Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №16/2004


ЭКОЛОТ. КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Для пользы дела

Нина Колоскова

Прудовик анфас и в профиль

Поиграем… на уроке

Когда фонд литературы пополняется хорошей книгой – это праздник. Вот и на нашей «экологической» улице гремят оркестры.

Автор книги, о которой пойдет речь, четверть века занимается изучением обитателей рек, прудов и озер и все это время пишет научные статьи и доклады. Так что в достоверности информации сомневаться не приходится, а это для литературы экологического и природоохранного характера – фактор основополагающий.

Несколько лет назад параллельно с научной работой автор стал преподавать экологию в школе. А летом он уже вместе с ребятами отправлялся в экспедиции, где изучали фауну прудов и рек. Накопленные материалы, наблюдения и впечатления навели на мысль всем этим поделиться. Так появилась эта книга:

В материале использованы рисунки из книгиВербицкий В. Б. Подзеркалье, или Таинственный мир водоема. – М. : Дрофа, 2002. – 176 с. : ил.

Она вышла тиражом 10 000 экземпляров (немного, конечно, но, все же, есть надежда, что она попала в ваши библиотеки). Сразу надо отметить, что «Подзеркалье…» – прекрасное дополнение к учебнику биологии. Если, конечно, преподаватель о ней узнает. А это – уже наша с вами задача (куда же они без нас – библиотекарей?).

У книги несколько приятных особенностей, о которых хочется поговорить. Рассказом об обитателях водоемов, собственно, дело не заканчивается. С любовью и заботой относясь к своему юному читателю, автор старается передать ему и свой житейский опыт. Причем, делает это очень симпатично. Судите сами: «Не важно, в какое время года (но лучше все же не зимой) и в какое время суток (но лучше все же не ночью) мы начнем свое путешествие. Хотя лично я любое важное дело предпочитаю начинать с утра. Во-первых, с утра лучше думается, а во-вторых, можно больше успеть».

А вот еще В.Вербицкий упоминает исследователей, путешественников, деятелей науки, «…вписавших свои страницы в историю открытия Таинственного мира» водоемов, называет книги и имена их маститых авторов. Рекомендует заглянуть и в другие книги (например, во второй том «Жизни животных» А.Брема). За счет этого потенциал «Подзеркалья…» значительно возрастает: автор предлагает читателю информацию «на вырост».

Ведя основное повествование, автор попутно успевает рассказать об оборудовании, необходимом для проведения опытов. Или объясняет что-нибудь важное: что такое книга-определитель и как ею пользоваться, почему человеку ежегодно приходится бороться с сорняками. Предлагает вместе поразмышлять над важной проблемой. Или самому подумать: «Может ли, человечество в целом, найти другой путь получения пищи, не воюя постоянно с природой, а сотрудничая с ней, учась у нее?».

В.Вербицкий так умеет описать событие, что начинаешь «видеть» все это сам. Рассказывает поистине «трагические», а также «удивительные, невероятные, но правдивые истории» из жизни подводных обитателей. Чего стоит один только рассказ о поденках: «Они не пьют, не едят, не отдыхают, а всю свою короткую, поистине эфемерную жизнь проводят в брачном танце. …живут взрослые поденки от нескольких часов до двух-трех суток… Этого времени вполне хватает, чтобы оставить потомство и… погибнуть».

Он «очеловечивает» не только отдельных героев своей книги, но и саму Природу: «…природа – дама очень экономная и хозяйственная… рачительная хозяйка и не любит, когда у нее не сходится баланс, то есть когда нарушается экологическое равновесие». И тут же очень доходчиво объясняет такое непростое понятие как экологическое равновесие: «В нашем Таинственном мире – это когда численность бактерий, простейших, грибов, растений и животных находится в таком соотношении, что каждому хватает пищи и места под солнцем для нормальной жизни».

Над оформлением книги трудились сразу три художника. Книга получилась яркая, насыщенная фотографиями и рисунками. Хочешь – читай, не хочешь читать – просто разглядывай.

Итак, автор предлагает читателю совершить путешествие в мир водоема и обещает раскрыть множество тайн и секретов водных жителей и их среды обитания.

