РБА
Ольга Козлова
Новосибирск – библиотечная столица 2004
Субъективные заметки и объективные факты
|
Ольга Викторовна Козлова
председатель секции школьных библиотек РБА |
Всему виной жара
«Ты едешь в пекло», – предупредил сын,
узнав о 35 градусах в Новосибирске (на дворе меж
тем 15 мая). «Хоть погреюсь», – я искренне желала
солнечного тепла. Прогрелись все довольно
быстро, еще в самолете. Он, покружившись над
Новосибирском, не решился приземлиться из-за
плохой видимости (лесные пожары). Отсиделись
немного в Омске (600 км в одну сторону). И, наконец,
мы на прокаленной площади аэропорта
Новосибирска. Два самолета из Москвы. Дружно
обиделись, не увидев привычных уже по опыту
прошлых конференций больших автобусов с
табличками «РБА». Поверили юным созданиям в
кепочках со знакомыми эмблемами, уверявшим, что
гостиницы близко, и погрузились в маршрутные
такси. Затем полкилометра с чемоданами по жарким
улицам Новосибирска. Менее подвижные члены и
гости РБА прообщались друг с другом в аэропорту
до обеда и были все-таки доставлены «Пазиком» в
полуживом состоянии в гостиницы.
Я это к тому, что театр, как известно,
начинается с вешалки, а приезд в чужой город с
обещанного автобуса или отсутствия такового.
Псков нас, конечно, избаловал. Может быть, думаю,
чем меньше город, тем желаннее в нем гости.
Большие города устают и от собственных
обитателей. Особенно в жару.
Мое впечатление
от Новосибирска
Своим расцветом, как известно, город
обязан советской власти. Новосибирск – центр
научной жизни Сибири и Дальнего Востока. Видимо
из благодарности в названиях улиц ничего не
изменилось: Коммунистическая, Советская,
Большевистская, центральные улица и площадь –
имени Ленина, станция метро К.Маркса, остановка
наземного транспорта – Сибревком. Сейчас, когда
наука неизвестно где и звать ее никак, город
выглядит совершенно обычным. Город средней руки.
Академгородок, представляемый ранее в
репортажах неким раем на земле, теперь прост и
как-то очень будничен, особняки академиков по
сравнению с коттеджами предпринимателей…
Впрочем, не будем о грустном. Известно, что
прогресс жесток. Чем ярче, необычнее было для
современников явление, тем архаичнее оно
выглядит в последующие времена.
В городе, конечно, есть музеи:
краеведческий и художественный, филармония и
зоопарк. О качестве судить не берусь. Нигде не
была, ибо было некогда.
Украшает город, безусловно, совсем
юный храм (1899) Александра Невского. Современная
стенная роспись в спокойных
бежево-коричнево-голубых тонах свидетельствует
о совсем недавнем его обретении верующими
людьми.
Очень поразили москвичей
многочисленные березы и цветущие яблони на
магистралях города. Это действительно чудо.
Ну да о деле.
Объективная информация
Известно, что показателем
популярности библиотек является знание жителей
об их местонахождении. В Новосибирске знают.
Позже из докладов и буклетов мы увидели мощную
библиотечную структуру.
На территории Новосибирской области
работают 887 общедоступных библиотек, в том числе 4
областных. Кроме того, есть академические,
вузовские, научные и школьные. Библиотечный
закон Новосибирской области еще не создан. Но
внимание властей реализовалось в постановлении
«О государственной поддержке библиотечного дела
Новосибирской области». Среди задач: разработка
областной целевой программы, открытие
библиотечного вуза, создание системы повышения
квалификации и конкретные меры по улучшению
комплектования и автоматизации библиотек.
Программа «Библиотеки области 2004–2008 гг.»
предполагает дополнительное финансирование
библиотек в сумме 400 млн руб. Так, если говорить о
комплектовании, то в рамках этой программы
обновить фонды библиотек на 18% вполне реально. На
подписную компанию 2004 года было выделено в 2–3
раза больше средств, чем в предыдущие годы.
