Библиотечное дело
Юлия Мелентьева
Библиотечное обслуживание в школьной
библиотеке: специфика форм и методов
|
Юлия Петровна Мелентьева
доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный работник культуры, ранее – зав.
кафедрой библиотековедения МГУКИ, ныне –
ведущий научный сотрудник Научного центра
исследований истории книжной культуры при
Академиздатцентре «Наука» РАН |
Цель данного курса – дать представление об
основных теоретических основаниях, а также целях
и задачах библиотечного обслуживания, раскрыть
методы изучения читательских интересов и
потребностей, показать воспитательные
возможности библиотечного общения, формы
индивидуального и массового информирования
различных читательских групп, раскрыть
современную технологию библиотечного
обслуживания.
№ газеты |
Название лекции |
17 |
Лекция 1. Современная
законодательная база осуществления
социально-обоснованных приорететных
направлений библиотечного обслуживания |
18 |
Лекция 2. Социологические и
психологические аспекты изучения чтения |
19 |
Лекция 3. Библиотечное общение
в процессе библиотечного обслуживания. Kонтрольная
работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.) |
20 |
Лекция 4. Индивидуальное
библиотечное обслуживание как важнейший участок
работы библиотеки |
21 |
Лекция 5. Технология
библиотечного обслуживания индивидуальных
информационных интересов и запросов. Kонтрольная
работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.) |
22 |
Лекция 6. Массовое
библиотечное обслуживание |
23 |
Лекция 7. Технология
библиотечного обслуживания массовых
информационных интересов и запросов |
24 |
Лекция 8. Виртуальное
(электронное) библиотечное обслуживание.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28
февраля 2005 г.) |
Лекция 1. Современная законодательная
база осуществления социально-обоснованных
приоритетных направлений библиотечного
обслуживания
Библиотека является, как известно,
частью общества. Ее деятельность
регламентируется теми законами, которые приняты
в стране.
Очевидно, что политические,
экономические, идеологические изменения,
происшедшие в России в последние десятилетия не
могли не коснуться российских библиотек. В
условиях формирующегося гражданского правового
общества, одной из фундаментальных ценностей
которого является свобода слова и информации,
библиотеки перестают быть идеологическими
учреждениями, как это было раньше, и получают
новую миссию: они становятся одним из важнейших
каналов, обеспечивающих свободный доступ
читателя (пользователя) к информации.
Меняются все приоритеты деятельности
библиотеки: теперь она ориентирована прежде
всего на информационные и культурные
потребности своих пользователей. Поскольку
информационное пространство стремительно
становится единым мировым пространством,
благодаря развитию технических средств
(Интернет и т.д.), то и законы его использования
становятся все более общими, т.е. национальное
законодательство в области использования
информации в значительной мере ориентируется на
международные нормы.
Это с полным основанием может быть
отнесено и к библиотечной сфере, где полным ходом
идет строительство законодательной базы.
Действуют уже два федеральных закона («О
библиотечном деле», «Об обязательном
экземпляре»), приняты «Манифест о публичной
библиотеке в России», «Модельный стандарт
деятельности публичной библиотеки в России» и
другие документы. Значительную роль в этом
процессе играет Российская библиотечная
ассоциация (РБА) – профессиональная
общественная организация, которая много делает
для того, чтобы библиотечное дело России стало
частью общих культурно-просветительских забот
«европейского дома».
Конечно, надо отдавать себе отчет, что
не все разработки международных документов
подлежат копированию в национальных
разработках, однако материалы международного
сообщества позволяют увидеть общий вектор
движения и именно это делает знакомство с ними
обязательным для каждого специалиста.
Наиболее значительными разработками,
как международного, так и российского уровня,
определяющими развитие нашей, прежде всего,
публичной библиотеки, представляются следующие
группы документов1:
1. Документы международных
организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и т.п.), в
которых заложены общие основы развития мирового
сообщества, в том числе и мирового библиотечного
дела;
2. Документы международных
организаций по развитию непосредственно
информационно-библиотечной сферы;
3. Национальные документы (проекты),
определяющие как развитие информационной сферы
в целом, так и основные приоритеты библиотечного
обслуживания российских библиотек.