Хорошо зная своих читателей, автор сделал все возможное, чтобы повествование было максимально занимательным. «Во время экскурсий с ребятами на водоемы… я часто вспоминал приключения Алисы в стране чудес. Удивительно похожими на героев книг Льюиса Кэррола казались мне некоторые обитатели подводного мира. Это сходство я постарался показать на страницах этой книги… В книжке все описанные живые существа еще и своеобразные литературные персонажи – обитатели Подзеркалья. Поэтому их названия и пишутся как имена – с прописной буквы».

Для каждой главы В.Вербицкий в качестве эпиграфа подобрал слова из «Алисы…». Получилось очень здорово. Впрочем, «Алисой…» он не ограничивается. Повествование некоторых глав предваряется словами из произведений А.С.Пушкина, Р.Киплинга, В.С.Высоцкого.

Автор, несомненно, человек лирический. Героев своей книги он не просто описывает – он ими любуется, он влюбляет в них своего читателя и посвящает им стихотворные строки:

Они скользят, как гордые испанцы,
По глади водной в бесконечном танце.

Это о клопах-водомерках.

А эти строки посвящены вертячкам:

Так дружной стайкою без ссор и без обиды
Всегда охотятся вертячки гириниды.

…Это – танец сотворенья,
Где танцмейстером – любовь.
Как зовут красавиц тонких?
Эфемероптера – поденки.

Этим сказочным созданьям
Есть научное названье –
Калоптерикс. Но народ
Их красотками зовет.

Вы заметили, как ловко автор «вплетает» в стихи латинские названия, чтобы облегчить их запоминание? А уж что делать с этими стихами, решайте сами. Их можно просто заучить с ребятами наизусть (они весьма забавны):

Лягушонок-квакалка,
Капризулька, лакомка,
Очень любит комаров,
Только их глотать готов.

Пиявка похудела,
Она пять дней не ела.
А это, между прочим,
Вредит пиявкам очень.

Улитковым пиявкам
Не нужен детский сад.
На маме, присосавшись,
Пиявочки висят.

А можно превратить стихи в загадки:

Сей обитатель водоема
Всегда в пути, но… сидя дома.

(Улитка)

Он – замков воздушных
строитель умелый,
Подводный охотник – жестокий и смелый.
Бегает ловко и ловко плывет,
В доме подводном с рожденья живет…

(Паук Водянка, он же Серебрянка,
он же Аргиронета)

Как выйдут за калитку –
Найдут себе улитку
(Зовут ее Лимнея)
и покочуют с нею.

(Пиявки глоссифонии)

Книга может стать основой для придумывания самых различных игр. Например, можно каждому участнику игры или каждой команде предложить рисунок на развороте, чтобы дети за отведенное время определили и написали названия подводных обитателей, которые там изображены. А жюри решит, кто узнал большее количество водных жителей и насколько верно их назвали.

Можно подготовить викторину. Причем, вопросы в зависимости от возраста игроков могут быть разной степени сложности, или она будет возрастать по ходу игры.

Вопросы попроще:

– Чем отличается озеро от пруда? (Пруды – мелководные водоемы, зарастающие водными растениями по всей площади.)

– Может ли иголка «лежать» на поверхности воды? (Да, если ее предварительно обмакнуть в масло.)

– Кто обитает на поверхности водоема? (Жук вертячка из семейства гиринид, клопы-водомерки из семейства геррида, ногохвостки.)

– Из чего состоит планктон? (Зоопланктон, фитопланктон, бактериопланктон.)

– К какому обитателю водоема относятся все эти названия: стрелка, бабка, дедка, коромысло? (К стрекозе.)

– Какой обитатель подводного мира обладает «вакуумной» присоской? (Пиявка.)

– Кто из подводных обитателей строит воздушные замки? (Паук серебрянка.)

– Кто передвигается в режиме «голова – ноги»? (Гидра.)

Более сложные вопросы:

– Как называется центральная часть озера? (Пелагиаль.)

– Какие животные могут бегать по поверхности воды? (Ящерица василиск. Обитает в Южной Америке, на берегах притоков Амазонки.)

– Какое животное называется водяным сверчком? (Гребляк или корикса.)

– У кого из обитателей водоема зубы спрятаны в глотке? (Коловратка, она же ротифера, она же ротатория.)

