Редактор Ольга Козлова
Нелишнее знание
Анна Полканова
Идеальный учебник
Взгляд издательства «Просвещение»
Школьная библиотека, обслуживающая
детей, в отличие от других, комплектует еще и
учебники. Задача библиотекарей и педагогов
приобрести учебники качественные.
Интересные данные, полученные с
помощью интервьюирования и анкетирования
учителей, завучей, библиотекарей, директоров
учебных заведений на тему «Критерии оценки
учебной литературы», представило издательство
«Просвещение».
И педагоги, и методисты имеют сходный
образ идеального учебника.
Хороший учебник, по их мнению, должен
быть:
Снабжен богатым дидактическим
материалом: интересными заданиями с современной
тематикой, тестами, проверочными работами,
практическими опытами, творческими и
развивающими заданиями, вопросами на
запоминание и повторение, дифференцированными
задачами для детей с разным уровнем подготовки.
Развивающим навыки логически и
творчески мыслить, делать выводы,
классифицировать, работать с информацией.
Комплектным, то есть сопровождаться
рабочей тетрадью, материалами к планированию
уроков и т. д.
Согласованным с программой,
соответствующим предусмотренному количеству
часов.
Логически связанным с другими
предметами, устанавливающим связь с
предшествующим классом и подготавливающим к
следующему году обучения.
Доступным даже при подаче сложного
материала; для младших школьников функция
учебника должна сводиться прежде всего к
наглядности, так как главное – рассказ учителя;
для старших классов принцип наглядности
сохраняется, но теория должна представляться в
полном объеме, при этом важно «разбавить» ее
занимательными фактами и конкретными примерами,
дабы избежать сухости.
Обладающим удобной структурой: планы,
выводы и вопросы после каждой статьи, выделение
основных идей, раздел для любознательных, раздел
справочной информации.
Современным (и в плане подхода, и в
смысле предлагаемого материала),
предоставляющим новую информацию, затрагивающим
актуальные вопросы.
Красочно оформленным – не в смысле
красивых картинок на обложках, а в смысле
наглядности – фотографии, иллюстрации, схемы
должны сопровождать любой текст.
Ориентированным на среднего ученика.
Удобного формата (не слишком большим
и тяжелым), на хорошей бумаге, в переплете, шрифт
не должен быть слишком мелким.
Методисты считают, что для успеха
учебника важны мероприятия по его продвижению:
семинары, курсы, встречи с авторами.
Утверждается, что многое зависит от популярности
автора.
Упоминают они также и важность
эффективной системы распространения литературы.
Многие школы жалуются на то, что нужные учебники
трудно найти и получить в нужном количестве и
вовремя, а учителя упрекают издательства в том,
что те плохо информируют о выходе новинок.
Опросы учителей показали, что ни
гриф министерства, ни рекомендации для них
ничего не значат, большинство предпочитает
самостоятельно оценивать учебники, ориентируясь
на собственный опыт, уровень развития детей, с
которыми они в данный момент работают, на
обеспеченность родителей. Учителя сегодня
вообще склонны к поиску новых форм обучения и
материалов для этого.
Конечно, каждый учитель, оценивая
книгу, выстраивает свою «иерархию критериев».
Однако можно составить приблизительный рейтинг
факторов, влияющих на принятие решения о
приобретении учебников.
Важность различных критериев для
принятия решения
о покупке учебника
Доступность изложения материала.
Цена.
Наличие комплектных материалов.
Апробированность и надежность.
Увлекательность изложения.
Новизна.
Автор (его известность).
Рекомендации.
Объем и структура учебника, оформление.
Издательство.
Использован материал с сайта
издательства «Просвещение»
Много всего говорится, да не
все в дело годится. Русская
народная пословица |
|