Сельские библиотеки вместо 5 наименований
периодики (в среднем) в текущем году имеют 15–17
названий.
Отрадно, что Программа позволит
улучшить библиотечную ситуацию и в
общеобразовательных учреждениях. Запланировано
создание районных информационных медиа-центров
на базе опорных школьных библиотек.
Достижением последних лет стала
Новосибирская региональная распределенная
корпоративная библиотечная система. Она
объединяет 14 библиотек и крупных информационных
центров Сибири и Дальнего Востока. Им открыт
доступ к региональным корпоративным ресурсам
России через АРБИКОН*.
Библиотечное общество
Библиотечная консолидация
проявляется здесь в работе Новосибирского
областного библиотечного общества. Оно
насчитывает 47 коллективных членов: библиотек
различных систем и ведомств. Из докладов
представителей власти стало понятно, что именно
библиотечное общество формирует и развивает
библиотечное дело региона, инициирует принятие
программ, проектов, акций, а также принимает
участие в ярмарках и конференциях, проводимых
различными общественными организациями.
В Государственной публичной
научно-технической библиотеке Сибирского
отделения
Российской Академии наук.
Общество выпускает газету «БИНО»
(Библиотеки Новосибирской области), которая
выходит 1 раз в два месяца. В подаренных нам
номерах были размещены материалы о работе
публичных, в том числе детских библиотек. Из
публикаций газеты мы узнали о результативной
акции библиотечного общества по сбору книг для
сельских библиотек от жителей Новосибирска.
Собрано более 10 тыс. книг. Дарили рядовые жители,
издательства, книготорговые фирмы, институты и
учащиеся школы № 184 и гимназии № 1.
В последнем номере «БИНО»
опубликовано постановление губернатора
Новосибирской области В.А.Толоконского «Об
установлении ежемесячной надбавки к тарифной
ставке (окладу) Единой тарифной сетки за
непрерывный стаж работы специалистам,
работающим в библиотеках и музеях, финансируемых
из средств областного бюджета». Надбавки: от 10 до
30 процентов.
С интересом изучили материал о работе
гимназии № 1 «Читающий ребенок в современной
информационной среде». Радует представительство
школьных библиотек в профессиональном
сообществе.
На пленарных заседаниях
IX Конференция РБА собрала 724 участника
из 59 субъектов Российской Федерации. На первом
заседании слушали отчетный доклад президента
Владимира Николаевича Зайцева о том, как
реализуется главная цель Ассоциации –
объединение усилий для поддержки и координации
действий ее членов в интересах сохранения и
развития библиотечного дела в России. Работа
секции школьных библиотек была отмечена наряду с
наиболее значительными и динамично
развивающимися: секцией публичных библиотек и
секцией библиотечной профессии, кадров и
непрерывного образования. Сквозная линия работы
нашей секции в России и за рубежом была отчетливо
отслежена в докладе президента и, нам показалось,
даже с гордостью за школьные библиотеки.
Позднее на заключительном заседании
конференции были подведены итоги нескольких
всероссийских конкурсов: на лучшую работу в
области библиотековедения, библиографии и
книговедения, вебсайтов муниципальных
библиотек, на лучшую научную работу молодых
ученых и специалистов, на лучшую творческую
работу в области тифлокраеведения. Конкурсы,
конечно, оживляют профессиональную жизнь. Так,
«БиблиОбраз», безусловно, всколыхнул гладь
школьно-библиотечной жизни и поднял
общественную значимость библиотеки в школе.
Наверное, имеет смысл секции провести конкурс
вебсайтов школьных библиотек.
Итогом отчетно-выборной сессии
явилось переизбрание Владимира Николаевича
Зайцева президентом РБА до 2007 года.
Вице-президентами были избраны: Евгений Иванович
Кузьмин, начальник отдела библиотек
Министерства культуры и массовых коммуникаций;
Борис Родионович Логинов, генеральный директор
национального информационно-библиотечного
центра ЛИБНЕТ; Владимир Руфинович Фирсов, зам.
