Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2004


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет «Первое сентября»

Библиотечное дело

Юлия Мелентьева

Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

Лекция 2.
Социологические и психологические аспекты
изучения чтения
Методика изучения читателей

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Современная законодательная база осуществления социально-обоснованных приорететных направлений библиотечного обслуживания

18

Лекция 2. Социологические и психологические аспекты изучения чтения

19

Лекция 3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Индивидуальное библиотечное обслуживание как важнейший участок работы библиотеки

21

Лекция 5. Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов. Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Массовое библиотечное обслуживание

23

Лекция 7. Технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов

24

Лекция 8. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

 

История вопроса

Изучение читателя (чтения) в России началось в середине XIX в. В интересе к этому вопросу тесно переплелись две тенденции: первая – просветительская, основанная на традициях русской либеральной интеллигенции; вторая – пропагандистская, которая была связана с зарождающимся революционным движением и с необходимостью революционной пропаганды среди так называемой «массы», то есть низших слоев общества (крестьян, рабочих, ремесленников).

Первыми исследователями чтения были не библиотекари, как можно было бы ожидать, а педагоги-просветители, писатели, статистики, народники, революционеры-демократы и другие.

Одним из первых к изучению народного чтения обратился Л.Н.Толстой. В конце 50-х – начале 60-х гг. он собирал с помощью учителей начальных школ сведения о народном читателе по специальной программе, напечатанной в журнале «Ясная Поляна».

В 70–80-е видный педагог и организатор народных школ Н.А.Корф изучал доступность книг крестьянам, их читательские интересы, мнения о литературе.

Его опыт, методика исследования широко использовалась в Харьковской женской воскресной школе, при которой работал кружок X.Д.Алчевской. Преподавательницы, собиравшиеся в нем, изучали чтение женщин-работниц, вели беседы с читателями о прочитанном, проводили сеансы громкого чтения и т.п.

На основе многолетнего наблюдения, анализа записей в дневниках учительниц, изучения отзывов читательниц о книгах был издан трехтомный указатель «Что читать народу?» (1884–1906), в котором были даны оценки книг для народного и детского чтения.

Следует сказать, что этот труд был весьма высоко оценен: он получил малую золотую медаль на Первой Всемирной выставке в Париже!

Позже к опыту Х.Д.Алчевской обращались многие.

В 70-е гг. в целях изучения народных настроений предпринималось так называемое «хождение в народ». «Народники» изучали все проявления народной жизни, в том числе и чтение крестьян.

При этом использовали такие методы, как беседа (с покупателями, офенями), наблюдение за покупателями в книжных лавках, на ярмарках, в крестьянских домах.

Так, в Тверской губернии изучением культурного уровня и читательских интересов крестьянства занимался мировой судья А.П.Мичурин. Он по своей инициативе провел перепись имевшихся у крестьян книг, ознакомился с местной книжной торговлей. Свои наблюдения А.П.Мичурин обобщил и опубликовал в 1881 г.

Читателя-крестьянина изучали исследователи Л.И.Шаховской, А.С.Пругавин, В.И.Орлов, основатель земской статистики, а также некоторые комитеты и общества распространения грамотности в народе.

Наибольший вклад в изучение читателей в России XIX в. внес Н.А.Рубакин (1862–1946). Видный библиограф, библиотековед, книговед, социолог, публицист, популяризатор научных знаний, организатор и теоретик самообразования осуществил централизованное изучение читателей по специально разработанной программе.

В его основной работе по данной проблеме – «Этюдах о русской читающей публике» (1895) – дана характеристика чтения различных слоев общества. В этом исследовании впервые была сделана попытка социологического подхода к анализу чтения, т.е. взаимосвязь качественных и количественных характеристик чтения и социального статуса читателя, условий его жизни.

После 1917 г. одной из государственных задач стало изучение настроений народа, в том числе и его чтения. Основными организаторами исследований стали библиотеки, которые уже выполняли идеологические функции. Изучались читательские интересы крестьян, молодых рабочих, красноармейцев и т.д.

Изучение читателей проводили не только библиотеки, но и издательства, редакции газет и журналов, книжные магазины и т.д. На основе полученных данных в значительной мере формировался и осуществлялся выпуск литературы для массового читателя.

