Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №16/2004


ЭКОЛОТ. КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Библиография

Нина Колоскова

Экология по подписке

Компенсировать недостаток книг экологической и природоохранной тематики в фондах библиотек частично могут журналы и газеты. Надо только представлять, какие из них являются наиболее подходящими.
О периодических изданиях, адресованных читателям-детям, мы пока говорить не будем – с ними вы знакомы лучше. А вот небольшой (выборочный) обзор газет и журналов, адресованных взрослому читателю (разумеется, к их числу можно отнести учащихся старших классов), предлагается вашему вниманию.

«Зеленый мир». Общероссийская некоммерческая научно-публицистическая и информационно-методическая газета. Незаменима для тех, кто отдает предпочтение сведениям фактографического характера. Интересуется экологическими прогнозами на ближайшее и весьма отдаленное будущее. Неравнодушен к мнению авторитетных лиц в области экологической, природоохранной, правовой деятельности. Является сторонником открытых дискуссий по важнейшим проблемам проектов законов. Наличие этого издания в фонде вашей библиотеки позволит быть в курсе самых серьезных экологических и природоохранных проблем, располагать оперативной информацией из регионов.

«Заповедные острова». Газета о заповедниках, национальных парках и не только… Издается совместно с ЭкоЦентром «Заповедники» и национальным парком «Смоленское Поозерье». Имеет рубрики: «Дали заповедные» – прошлое и настоящее российских заповедников, заповедное дело в зарубежных странах; «Опыт регионов»; «Портрет на заповедном фоне» – рассказы о людях, посвятивших себя заповедному делу, экологической и природоохранной деятельности; «Возьмемся за руки, друзья» – информация об экологических и природоохранных движениях, объединениях, организациях; «Заповедная природа и школа» – деятельность школьных экологических центров, клубов, других объединений, информация об отдельных мероприятиях; «Творчество юных» – стихи и проза ребят.

Выписав это издание, вы также будете в курсе всего, что происходит в детском экологическом движении. Обогатите опыт своей работы, используя достижения коллег. И, конечно, будете располагать дополнительной информацией, касающейся заповедных зон России. Газета содержит много интересного иллюстративного материала.

Электронная версия газеты на сайте Эколого-просветительского Центра «Заповедники» www.wildnet.ru

«ЭКОС». Международный иллюстрированный ежеквартальный экологический журнал. Содержит мониторинг политических решений, высказываний крупнейших политиков и специалистов по проблемам экологической безопасности, здоровья народа, устойчивого развития, ресурсопользования.

Авторы журнала – виднейшие ученые, политики, экологи-практики предлагают реальные меры для охраны окружающей среды.

На страницах журнала публикуются нормативные и законодательные акты, проекты законов и сами законы. Даются анализы и прогнозы ситуаций.

Значительная доля материалов посвящена защите человека от агрессивной техногенной среды. «ЭКОС» – своеобразный компас в море рынка товаров и услуг: продукты «чистые» и «нечистые», как сделать ваш дом крепостью здоровья.

Ежемесячное приложение к журналу «ЭКОС» – «ЭКОСинформ». Федеральный вестник экологического права. Это издание держит читателей в курсе самых последних событий.

«ЭКОС» – журнал для тех, кто предпочитает информацию из первых рук, активно использует в своей практической деятельности сведения фактографического характера.

«Использование и охрана природных ресурсов в России». Информационно-аналитический бюллетень. Издание Национального информационного агентства «Природные ресурсы» при поддержке министерств и ведомств природно-ресурсного блока. В год выходит 6 выпусков бюллетеня, в которых содержится информация о решениях Президента РФ, Государственной думы РФ, Совета Федерации РФ, Правительства РФ в области природно-ресурсного комплекса; официальные документы министерств и ведомств, авторские статьи, аннотированные перечни книжных новинок, анонсы предстоящих событий.

Издание ориентировано на специалистов и руководителей, научных работников, представителей органов власти всех уровней и направлено на объединение усилий для сохранения и бережного использования природного богатства.

Этот бюллетень незаменим для библиотек, работающих с детьми старшего возраста и предоставляющих им материалы для написания рефератов, проведения проектных работ, в помощь изучению школьных предметов.

В 2003 и 2004 гг. вышло 2 спецвыпуска:

– ориентированный на многоплановое освещение проблем, связанных с водными ресурсами;

– освещающий вопросы изменения климата, актуальные для России.

Среди рубрик бюллетеня:

  • Общие вопросы природопользования.

  • Минеральные, водные, земельные, лесные, биологические, климатические, рекреационные и др. ресурсы.

  • Охрана окружающей среды.

  • Жизнь регионов.

  • Международное сотрудничество.

  • Общественность и природа.

  • Календарь событий.

  • Книжная полка.