генерального директора РНБ и Андрей Ильич
Земсков, генеральный директор ГПНТБ. Интересно:
библиотечная публика на 99% женская, а в
руководстве – одни мужчины.
Боязнь не охватить
На совместном заседании секций
детских, школьных и юношеских библиотек
На конференции за 4 дня работы было
заслушано 380 докладов и сообщений. Интересных
материалов в программе значилось очень много.
Хотелось быть и на секции по автоматизации,
форматам и каталогизации. Интересно было узнать
и о развитии центра Либнет, о проблемах
национальной электронной библиотеки России. На
секции по библиотечной профессии, кадрам и
непрерывному образованию заявлены
интереснейшие доклады сотрудников Кемеровского
государственного университета культуры и
искусства. Всегда и для всех актуальны проблемы,
поднимаемые на секции публичных библиотек.
Краеведение – тема вечная, бесконечная и
благодатная, самодостаточная. А еще ведь есть
проблемы чтения, библиотечного менеджмента и
маркетинга. От этого профессионального
пиршества глаза разбегались совершенно в разные
стороны. Дабы избежать несварения информации мы
с Людмилой Федоровной Суховой прописали себе
раздельное умственное питание. Она же ласковой
рукой въедливого журналиста зацепила и других
членов секции для координированного сбора
информации и дальнейшего обмена ею.
Работа секций
На заседании секции по библиотечной
политике и законодательству начальник отдела
библиотек Министерства культуры и массовых
коммуникаций Евгений Иванович Кузьмин в своем
докладе «Россия на пути к информационному
обществу: проблемы и реалии» обратил внимание
слушателей на само понятие «информационное
общество». Заметил, что вокруг термина написано и
сказано много, но большинство определений
являются просто «гуманитарным туманом». А, грубо
говоря, «информационное общество» – то, в
котором скорость доставки качественной,
надежной, полной, актуальной информации
определяет успех развития общества, качество
жизни населения и качество производимой
продукции. Вес страны в мире зависит от степени
ее информатизации. Информационное общество –
достижение богатых стран. Россия еще на очень
далеких подступах к нему, поскольку
экономическое развитие регионов
катастрофически неравномерно, также, как и
развитие российских библиотек.
На заседании этой же секции
заинтересовал доклад представителя управления
региональной культурной политики департамента
культуры Новосибирской области. В частности, в
разработанной Программе развития библиотечного
дела на 2005 год запланировано проведение
эксперимента по слиянию школьных библиотек и
филиалов централизованной библиотечной системы
в малых селах
(в Новосибирской области их около 50%). Докладчик
отметил, что подобные эксперименты проводятся в
Германии и в некоторых регионах России. Уже
имеются примеры объединения и в Новосибирской
области. Задача, по его мнению, заключается в
грамотной разработке документации и
систематическом контроле за проведением
эксперимента. Докладчик считает, что при
правильной реализации эксперимента по слиянию
маленьких библиотек, у которых общее количество
читателей составляет от 150 до 300 человек, он будет
иметь только позитивные итоги, так как в
результате концентрации информационных и
кадровых ресурсов укрупненная библиотека
получит больше возможностей для своего развития.
Очевидно, что проблема слияния
школьных и публичных библиотек на селе в
регионах чрезвычайно актуальна. Еще более
своевременной она станет с момента вступления в
силу в 2006 году закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления».
Усекновение библиотечного хозяйства неизбежно.
Или трансформация.
В Государственной публичной
научно-технической библиотеке Сибирского
отделения
Российской Академии наук.
Несколько позже совсем в другой
аудитории и при других обстоятельствах на вопрос
о предлагаемых темах предстоящего августовского
педсовета в Интернете, коллеги из Красноярского
края незамедлительно назвали именно проблему
объединения библиотек на селе.
