Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2004

Планирование действий на случай бедствия в вашей библиотеке

КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Российская библиотечная ассоциация

Планирование действий
на случай бедствия
в вашей библиотеке

Методическое руководство

Авторы и составители: С.А.Добрусина, доктор технических наук

Е.С.Чернина, кандидат технических наук

Т.Д.Великова, кандидат технических наук

В.И.Кобякова, кандидат технических наук

Редактор: Э.Г.Вершинина

В пособии описываются меры и действия, направленные на спасение библиотечных материалов. Рекомендации основаны на опыте работы федерального Центра консервации библиотечных фондов (ФЦКБФ) при Российской национальной библиотеке и аналитическом изучении специальной литературы.

Конечно, в полной мере эти рекомендации неприменимы в школьной библиотеке, так как специального оборудования для консервации фондов в них нет. Но при внимательном изучении этих материалов вы поймете,что предвидеть проблемы (бедствия) и знать, какими принципами и правилами следует руководствоваться в форсмажорных обстоятельствах в библиотеке, независимо от степени ее оснащенности, возможно. Тогда, если не дай Бог что-то случится, вы будете точно знать, как действовать при организации спасения фондов.

Кто предупрежден – тот вооружен, но пусть эти знания никогда не пригодятся вам на практике!

© Российская библиотечная ассоциация, 2000

 

ВВЕДЕНИЕ1

В 1995 г. Секцией сохранности и консервации ИФЛА опубликована брошюра «Планирование действий в библиотеке на случай аварийной ситуации», которую библиотеки России получили в переводе на русский язык. Это ценное пособие, где подробно описаны мероприятия, необходимые для профилактики бедствия и действий в том случае, если оно все-таки произошло.

Вместе с тем, получив это пособие, сотрудники библиотек России, как показывает практика, отнюдь не торопятся составлять план на случай бедствия в конкретных условиях своей библиотеки. Опрос показывает, что даже в крупных библиотеках подобное планирование вызывает затруднения, возникают вопросы, требующие более детальной проработки, и мы приходим к выводу, что помимо указанного выше необходимы другие пособия, руководствуясь которыми каждая библиотека сможет создать для себя и, если потребуется, реализовать план действий на случай бедствия.

В данном методическом руководстве заострено внимание на наиболее важных, на наш взгляд, проблемах, часто требующих незамедлительного практического решения. В зависимости от их разработанности в мировой практике и наличия публикаций авторы сочли возможным по-разному подойти к освещению вопросов.

С ЧЕГО НАЧАТЬ

Итак, первый вопрос, возникающий при попытке создать план, – с чего начать? Каждый волен по-своему ответить на этот вопрос и, возможно, его ответ для конкретного случая окажется наиболее верным. Предлагаем начать эту сложную и разноплановую работу с проведения совещания руководства и представителей служб библиотеки, в первую очередь отвечающих за сохранность фондов. Это директор библиотеки или один из его заместителей, главный инженер, начальник технического отдела, начальник пожарной охраны, главный механик, главный энергетик, руководитель технического отдела, заведующий отделом фондов и обслуживания, руководитель отдела (сектора) редких и ценных книг, заведующий отделом (сектором) консервации документов. Необходимо также присутствие начальника гражданской обороны, так как некоторые задачи планирования этой службой возможно уже решены. С учетом того, что далеко не все библиотеки имеют указанные службы, возможно вменение состава участников совещания. Каждая библиотека вправе самостоятельно ограничить контингент присутствующих на совещании, пригласить представителей других служб, привлечь к работе сотрудников из крупных библиотек региона, из родственных организаций. Цель совещания представить себе и оценить общую обстановку в библиотеке относительно как состояния зданий, коммуникаций, так и готовности библиотеки справиться с бедствием в данный момент; создать рабочую группу для составления плана, определить круг исполнителей и сроки выполнения намеченных действий. Отметим, что проведение такого совещания уже само по себе войдет в комплекс мероприятий, предусмотренных планом.

