Урок 17
МИНИАТЮРА В КНИГЕ
Цель
Объяснить детям, когда появилась
книжная миниатюра, кто ее рисовал, какие краски
использовали, чтобы дети отличали древнюю
миниатюру от современной иллюстрации.
Оборудование
Для учащихся: цветные карандаши и
альбом.
Для учителя: «Русская Библия»
архимандрита Иннокентия Просвирнина. Любая
книга с древними миниатюрами. Ксерокопии
миниатюр для детей.
Методические рекомендации
Написать на доске:
– фр. сл. «miniatus» – раскрашенный,
– лат. сл. «minium» – сурик, киноварь
(красная краска).
Информация для учителя
Слово «миниатюра» обозначает картинку
в книге, сделанную от руки разноцветными
красками. Слово это заимствовано из французского
языка. А французы переняли это слово у
итальянцев.
Глагол «miniare» от «minium» (сурик). Картинки
с красной краской называли «миниатюрами». Это
все можно написать на доске, чтобы дети записали
к себе в тетрадки. И раздать ксерокопии, чтобы
дети их раскрашивали. Начните с икон.
Главным видом живописного искусства в
Византии и на Руси была иконопись. Русская
миниатюра до середины XV в. носила иконописный
характер. Иного стиля живописи на Руси долгое
время просто не было. Общие изменения в русской
миниатюре состоят из частичного византийского
искусства и западного (немецкого). На миниатюре
изображался горный пейзаж с редкой
растительностью. Здания на русских иконах
изображались почти такими же, как на
византийских иконах и в миниатюрах. Со второй
половины XV в. на иностранных миниатюрах здания
рисуют с натуры. Русские мастера используют тот
же метод. В средневековой письменности, в том
числе и в древнерусской, глубина текста
подчеркивалась оформлением книги – миниатюрами
и орнаментом. Старинный термин «лицевые»
рукописи или рукописи в «лицах» появился в XVII в.
Так было принято обозначать книги с миниатюрами,
куда входили человеческие изображения – «лики».
Миниатюры назывались по сюжетам. Так,
Епифаний Премудрый около 1415 года упоминает
«церковь Софийскую цареградскую, написану...
книзе во Евангелии». По дальнейшему рассказу
Епифания было так: однажды Феофан Грек «взем
кисть и лист» и написал изображение храма. Этот
лист копировали многие московские художники,
вероятно, в качестве обрамления для миниатюр. Не
было специального названия и для художников,
исполнявших миниатюры в книгах. Это были
«зографы», «изографы», а миниатюру Феофана Грека
копировали в Москве якобы «иконописцы».
В этом месте можно напомнить детям, что
Феофан Грек – иконописец из Византии, много
работал в Москве и Новгороде Великом. В Москве
расписывал церковь Благовещения вместе с
Андреем Рублевым. После великого пожара в Москве
в 1547 году мастера из Новгорода были вызваны
митрополитом Макарием для восстановления
фресок, икон. При Иване Грозном во второй
половине XVI в. миниатюристы работали над «Лицевым
летописным сводом» – многотомной лицевой
летописью.
? Какие краски употреблялись на Руси?
Из чего их делали?
Употребление красок менялось по
эпохам. В эпоху пергаменных рукописей миниатюры
сильно грунтовались белилом (свинцовым) и на
белило же мешались краски, которые накладывались
сильными мазками, что давало эффект
пластичности. Эта византийская техника
миниатюры исчезла в эпоху бумажных рукописей.
Бумага допускала более легкую технику
акварельного характера. В XVII в. краски
немногочисленны и просты, т. е. являются по
большей части лишь в основных, несмешанных
цветах. Во второй половине XVII в. в более роскошных
рукописях наряду с красками иногда в излишестве
встречаются золото и серебро. Распространены
были три краски: желтая, красная и зеленая.
Рисунок фигур, обыкновенно скрытых
одеждами, в эпоху пергаменных рукописей, т. е. в
эпоху господства византийского стиля, носит
скульптурный характер: резкими контрастами
светлых и темных тонов обозначаются наибольшие
выпуклости и впадины, складки одежд крупные и
прямые.
Обучение грамоте. Миниатюра из
древнерусской книги «Житие Сергия Радонежского»
(увеличена) |