В работе круглого стола
«Профессиональные стандарты для публичных
библиотек» промелькнула информация об «удачных»
объединениях в Тамбовской области. Интересно бы
узнать, для кого оно оказалось удачным?
Сомневаюсь, что для школы. Сомневаюсь, что для
школьного библиотекаря.
Очевидно, что в каждом отдельном
случае проблема решается самодеятельно, на
ощупь. Наверное, есть и достижения. Хотелось бы о
них прочитать или руками потрогать документы,
предписывающие объединение, расписывающие его
технологию.
Мне было интересно послушать доклад по
проекту «модельного стандарта юношеской
библиотеки». Разработчики заблаговременно
прислали нам проект стандарта с просьбой
высказать свои соображения и пожелания. Мы
сообразили и пожелали. Однако, обсуждение
перенесли на следующее заседание. Позднее
разработчики «Модельного стандарта публичной
библиотеки» поделились соображениями о
необходимости модельных стандартов библиотек с
очевидной спецификой: сельских и школьных.
Оказалось, что в Пензе уже разработан и утвержден
«Модельный стандарт сельской библиотеки». Его
характеризовали как очень интересный документ.
Работа над «Модельным стандартом
школьной библиотеки» была начата еще в 2002 году.
Но приостановлена. Сейчас, видимо, эту работу
необходимо продолжить. После публикации решения
Коллегии Минобразования по проблемам библиотек
и «Примерного положения о библиотеке
общеобразовательного учреждения» сделать это
будет несколько легче.
Совместное заседание
На совместном заседании секций
детских, школьных и юношеских библиотек
наибольший интерес вызвали материалы
социологических исследований и анкетирования.
Мы планируем их публикацию несколько позже.
Впечатлил масштабностью работы
Новосибирский областной центр информационных
технологий. В презентации, представленной
заместителем директора центра Аленой
Евгеньевной Владневой четко была показана
деятельность предприятия по информационному
обеспечению образования в Новосибирском
регионе. Задача внедрения информационных
технологий решается центром в трех направлениях:
поставка оборудования, монтаж сетей, обучение
кадров и информационное наполнение.
Популярность центра, одного из крупнейших в
стране интернет-портала НООС (www.websib.ru), постоянно
растет. Узел включает несколько сотен сайтов.
Обновляется он ежедневно. Бесценна
образовательная рассылка (пакеты информации
различной тематики, актуальной для органов
управления образованием и образовательных
учреждений, отправляемые по электронной почте
областным центром информационных технологий).
Рассылка включает:
· Наиболее важные сообщения из
Министерства образования РФ и управления
образования АНО.
· Известия о крупных международных,
Российских и областных образовательных
проектах.
· Известия о семинарах и
конференциях, актуальных для школ.
· Краткий обзор тематических
рассылок.
Заместитель главного редактора газеты
«Библиотека в школе», зав. библиотекой
сергиевопосадской гимназии № 5 Людмила
Федоровна Сухова в своем докладе эмоционально и
вместе с тем аргументировано показала роль
газеты в консолидации школьных библиотек и
формировании профессионального самосознания
библиотекарей.
На заседании секции школьных
библиотек
Заседание проходило в конференц-зале
новосибирской гимназии № 1. Присутствовало 82
человека. Представлены 8 докладов и 2 презентации.
Большинство докладов отразили высокий уровень
работы школьных библиотек по обеспечению
образовательного процесса информацией.
Так, в докладе «Школьная библиотека –
центральная часть информационного
образовательного пространства» заведующая
читальным залом новосибирской гимназии № 1
Наталья Валерьевна Крук представила проектную
деятельность библиотеки, гармоничное
продвижение в библиотечную работу новых
информационных технологий. Высокий уровень
компьютеризации подтверждает наличие сайта
библиотеки в Интернете, разработанного
учащимися гимназии. О желании постоянно
совершенствовать свою работу свидетельствует
заключение договора о сотрудничестве между
библиотекой гимназии и Кемеровским
государственным университетом культуры и
искусств.