На совещании следует:

1. Обсудить, вероятность каких именно бедствий велика в данном peгионе, в данной библиотеке (ожидаемое бедствие легче предупредить).

2. Выяснить,

– в каком состоянии находится сигнализация, предупреждающая о бедствии (пожар, наводнение, землетрясение и т. д.), надо ли ее проверить, установить, заменить;

– проводилась ли инспекция здания, состояния коммуникаций, если проводилась, то когда в последний раз и каковы результаты проверки;

– необходима ли очередная инспекция, какие-либо технические мероприятия и ремонтные работы, если «да», следует сразу же наметить сроки и ответственных;

– имеется ли техническая документация на здание, включающая схемы систем электроснабжения, вентиляции, водоснабжения и канализации;

– существуют ли поэтажные планы здания, спланированы ли пути передвижения документов в случае бедствия; если такой документации нет или она устарела, необходимо принять решение о ее составлении или пересмотре, определить сроки составления или пересмотра;

– определены ли документы приоритетного спасения и отмечено ли место их хранения на поэтажных планах, если «нет», необходимо принять решение о соответствующих действиях;

– имеются ли материалы и оборудование (тепловентиляторы, фены, дезинфекционные камеры, фильтровальная и оберточная бумага, биоциды и др.), необходимые при бедствии, или адреса и тeлефоны организаций, где их можно незамедлительно получить;

– существуют ли договоры (договоренность) с организациями, имеющими морозильные и сушильные камеры, об использовании их оборудования в случае бедствия в библиотеке.

3. По результатам опроса представителей служб наметить конкретные решения.

На совещании необходимо заслушать доклад начальника службы гражданской обороны (ГО). Во-первых, служба ГО располагает отработанной системой оповещения на случай радиоактивного или химического заражения, эту систему следует рассмотреть и либо принять в целом, либо изменить в соответствии с видом возможного бедствия. Так, при пожаре в первую очередь будет задействована пожарная служба библиотеки. Во-вторых, службой ГО обычно разработаны варианты спасения фондов, организованы спасательные команды. Целесообразно провести с уже имеющимися командами курс занятий по спасению документов и доукомплектовать команды сотрудниками служб консервации. В-третьих, служба ГО имеет инструкции, на основе которых можно разработать новые, более пригодные для действия в различных предполагаемых аварийных ситуациях. По докладу начальника ГО участники совещания могут сделать конкретные выводы, принять решения, дать поручения соответствующим службам.

Рабочая группа, утвержденная совещанием, может включать в себя всех участников совещания или состоять из меньшего числа людей – в зависимости от конкретных условий библиотеки.

После совещания можно приступать непосредственно к составлению Плана действий на случай бедствия в библиотеке. Планируются профилактические меры, действия в подготовительный период, при совершившемся бедствии и в поставарийной обстановке. Многие пункты плана, касающиеся профилактики и подготовки, благодаря проведению совещания и реализации его решений окажутся уже выполненными, что облегчит дальнейшую работу.

КАК РАСПРЕДЕЛИТЬ ОБЯЗАННОСТИ

Рассмотрим возможные действия представленных на совещании служб на разных этапах, предусмотренных Планом.

1. Профилактика (действия в безаварийный период)

Служба главного инженера – осуществляет ремонт, выявление и устранение источников потенциальной опасности.

Дирекция, заведующие отделом фондов и обслуживания (ОФО), отделом редких и ценных книг, ответственные за режим обслуживания, безопасность людей, документов, техники, – совместно со службой консервации определяют документы приоритетного спасения, наносят их расположение на поэтажные планы, обеспечивают наличие дублетов инвентарных описей, описей документов (возможно, дублеты каталогов), заботятся о страховании.

Служба консервации документов – следит за поддержанием нормативного режима хранения в фондах, совместно с ОФО обследует фонды, принимает предупредительные меры по защите от поражения биологическими и физико-химическими факторами.

Служба ГО, работая в соответствии со своими функциональными обязанностями, – оказывает по возможности помощь другим службам.