В 30-е гг. в России начали разрабатываться теоретические и методические основы изучения читателей: вопросы психологии чтения и читателя, библиотечной психологии, а также вопросы эффективности применения тех или иных методов изучения читателей (работы
Д.А.Балика, С.А.Вальдгардта, А.Виленкина, А.А.Гайворовского, П.И.Гурова, А.А.Покровского, Я.М.Шафира и других исследователей. К сожалению, их работы не были поддержаны в полной мере. В стране устанавливался тоталитарный режим, при котором изучение общественного мнения, в том числе по поводу прочитанных книг, не поощрялось. Более того, многие из исследователей этой проблематики подверглись репрессиям.

Возвращение к изучению чтения было осуществлено только в годы «оттепели» – в 60-е гг. ХХ в. В это время использовался уже не один-два, как в исследованиях 20–30-х гг., а комплекс методов (опрос, эксперимент, наблюдение, анализ документации и др.).

Вообще, для этого периода характерно проведение централизованных больших исследовательских работ.

Они дали широкую картину чтения в нашей стране. Были изучены читательские интересы и предпочтения молодежи (рабочей и студенческой), школьников, специалистов (учителей, инженеров и др.). Изучались приобщенность к чтению художественной литературы, содержание чтения, «рейтинг», как сказали бы сегодня, популярных авторов.

В этих исследованиях ставился вопрос о соотношении читающей и нечитающей публики, изучались особенности чтения общественно-политической, естественнонаучной и технической, художественной литературы, выявлялись мотивы чтения, критерии оценки прочитанного.

Впервые в нашей стране изучалась роль библиотеки и ее связи с прессой, радио, телевидением в организации чтения, анализировалась система снабжения и обслуживания населения книгой (не только из библиотек).

Наряду с перечисленными изысканиями в стране проводились и другие, локальные исследования, раскрывающие особенности чтения основных социальных групп населения (рабочего класса, колхозников, молодежи, специалистов).

Отдельные аспекты чтения рабочих изучались в таких исследованиях, как «Книга в жизни рабочей молодежи» (1966), «Читательские интересы ленинградской рабочей молодежи» (ЛГИК, 1967).

Изучение чтения специалистов проводились в рамках проблемы «Библиотека и научно-техническая информация» в 1965–1969 гг. под руководством ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Исследовались запросы специалистов, характер их чтения, цели обращения в библиотеки и отделы научно-технической информации (НТИ), отношение к различным формам работы библиотек и др. На этой основе сделаны выводы о путях совершенствования библиотечного обслуживания науки и производства.

Немало исследований было посвящено изучению чтения молодежи: названные выше исследования чтения молодых рабочих, «Чтение строителей комсомольских строек» (1968–1978), «Юный читатель – 80» (в нем изучалось чтение учащихся старших классов средних школ, техникумов, ПТУ), «Книга в жизни молодежи современного советского села» (1968–1978), организатором которых была Государственная Республиканская юношеская библиотека (сейчас – РГЮБ).

Был разработан масштабный проект «Книга и чтение в жизни советского общества», в рамках которого были проведены исследования «Советский читатель» (монография вышла в 1968), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (монография – 1973), «Книга и чтение в жизни советского села» (монография – в 1978), «Советский рабочий – читатель» (1980).

Особое место среди этих проектов занимает исследование «Место личных собраний в системе обслуживания населения книгами» («Домашняя библиотека»), которое проводилось в 1983–1985 гг. ГБЛ совместно с центральным правлением Всесоюзного Общества Книголюбов почти во всех регионах страны. В исследовании, в частности, характеризуется соотношение чтения книг в домашней и общественной библиотеках.

Следует отметить, что опыт российских исследователей по проблемам чтения привлекал внимание и зарубежных коллег. Так, в конце 70-х гг. проводилось международное изучение чтения на тему «Восприятие художественной литературы рабочими социалистических стран», а также международное сравнительное исследование «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках» этих стран.