– У кого рот «на замке»? (У личинки стрекозы.)

– Как ученые называют любое взрослое насекомое? (Имаго.)

Можно заранее составить списки латинских названий насекомых и предложить ребятам написать напротив – кто это. А можно вынести латинские и русские названия на отдельные карточки – «Подзеркальное лото»:

Kлепсина, она же глоссифония

Улитковая пиявка

Kоллемболы, они же Подуры

Ногохвостки

Нотонекта

Гладыш

Анофелес

Малярийный комар

Kорикса

Гребляк

Дитискус

Плавунец

Гидрархна географика

Водный клещ

Аргиронета

Паук серебрянка (водянка)

Парамециум каудатум

Инфузория туфелька

Нефелида, она же эрпобделла

Пиявка

Конкурсы:

«Самый, самый… или рекорды Подзеркалья»:

– самый прожорливый обитатель пресных вод. (Прудовик.)

– самый крупный из жуков-плавунцов. (Плавунец широкий. Его длина может достигать 4,5 см.)

– самая любимая еда пиявки гаемопис. (Дождевые черви.)

– самый крупный из водяных клещей. (Гидрархна.)

«Обьясняй-ка»:

– Почему «Каждая улитка – моллюск, но не каждый моллюск – улитка»?

– Какое отношение к обитателям пресноводных водоемов имеет словосочетание «химическая защита»?

А еще можно предложить ребятам составить пищевую цепочку. У кого получится длиннее. По словам автора, его ученики-пятиклассники на уроках экологии очень любят этим заниматься. Ну, например: Водоросли – зоопланктон – молодь рыб – окунь – щука – человек. Если же не ограничиваться только названями «звеньев» цепочки, а попросить детей сделать рисунки, то будет совсем замечательно. Вот и еще один конкурс: «Чья цепочка лучше?».

Несомненно, более детально ознакомившись с книгой, вы придумаете и другие игры.

А теперь – о самом главном достоинстве книги: она помогает маленькому человеку определиться в этом мире и все расставить по своим местам (как-то хочется в данном случае обойтись без устоявшихся словосочетаний: «формирование экологической культуры, воспитание экологического сознания и чувства ответственности»): «…нет у человека полномочий от природы судить, кто хороший и полезный, а кто плохой и вредный. Нам даны другие полномочия – изучать, понимать, беречь и сохранять природу такой, какая она есть.

Этот древний мир хрупок и беззащитен перед нашим молодым и агрессивным миром. Этот мир уходит. Уходит безмолвно и безвозвратно. Мир поденок и стрекоз-красоток, мир ландышей и венериных башмачков… И уходит он не сам. Это мы оттесняем его нашим миром, не понимая в ежедневной круговерти дел и забот, что с исчезновением этого мира рухнет и мир, построенный нами. Потому что ЭТОТ мир как раз и есть настоящий наш мир…».

Пример пищевой пирамиды водоемаP.S. Великолепным продолжением разговора и прекрасным подарком для ребят станет просмотр видеофильма «Микрокосмос»: фантастическое путешествие на обычную зеленую лужайку. Дети получат замечательную возможность увидеть многое из того, о чем написано в книге.

«15 лет исследований, 2 года приготовлений, 3 года съемок – уникальный результат!»; «Этот фильм нужно прожить… поистине потрясающее зрелище», – так писали об этом фильме французские газеты. Гран-при Каннского фестиваля за техническое совершенство, пять премий «Сезар» французской киноакадемии: за лучшую операторскую работу, лучший монтаж, лучшую музыку, лучшего продюсера и лучший звук.

Этот изумительный фильм снят на грани реальности и фантастики. Перед зрителем проходит жизнь обитателей обыкновенного луга. Специально разработанная съемочная техника, позволила увеличить траву до размеров африканских джунглей, а рябь на придорожной луже напоминает океанский прибой. И сам мир крошечных существ – обитателей этой «микроскопической вселенной» становится огромным. Время тут течет по-другому: час за день, день за месяц, месяц за год. Здесь есть свои храбрецы и негодяи, герои-любовники и молчаливые трудоголики, красавцы и уроды, хищники и жертвы. Но, чтобы войти в этот мир, нужно научиться хранить тишину и слушать ее шепоты…