Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2004

Издательский дом

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 17 (53) · Вкладка в «БШ» № 17 (125) · 1–15 сентября 2004 года

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в июле–августе

ЛЕТНИЙ ВЫПУСК

В 1974 году в издательстве «Детская литература» вышла книжка, основой которой стала переписка Симона Львовича Соловейчика с читателями журнала «Пионер» о науке и искусстве ученичества. Книга о том, что человек становится образованным не благодаря той или иной дидактике, а благодаря тому, что он человек.

Это была совершенно революционная в педагогическом отношении книга. «Учение с увлечением» – было написано на ее обложке.

Сегодня, спустя тридцать лет, когда мы живем в совершенно иной стране, когда сменилась эпоха, изменились люди, изменилась школа, идеи той давней книги обретают новое измерение и позволяют сделать новый шаг в понимании сущности школы и образования.

Об этом – публикуемая КНИГА-ДИАЛОГ.

Соловейчик С., Лобок А. Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики. № 47–49–2004.

Выпуск первый. № 47–2004.

Глава первая. «Учение». С. 4–15.

Глава вторая. «Увлечение». С. 16–31.

Глава третья. «Время». С. 32–45.

Глава четвертая. «Воля». С. 46–64.

Выпуск второй. № 48–2004.

Глава пятая. «Вера в себя». С. 2–13.

Глава шестая. «Умственный труд». С. 14–35.

Глава седьмая. «Труд души». С. 36–51.

Глава восьмая. «Внимание». С. 52–64.

Выпуск третий. № 49–2004.

Глава девятая. «Память». С. 2–19.

Глава десятая. «Уроки в школе». С. 20–35.

Глава одиннадцатая. «Уроки дома». С. 36–51.

Глава двенадцатая. «Чтение». С. 52–64.

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Дашковская О. Портфолио в портфеле. № 50–2004, с. 1.

Нужно ли превращать детей в коллекционеров их собственных достижений?

Леонтьева О. Кто будет преподавать физкультуру в школе? № 51–2004, с. 1.

Глава Федерального агентства по физической культуре и спорту В.Фетисов считает, что это должны делать профессиональные тренеры.

Дашковская О. Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке: «Запрет на сокращение бесплатных мест в вузах сохранится». № 51–2004, с. 1.

Сейчас на рассмотрении бюджетного комитета Госдумы находится около 4000 поправок к действующим законам. Часть из них касается сферы образования. Каких перемен следует ожидать школам и профессиональным учебным заведениям?

Лобок А. Кто прислушается к педсовету? № 52–2004, с. 1.

Похоже, никто. Даже если он августовский и Всероссийский.

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Как нам реорганизовать ЕГЭ? № 50–2004, с. 1–2.

Ответ «Первого сентября» на предложение куратора эксперимента по ЕГЭ Виктора Болотова охотно выслушать любые идеи, касающиеся ЕГЭ.

Кириллова С. Владимир Хлебников «Если бы мы не вкладывали в единый экзамен свои деньги, он давно просто бы умер». № 50–2004, с. 2.

В Центре тестирования, который провел по всей России ЕГЭ 2004 года, сотрудникам не могут выдать зарплату и отпускные.

Кириллова С. Два раза по сто! № 50–2004, с. 2.

В этом году был поставлен своеобразный рекорд: ученица из Самарской области набрала 100 баллов по двум предметам ЕГЭ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Печатникова Л. Новое поколение новой Европы. № 51–2004, с. 2.

Старшеклассники из разных стран составили свой социологический портрет.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЕЛЫ

Левинстон А., Стучевская О. Что после вуза? № 50–2004, с. 3.

Наконец в новой стране нашлось место и для интеллигентного человека. На рынке труда сегодня особо ценится интеллигентность.

Лобок А. Пять пишем – два в уме. № 50–2004, с. 3.

Вступительные экзамены: между объективностью и честностью.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Кожурина Л. «Колбаса первой квалификации». № 52–2004, с. 3.

Как специалисты РАН обсуждают вопрос о доступности качественного образования.

Я ИДУ С УРОКА

Ганькина М., Букатов В. И утешительно, и горько. № 50–2004, с. 4.

Каникулярное чтиво.

Ганькина М., Букатов В. «Наше столь загадочное будущее». № 50–2004, с. 4.

