Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №14/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок 16

ПЛЕТЕНЫЙ ОРНАМЕНТ

Цель

Обратить внимание детей именно на этот орнамент.

Оборудование

Для учащихся: цветные карандаши и альбом.

Для учителя: ксерокопии (плетеный орнамент и инициалы звериного стиля).

Методические рекомендации

Раздать детям ксерокопии. А пока дети раскрашивают их, расскажите о плетеном и зверином орнаменте.

Информация для учителя

Новый орнамент в русских книгах пришел к нам из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.

Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота.

В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» – чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей. Скандинавский звериный орнамент отличается от древнерусского угловатыми контурами фигур. На Руси – округлые.

Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей.

Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.

При изображении реальных животных в средневековом искусстве преобладало воспроизведение традиционных образов. Но в древнерусском искусстве встречаются и живые изображения. Однако, основная масса зооморфных образов в прикладном искусстве Древней Руси отмечена яркими чертами стилизации.

Плетеные буквицы и заставка