Среди документов первой группы
особенное значение для библиотекарей имеют
следующие:
– Всеобщая декларация прав
человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10
декабря 1948 г.);
– Конвенция о защите прав человека
и основных свобод (принята Советом Европы в 1950 г.,
последняя редакция 1994 г.);
– Европейская культурная конвенция
(принята Советом Европы в 1954 г.);
– Декларация принципов
международного культурного сотрудничества
(принята ООН, комиссией по вопросам образования,
науки и культуры, 1966 г.);
– Информационное общество: вызов
Европе. Политическая декларация (принята на
организованной Советом Европы конференции в
Салониках, 1997 г.);
– Программа ЮНЕСКО «Информация для
всех» (2000 г.).
Все эти документы опираются на
основное положение о правах человека,
достоинстве личности в качестве задачи, к
решению которой должны стремиться все народы и
все государства. Основными правами человека
являются свобода мысли, совести, религии, а также
информации. Причем свобода информации
предполагает как получение, так и ее
распространение «любыми средствами и независимо
от государственных границ».
«Всеобщая декларация прав человека»
и развивающая ее идеи «Конвенция о защите прав
человека и основных свобод» видят в этих
постулатах основу справедливости в мире.
Важнейшим правом личности полагается право на
образование и участие в культурной жизни. Эти же
позиции утверждает такой важный документ, как «Европейская
культурная конвенция».
«Декларация принципов международного
культурного сотрудничества», напоминая, что
«мир должен основываться на интеллектуальной и
нравственной солидарности человечества»,
утверждает, что целями международного
культурного сотрудничества являются:
распространение знаний, развитие мирных
отношений и дружбы между народами, содействие
лучшему пониманию образа жизни каждого народа;
обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и
возможности наслаждаться искусством и
литературой всех народов и т.д. «Культурное
сотрудничество является правом и долгом всех
народов и стран, поэтому они должны делиться друг
с другом знаниями и опытом… Культурное
сотрудничество должно выявлять идеи и ценности,
способствующие созданию обстановки дружбы и
мира».
Для современного специалиста особенно
большое значение имеют документы, принятые уже в
наши дни: «Информационное общество: вызов
Европе. Политическая декларация» (1997) и Программа
ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000).
«Информационное общество: вызов
Европе. Политическая декларация» – это
объемный документ, принятый министрами
стран-участниц 5-й Европейской конференции по
политике в отношении средств массовой
информации, представляет собой, в сущности, план
мероприятий по развитию свободы выражения и
доступа к информации на общеевропейском уровне в
условиях информационного общества.
Авторы документа ставят перед мировым
сообществом следующие задачи:
– эффективно фиксировать и
анализировать развитие новых технологий, новых
коммуникационных и информационных услуг;
– усилить работу, направленную на
выработку общеевропейского подхода к пониманию
«всеобщей доступности услуг», с учетом различных
национальных и региональных условий;
– выработать необходимые меры по
обучению населения знаниям и умениям
использовать новые коммуникационные и
информационные услуги;
– способствовать обмену
информацией и опытом на европейском и глобальном
уровне;
– изучать случаи использования
новых технологий для распространения насилия,
нетерпимости, идеологических взглядов,
противоречащих правам человека, уважению к
личности и т.п., разработать юридические и иные
способы борьбы с этим;
– постоянно следить за влиянием
эволюции электронных технологий на
международное законодательство в области защиты
авторских и смежных прав.
Программа ЮНЕСКО «Информация для
всех» представляет собой, по сути дела, новую
концепцию мировой информационной политики и
содержит, как одну из составляющих, концепцию
образования в информационном обществе и для его
целей. Этот документ в значительной степени, как
бы корректирует предыдущие, заново расставляя
акценты при анализе ситуации, учитывая
изменяющиеся условия развития общества и новую
степень осмысления ситуации.
Программа «Информация для всех»
предлагает, в сущности, новую идеологию: ЮНЕСКО
призвана содействовать принятию не глобального
информационного общества, а общества знаний, т.к.
«расширение лишь информационных потоков не
является достаточным для того, чтобы можно было
воспользоваться возможностями развития, которое
становится доступным благодаря знанию».
Общество знаний, говорится в
Программе, должно покоиться на прочном
фундаменте приверженности правам человека и
основным свободам, включая свободу выражения
мнений. Общество знаний должно обеспечивать
всемерную реализацию права на образование и всех
других культурных прав. Доступ к знанию,
являющийся общественным достоянием, должен быть
самым широким. Информация – как основа знания –
должна отличаться высоким качеством,
разнообразием и достоверностью. Чрезвычайно
важно сохранение разнообразия культур и языков,
формирование толерантного мышления.
