Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №14/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок 17

МИНИАТЮРА В КНИГЕ

Цель

Объяснить детям, когда появилась книжная миниатюра, кто ее рисовал, какие краски использовали, чтобы дети отличали древнюю миниатюру от современной иллюстрации.

Оборудование

Для учащихся: цветные карандаши и альбом.

Для учителя: «Русская Библия» архимандрита Иннокентия Просвирнина. Любая книга с древними миниатюрами. Ксерокопии миниатюр для детей.

Методические рекомендации

Написать на доске:

– фр. сл. «miniatus» – раскрашенный,

– лат. сл. «minium» – сурик, киноварь (красная краска).

Информация для учителя

Слово «миниатюра» обозначает картинку в книге, сделанную от руки разноцветными красками. Слово это заимствовано из французского языка. А французы переняли это слово у итальянцев.

Глагол «miniare» от «minium» (сурик). Картинки с красной краской называли «миниатюрами». Это все можно написать на доске, чтобы дети записали к себе в тетрадки. И раздать ксерокопии, чтобы дети их раскрашивали. Начните с икон.

Главным видом живописного искусства в Византии и на Руси была иконопись. Русская миниатюра до середины XV в. носила иконописный характер. Иного стиля живописи на Руси долгое время просто не было. Общие изменения в русской миниатюре состоят из частичного византийского искусства и западного (немецкого). На миниатюре изображался горный пейзаж с редкой растительностью. Здания на русских иконах изображались почти такими же, как на византийских иконах и в миниатюрах. Со второй половины XV в. на иностранных миниатюрах здания рисуют с натуры. Русские мастера используют тот же метод. В средневековой письменности, в том числе и в древнерусской, глубина текста подчеркивалась оформлением книги – миниатюрами и орнаментом. Старинный термин «лицевые» рукописи или рукописи в «лицах» появился в XVII в. Так было принято обозначать книги с миниатюрами, куда входили человеческие изображения – «лики».

Миниатюры назывались по сюжетам. Так, Епифаний Премудрый около 1415 года упоминает «церковь Софийскую цареградскую, написану... книзе во Евангелии». По дальнейшему рассказу Епифания было так: однажды Феофан Грек «взем кисть и лист» и написал изображение храма. Этот лист копировали многие московские художники, вероятно, в качестве обрамления для миниатюр. Не было специального названия и для художников, исполнявших миниатюры в книгах. Это были «зографы», «изографы», а миниатюру Феофана Грека копировали в Москве якобы «иконописцы».

В этом месте можно напомнить детям, что Феофан Грек – иконописец из Византии, много работал в Москве и Новгороде Великом. В Москве расписывал церковь Благовещения вместе с Андреем Рублевым. После великого пожара в Москве в 1547 году мастера из Новгорода были вызваны митрополитом Макарием для восстановления фресок, икон. При Иване Грозном во второй половине XVI в. миниатюристы работали над «Лицевым летописным сводом» – многотомной лицевой летописью.

? Какие краски употреблялись на Руси? Из чего их делали?

Употребление красок менялось по эпохам. В эпоху пергаменных рукописей миниатюры сильно грунтовались белилом (свинцовым) и на белило же мешались краски, которые накладывались сильными мазками, что давало эффект пластичности. Эта византийская техника миниатюры исчезла в эпоху бумажных рукописей. Бумага допускала более легкую технику акварельного характера. В XVII в. краски немногочисленны и просты, т. е. являются по большей части лишь в основных, несмешанных цветах. Во второй половине XVII в. в более роскошных рукописях наряду с красками иногда в излишестве встречаются золото и серебро. Распространены были три краски: желтая, красная и зеленая.

Рисунок фигур, обыкновенно скрытых одеждами, в эпоху пергаменных рукописей, т. е. в эпоху господства византийского стиля, носит скульптурный характер: резкими контрастами светлых и темных тонов обозначаются наибольшие выпуклости и впадины, складки одежд крупные и прямые.

Обучение грамоте. Миниатюра из древнерусской книги «Житие Сергия Радонежского» (увеличена)