Листая «Дневник писателя», на страницах которого Ф.М.Достоевский обсуждал с читателями самые что ни на есть злободневные для того времени темы, попутно касаясь будущего, казавшегося «столь загадочным», нынешний учитель оставил в книге девять закладок –
в тех местах, которые показались ему неожиданно современными. Таким образом, каждая из закладок лежит теперь как бы на пересечении пристальных взглядов – из прошлого к нам, в будущее, и из состоявшегося будущего в наше прошлое.

Пушкарь А. Резвятся кто во что горазд. № 52–2004, с. 4.

Обзор современных «учебников для дошколят»: вопросы и недоумения.

ПОДРОСТКИ В ГОРОДЕ

Огилько И. Спасатели в желтых жилетах. № 50–2004, с. 7.

Волонтеры не тащат подростков с улицы насильно в милицию, чтобы определить потом в детдом или отправить к родителям.

Огилько И. Красивая сказка об уличной жизни. № 50–2004, с. 7.

Похоже, она одна на всех, и каждый беспризорник зазубрил ее наизусть.

Огилько И. Рейдовая служба и опасна и трудна. № 50–2004, с. 7.

Малолетние бродяги злы, грязны и на расправу скоры.

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

Витковский А. Золушка и Дровосек на школьном педсовете. № 52–2004, с. 2.

Как ценности превращаются в конкретные дела.

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Гурьянова Т. Нескладушки распевать лучше хором. № 52–2004, с. 7.

Потому что, постигая азы чтения, маленькому дислексику полезно не просто проговаривать новое слово, а пропевать его, растягивая гласные, тогда малыш легче удержит в памяти их правильное звучание.

Гурьянова Т. Аритмия в наследство. № 52–2004, с. 7.

Некоторые генетические формы нарушений сердечного ритма кардиологи считают настоящим семейным проклятием.

Гурьянова Т. Ловушка для лунатика. № 52–2004, с. 7.

Опытные медики знают: резко возвращать в реальность блуждающего по крышам ночного странника очень опасно.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Календарь для Мам и Пап на целый учебный год. № 51–2004, с. 4.

По материалам сайта «Inter-Педагогика».

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Любимый город. № 36. № 51–2004, с. 1–4.

Митрофанов А. Все о городе Череповец.

Асмолова Л. Кто за что отвечает. Должностная инструкция классного воспитателя образовательного учреждения. «Управление школой», № 24–2004, с. 6–10.

В выпуске предложен возможный вариант должностной инструкции педагога, которого в образовательных учреждениях называют по-разному: классный руководитель и классный воспитатель.

Тема номера: тьютерство. «Управление школой», № 27–28–2004, весь номер.

Тьютерство как новая профессия в образовании – подборка материалов из разных школ.

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Авилова Н. «Угадай по описанию». «История», № 25–26–2004, с. 44–45.

Творческие задания на уроке истории и на внеклассном мероприятии. Часть описаний составили ученики.

Джером К. Джером. Должны ли мы говорить то, что думаем, и думать то, что говорим? «Школьный психолог», № 27–28–2004, с. 39–41.

Почитаем в классе.

Никулина О. Эпопея орла и всадника. Государственные символы России. «История», № 29–2004, с. 22–27.

Проблемное изложение истории государственных символов.

Основы здорового образа жизни. Программа для 10–11 классов общеобразательных учреждений. Рекомендации для учителей. «Здровье детей», № 13–2004, с. 3–62.

Петрова Н. Хочешь жить достойно? Знай Конституцию! «История», № 29–2004, с. 29–31.

Материалы для интегрированного урока и классного часа.

Шарова В. Замоскворечье и купцы-благотворители. «История», № 27–28–2004, с. 40–45.

Дела милосердия московских благотворителей были чрезвычайно многообразны.

Материалы для проведения экскурсии по Москве.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Башкирова Ю. Эмоциональные сферы. Психологическая методика по определению эмоционального состояния, настроения и самочувствия. «Школьный психолог», № 24–2004, с. 9–24.

Психологическая экспресс-методика по определению эмоционального состояния, самочувствия, настроения, тревожащих человека тенденций, не дающих ему возможности быть успешным.

Кунигель Т. Графическая беседа «Круг волн». «Школьный психолог», № 24–25–2004, с. 12–13.

Беседа позволяет проговорить те смыслы, которые человек вкладывает в понятия воля, сила воли, волевые качества, и получить информацию о волевой сфере данного человека.