Наталья Ивановна Гендина, проректор по
научной работе Кемеровского университета,
представила школьную библиотеку как центр
формирования информационной культуры личности.
Принципиально поставлен вопрос не просто о
библиотечно-библиографических знаниях и
приобретении навыков информационной
грамотности, но о формировании информационной
культуры личности, как о более высоком уровне
адаптированости в современном мире.
В докладе было отмечено два условия
для качественной работы в этом направлении:
наличие информационных ресурсов на различных
носителях и профессиональная готовность
библиотекаря формировать информационную
культуру. Кемеровский университет обеспечивает
профессиональную готовность библиотекарей к
такой работе.
Тему школьной библиотеки в условиях
модернизации системы образования представила
Галина Александровна Стародубова, доцент
Кемеровского университета культуры и искусств.
Школьная библиотека с помощью мультимедийных
продуктов обеспечивает успешную педагогическую
деятельность, сопровождает освоение учебных
программ. В связи с этим все более актуальной
становится проблема повышения компетентности
специалистов, работников библиотек поселков и
сел в области компьютерных технологий.
Конкретную роль медиатек в
образовательном процессе обрисовали заведующий
медиатекой гимназии № 2 Галина Владимировна
Дунаева и заведующий библиотекой
Информационно-экономического лицея Наталья
Михайловна Томилова. Грамотно укомплектованный
фонд позволяет подкрепить информационными
ресурсами каждый раздел различных учебных
предметов на любом уровне обучения.
Сотрудничество в мультимедийной среде
способствует взаимопониманию учителей и
учеников. Медиатеки оказывают информационную и
техническую поддержку участникам дистанционных
проектов, реализумых различными
образовательными организациями, а также
помогают учащимся и педагогам в их проектной и
исследовательской деятельности, в создании
презентаций.
Мощную структуру
библиотечно-информационного центра и
качественное сопровождение обучения
представила в своей презентации заведующий БИЦ
Красноярской университетской гимназии
«Универс» № 1 Любовь Антоновна Федосова.
Информативной и приятно украшенной
юмором оказалась презентация «Открытый мир
американских библиотек» заведующей библиотекой
Ненецкой общеобразовательной средней школы
Ирины Коткиной.
В представленных на заседании секции
докладах демонстрировалась качественная работа
школьных библиотек, медиатек, медиацентров и
библиотечно-информационных центров,
способствующая обновлению содержания
образования и формированию необходимых
компетенций ученика и учителя.
Совет секции выражает благодарность
сотрудникам и лично заведующей библиотекой
гимназии № 1 Ирине Павловне Крук за большую
работу по организации и проведению заседания
секции.
Рекомендации секции
1. Активизировать представительство
секции школьных библиотек на сайте РБА и в
Интернете, в том числе обеспечить и поддержать
работу секции школьных библиотек в августовском
интернет-педсовете.
2. Одобрить заочное обучение
школьных библиотекарей в режиме дистанционного
обучения, организованное Факультетом
педагогического образования МГУ им.
М.В.Ломоносова, Педагогическим университетом
«Первое сентября» и газетой «Библиотека в
школе», как способствующее не только повышению
их квалификации, но и консолидации сообщества
школьных библиотек.
Библиотечной столицей 2005 года,
организатором Х Конференции назван
Санкт-Петербург.
Информацию о вступлении в Российскую
Библиотечную Ассоциацию можно найти на сайте в
Интернете. Напоминаем, что стать членом РБА может
юридическое лицо (школа, гимназия, институт
повышения квалификации, издательство и т.д.).
Школьные библиотеки школы освобождаются от
уплаты членских взносов в течение двух лет.
Итак, проанализировав собственные
ошибки, осмыслив чужие, начинаем готовить
санкт-петербургскую конференцию.
P.S. Было действительно жарко. И не
только потому, что «сюрпризил» май. Кипела
работа…
Не успеем оглянуться – следующая
весна!
До встречи в Санкт-Петербурге.
Приезжайте!
|