«Экология и жизнь». Научно-популярный журнал. Выходит с 1996 года. С момента основания журнала его главным редактором был известный российский ученый, академик Российской академии наук Никита Николаевич Моисеев. В настоящее время журнал «Экология и жизнь» – единственное в России научно-популярное периодическое издание по экологии, сочетающее в себе высокий научный уровень и широкую доступность изложения публикуемых материалов. Журнал дважды (1998; 1999) становился лауреатом всероссийского конкурса журналистов «Экология России» в номинации «лучший “зеленый” журнал». В 2002 году награжден Дипломом 1-ой степени в номинации «Лучшая журнальная публикация». В 2000 году журнал рекомендован Министерством образования РФ для общеобразовательных учреждений России.

Журнал полезен самому широкому кругу читателей, начиная с экологов-практиков и заканчивая рядовым читателем: всем, кого интересует будущее человечества и собственной семьи, состояние окружающей среды, экономики и политики в нашей стране и за рубежом, состояние природных ресурсов – от воды и воздуха до нефти и газа. Особое внимание уделяется экологическому образованию, воспитанию и просвещению.

Для библиотекаря незаменимыми являются материалы, публикуемые в разделах:

  • Экология. Человек. Общество.

  • Образование.

  • Регионы и города.

  • Здоровье и окружающая среда. (Последний раздел содержит уникальные материалы о здоровье взрослых и детей, о способах его сохранения, интервью с ведущими специалистами, разбор сложных и спорных вопросов здравоохранения, справочные материалы, советы и рецепты.)

К обсуждению проблем редакция привлекает специалистов различных областей знания – философов, биологов, педагогов, политиков, социологов, инженеров. Сайт в Интернете: http://www.ecolife.ru

В 2004 году в ООО «Школьная пресса» начал выходить научно-методический журнал «Естествознание в школе». Журнал под таким названием издавался еще в 1912 году. В его создании принимали участие В.М.Бехтерев, В.Л.Бианки, В.И.Вартанов, Э.Ф.Лесгафт, В.Д.Зеленский и другие известные люди. Создатели современной версии журнала ставят своей целью, с одной стороны, продолжить традиции российских естественнонаучных педагогических журналов, а с другой – внести в прежнее название новый современный смысл. Поскольку, естествознание – это интегрированный предмет, завоевывающий свое место как в 5–6-х классах основной школы, так и в гуманитарном профиле старшей школы.

Создатели журнала своими читателями видят:

– методистов и административных работников школ,

– учителей биологии, физики, химии и географии,

– учителей, преподающих природоведение и естествознание.

Вышло 3 номера журнала и можно уже попытаться посмотреть на него с эколого-библиотечной точки зрения. Вот лишь некоторые публикации, привлекшие мое внимание:

Рубрика «Проблемы школьного естествознания»:

Суматохин С. В. Обновление содержания естественнонаучного образования // Естествознание в школе. – 2004. – № 1. – С. 3–5.

Освещены основные направления обновления содержания образования в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по предметам естественнонаучного цикла.

Рубрика «Вести ФЭС»:

Коровин В. А. Экспертиза учебной литературы // Естествознание в школе. – 2004. – № 1. – С. 16–19.

Новые правила присвоения учебным изданиям грифа «Допущено» или «Рекомендовано». Дан перечень учебно-методических комплектов по естествознанию, допущенных Министерством образования РФ для использования в учебном процессе.

Коровин В. А. Что такое ЭБНП? // Естествознание в школе. – 2004. – № 2. – С. 17–19.

О новом типе электронных изданий – электронной библиотеке наглядных пособий.

Рубрика «Интеграция»:

Звук в природе, музыке, технике // Естествознание в школе. – 2004. – № 1. – С. 25–41.

Предлагаются материалы к интегрированной конференции для 9-10-х классов: физика + биология + экология + музыка.

Самое удивительное вещество на Земле // Естествознание в школе. – 2004. – № 2. – С. 26–45.

Программа и избранные материалы интегрированного элективного курса для старшей школы естественнонаучного профиля: химия + физика + биология + экология + география.

Рубрика «Заметки психолога»:

Прибылова Ю. О. Особенности восприятия информации // Естествознание в школе. – 2004. – № 1. – С. 73–75.

Речь идет о трех основных каналах восприятия: визуальном, аудиальном, кинестетическом. Предлагается простой способ определения у учащихся предпочитаемого канала восприятия.

Рубрика «Правовая страничка»:

Болотова Е. Л. Лабиринты внутреннего совместительства // Естествознание в школе. – 2004. – № 1. – С. 76–78.

Освещены нормативные документы, регулирующие работу учителя по совместительству. Даны комментарии к новому постановлению Минтруда России. Рассмотрено внутреннее совместительство и оказание платных услуг.

Другие рубрики журнала:

  • Образовательные технологии.

  • Олимпиады, конкурсы, турниры.

  • Методика.

  • Рейтинг образования.

  • Первые шаги в науке.

  • Из истории естествознания.

  • Учебники.

  • Архив педагогики.

Третий номер журнала подготовлен учеными, методистами и учителями Санкт-Петербурга, «где сложились традиции внимательного отношения к проблеме обновления содержания образования». При подготовке материалов были выбраны ключевые идеи:

– непрерывности естественнонаучного образования,

– интеграции,

– развития познавательной самостоятельности учащихся.

Если какое-либо периодическое издание оказывает Вам в работе серьезную помощь, не забудьте нам о нем написать.