Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2004


НАШИ АССОЦИАЦИИ

РБА

Ольга Козлова

Новосибирск – библиотечная столица 2004

Субъективные заметки и объективные факты

Ольга Викторовна Козлова
председатель секции школьных библиотек РБА

Всему виной жара

«Ты едешь в пекло», – предупредил сын, узнав о 35 градусах в Новосибирске (на дворе меж тем 15 мая). «Хоть погреюсь», – я искренне желала солнечного тепла. Прогрелись все довольно быстро, еще в самолете. Он, покружившись над Новосибирском, не решился приземлиться из-за плохой видимости (лесные пожары). Отсиделись немного в Омске (600 км в одну сторону). И, наконец, мы на прокаленной площади аэропорта Новосибирска. Два самолета из Москвы. Дружно обиделись, не увидев привычных уже по опыту прошлых конференций больших автобусов с табличками «РБА». Поверили юным созданиям в кепочках со знакомыми эмблемами, уверявшим, что гостиницы близко, и погрузились в маршрутные такси. Затем полкилометра с чемоданами по жарким улицам Новосибирска. Менее подвижные члены и гости РБА прообщались друг с другом в аэропорту до обеда и были все-таки доставлены «Пазиком» в полуживом состоянии в гостиницы.

Я это к тому, что театр, как известно, начинается с вешалки, а приезд в чужой город с обещанного автобуса или отсутствия такового. Псков нас, конечно, избаловал. Может быть, думаю, чем меньше город, тем желаннее в нем гости. Большие города устают и от собственных обитателей. Особенно в жару.

Мое впечатление
от Новосибирска

Своим расцветом, как известно, город обязан советской власти. Новосибирск – центр научной жизни Сибири и Дальнего Востока. Видимо из благодарности в названиях улиц ничего не изменилось: Коммунистическая, Советская, Большевистская, центральные улица и площадь – имени Ленина, станция метро К.Маркса, остановка наземного транспорта – Сибревком. Сейчас, когда наука неизвестно где и звать ее никак, город выглядит совершенно обычным. Город средней руки. Академгородок, представляемый ранее в репортажах неким раем на земле, теперь прост и как-то очень будничен, особняки академиков по сравнению с коттеджами предпринимателей… Впрочем, не будем о грустном. Известно, что прогресс жесток. Чем ярче, необычнее было для современников явление, тем архаичнее оно выглядит в последующие времена.

В городе, конечно, есть музеи: краеведческий и художественный, филармония и зоопарк. О качестве судить не берусь. Нигде не была, ибо было некогда.

Украшает город, безусловно, совсем юный храм (1899) Александра Невского. Современная стенная роспись в спокойных бежево-коричнево-голубых тонах свидетельствует о совсем недавнем его обретении верующими людьми.

Очень поразили москвичей многочисленные березы и цветущие яблони на магистралях города. Это действительно чудо.

Ну да о деле.

Объективная информация

Известно, что показателем популярности библиотек является знание жителей об их местонахождении. В Новосибирске знают. Позже из докладов и буклетов мы увидели мощную библиотечную структуру.

На территории Новосибирской области работают 887 общедоступных библиотек, в том числе 4 областных. Кроме того, есть академические, вузовские, научные и школьные. Библиотечный закон Новосибирской области еще не создан. Но внимание властей реализовалось в постановлении «О государственной поддержке библиотечного дела Новосибирской области». Среди задач: разработка областной целевой программы, открытие библиотечного вуза, создание системы повышения квалификации и конкретные меры по улучшению комплектования и автоматизации библиотек. Программа «Библиотеки области 2004–2008 гг.» предполагает дополнительное финансирование библиотек в сумме 400 млн руб. Так, если говорить о комплектовании, то в рамках этой программы обновить фонды библиотек на 18% вполне реально. На подписную компанию 2004 года было выделено в 2–3 раза больше средств, чем в предыдущие годы. Сельские библиотеки вместо 5 наименований периодики (в среднем) в текущем году имеют 15–17 названий.

Отрадно, что Программа позволит улучшить библиотечную ситуацию и в общеобразовательных учреждениях. Запланировано создание районных информационных медиа-центров на базе опорных школьных библиотек.

Достижением последних лет стала Новосибирская региональная распределенная корпоративная библиотечная система. Она объединяет 14 библиотек и крупных информационных центров Сибири и Дальнего Востока. Им открыт доступ к региональным корпоративным ресурсам России через АРБИКОН*.