Гедзь Е., Середенко Н. Профилактика девиантного поведения подростков. Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия. «Школьный психолог», № 29–2004, с. 9–24.

Кунигель Т. Семейный велосипед. Методика исследования личности. «Школьный психолог», № 27–28–2004, с. 10.

Макарова Л., Подвинцева Л. Ребенок – взрослый: терапия отношений. Психокоррекционная программа. «Школьный психолог», № 27–28–2004, с. 11–38.

Программа предназначена для психокоррекционной работы с детьми 7–11 лет, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, и их родителями, испытывающими трудности в воспитании.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Леванова Е. Некомпетентное воспитание. «Школьный психолог», № 25–26–2004, с. 8–9; № 27–28–2004, с. 8–9; № 29–2004, с. 6–8.

Станет ли ваш подросток «трудным» – во многом зависит от того, какая у вас семья. В каких же семьях появляются «трудные» подростки?

Об отношениях между родителями и детьми.

Степанов С. Privacy. Как это по-русски? «Школьный психолог», № 29–2004, с. 28–29.

В отсутствие эквивалентного слова privacy – можно перевести как «некая личная, неприкосновенная сфера, доступ в которую посторонних допустим только по воле хозяина».

Мы практически отказываем в этом праве детям. Почему?

ВСЕ ВМЕСТЕ

Маршенко М. Здоровый ребенок – хороший ученик. «Спорт в школе», № 13–2004, с. 3–6.

О программе здоровьесберегающих технологий г. Волгодонска, Ростовской обл. Цель программы – достижение здоровья путем развития конкретных физических и моральных качеств.

ПРОБЛЕМА

Бадак А. Захлопни коробочку! Анализ школьного сленга. «Школьный психолог», № 27–28–2004, с. 6–7.

Интересный материал не только для психолога представляют исследования школьного жаргона (и детского, и учительского).

А как обстоят дела в вашей школе?

КРУГ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Асмолова Л. Кто за что отвечает. № 24–2004, с. 6–10.

Должностная инструкция классного воспитателя образовательного учреждения.

Продолжение. Начало см. № 2, 5, 7, 13, 16, 21–2004.

ОПЛАТА ТРУДА

Пинский А. Чем выгодна предлагаемая система оплаты труда. № 24–2004, с. 2–5.

Проект Концепции штатно-окладной системы оплаты труда учителей.

Сколько стоит работа учителя? № 29–2004, с. 11–13.

Принципы штатно-окладной системы оплаты труда педагогов за рубежом.

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Русаков А. Модернизация в загадках и разгадках. № 29–2004, с. 26–31.

Какие проблемы ставит перед нами процесс модернизации.

ИННОВАЦИИ

Алейникова И. Бесплатный сыр без мышеловки. № 24–2004, с. 11–13.

Разговор о правильном питании, или как научить детей заботиться о своем здоровье.

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательных учреждениях. № 24–2004, с. 14–15.

УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

Борисова И., Алейникова И. Здоровье нации – на совести директора. № 24–2004, с. 20–22.

Как правильно выбрать мебель для школы.

Методические рекомендации по комплектованию учебной мебелью общеобразовательных учреждений. № 24–2004, с. 23–27.

Гришина П. Школьная мебель должна быть эргономична. № 24–2004, с. 28.

Кириллова С. Леонид Фейгин: «Если бы школы проектировали “по уму”...». № 24–2004, с. 30.

ДОШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. № 25–26–2004.

Маслова Ю. Сегодня и ежедневно. С. 2–4.

Авторская концепция Галины Бредве.

Кравцова Е. и др. «Золотой ключик». С. 5–9.

Программа непрерывного образования детей от 2 до 10 лет.

Доронина Т. и др. «Радуга». С. 10–13.

Первая официально признанная альтернатива Типовой программе воспитания в детском саду.

Крылова Н., Русаков А. Детский сад – дом радости. С. 14–18.

Первая авторская дошкольная программа в России.

Парамонова Л. и др. «Истоки». С. 19–23.

Шиленок Т. и др. «Детство». С. 24–26.

«Развитие». С. 27–28.

Публикуется по книге «Программа “Развитие” (Основные Положения)».

Свирская Л. и др. «Сообщество» (Step by step). С. 29–33.

Программа, созданная по инициативе Фонда Джорджа Сороса.