Совершенно очевидна гуманитарная
составляющая Программы: развитие
информационных технологий должно
сопровождаться изменением поведенческих
установок.
Таким образом, становление общества
знания предполагает решение трех основных
проблем:
1. Необходимость сохранения
традиционного и создание цифрового культурного
наследия; сокращение цифрового разрыва,
неравенства в условиях развития;
2. Гарантированность свободного
потока информации и справедливого доступа к
информации;
3. Достижение международного
консенсуса в отношении новых норм и принципов.
Очевидно, что все перечисленные
документы служат мощной основой для развития
законодательной базы непосредственно в
библиотечной сфере.
Во вторую группу документов можно
включить следующие:
– «Манифест ЮНЕСКО о публичных
библиотеках»(1994);
– «Рекомендации по реформе
библиотечного законодательства в Центральной
Европе»(1994);
– «Резолюция о роли библиотек в
современном обществе» (1998);
– «Руководящие принципы
библиотечного законодательства и библиотечной
политики в Европе» (1998).
– «Копенгагенская декларация о
публичных библиотеках» (1999);
– «Заявление о библиотеках и
интеллектуальной свободе» (1999);
– «Профессиональные приоритеты ИФЛА»
(2000).
Сюда же надо отнести и такой документ,
более «частного» характера, как «Манифест
ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» (1996).
Кроме того, большую информацию дают
доклады, подготовленные известными
специалистами в данной области по заказу ИФЛА.
Важнейшим, основным документом,
необходимым для понимания роли библиотеки в
современном обществе, является «Манифест
ЮНЕСКО о публичных библиотеках». В нем
сформулирована «вера ЮНЕСКО в публичную
библиотеку как активную силу в сфере
образования, культуры и информации». ЮНЕСКО
призывает центральные и местные органы власти
оказывать поддержку публичным библиотекам,
содействовать их деятельности. «Манифест
ЮНЕСКО…» определяет функции публичной
библиотеки, среди которых основными можно
назвать следующие: привлечение к чтению,
содействие образованию и самообразованию,
развитию личности, приобщение к культурному
наследию, предоставление муниципальной
информации и обеспечение информационного
обслуживания местных предприятий и т.п.
«Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках»
утверждает принципиальную бесплатность
публичных библиотек. Этот документ требует,
чтобы публичная библиотека рассматривалась как
обязательный компонент любого долгосрочного
стратегического плана в области культуры,
информационного обеспечения, развития
грамотности и образования. Особо подчеркивается,
что услуги публичных библиотек должны быть
доступны всему населению, что сеть публичных
библиотек должна строиться с учетом
национальных, региональных, научных и
специальных библиотек, а также библиотек школ,
колледжей и университетов; необходимо также
учитывать различия в потребностях библиотечного
обслуживания жителей сельской местности и
городов.
В том же году (1994) были приняты «Рекомендации
по реформе библиотечного законодательства в
Центральной Европе». Они были подготовлены
в рамках конференции, организованной Советом
Европы. Этот документ, опираясь, как и все
последующие, на «Манифест ЮНЕСКО о публичных
библиотеках», как на основной, содержит в себе
рекомендации по законодательству для
национальных, университетских и публичных
библиотек, сформулированные четко и кратко.
Рассматривая публичные библиотеки как часть
национальной библиотечной системы, авторы
рекомендаций видят в публичной библиотеке
важнейший местный информационный центр,
предоставляющий свободный доступ ко всем видам
знаний и информации, способствующий развитию
личности и общества.
Законодательство, обращенное к
публичным библиотекам, должно, по мысли авторов
документа, касаться следующих аспектов:
материалы для свободного доступа; вопросы
доступа услуг публичных библиотек; принципы
предоставления библиотечных услуг; вопросы
сотрудничества внутри библиотечной сети; права и
обязанности пользователя; административный и
юридический статус библиотеки; профессиональный
уровень персонала; система финансирования
библиотек. В завершение – приводится перечень
проблем, которые обязательно должны
рассматриваться в связи с законодательной базой
для публичных библиотек:
– национальная информационная
политика;
– национальная библиографическая
система;
– статус национальной библиотеки;
– хранение обязательного экземпляра;
– подготовка квалифицированных
библиотекарей;
– авторские права;
– право публичной (неподцензурной)
выдачи материалов.
Подчеркивается необходимость
разработки норм в следующих областях:
каталогизация и классификация; библиотечные
услуги; автоматизация и передача информации.