Библиотечное общество

Библиотечная консолидация проявляется здесь в работе Новосибирского областного библиотечного общества. Оно насчитывает 47 коллективных членов: библиотек различных систем и ведомств. Из докладов представителей власти стало понятно, что именно библиотечное общество формирует и развивает библиотечное дело региона, инициирует принятие программ, проектов, акций, а также принимает участие в ярмарках и конференциях, проводимых различными общественными организациями.

wpeA.jpg (7508 bytes)

В Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения
Российской Академии наук.

Общество выпускает газету «БИНО» (Библиотеки Новосибирской области), которая выходит 1 раз в два месяца. В подаренных нам номерах были размещены материалы о работе публичных, в том числе детских библиотек. Из публикаций газеты мы узнали о результативной акции библиотечного общества по сбору книг для сельских библиотек от жителей Новосибирска. Собрано более 10 тыс. книг. Дарили рядовые жители, издательства, книготорговые фирмы, институты и учащиеся школы № 184 и гимназии № 1.

В последнем номере «БИНО» опубликовано постановление губернатора Новосибирской области В.А.Толоконского «Об установлении ежемесячной надбавки к тарифной ставке (окладу) Единой тарифной сетки за непрерывный стаж работы специалистам, работающим в библиотеках и музеях, финансируемых из средств областного бюджета». Надбавки: от 10 до 30 процентов.

С интересом изучили материал о работе гимназии № 1 «Читающий ребенок в современной информационной среде». Радует представительство школьных библиотек в профессиональном сообществе.

На пленарных заседаниях

IX Конференция РБА собрала 724 участника из 59 субъектов Российской Федерации. На первом заседании слушали отчетный доклад президента Владимира Николаевича Зайцева о том, как реализуется главная цель Ассоциации – объединение усилий для поддержки и координации действий ее членов в интересах сохранения и развития библиотечного дела в России. Работа секции школьных библиотек была отмечена наряду с наиболее значительными и динамично развивающимися: секцией публичных библиотек и секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования. Сквозная линия работы нашей секции в России и за рубежом была отчетливо отслежена в докладе президента и, нам показалось, даже с гордостью за школьные библиотеки.

Позднее на заключительном заседании конференции были подведены итоги нескольких всероссийских конкурсов: на лучшую работу в области библиотековедения, библиографии и книговедения, вебсайтов муниципальных библиотек, на лучшую научную работу молодых ученых и специалистов, на лучшую творческую работу в области тифлокраеведения. Конкурсы, конечно, оживляют профессиональную жизнь. Так, «БиблиОбраз», безусловно, всколыхнул гладь школьно-библиотечной жизни и поднял общественную значимость библиотеки в школе. Наверное, имеет смысл секции провести конкурс вебсайтов школьных библиотек.

Итогом отчетно-выборной сессии явилось переизбрание Владимира Николаевича Зайцева президентом РБА до 2007 года. Вице-президентами были избраны: Евгений Иванович Кузьмин, начальник отдела библиотек Министерства культуры и массовых коммуникаций; Борис Родионович Логинов, генеральный директор национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ; Владимир Руфинович Фирсов, зам. генерального директора РНБ и Андрей Ильич Земсков, генеральный директор ГПНТБ. Интересно: библиотечная публика на 99% женская, а в руководстве – одни мужчины.

Боязнь не охватить

Фото Татьяны Пушкаревой

На совместном заседании секций детских, школьных и юношеских библиотек

На конференции за 4 дня работы было заслушано 380 докладов и сообщений. Интересных материалов в программе значилось очень много. Хотелось быть и на секции по автоматизации, форматам и каталогизации. Интересно было узнать и о развитии центра Либнет, о проблемах национальной электронной библиотеки России. На секции по библиотечной профессии, кадрам и непрерывному образованию заявлены интереснейшие доклады сотрудников Кемеровского государственного университета культуры и искусства. Всегда и для всех актуальны проблемы, поднимаемые на секции публичных библиотек. Краеведение – тема вечная, бесконечная и благодатная, самодостаточная. А еще ведь есть проблемы чтения, библиотечного менеджмента и маркетинга. От этого профессионального пиршества глаза разбегались совершенно в разные стороны. Дабы избежать несварения информации мы с Людмилой Федоровной Суховой прописали себе раздельное умственное питание. Она же ласковой рукой въедливого журналиста зацепила и других членов секции для координированного сбора информации и дальнейшего обмена ею.

Работа секций

На заседании секции по библиотечной политике и законодательству начальник отдела библиотек Министерства культуры и массовых коммуникаций Евгений Иванович Кузьмин в своем докладе «Россия на пути к информационному обществу: проблемы и реалии» обратил внимание слушателей на само понятие «информационное общество». Заметил, что вокруг термина написано и сказано много, но большинство определений являются просто «гуманитарным туманом». А, грубо говоря, «информационное общество» – то, в котором скорость доставки качественной, надежной, полной, актуальной информации определяет успех развития общества, качество жизни населения и качество производимой продукции. Вес страны в мире зависит от степени ее информатизации. Информационное общество – достижение богатых стран. Россия еще на очень далеких подступах к нему, поскольку экономическое развитие регионов катастрофически неравномерно, также, как и развитие российских библиотек.