Служба пожарной охраны – действует в соответствии со своими функциональными обязанностями: вырабатывает систему противопожарных мер и организует контроль, отвечает за средства сигнализации и пожаротушения (выбор, установка, проверка, поддержание в рабочем состоянии).

2. Подготовка (действия в безаварийный период)

Служба консервации, ОФО, ГО – составляют План действий2   в письменном виде и в нескольких экземплярах, поддерживают его в рабочем состоянии, проводят учения; готовят комплект документации с поэтажными планами, адресами и телефонами ответственных лиц и т. д.

Служба консервации и служба ГО – организуют подготовку спасательных команд, обучают их использованию технических средств и методов, работе с поэтажными планами, методам предосторожности при спасении документов.

Служба консервации, технический отдел, служба снабжения – составляют перечень необходимого оборудования и материалов, устанавливают потенциальные источники немедленного приобретения материалов, приобретения или получения во временное пользование оборудования, заключают договоры.

Служба снабжения – по возможности организует некоторый запас материалов и оборудования в соответствии с подготовленным перечнем.

При заблаговременном предупреждении о бедствии работа служб активизируется, проводятся учения, необходимые проверки и уточнения, приобретаются материалы и оборудование.

3. Реагирование (действия при аварии)

Дирекция, служба ГО, ОФО – организуют объявление тревоги, оповещение, сбор.

Дирекция, служба консервации, служба ГО, технический отдел – принимают все возможные меры по ликвидации причин бедствия и организуют работу спасательных команд по удалению документов из очага бедствия с привлечением помощников «со стороны» (в соответствии с Планом); осуществляют предварительную, самую общую, оценку ущерба; принимают решение о конкретных действиях; определяют потребность в материалах и оборудовании.

Служба снабжения – доставляет необходимые материалы и оборудование, при необходимости приобретая их (оборудование может быть взято во временное пользование).

Служба консервации, ОФО, технический отдел – после удаления документов из очага бедствия организуют сортировку, сушку, дезинфекцию, упаковку документов и, при необходимости, отправку их в морозильные камеры.

4. Ликвидация последствий бедствия (действия в поставарийный период)

Дирекция, ОФО – составляют и вводят в действие программу возвращения к нормальной работе.

Служба консервации, ОФО, служба комплектования, технические и хозяйственные службы – оценивают ущерб, нанесенный фондам и зданию, определяют необходимость и возможность (физическую, финансовую) реставрации документов; отбирают экземпляры для возможной замены; определяют способы консервации документов различных фондов, пострадавших от аварии; составляют программу работ и приступают к ее реализации.

Служба консервации – осуществляет микробиологический контроль за состоянием пострадавших документов.

Технические и хозяйственные службы оценивают состояние здания (помещений, кровли, систем вентиляции, электро- и водоснабжения), библиотечного оборудования и принимают меры по их восстановлению.

КАК ОБСЛЕДОВАТЬ ФОНДЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИОРИТЕТНОГО СПАСЕНИЯ

Приоритетному спасению подлежат

– документы, являющиеся памятниками культуры;

– документы повышенного риска (наиболее подверженные повреждению в случае аварии).

Следует помнить, что при повреждении водой, а это наиболее частый вид повреждения, в первую очередь спасают документы с неводостойкими текстами и изображениями, так они могут быть частично или полностью смыты, краска и чернила переходят на соседние листы. Хранитель должен знать, какие документы выполнены с использованием неводостойких чернил и красок, химических карандашей. «Линяющей» может оказаться и основа – цветная бумага. Определить стойкость к воде текста или основы может сотрудник службы консервации, а при отсутствии этой службы хранитель, с помощью смоченных в воде и туго отжатых микротампонов, которые на короткий момент прижимают к тексту или основе документа.

Особое внимание следует уделить документам на мелованной бумаге, поскольку листы мелованной бумаги при намокании и последующем высыхании соединяются в единый монолитный блок, разделить который не всегда удается даже опытному специалисту.