Положения этого документа получили
дальнейшее развитие: в 1998 г. Советом Европы были
приняты «Руководящие принципы библиотечного
законодательства и библиотечной политики в
Европе».
Настоящие «Руководящие принципы…»,
опираясь на принятые ранее документы,
подчеркивают необходимость согласованности
законодательства в библиотечной сфере и в других
областях; гармонизации библиотечного
законодательства в разных странах; расширение
библиотечного законодательства в связи с
расширением деятельности библиотеки и др.
Основными «полями» библиотечного
законодательства определяются:
– свобода выражения и свободный
доступ к информации;
– роль библиотек в национальной
книжной и информационной политике;
– библиотеки и интеллектуальная
собственность;
– защита библиотечного наследия.
В этом документе определяются
принципы подхода к решению сложных
профессиональных проблем, например, развитию
фондов библиотек (предполагается, что оно должно
основываться на независимом от любых
политических, сектантских, коммерческих и др.
влияний профессиональном мнении библиотекаря);
библиотечного обслуживания культурных
меньшинств и специфических читательских групп;
взаимоотношению библиотек и государственной
власти; подготовке профессионалов; юридическому
статусу библиотек в области авторских прав и т.п.
Впервые в этом документе ставится
задача сохранения библиотечного наследия, а
также даются рекомендации в отношении сложных
вопросов, связанных с проблемой реституции (т.е.
перемещения культурных ценностей в ходе военных
действий и т.п.).
«Копенгагенская декларация о
публичных библиотеках» была принята в 1999 г. в
поддержку «Манифеста ЮНЕСКО о публичных
библиотеках» и др. документов, посвященных
развитию библиотек, видными политическими
деятелями из 31 страны Европы. Этот документ,
фиксируя роль библиотеки в совершенствовании
демократии, в экономическом и социальном
развитии, формальном и неформальном обучении,
поддержании культурного и языкового
разнообразия, формировании толерантности, видит
в ней значительную общественную силу. Одной из
важнейших задач авторы документа считают
лоббирование его в Европарламенте в целях
обеспечения высокого социального статуса
публичных библиотек, как в настоящее время, так и
в будущем. Необходимо также помогать гражданам
осознать и получить возможность полностью
использовать все ресурсы публичных библиотек.
Более подробно эти положения были
развернуты в «Резолюции о роли библиотек в
современном обществе», документе, принятом
Европарламентом.
«Заявление о библиотеках и
интеллектуальной свободе» было принято ИФЛА в 1999
г. В этом документе еще раз постулируется
неотъемлемое право человека на доступ ко всем
проявлениям знаний, творческой мысли и
актуальной активности. ИФЛА подтверждает роль
библиотек, как «ворот, открывающих доступ к
знанию, мысли и культуре», их огромный вклад в
развитие и поддержание интеллектуальной свободы
и демократических ценностей.
Эти положения получили развитие в
документе «Профессиональные приоритеты ИФЛА», подготовленном
Профессиональным бюро ИФЛА и принятом в 2000 г.,
который очерчивает круг вопросов
профессиональной ответственности ИФЛА. Таких
приоритетов – одиннадцать.
Среди них:
– поддержка библиотечного дела
– ИФЛА является международным защитником
библиотечного дела перед лицом государств,
содействуя пониманию и реализации жизненно
важной роли библиотек в электронную эру;
– защита принципов свободы
информации – ИФЛА считает, что библиотека
играет ключевую роль в обеспечении прав личности
на знание и свободу выражения. ИФЛА поддерживает
эту роль, защищая возможность библиотек
приобретать, организовывать, сохранять и
предоставлять самые разнообразные материалы,
отражая плюрализм и разнообразие в обществе,
защищая возможность библиотек гарантировать
отбор и предоставление материалов и услуг на
основе профессиональных принципов, а не
политических, моральных или религиозных
взглядов отдельных лиц или правительств. ИФЛА
считает, что свободная библиотека есть залог
свободного, демократического общества;
– содействие развитию
грамотности, чтения и непрерывного образования –
многие программы ИФЛА помогают
библиотекам мира разрабатывать национальные
проекты, направленные на решение проблем
всеобщей грамотности, привлечения к чтению,
формирования информационной культуры и
непрерывного образования;
– обеспечение свободного и
открытого доступа к информации – ИФЛА
поддерживает программы развития
информационного доступа, способствующие
смягчению разрыва между информационно богатыми
и информационно бедными;
– охрана прав интеллектуальной
собственности библиотек и авторов – ИФЛА
выполняет двойную обязанность перед
производителями интеллектуальной собственности
и перед библиотеками как представителями
пользователей информации. ИФЛА ведет работу по
согласованию прав интеллектуальной
собственности и правом на всеобщий доступ к
информации, привлекая к этой работе издателей,
органы стандартизации и т.п.