На заседании этой же секции заинтересовал доклад представителя управления региональной культурной политики департамента культуры Новосибирской области. В частности, в разработанной Программе развития библиотечного дела на 2005 год запланировано проведение эксперимента по слиянию школьных библиотек и филиалов централизованной библиотечной системы в малых селах
(в Новосибирской области их около 50%). Докладчик отметил, что подобные эксперименты проводятся в Германии и в некоторых регионах России. Уже имеются примеры объединения и в Новосибирской области. Задача, по его мнению, заключается в грамотной разработке документации и систематическом контроле за проведением эксперимента. Докладчик считает, что при правильной реализации эксперимента по слиянию маленьких библиотек, у которых общее количество читателей составляет от 150 до 300 человек, он будет иметь только позитивные итоги, так как в результате концентрации информационных и кадровых ресурсов укрупненная библиотека получит больше возможностей для своего развития.

Очевидно, что проблема слияния школьных и публичных библиотек на селе в регионах чрезвычайно актуальна. Еще более своевременной она станет с момента вступления в силу в 2006 году закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Усекновение библиотечного хозяйства неизбежно. Или трансформация.

wpe25E.jpg (10534 bytes)

В Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения
Российской Академии наук.

Несколько позже совсем в другой аудитории и при других обстоятельствах на вопрос о предлагаемых темах предстоящего августовского педсовета в Интернете, коллеги из Красноярского края незамедлительно назвали именно проблему объединения библиотек на селе.

В работе круглого стола «Профессиональные стандарты для публичных библиотек» промелькнула информация об «удачных» объединениях в Тамбовской области. Интересно бы узнать, для кого оно оказалось удачным? Сомневаюсь, что для школы. Сомневаюсь, что для школьного библиотекаря.

Очевидно, что в каждом отдельном случае проблема решается самодеятельно, на ощупь. Наверное, есть и достижения. Хотелось бы о них прочитать или руками потрогать документы, предписывающие объединение, расписывающие его технологию.

Мне было интересно послушать доклад по проекту «модельного стандарта юношеской библиотеки». Разработчики заблаговременно прислали нам проект стандарта с просьбой высказать свои соображения и пожелания. Мы сообразили и пожелали. Однако, обсуждение перенесли на следующее заседание. Позднее разработчики «Модельного стандарта публичной библиотеки» поделились соображениями о необходимости модельных стандартов библиотек с очевидной спецификой: сельских и школьных. Оказалось, что в Пензе уже разработан и утвержден «Модельный стандарт сельской библиотеки». Его характеризовали как очень интересный документ.

Работа над «Модельным стандартом школьной библиотеки» была начата еще в 2002 году. Но приостановлена. Сейчас, видимо, эту работу необходимо продолжить. После публикации решения Коллегии Минобразования по проблемам библиотек и «Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения» сделать это будет несколько легче.

Совместное заседание

На совместном заседании секций детских, школьных и юношеских библиотек наибольший интерес вызвали материалы социологических исследований и анкетирования. Мы планируем их публикацию несколько позже.

Впечатлил масштабностью работы Новосибирский областной центр информационных технологий. В презентации, представленной заместителем директора центра Аленой Евгеньевной Владневой четко была показана деятельность предприятия по информационному обеспечению образования в Новосибирском регионе. Задача внедрения информационных технологий решается центром в трех направлениях: поставка оборудования, монтаж сетей, обучение кадров и информационное наполнение. Популярность центра, одного из крупнейших в стране интернет-портала НООС (www.websib.ru), постоянно растет. Узел включает несколько сотен сайтов. Обновляется он ежедневно. Бесценна образовательная рассылка (пакеты информации различной тематики, актуальной для органов управления образованием и образовательных учреждений, отправляемые по электронной почте областным центром информационных технологий).

Рассылка включает:

· Наиболее важные сообщения из Министерства образования РФ и управления образования АНО.

· Известия о крупных международных, Российских и областных образовательных проектах.

· Известия о семинарах и конференциях, актуальных для школ.

· Краткий обзор тематических рассылок.

Заместитель главного редактора газеты «Библиотека в школе», зав. библиотекой сергиевопосадской гимназии № 5 Людмила Федоровна Сухова в своем докладе эмоционально и вместе с тем аргументировано показала роль газеты в консолидации школьных библиотек и формировании профессионального самосознания библиотекарей.

