Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 05 (17) · Вкладка в «БШ» № 17 (125) · 1–15 сентября 2004 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Нелишнее знание

Анна Полканова

Идеальный учебник

Взгляд издательства «Просвещение»

Школьная библиотека, обслуживающая детей, в отличие от других, комплектует еще и учебники. Задача библиотекарей и педагогов приобрести учебники качественные.

Интересные данные, полученные с помощью интервьюирования и анкетирования учителей, завучей, библиотекарей, директоров учебных заведений на тему «Критерии оценки учебной литературы», представило издательство «Просвещение».

И педагоги, и методисты имеют сходный образ идеального учебника.

Хороший учебник, по их мнению, должен быть:

  • Снабжен богатым дидактическим материалом: интересными заданиями с современной тематикой, тестами, проверочными работами, практическими опытами, творческими и развивающими заданиями, вопросами на запоминание и повторение, дифференцированными задачами для детей с разным уровнем подготовки.

  • Развивающим навыки логически и творчески мыслить, делать выводы, классифицировать, работать с информацией.

  • Комплектным, то есть сопровождаться рабочей тетрадью, материалами к планированию уроков и т. д.

  • Согласованным с программой, соответствующим предусмотренному количеству часов.

  • Логически связанным с другими предметами, устанавливающим связь с предшествующим классом и подготавливающим к следующему году обучения.

  • Доступным даже при подаче сложного материала; для младших школьников функция учебника должна сводиться прежде всего к наглядности, так как главное – рассказ учителя; для старших классов принцип наглядности сохраняется, но теория должна представляться в полном объеме, при этом важно «разбавить» ее занимательными фактами и конкретными примерами, дабы избежать сухости.

  • Обладающим удобной структурой: планы, выводы и вопросы после каждой статьи, выделение основных идей, раздел для любознательных, раздел справочной информации.

  • Современным (и в плане подхода, и в смысле предлагаемого материала), предоставляющим новую информацию, затрагивающим актуальные вопросы.

  • Красочно оформленным – не в смысле красивых картинок на обложках, а в смысле наглядности – фотографии, иллюстрации, схемы должны сопровождать любой текст.

  • Ориентированным на среднего ученика.

  • Удобного формата (не слишком большим и тяжелым), на хорошей бумаге, в переплете, шрифт не должен быть слишком мелким.

Методисты считают, что для успеха учебника важны мероприятия по его продвижению: семинары, курсы, встречи с авторами. Утверждается, что многое зависит от популярности автора.

Упоминают они также и важность эффективной системы распространения литературы. Многие школы жалуются на то, что нужные учебники трудно найти и получить в нужном количестве и вовремя, а учителя упрекают издательства в том, что те плохо информируют о выходе новинок.

Опросы учителей показали, что ни гриф министерства, ни рекомендации для них ничего не значат, большинство предпочитает самостоятельно оценивать учебники, ориентируясь на собственный опыт, уровень развития детей, с которыми они в данный момент работают, на обеспеченность родителей. Учителя сегодня вообще склонны к поиску новых форм обучения и материалов для этого.

Конечно, каждый учитель, оценивая книгу, выстраивает свою «иерархию критериев». Однако можно составить приблизительный рейтинг факторов, влияющих на принятие решения о приобретении учебников.

Важность различных критериев для принятия решения
о покупке учебника

Доступность изложения материала.
Цена.
Наличие комплектных материалов.
Апробированность и надежность.
Увлекательность изложения.
Новизна.
Автор (его известность).
Рекомендации.
Объем и структура учебника, оформление.
Издательство.

Использован материал с сайта издательства «Просвещение»

Много всего говорится, да не все в дело годится.

Русская народная пословица