В контексте темы нашего курса лекций
особое внимание надо обратить на «Манифест
ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках», который был
принят в 1996 г., вскоре после принятия «Манифеста
публичной библиотеки» (1994). Оба эти документа
тесно связаны. В соответствии с принципами,
изложенными в «Манифесте публичной библиотеки»,
школьная библиотека является частью более
широкой библиотечно-информационной системы и
должна развиваться, опираясь на общие
профессиональные ценности: свободный доступ к
информации, интеллектуальная свобода прежде
всего. Школьная библиотека определяется как
важный партнер в местной, региональной и
национальной библиотечно-информационной
системе. Также, как и публичная библиотека,
школьная библиотека должна быть бесплатной.
«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных
библиотеках» определяет уникальные задачи
школьной библиотеки, которые должны
признаваться и соблюдаться вне зависимости от
того, использует ли школьная библиотека свои
ресурсы (помещение, оборудование) самостоятельно
или совместно с библиотекой другого типа,
например, публичной.
Основными задачами школьной
библиотеки могут быть названы следующие:
развивать и поддерживать в детях привычку и
радость чтения и учения; побуждать к
использованию информации вне зависимости от
вида, формата и носителя; организовывать
мероприятия, воспитывающие культурное и
социальное самосознание, а также способствующие
эмоциональному развитию школьников;
пропагандировать чтение как внутри школы, так и
за ее пределами.
Сложность и многообразие задач,
поставленных перед школьной библиотекой,
заставляют предъявлять высокие требования к
школьному библиотекарю, он должен обладать
многими знаниями как в области библиотечного
дела и информационных ресурсов, так и в области
методики образования, возрастной психологии и
т.п.
«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных
библиотеках» призывает правительства стран
пропагандировать сформулированные в нем идеи
через систему как профессионального образования
учителей и библиотекарей, так и через систему
повышения квалификации. (Полный текст «Манифеста
ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» был
опубликован в газете «Библиотека в школе» №
6–2001).
Изучение всех названных документов
показывает, что одним из наиболее существенных
для развития библиотек в современном обществе
является вопрос свободы выражения и свободного
доступа к информации. Именно этот вопрос
наиболее часто дискутируется, подвергается
сомнению, требованиям о пересмотре позиций,
особенно под давлением обстоятельств, таких,
например, как «одиннадцатое сентября» в США,
терактов в России, Ираке и т.п.
В докладе одного из ведущих
специалистов в этой области Пола Стерджеса
(Великобритания), представленном на заседании
Комитета по культуре Совета Европы (1998), детально
рассматриваются все аспекты этой проблемы.
Автор исследует историю вопроса,
анализирует общественные опасения, связанные с
распространением информации непристойного
характера, оскорбительной информации, таких
опасных тем, как наркотики, оружие и т.п.
П.Стерджес разбирает причины, по которым «Акт о
пристойности коммуникаций США», вынесенный
президентом Б.Клинтоном, не был поддержан и
провалился. Интересно, что борьба против «Акта о
пристойности коммуникаций» объединила такие
организации, имеющие как коммерческий, так и
некоммерческий характер, как:
– Американская библиотечная
ассоциация;
– Американская ассоциация
книготорговцев;
– Американское общество редакторов
газет;
– Ассоциация издателей, редакторов и
писателей;
– Коалиция граждан за права в
Интернете;
– Семьи против цензуры Интернета;
– Фонд «Свобода чтения»;
– Корпорация Майкрософт и др.
Вместе с тем, в докладе показано, что
данная дискуссия далеко не закончена. Она
вовлекает в себя правительства,
правоохранительные и правоприменительные
органы, политические организации, церковь, СМИ,
корпорации производителей программных
продуктов и организации их предоставляющие,
библиотечное сообщество и др. В первую очередь
стрелы направлены против Интернета.