Клеманова Л. и др. Монтессори-педагогика в России. С. 34–38.

«Березка». Из методического руководства «Березка». С. 39–42.

Вальдорфская педагогика в России.

Русаков А. «Обновление и самообразование». С. 43–45.

Программа, созданная Е.Шулешко.

ТЬЮТОРСТВО КАК НОВАЯ ПРОФЕССИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. № 27–28–2004.

Долгова Л. Тьюторство в аспекте результативности образования. С. 3–4.

Долгова Л. Герой нашего времени. С. 4.

Азбука тьютора. С. 6–7, 16–17.

Сазонова Н.А. Тьюторская работа в переходном пятом классе. С. 8–9.

Рязанова А., Муха Н. Тьютор и учитель-предметник. С. 9–10.

Муха Н., Антропянская Л. Тьюторство в старшей школе. С. 11–13.

Антропянская Л. Переход из подростковой в старшую школу. С. 13–15.

Антропянская Л. Образовательные и профессиональные стажировки учащихся. С. 18–20.

Гадалова Т.И. и др. Учитель и ученик в пространстве культуры. С. 21–22.

Беспалова Г.Н. Модели тьюторского сопровождения. С. 23–27.

Черемных Н.П. Научить технологиям успешного действия. С. 28–29.

Цукер А.А. Образовательное пространство школы. С. 31–35.

Суханова Е. Тьюторское сопровождение формирования образовательного заказа. С. 36–37.

Гуртовенко Г.А. и др. Профессия – педагог. С. 38–40.

Борисанова Н.В. Ситуация успеха как условие развития педагога. С. 40–41.

Брит Н.В. Наставник = тьютор. С. 42–44.

Файзуллаева Е.Д., Коротина Т.Ю. Будущее – за индивидуальным обучением и поощрением инициативы. С. 45–46.

ДОКУМЕНТЫ

Документ Министерства образования РФ. № 29–2004, с. 10.

Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную.

СПЕЦВЫПУСК «СИСТЕМА ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ Л.В.ЗАНКОВА»

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития системы Л.В.Занкова в свете модернизации российского образования». № 24–2004, с. 3–4.

Еремеева В. Дидактические принципы системы Л.В.Занкова глазами нейропсихолога. № 24–2004, с. 5–8.

Нечаева Н. Новое поколение занковских учебников. № 24–2004, с. 9–11.

Занковский урок. Какой он? № 24–2004, с. 13.

Фентисова Л. Воспитывая душу. № 24–2004, с. 14–16.

Урок в 1-м классе по теме «Композиция произведения».

Черниевская Л. Самый главный металл. № 24–2004, с. 17–21.

Урок в 4-м классе по теме «Главный металл».

Савченко Е. Знакомьтесь, римские цифры. № 24–2004, с. 22–25.

Урок во 2-м классе по теме «Знакомство с римскими цифрами L и C. Запись чисел с их помощью».

Михеева Г. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе. № 24–2004, с. 26–27.

Вьюнкова Ю. Какова воспитательная эффективность вашего стиля педагогического общения? № 24–2004, с. 29–30.

СПЕЦВЫПУСК «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ». № 25–26–2004

Ряд уроков по ОБЖ, подготовленных Тихомировой Н.

Почему надо умываться. С. 2–6.

Как говорить по телефону. Волшебные телефоны. С. 6–10.

Зимняя река и география безопасности. С. 10–14.

Чрезвычайная ситуация – что это? С. 15–20.

Как справиться с инфекцией. С. 20–24.

Правила безопасности на воде. С. 24–28.

Безопасность при любой погоде. С. 28–31.

Можно ли уберечься от травм. С. 32–42.

СПЕЦВЫПУСК «НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

Белошистая А. Наглядная геометрия. № 27–28, с. 2–59.

Наглядная геометрия в начальных классах» представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником, а также для проведения факультативных или кружковых занятий в начальной школе.

I ЧЕТВЕРТЬ

Уроки 1–2. Тема: «Сравнение фигур по различным признакам».

Урок 3. Тема: «Классификация фигур по размеру и форме».

Урок 4. Тема: «Классификация фигур по форме».

Урок 5. Тема: «Треугольник».

Урок 6. Тема: «Геометрические фигуры» (обобщение).

Урок 7. Тема: «Сравнение фигур. Круг».

