Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №16/2004


ЭКОЛОТ. КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок толерантности

Нина Колоскова, Мария Московская

Экологическое кредо червячка Игнатия

Главное, что… меня услышали.
Это не так часто бывает...

Червячок Игнатий

Кротов В. Червячок Игнатий и его друзья.
2-е издание. / Худож. А.Власова. – М. : Нарния, 2003. – 160 с. : ил.

Достигнув «младшего школьного возраста», дети успевают привыкнуть к тому, что крокодил играет на гармошке, медведь сочиняет ворчалки и сопелки, а коты исчезают, оставив после себя улыбку.

Так что червячок, который носит солидное имя Игнатий, читает серьезные книги, философствует, учит английский язык, сражается с привидениями и с лесным пожаром, их тоже вряд ли удивит.

По жизни червячок Игнатий занят очень важным делом. «Весной, летом и осенью у него было много работы. Ведь он был земляным червячком… Он рыхлил землю. Если землю не рыхлить, она становится плотной и твердой. В такой земле корешкам трудно расти, дышать и добывать воду. Растения любят расти на рыхлой земле, в которой между земляными крупинками много воздуха и влаги».

Вот такой замечательный урок. Урок чего? Ботаники? Экологии? А может быть, ответственности? Примечательно, что автор не присваивает своей книге статус экологической. А на самом деле мировоззрение главного героя, червячка Игнатия, выглядит как некий экологический кодекс: «…я могу не знать о тех, кто спасает Землю в других местах. Главное, все-таки, что мы ее спасаем».

Когда Игнатию напоминают, что он просто земляной червь, наш герой всегда думает: «Дело не в названии, а в том, каким главным делом занимаешься». И чем бы ни занималось это крошечное существо, оно все делает с удовольствием, во все вкладывает душу. Даже под дождем червячок Игнатий «мокнет с наслаждением»! Игнатий всегда имеет собственное мнение и не стесняется его высказывать. Никогда не идет на сомнительные компромиссы: «Мягкий червячок умеет быть решительным и жестким».

Мы посмотрели на книгу с точки зрения экологического воспитания. Мудрость автора сказки заключается еще и в том, что он в ненавязчивой и доступной форме раскрывает детям понятие «толерантность». «Береги платье снову», а толерантность воспитывай смолоду. Да и когда же еще, если бабушка вздыхает о колбасе за два двадцать да о молоке за шестнадцать копеек, родители круглосуточно зарабатывают деньги, в том числе и на модную игровую приставку, и одни клянут капитализм, другие – социализм, третьи – мировой сионизм, четвертые – международный терроризм… А наш дальновидный червячок Игнатий старается помирить свою команду, по-разному понимающую правила игры (в данном случае в прятки). Жук Дормидонт прятался быстро, божья коровка Пятнашка – слишком медленно, а потом и вовсе все перепутала. При такой коллективной несобранности недалеко и до всеобщей ссоры. Чтобы не довести выяснение отношений до драки, Игнатий предлагает всем насекомым пойти в норку и… попить чайку. «Гармония мира не знает границ – сейчас мы будем пить чай» (Б.Гребенщиков). Вот так веселая сказка приобретает педагогическую направленность, выраженную в популярной фразе кота Леопольда : «Ребята, давайте жить дружно!».

Наш маленький герой точно знает, чего он хочет. И это не прекраснодушная мечтательная маниловщина, а цель: иметь крылья, быть ближе к небу. В книге есть еще один персонаж – «Тот, к кому можно обратиться с просьбой», зная, что она обязательно исполнится, если мечта достойна и не мелочна, и если твердо верить, что сбудется. «Если ты хочешь, чтобы я мог быть иногда поближе к небу, сделай так, чтобы они [крылья] у меня появились. Я буду стараться, чтобы это было не зря». И дарованные крылья помогли нашему герою увидеть и потушить лесной пожар.

Очень деликатно автор упоминает книгу, «которая называется просто Книгой». Малыш может принять это за элемент сказки, а может обратиться к старшим с вопросом о таинственном издании и Всемогущем Творческом Начале.

Конечно, имеется в виду Библия и Господь Бог, но говорится о них очень тактично. Только с присущей автору деликатностью можно затрагивать настолько тонкое понятие, как экология души. Сам Виктор Гаврилович все свои книги (а их несколько и у нас еще будет возможность об этом поговорить) относит к светской литературе. В них нет ни религиозного давления, ни прямолинейности и дидактичности, но есть мысль о Творце, которая пронизывает книги Виктора Кротова.

Многоплановость – одно из главных достоинств историй про червячка Игнатия. А червячок-то наш еще и пацифист! Не зря он обрадовался, глядя на Царь-пушку: «Замечательная пушка! Это самое лучшее, что она могла сделать: ни разу не стрелять».

У Игнатия вообще неординарный взгляд на все: и привычный для нас поезд метро, и знакомый до боли эскалатор, и совсем уж обыкновенные рельсы – все превращается в его глазах в разнообразных чудо-червячков. Теперь и в метро ездить интереснее. Это к слову о дилемме: смотреть или видеть, констатировать или фантазировать.

Помните, в детстве мы делали «секретики»? Зарывали в землю разные красивые мелочи, расположив их как можно более затейливо. Заботливо укрывали стеклышком и присыпали землей. Я вспомнила об этом, когда прочла в книге про выставки в стеклянной банке. Их устраивал червячок Игнатий для своих друзей: жука Дормидонта, божьей коровки Пятнашки, паука Пафнутия и других. Это был настоящий выставочный зал: выставлялись цветы и камушки, паучье макраме и птичьи перышки. К чему это мы? А сейчас лето. И дети, как всегда, собирают всякое-разное. Что мешает и нам устроить «вернисаж в банке»? Тем более, что банки – не проблема, а фантазия и собирательные возможности у наших детей в избытке.

И об иллюстрациях Анны Власовой, которая оформляла книгу. Они добрые, занимательные и совсем не скучные, несмотря на черно-бело-охристый триколор. Они – графичны, лаконичны, выразительны и забавны. Трогательные косички с бантиками у божьей коровки, дужки очков у паука Пафнутия, загнутые, за неимением ушей, за его лапки. А самого червячка художница неизменно изображает в шапке-ушанке. Наверное, чтобы обезопасить его «голову» при подземных работах. Картинки в книге просты и фантазийны, как и само детское мировосприятие.

А еще из этой мудрой книги дети узнают, как делается мед, что такое артезианский колодец, как гусеница превращается в бабочку… и еще о том, что червячки бывают не только дождевыми, но и земляными, и воздушными и солнечными. И что внутренняя сила важнее внешней и еще… что мечты сбываются.