В материалах доклада подробно
описывается дискуссия по поводу фильтрации
информации в Интернете, которая представляется
для одной из сторон желательным выходом. Автор
доклада, на основании изучения результатов
многих исследований, приходит к выводу, что ни
фильтрация в целях рекомендации, ни фильтрация в
целях блокирования информации не решает
проблемы. Более того, все фильтры в какой-то
степени выходили за рамки предназначенной им
роли барьера, предотвращающего случайный или
намеренный доступ к материалам, носящим
оскорбительный или непристойный характер, и в
действительности препятствовали поиску
абсолютно законной и полезной информации.
Автор приходит к выводу: только этический
подход может способствовать формированию
представления об Интернете, как о положительном
факторе развития общества, а не угрозе ему.
Пол Стерджес приводит известные
правила «сетевого этикета», который базируется
на десяти принципах:
1. Помни о человеке.
2. Во время коммуникации в режиме
он-лайн придерживайся тех же правил поведения,
что и в реальной жизни.
3. Знай, в каком месте сетевого
компьютерного пространства ты находишься.
4. Уважай чужое время и пропускную
способность.
5. Будь вежлив при общении в режиме
он-лайн.
6. Делись специальными знаниями.
7. Не выплескивай эмоции.
8. Уважай частную жизнь других людей.
9. Не пользуйся своими возможностями в
дурных целях.
10. Прощай чужие ошибки.
Таким образом, речь идет о
необходимости саморегулирования в Интернете,
как о единственной реальной возможности
снижения его отрицательного влияния.
Следует сказать, что Американская
библиотечная ассоциация (АLА) жестко выражает
приверженность свободам, декларированным в
Конституции США, которые должны
распространяться на всех людей (для детей
предусмотрен контроль со стороны родителей).
Интернет трактуется как аналог библиотеки, и
потому принципы, применяющиеся в библиотечном
деле, естественным образом переносятся на доступ
в Интернет, организованный в библиотеках.
Общие выводы, которые делает
докладчик, весьма знаменательны:
1. Безусловно, что общественная
обеспокоенность характером некоторых
материалов, доступных в Интернете, имеет
реальные причины. Однако, такая же
обеспокоенность высказывается и в адрес
печатных материалов, теле- и радиопрограмм и т.д.
2. Существует три подхода к решению
данной проблемы:
– законодательный,
– применение фильтации,
– саморегулирование.
Поскольку законодательный подход
трудно осуществим, хотя бы потому, что сетевая
среда меняется слишком быстро, а фильтрация не
является полностью приемлемым подходом как с
точки зрения соблюдения принципов свободы
информации, так и с технической стороны, то
саморегулирование сетей и их содержимого на
основании этических принципов является лучшим
способом обеспечения доверия в коммуникационной
среде.
Таким образом, на международном уровне
практически сложился «пакет документов»,
определяющий деятельность современной
библиотеки (публичной, школьной и, в известной
степени, электронной). Основными
профессиональными ценностями признаются
уважение к пользователю, свобода доступа к
информационным ресурсам, профессиональная
этика.
Эти документы послужили той базой, на
которую ориентировались российские специалисты.
В третью – «национальную» – группу
документов входят документы (проекты),
определяющие как развитие информационной сферы
в целом, так и основные приоритеты библиотечного
обслуживания российских библиотек. Это:
– Закон «О библиотечном деле» (1994)
– «Кодекс этики российского
библиотекаря» (1999)
– «Модельный стандарт деятельности
публичной библиотеки» (2001);
– «Манифест РБА о публичной
библиотеке в России» (2003);
– «Концепция библиотечного
обслуживания детей в России» (проект).
«Кодекс профессиональной этики
российского библиотекаря» был первым
документом, принятым новой профессиональной
организацией, возникшей под влиянием
демократических преобразований в нашей стране –
Российской Библиотечной Ассоциацией. (Полный
текст кодекса этики российского библиотекаря
был опубликован в газете «Библиотека в школе» №
4–2000)
Вслед за Федеральным Законом «О
библиотечном деле» (1994), заложившим новые правовые
основы библиотечного дела в России, «Кодекс
профессиональной этики российского
библиотекаря» заложил новые морально-нравственные
основы библиотечной деятельности.
«Кодекс…» включает в себя одиннадцать
положений, в которых даны профессиональные
этические нормы деятельности библиотекаря.
«Кодекс…» (впервые) утверждает
интересы и потребности пользователя как
профессиональный приоритет библиотекаря. Этот
документ рассматривает свободный доступ к
информации как неотъемлемое право личности,
видит важнейшей задачей библиотекаря
обеспечение получения полной и операт
|