Урок 16
ПЛЕТЕНЫЙ ОРНАМЕНТ
Цель
Обратить внимание детей именно на этот
орнамент.
Оборудование
Для учащихся: цветные карандаши и
альбом.
Для учителя: ксерокопии (плетеный
орнамент и инициалы звериного стиля).
Методические рекомендации
Раздать детям ксерокопии. А пока дети
раскрашивают их, расскажите о плетеном и
зверином орнаменте.
Информация для учителя
Новый орнамент в русских книгах пришел
к нам из Болгарии. Он включает в себя тесно
переплетенные между собой жгуты или ремни.
Сложное плетение жгутообразного вида,
перетянутое во многих местах узлами. В основном
так рисовали заставки: круги повторяются и
связываются узорной вязью и узлами, инициалы
многоцветные.
Плетеный орнамент «балканского типа».
Это переплетение окружностей, восьмерок,
прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия.
«Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда
велась война турок за Балканский полуостров.
Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу
века в придворных мастерских Москвы выработался
вариант роскошного «балканского» орнамента с
многоцветной раскраской. И много золота.
В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился
«чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» –
чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся
змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты,
крылья животных опутываются ленточными
плетениями. Сходный орнамент известен у
балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на
многих произведениях романского стиля из разных
областей Европы. В основе этого стилистического
единства лежит общность происхождения от
звериного орнамента восточно-европейских
кочевников эпохи переселения народов. Это
искусство возникло в обстановке крупнейших
передвижений, когда значительную роль играли
контакты европейских варваров с кочевниками
евразийских степей. Скандинавский звериный
орнамент отличается от древнерусского
угловатыми контурами фигур. На Руси – округлые.
Наиболее популярен в древнерусском
прикладном искусстве образ хищного зверя. В
отдельных случаях можно говорить об
определенном стремлении передать образ льва,
который часто упоминается в древнерусских
письменных источниках – зверя храброго и
сильного, царя зверей.
Важную роль в древнерусском искусстве
играют образы животных реальных и
фантастических. Ими украшали храмы городов
Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты
и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная
с Остромирова Евангелия.
При изображении реальных животных в
средневековом искусстве преобладало
воспроизведение традиционных образов. Но в
древнерусском искусстве встречаются и живые
изображения. Однако, основная масса зооморфных
образов в прикладном искусстве Древней Руси
отмечена яркими чертами стилизации.
Плетеные буквицы и заставка |