Урок 8. Тема: «Сравнение фигур. Квадрат».

Урок 9. Тема: «Геометрические фигуры» (обобщающий урок).

II ЧЕТВЕРТЬ

Дополнительный урок. Тема: «Геометрические фигуры» (повторение).

Урок 10. Тема: «Симметричный орнамент».

Урок 11. Тема: «Начальные геометрические понятия: точка и прямая».

Урок 12. Тема: «Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну точку и через две точки».

Урок 13. Тема: «Линии на плоскости. Ломаная. Отрезок».

Урок 14. Тема: «Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры».

Урок 15. Тема: «Квадрат. Диагональ квадрата».

Урок Тема: «Геометрические фигуры» (повторение).

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 16. Тема: «Конструирование букв».

Урок 17. Тема: «Конструирование лесенки».

Урок 18. Тема: «Окружность и круг».

Урок 19. Тема: «Диаметр круга и его свойства».

Урок 20. Тема: «Радиус круга и его свойства».

Урок 21. Тема: «Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей».

Урок 22. Тема: «Симметричные фигуры».

Урок 23. Тема: «Внутри и снаружи».

Урок 24. Тема: «Замкнутая и незамкнутая».

IV ЧЕТВЕРТЬ. Примерные планы-конспекты уроков повторения и обобщения.

Урок 1. Тема: «Фигуры и линии».

Урок 2. Тема: «Геометрические фигуры».

Урок 3. Тема: «Треугольник».

Урок 4. Тема: «Окружность и круг».

Урок 5. Тема: «Квадрат».

Работа с конструктором. Тематика уроков в 1-м классе.

Урок 1. Тема: «Конструирование букв».

Урок 2. Тема: «Конструирование лесенки».

Уроки 3–4. Тема: «Конструкции на основе многоугольника».

Урок 5. Тема: «План. Конструирование мебели».

МАСТЕРСКИЕ

Белорусец К., Белорусец С. Музыкальный разговорник. № 29–2004, с. 2–21.

Учебное пособие по элементарной теории музыки, рассчитанное на младших школьников, посещающих уроки эстетического цикла или начинающих играть на каких-либо музыкальных инструментах.

Белорусец К., Белорусец С. Двенадцать подвигов Геры. № 29–2004, с. 21–31.

Музыкальная сказка.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Степанов С. Научно доказано: ученье — свет! № 24–2004, с. 6–7.

Хорошее образование, действительно, позволяет человеку жить лучше.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Кунигель Т. «Графическая беседа “Круг воли”». № 25–26–2004, с. 12–14.

Данная методика направлена на уточнение и расширение представлений подростков и взрослых о волевом компоненте образа «Я», на активизацию интереса к волевой сфере личности. Она дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с их предметами.

Кунигель Т. Семейный велосипед. № 27–28–2004, с. 10.

Методика исследования личности.

Баранова В. Синтетический метод. № 29–2004, с. 2–5.

Когнитивно-поведенческий подход в работе с подростками.

КНИГА В ГАЗЕТЕ

Башкирова Ю. Эмоциональные сферы. № 24–2004, с. 9–24.

Психологическая методика по определению эмоционального состояния, настроения и самочувствия.

Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10–14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей. № 25–26–2004, с. 15–34.

Представленный в данном материале опыт являет собой попытку психологического обоснования воспитательной работы.

Окончание. Начало см. № 16–2004.

Макарова Л., Подвинцева Л. Ребенок—взрослый: терапия отношений. № 27–28–2004, с. 11–38.

Психокоррекционная программа.

Гедзь Е., Середенко Н. Профилактика девиантного поведения подростков. № 29–2004, с. 9–24.

Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Каждому — по заслугам? № 25–26–2004, с. 6–7.

Вера в справедливый мир — социально-психологический феномен, состоящий в глубоком безотчетном убеждении, что мир устроен гармонично и каждый человек получает в жизни то, чего заслуживает своими личностными качествами и своим поведением.

ГИЛЬДИЯ

Семаго М. И это все о нем. № 25–26–2004, с. 10–11.

Психологическое консультирование в образовательном учреждении.

НАШИ ДЕТИ

Леванова Е. Некомпетентное воспитание. № 25–26–2004, с. 8–9; № 27–28–2004, с. 8–9; № 29–2004, с. 6–8.