К документам повышенного риска относятся также сильно поврежденные при хранении и использовании, так как они быстрее гибнут.

Хранитель должен знать, где в фонде находятся ламинированные документы (на бумагу нанесено пленочное покрытие) и инкапсулированные (документ заключен в пленку без соединения с ней). При кратковременном намокании эти документы оказываются в выигрышном положении, однако длительное намокание или воздействие огня во время пожара также приводят к серьезным последствиям. При сильном намокании ламинированный документ способен расщепиться, расслоиться по толщине бумаги; высыхание ламинированного и инкапсулированного документа происходит замедленно, что приводит к плесневению бумаги под пленкой. При пожаре бумага и пленка соединятся в единый конгломерат и документ может быть полностью утрачен.

Документы, написанные и напечатанные на различной бумаге, ведут себя под воздействием воды неодинаково. Необходимо помнить, что документы до второй половины XIX в. выполнены на бумаге из тряпичных волокон, сильно набухающей при впитывании воды. Книги этого периода, попадая в воду, резко увеличиваются в объеме, быстро утрачивают переплет, легко плесневеют.

Документы второй половины XIX и XX вв. изготовлены на бумаге, в составе которой при переходе от одного века к другому все большее место занимают древесные полуфабрикаты – сульфитная целлюлоза и древесная масса. Такая бумага меньше набухает в воде, быстрее высыхает, меньше плесневеет. Однако листы при намокании быстрее утрачивают прочность, легко рвутся.

Хранитель фонда вместе с представителем службы консервации должен просмотреть фонд в целом и отдельные документы. При необходимости консерватор может выполнить ряд исследований – установить неводостойкость текста, состав бумаги, вид и характер имеющегося повреждения и т. п. Документы-памятники культуры, а также документы с неводостойким текстом (изображением), на «линяющей» бумаге, на мелованной бумаге, с сильными повреждениями должны быть отмечены в составляемом протоколе (или какой-либо другой рабочей документации) и обозначены как документы приоритетного спасения на поэтажном плане. В рабочей документации указываются шифры, делаются необходимые примечания. На плане местоположение документов различных категорий следует обозначить разным цветом. Соответственно, и в рабочей документации, и на поэтажном плане отмечают наличие ламинированных и инкапсулированных документов, по возможности указывают, к какому временному периоду относятся документы.

КАК ОЦЕНИТЬ УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ БЕДСТВИЕМ,
И НАМЕТИТЬ ПУТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФОНДА

Одной из важнейших задач, стоящих перед руководителями библиотек, хранителями и службами сохранности, является оценка ущерба, причиненного бедствием3. Единой методики оценки нет, по-видимому она будет выработана впоследствии, а пока каждый избирает свою. Предлагаем некоторые рекомендации по данному вопросу.

Когда бедствие произошло, самую предварительную оценку ущерба можно сделать сразу. Далее она будет уточняться и окончательно определится после выхода из аварийной ситуации. Характер и размер ущерба повлияют на дальнейший ход работы с документами, а расчет стоимости различных путей восстановления фонда подскажет оптимальный вариант для данной библиотеки.

Рассмотрим два вида ущерба: материальный и моральный.

Материальный ущерб представляется в натуральном выражении и в денежном.

В натуральном – это число поврежденных или утраченных документов в абсолютном значении или в процентном отношении ко всему фонду: общее число, ущерб по видам документов, по степени и видам их повреждения и т. д.

К оценке в денежном выражении возможны два подхода – пассивный и активный. При пассивном подходе устанавливается стоимость утрат, при активном – стоимость комплекса мероприятий для восстановления фонда в прежнем виде и количестве. Полный ущерб определим как сумму возможных слагаемых, то есть стоимость:

– спасения документов в момент аварии и сразу после выхода из нее (удаление из очага поражения, сушка, дезинфекция);

– фазовой консервации;

– реставрации;

– дополнительных (к обязательным при обычном режиме) мероприятий в ходе дальнейшего хранения пострадавших документов;

– безвозвратных потерь с учетом библиотечных, в том числе реставрационных, обработок, которым подвергался документ до аварии или стоимости замены утраченных и поврежденных документов.