На заседании секции школьных библиотек

Заседание проходило в конференц-зале новосибирской гимназии № 1. Присутствовало 82 человека. Представлены 8 докладов и 2 презентации. Большинство докладов отразили высокий уровень работы школьных библиотек по обеспечению образовательного процесса информацией.

Так, в докладе «Школьная библиотека – центральная часть информационного образовательного пространства» заведующая читальным залом новосибирской гимназии № 1 Наталья Валерьевна Крук представила проектную деятельность библиотеки, гармоничное продвижение в библиотечную работу новых информационных технологий. Высокий уровень компьютеризации подтверждает наличие сайта библиотеки в Интернете, разработанного учащимися гимназии. О желании постоянно совершенствовать свою работу свидетельствует заключение договора о сотрудничестве между библиотекой гимназии и Кемеровским государственным университетом культуры и искусств.

Наталья Ивановна Гендина, проректор по научной работе Кемеровского университета, представила школьную библиотеку как центр формирования информационной культуры личности. Принципиально поставлен вопрос не просто о библиотечно-библиографических знаниях и приобретении навыков информационной грамотности, но о формировании информационной культуры личности, как о более высоком уровне адаптированости в современном мире.

В докладе было отмечено два условия для качественной работы в этом направлении: наличие информационных ресурсов на различных носителях и профессиональная готовность библиотекаря формировать информационную культуру. Кемеровский университет обеспечивает профессиональную готовность библиотекарей к такой работе.

Тему школьной библиотеки в условиях модернизации системы образования представила Галина Александровна Стародубова, доцент Кемеровского университета культуры и искусств. Школьная библиотека с помощью мультимедийных продуктов обеспечивает успешную педагогическую деятельность, сопровождает освоение учебных программ. В связи с этим все более актуальной становится проблема повышения компетентности специалистов, работников библиотек поселков и сел в области компьютерных технологий.

Конкретную роль медиатек в образовательном процессе обрисовали заведующий медиатекой гимназии № 2 Галина Владимировна Дунаева и заведующий библиотекой Информационно-экономического лицея Наталья Михайловна Томилова. Грамотно укомплектованный фонд позволяет подкрепить информационными ресурсами каждый раздел различных учебных предметов на любом уровне обучения. Сотрудничество в мультимедийной среде способствует взаимопониманию учителей и учеников. Медиатеки оказывают информационную и техническую поддержку участникам дистанционных проектов, реализумых различными образовательными организациями, а также помогают учащимся и педагогам в их проектной и исследовательской деятельности, в создании презентаций.

Мощную структуру библиотечно-информационного центра и качественное сопровождение обучения представила в своей презентации заведующий БИЦ Красноярской университетской гимназии «Универс» № 1 Любовь Антоновна Федосова.

Информативной и приятно украшенной юмором оказалась презентация «Открытый мир американских библиотек» заведующей библиотекой Ненецкой общеобразовательной средней школы Ирины Коткиной.

В представленных на заседании секции докладах демонстрировалась качественная работа школьных библиотек, медиатек, медиацентров и библиотечно-информационных центров, способствующая обновлению содержания образования и формированию необходимых компетенций ученика и учителя.

Совет секции выражает благодарность сотрудникам и лично заведующей библиотекой гимназии № 1 Ирине Павловне Крук за большую работу по организации и проведению заседания секции.

Рекомендации секции

1. Активизировать представительство секции школьных библиотек на сайте РБА и в Интернете, в том числе обеспечить и поддержать работу секции школьных библиотек в августовском интернет-педсовете.

2. Одобрить заочное обучение школьных библиотекарей в режиме дистанционного обучения, организованное Факультетом педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова, Педагогическим университетом «Первое сентября» и газетой «Библиотека в школе», как способствующее не только повышению их квалификации, но и консолидации сообщества школьных библиотек.

Библиотечной столицей 2005 года, организатором Х Конференции назван Санкт-Петербург.

Информацию о вступлении в Российскую Библиотечную Ассоциацию можно найти на сайте в Интернете. Напоминаем, что стать членом РБА может юридическое лицо (школа, гимназия, институт повышения квалификации, издательство и т.д.). Школьные библиотеки школы освобождаются от уплаты членских взносов в течение двух лет.

Итак, проанализировав собственные ошибки, осмыслив чужие, начинаем готовить санкт-петербургскую конференцию.

P.S. Было действительно жарко. И не только потому, что «сюрпризил» май. Кипела работа…

Не успеем оглянуться – следующая весна!
До встречи в Санкт-Петербурге.
Приезжайте!