Станет ли ваш подросток трудным — во многом зависит от того, какая у вас семья. Речь идет, разумеется, об отношениях между родителями и детьми. Итак, в каких же семьях появляются «трудные» подростки?

Бадак А. Захлопни коробочку! № 27–28–2004, с. 6–7.

Анализ школьного сленга.

МЭТРЫ

Степанов С. Льюис Медисон Термен (1877—1956). № 27–28–2004, с. 4–5.

Л.М.Термен — один из пионеров исследований в области природы интеллекта и возможностей его измерения.

КОЛЛЕГИ

Решетникова О. Долой пыльные методики! № 24–2004, с. 28–29.

Совещание-семинар «Смотр-конкурс кабинетов педагога-психолога образовательных учреждений», прошедший в Москве 27–28 апреля, вызвал огромный интерес у коллег из разных регионов страны.

Решетникова О. Роскошь или необходимость? № 25–26–2004, с. 46–47.

Те, кто был на конференциях и семинарах, организованных Ростовским областным центром диагностики и консультирования, никогда не забудут их необычайно теплую и в то же время деловую атмосферу. Так было и 20–21 мая, когда представители различных регионов России собрались здесь на всероссийский семинар-совещание.

Решетникова О. Беда не приходит одна. № 27–28–2004, с. 42–43.

О проблемах психологической реабилитации детей — жертв насилия рассказывает доктор психологических наук, директор Нижегородского ресурсного центра «Детство без жестокости и насилия» Е.Н.Волкова.

Решетникова О. Мы нужны школе, а школа нужна нам. № 29–2004, с. 30–31.

Посещение психологического центра диагностики и консультирования Советского района г. Ростова-на-Дону.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Бадак А., Кившик Е. Желание и возможности. № 25–26–2004, с. 40–43.

Изучение профессиональной позиции педагога с помощью теста «ХиМ».

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Степанов С. Privacy. Как это по-русски? № 29–2004, с. 28–29.

Тесное, замкнутое, но иллюзорно личное, неприкосновенное пространство оказывается милее и уютнее, чем широкий, но недружелюбный окружающий мир. Может быть, в этом-то все и дело?

РАБОЧИЙ СТОЛ

Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников. № 11–2004, с. 3–4, 21.

На сегодняшний день степень охвата и уровень работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях страны сильно варьируются от региона к региону.

Рыжова Н. Волшебница Вода. № 11–2004, с. 5–20; № 12–2004, с. 9–16; № 13–2004, с. 5–20.

Новые материалы к программе «Наш дом — природа».

ШКОЛА ПРИРОДЫ

Когда сова видит? По материалам беседы с Е.Дубровкиной (Московский зоопарк). № 11–2004, с. 22–23.

О некоторых устойчивых заблуждениях на тему «природы».

ЛАБОРАТОРИЯ

Аромштам М. О поэтическом родстве кактусов и ежей. № 12–2004, с. 2.

Пролог для «Великой путаницы» в экологическом воспитании.

Зубкова Т., Аромштам М. Назови Ветер Братом. № 12–2004, с. 2–3.

По следам экспозиций Государственного биологического музея им. К.А.Тимирязева.

Лукьянова И. Стань, как птица, — свей гнездо! № 12–2004, с. 21.

В научном музее в шотландском городе Эдинбурге детям предлагают странное задание — «свить» гнездо на основе перевернутой табуретки.

Педагоги д/с № 208, г. Ижевск. По маршруту прямо в лес, полный сказочных чудес. № 13–2004, с. 3.

Застывшие кадры. По следам конкурса «Лучший методический фильм». Эколого-туристический мини-поход.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Бросим умный взгляд на мусор. № 12–2004, с. 6.

«Мусорная» тема — одна из важнейших для экологического воспитания детей.

ДЕТСКИЙ МИР

Мусагитова Е. и др. Приключения на болоте. № 12–2004, с. 20–21.

Экологическая сказка.

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Титаева О. На сцене театра тени. № 13–2004, с. 4.

Теневой театр можно сделать быстро, и при этом он вполне может сравниться по красоте со многими другими зрелищами.

Педагоги г. Зеленодольска. Как Домовенок Бабу Ягу со стоматологом подружил. № 14–2004, с. 22–23.

Пьеса для детей от 5 лет.

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Рыжова Н. Безопасность детей — наше общее дело. № 14–2004, с. 2–3.

