Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №14/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок 15

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ

Цель

Обратить внимание на геометрические рисунки, детали фигур, из которых состоит орнамент.

Оборудование

Для учащихся: цветные карандаши и альбомы.

Для учителя: ксерокопии (геометрический орнамент).

Методические рекомендации

Записать название урока в тетрадках. Раздать ксерокопии детям, чтобы они их раскрашивали. А Вы расскажите об орнаменте.

Для начала спросите у детей, из каких элементов состоят геометрические фигуры? Как из геометрических фигур можно составить орнамент?

Информация для учителя

Отрезки прямой линии, изогнутой, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, многоугольники, круги, овалы, спирали, звезды, розетки, кресты. Линейки, зигзаги, цепи, ленты, волны, меандры. Плетенки.

В старовизантийском орнаменте заставки чаще геометрической формы: прямоугольники, арки. Круги, ромбы, треугольники. Из этих фигур состоит каркас заставки, а на них стилизованные растения, стебли, цветы, листья. Вокруг заставки располагались растения, звери, птицы.

Инициалы (буквицы) – композиции из геометрических и стилизованных лиственных мотивов.

Белые цветки, заключенные в окружность, треугольник и сердечки – так оформляли византийские рукописи.

Геометрический орнамент связан с такими работами, как вязание, плетение, вышивка, ткачество. Общие для геометрических орнаментов мотивы: круг, крест, треугольник.