С учетом сказанного выше все приведенные здесь слагаемые, кроме стоимости безвозвратных потерь, рассматриваются при активном подходе. В случае реставрации, кроме стоимости реставрации, следует, по-видимому, сделать некоторую поправку на изменение документа по сравнению с нереставрированным оригиналом, то есть внести элемент пассивного подхода.

При замене могут иметь место три варианта.

1. Заменяющий документ идентичен утраченному – при расчете учитывается стоимость заменяющего документа.

2. Заменяющий документ хуже утраченного (оформление, бумага, сохранность и т. д.) – при расчете учитывается стоимость нового документа с поправкой на более высокое качество утраченного.

3. Заменяющий документ лучше утраченного – очевидно, следует учитывать стоимость утраченного документа, так как возмещение ущерба не должно предусматривать улучшения документа.

Во всех трех вариантах учитывается также стоимость библиотечной обработки.

Моральный ущерб определяется, с одной стороны, ценностью, редкостью и историко-культурной значимостью документа и, с другой стороны, длительностью периода, в течение которого документ недоступен для читателя.

Библиотека должна быть готова к оценке ущерба. Лицам, ответственным за ее сохранность, необходимо знать о людских ресурсах, о наличии оборудования, иметь представление о стоимости хранящихся в фондах документов, о возможности приобретения и стоимости экземпляров для замены.

Основные пути восстановления библиотечных фондов известны – замена документов, реставрация документов.

Заменяют документ, приобретая аналог или используя документ из дублетного фонда. Замене подлежат документы при полной утрате оригинала (списание утраченного осуществляют в порядке, установленном для данной библиотеки); когда реставрация обязательна, но откладывается на длительный срок, так как не разработана специальная технология (в этом случае осуществляют фазовую консервацию документа, и он не подлежит или подлежит ограниченно читательскому использованию); когда реставрация целесообразна, но откладывается из-за отсутствия финансовых возможностей (действия аналогичны указанным выше); когда замена целесообразней реставрации.

Восстановлению документа предшествует анализ возможности и целесообразности реставрации, выбор метода.

Решение о замене или реставрации документа, очередности реставрации с учетом его уникальности, культурно-исторической важности, ценности именно для данной библиотеки, состояния, наличия аналогичного документа в других библиотеках региона, читательского спроса выносит специальная комиссия, в состав которой входят члены администрации, ученые, хранители, реставраторы.

В последние годы наметился еще один путь восстановления фонда – использование документов на нетрадиционных носителях, а также компьютерное обслуживание читателей (в некоторой степени этот путь аналогичен замене).

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СУШКЕ ДОКУМЕНТОВ

1. Общие сведения и рекомендации

При повреждении фондов водой основной фактор, от которого зависит спасение документов, – время. Чем скорее будет начата сушка и чем быстрее протекает сам процесс, тем меньше нанесенный ущерб. Как правило, в распоряжении людей очень мало времени – 48–72 часа, некоторые документы надо сушить немедленно. Эффективным методом сохранения пострадавших от воды фондов является их быстрое замораживание при температуре не выше –18 °С. Стабилизированные замораживанием фонды могут храниться при –18 °С долгое время, которое можно использовать для организации сушки и других спасательных работ. Замораживание обычно применяется, когда объем пострадавших документов очень велик.

За рубежом при ликвидации последствий аварии широко практикуется замораживание намокших документов, и многие фирмы предлагают свои услуги. Используются стационарные или передвижные установки.

У нас можно обратиться за подобной услугой на хладокомбинаты. Но стоимость аренды морозильных камер высока, это надо учитывать при планировании спасательных работ с применением замораживания.

Известны различные методы сушки документов. Назовем основные.