О чем можно поговорить с родителями на собрании? В статье предлагается ряд тем для обсуждения. Перед началом разговора попросите родителей ответить на ваши вопросы.

Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. № 14–2004, с. 7–10, 15–18.

Пособие для родителей.

РАЗНЫЕ ДЕТИ

Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР. № 14–2004, с. 5.

Новые подходы к диагностике дошкольников с задержкой психического развития.

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ

Названова Л. Чтобы зубки блестели. № 14–2004, с. 21–22.

Занятие для детей от 4-х лет.

САДОВНИЦА

Гуськова С. Соберем урожай. № 14–2004, с. 24.

Игра с использованием логопедического пособия «Необычный огород».

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

Аромштам М. Выплетая нитку судьбы. № 14–2004, с. 4.

В якутском детском доме «Журавушка», как и в большинстве «хороших» детских домов России, разработаны стратегические направления реабилитационной работы с дошкольниками, воспитывающимися без родителей.

Патраханова В. Как организовать группу кратковременного пребывания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. № 14–2004, с. 6.

Опыт детского сада № 22 «Почемучка».

ДОКУМЕНТЫ

Положение о группе кратковременного пребывания муниципального ДОУ — детского сада № 22 «Почемучка» (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата). № 14–2004, с. 11–14.

МАСТЕРСКАЯ

Чудеса из соломы. По материалам педагогов д/с «Белочка», г. Сибай, Республика Башкортостан. № 13–2004, с. 21.

Как изготовить соломенную семейку.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Слуцкий В. Записки воспитательницы. № 13–2004, с. 22–23.

Фрагменты из дневника Елены Михайловны, обыкновенной начинающей воспитательницы.

Продолжение. Начало см. № 10–2004.

CLASSROOM ACTIVITIES

Bouma E. SIZES: Concept and Language. № 24–2004, p. 9–10.

Lesson Plans for Young Learner Classes.

Using Playing Cards for Oral Fluency. № 27–28–2004, p. 9–12.

Game 1: 1-Minute Topics. Game 2: English Idioms. Game 3: It’s on the Cards: Practising Talking About the Future.

Plyugina N. Inventions That Shook the World. № 29–2004, p. 9–11.

Контрольная работа по проверке пройденного лексического и грамматического материала к уроку 7 учебника В.П.Кузовлева «Английский язык. 10–11 классы».

LANGUAGE SKILLS

Speaking. № 24–2004, p. 5–8; № 27–28–2004, p. 9–12.

Reading. № 25–26–2004, p. 5–8; № 29–2004, p. 5–8.

Writing. № 25–26–2004, p. 9–12.

Listening. № 27–28–2004, p. 5–8.

TEACHERS FORUM

Кузовлев В.П. Холостая торпеда, или Зачем стрелять, когда не видишь цели? № 25–26–2004, p. 3–4.

Ответ авторского коллектива на статью, в которой высказывается мнение учительницы Г.И.Сидоровой об учебнике В.П.Кузовлева и его соавторов (см. Teachers Forum, English, № 8–2004).

Хащивская Г.Д., Нечипоренко Л.В. Линия защиты. № 25–26–2004, p. 46–47.

Мнения учителей об учебнике В.П.Кузовлева.

Макушина О.В. «In favour of or against it…?». («И снова об учебнике Кузовлева…»). № 25–26–2004, p. 48.

METHODS OF TEACHING

Бейзеров В. Принцип реальности на уроках иностранного языка в школе. № 24–2004, p. 14–15.

Успешному и быстрому усвоению материала может способствовать моделирование реальных бытовых ситуаций на уроках иностранного языка.

Ing N. Conversational English. № 24–2004, p. 21–26; № 25–26–2004, p. 31–38; № 27–28–2004, p. 29–35.

Preliminary Course. Unit 3. Beginners Course. Unit 2. Elementary Course. Unit 10.

Мещерякова В.Н. Погружение в языковую среду. № 25–26–2004, p. 13–14.

Созданию на уроке атмосферы полного взаимопонимания способствует беспереводная семантизация.

Chuprinyuk I. To Create or Not to Create. № 25–26–2004, p. 39–41.

What Is the Teacher’s Part in the Classroom?

Исаченко Н.Д. Внеклассная работа. № 27–28–2004, p. 15–16.

Кружок английского зыка на начальном уровне обучения.

Bouma E. Using Chants in the Early Learner Classroom.