в конце отдела – концовки.
Византийский орнамент имеет одну отличительную
особенность: рамы его состоят из основных
архитектурных мотивов, т. е. простейших
геометрических форм, которые содержались в
поздней античной архитектуре: прямоугольники,
арки, круги, треугольники. (Попросите детей
зарисовать в тетрадях или альбомах все эти
формы).
Византийские заставки бывают малые и
большие. Малые заставки были получены Византией
от каллиграфии позднего античного периода и
состояли из простейших природных и
геометрических мотивов: волнистая травка,
змейка, зигзаг, мелкие полукружия, уголки. Рама
малых заставок – узкая прямоугольная полоска.
Большие заставки возникли в самой Византии. По
концам заставки могут ставиться: листок, почка,
цветок, веточка. Иногда по сторонам заставки
ставятся более крупные ветки. В самой заставке
помещались иногда живописные изображения: лик
Христа в круглой раме. Чаще помещались
изображения животных: две птицы по сторонам
сосуда. В роскошных рукописях с большими
заставками фон был золотой. Господствовали
краски: белая, голубая, розовая и зеленые листья.
Когда византийский орнамент вместе с
установлением письменности переходил к
славянам, в крупных славянских центрах возникли
довольно точные подражания византийскому стилю.
Но надолго у всей массы славянских писцов и
рисовальщиков ни основной принцип византийского
орнамента, ни его высокая техника не могли
удержаться. Народные мастера упрощали
произведения византийского стиля, примешивали к
нему народно-фантастичекие мотивы. Орнамент
стали называть варварским. |