Диффузионная сушка. Поврежденный водой блок прокладывают бумагой с высокой впитывающей способностью. Для этой цели можно использовать фильтровальную, хроматографическую или газетную (без текста) бумагу. Книгу обычно прокладывают через 10–15 листов, меняя впитывающую бумагу как можно чаще, не реже, чем через 5–6 часов. Для предотвращения плесневения рекомендуется ее предварительно обработать раствором биоцида.

Метод трудоемкий, дорогостоящий, применяется при небольшом количестве поврежденных материалов разного вида. Именно он рекомендуется для сушки книг с мелованной бумагой: следует обязательно проложить каждый лист книги для предотвращения их слипания и сцементирования блока. Метод не требует специального оборудования и может применяться в любой библиотеке.

Конвективная сушка (воздушная) – традиционный и наиболее распространенный метод сушки книг и документов путем обдува нагретым воздухом. Наиболее успешно применение этого метода в случаях, когда повреждено небольшое количество книг и степень намокания не слишком велика. Конвективную сушку обычно сочетают с диффузионной.

Нужно быть исключительно осторожными при обращении с мокрыми книгами, так как влажная бумага непрочна и легко рвется.

Для успешного осуществления воздушной сушки следует:

– обеспечить сухое и чистое помещение с розетками для подключения электроаппаратуры, где установить столы, стеллажи, полки для размещения мокрых документов, необходимую аппаратуру;

– организовать циркуляцию нагретого воздуха в зоне сушки, что ускорит процесс сушки и затормозит развитие плесени.

Температуру воздуха повышают, используя калориферы и нагревательные приборы. Для обеспечения циркуляции воздуха можно использовать вентиляторы, ручные фены, кондиционеры, систему вентиляции, если таковая имеется в помещении, естественную вентиляцию через окна и двери. Аппаратуру устанавливают таким образом, чтобы потоки воздуха не сдували и не повреждали документы.

Отдельные документы раскладывают на столы, стеллажи, пол, любые чистые поверхности; книги лучше сушить в полуоткрытом состоянии, поставленными на нижний обрез, легкие брошюры и книги, газеты можно развесить на веревках. Категорически не допускается раскладывать книги на батареях парового отопления.

Температуру и относительную влажность воздуха, а также влажность документов необходимо постоянно контролировать.

При сушке отдельных книг следует:

– поместить книгу на адсорбирующую подложку (бумажную или тканевую) на горизонтальную поверхность;

– проложить каждые 10–15 листов книги (книги на мелованной бумаге – каждый лист) впитывающей бумагой, начиная с конца книги;

– вложить несколько сложенных листов впитывающей бумаги между крышками переплета и форзацами;

– менять загрязнившуюся впитывающую бумагу на чистую как можно чаще, группируя листы по-разному.

Когда книга уже сухая, но еще холодная на ощупь, нужно ее закрыть, положить на стол, аккуратно придать первоначальный вид (с выпуклым корешком и вогнутым наружным обрезом) и поместить под легкий груз. Не следует складывать высыхающие книги друг на друга. После сушки в блоке у корешка может сохраняться влага, поэтому необходимо кондиционирование книг (хранение в помещении с относительной влажностью воздуха 40–45% и температурой 18–22 °С в течение 2–3 недель). Следует систематически контролировать состояние книг, следить, не появилась ли на них плесень. Только после кондиционирования и тщательного осмотра высушенные книги возвращают в фонд.

Если оборудовать комнату кондиционерами, обеспечивающими температуру воздуха +10–13 °С и относительную влажность 25–35%, то книги высохнут в течение 2 недель без прокладывания впитывающей бумагой.

Конвективный способ сушки – недорогой: он не требует специального дорогостоящего оборудования, однако он требует больших затрат труда, времени, больших площадей и не всегда обеспечивает хорошее качество сушки. Недостатком метода является возможное коробление бумаги и переплета, особенно при сильном увлажнении книг.

Как правило, пострадавшие документы удаляют из аварийного помещения. Но возможен вариант сушки фондов непосредственно в хранилище. Он применяется, если имело место лишь повышение относительной влажности воздуха в хранилище до 80–100% в течение длительного времени (например, вода не попала непосредственно на книги, но залит пол, и определенный уровень воды сохранялся несколько дней до ликвидации протечки или откачивания воды). Такая ситуация может возникнуть в подвальных помещениях вследствие подъема уровня грунтовых вод или при значительных протечках. Материалы, из которых состоит книга, впитывают воду, содержание влаги в них становится критическим, в результате чего может начаться рост плесени и происходит повреждение блока и переплета. В таких случаях эффективна сушка помещения и фондов, размещенных в нем, с помощью специального оборудования – осушительных агрегатов, вентиляторов и калориферов. Скорость сушки зависит от мощности оборудования. К сожалению, наличие осушительных агрегатов в библиотеке – это редкость, а не правило. Можно обратиться за помощью в организации, ими располагающие.

Надо учитывать сезонные и погодные условия. Зимой наружный воздух содержит малое количество влаги, и сушку помещения можно opганизовать, используя естественный приток воздуха извне (интенсивное проветривание), калориферы и вентиляторы. Летом такую технологию применять нельзя, надо обязательно использовать специальные осушители для поддержания необходимого значения относительной влажности (не выше 30–40%).

Сорбционно-конвективная сушка. Для сушки книг, замороженных в холодильных камерах, Санкт-Петербургский Центр экологической безопасности и Библиотека РАН разработали оригинальный метод сушки замороженных книг, который можно назвать сорбционно-конвективным. Данный метод сушки применяли при спасательных работах в Библиотеке РАН после пожара 1988 г., где оборудована сушильная камера.

Статья подготовлена при поддержке компании «ФасадКерамика». Если вы решили сделать ремонт в вашем доме или офисе, и не знаете где взять надежный и стильный облицовочные панели, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «ФасадКерамика». На сайте, расположенном по адресу http://www.termopaneli.ru/, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать качественные термопанели из пенополиуретана и пенополистирола по выгодным ценам. В компании «ФасадКерамика» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Процесс сорбционно-конвективной сушки протекает следующим образом. Замороженные книги, упакованные в так называемые «сорбционные бинты», размещаются на стеллажах в сушильной камере, которая оборудована калориферами и вытяжным вентилятором. Температура в камере поддерживается в пределах 39–49 °С, относительная влажность – 30–40%. Приток свежего воздуха – снаружи. Бинты изготовлены из хлопчатобумажного плотного материала, внутри которого находится сорбент (древесные опилки). Так как поверхность сорбента большая, то обеспечивается интенсивное испарение влаги из книг. При определенных режимах температура на поверхности документов значительно ниже, чем температура в камере. Сушка происходит в «мягких» условиях и длится в течение 7 дней.

Метод пригоден для сушки современных изданий в ледериновых и картонных переплетах, а также старых книг в кожаных переплетах при условии корректировки режимов сушки. Качество сушки удовлетворительное. Производительность камеры зависит от вида документов. Недостаток метода – возможное плесневение в случае высокой начальной зараженности документов жизнеспособными спорами грибов. Для предотвращения плесневения можно обработать антисептиком сорбционные бинты, провести фумигацию в процессе сушки.

Сушка токами высокой частоты (ТВЧ) осуществляется в специальных камерах. Документы помещают между двумя пластинами конденсатора, на которые подается переменное электрическое поле высокого напряжения. Под действием переменного поля полярные молекулы воды, являющиеся диполями, колеблются с высокой частотой, вызывая нагрев материала и испарение влаги. Камеры разработаны специально для архивов и установлены в РНБ, Библиотеке РАН. В настоящее время в РНБ камера ТВЧ систематически используется с целью дезинфекционной обработки документов. Производительность – 100–120 книг в смену. Процесс требует строгого соблюдения технологии, поэтому работать на установке должен обученный специалист.

Метод имеет ограничения – нельзя сушить книги с кожаными и пергаменными переплетами, имеющие металлическую фурнитуру и скрепки. Метод предназначен для влажных, но не мокрых документов (влажность бумаги не должна превышать 20%).