Со второй половины 80-х гг. в России происходят существенные политические и социально-экономические изменения, оказавшие влияние и на развитие библиотек, и на изучение их читателей. Исследования чтения локализуются. Пожалуй, последним централизованным исследованием, можно считать работу «Чтение в Вашей жизни» (РГБ и ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина – ныне Российская национальная библиотека, СПб). РНБ предпринимает также попытки объединить усилия специалистов по изучению библиотечного чтения, осмыслить интеллектуальный опыт, накопленный в этой области. Это в определенной мере реализовано в подготовленном сборнике «Что мы читаем? Какие мы?» (1993), который создан в рамках исследовательской программы «Чтение в России».

Среди организаций, которые в 90-е годы наиболее активно изучали чтение, можно назвать Всероссийский центральный институт общественного мнения (ВЦИОМ), НИИ культурологии, в трудах которого вопросы чтения рассматриваются с социокультурологических позиций, научно-исследовательский институт книги, результаты исследований которого находят отражение в научном сборнике «Книга: исследования и материалы», в систематически проводящихся конференциях по книговедению, статьях в журнале «Книжное дело» и других изданиях, Фонд «Чтение» им. Н.А.Рубакина, осуществляющий исследования совместно со службой общественного мнения Б.А.Грушина, РГБ, Российская государственная юношеская библиотека – РГЮБ, Российская государственная детская библиотека – РГДБ, научно-внедренческий центр «Библиомаркет», ГПНТБ и др. Результаты исследований этих организаций достаточно хорошо освещены в средствах массовой информации и в первую очередь в профессиональной печати.

В публикациях осмысливается новая ситуация в чтении, дается ее сравнение с прошлым, показывается роль чтения как индикатора глубинных социокультурных процессов. Появились работы, раскрывающие изменение характера чтения в исторической ретроспективе.

В конце 80-х – начале 90-х гг. сотрудники сектора социологии чтения РГБ продолжают «замеры» чтения, которые начаты исследованием «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках», изучают формирование и распространение книжного потока, соотношение предложений книжного рынка и потребностей читателей, исследуют особенности чтения в семье в рамках программы «Библиотека и семейное чтение», вопросы чтения религиозной литературы в библиотеках, изучают детское чтение (программа «Что читают дети мира»), общественное мнение о библиотеках.

Активны в изучении чтения юных читателей отделы социологии и психологии РГЮБ, РГДБ: они разрабатывают собственные программы и методики исследования детского и юношеского чтения.

Многие проблемы чтения обсуждаются на международных конференциях, семинарах ИФЛА, ЮНЕСКО.

Основные подходы

Важнейшей целью изучения чтения является создание типологии читателей.

Типология читателей, их дифференциация, занимают особое место в библиотековедческих исследованиях и в практической деятельности библиотек.

Первая попытка провести научную дифференциацию читателей была предпринята еще Н.А.Рубакиным. Он рассматривал дифференциацию читателей как процесс объективного расслоения читающей публики, в котором проявляется диалектическое единство общего, особенного и единичного в читательской деятельности. Общее связано с интегрированностью читательских характеристик, с известной стереотипностью поведения читателей. Особенное характеризует читательскую группу с присущими ей характерными признаками – социальная среда, образование и др. Единичное, индивидуальное отражает особенности конкретного человека, индивида.

Составленная Н.А.Рубакиным «формула читателя» отражала особенности познавательной деятельности и свойств личности российского читателя. В книге «Этюды о русской читающей публике» Н.А.Рубакин выделил две группы: читатели из привилегированных классов и народный читатель.

Таким образом им был использован социологический подход, при котором дифференцирующим признаком становятся социальные и демографические характеристики читателя (социальное положение в обществе, возраст, пол и др.).

Именно социологический подход был долгое время главенствующим при определении основных типов читателей.

Так, на основании возрастного признака выделялись такие читательские группы, как «дети» и «юношество»; на основании пола – «читатели-мужчины» и «читатели-женщины»; на основании профессиональной принадлежности – «читатели-рабочие», «крестьянский читатель» и «читатель-специалист». Иногда дифференциация шла на основании нескольких признаков – «молодой рабочий читатель», «чтение женщины-крестьянки» и т.п.

Именно такая дифференциация использовалась в большинстве названных выше исследований.

Социологический подход к исследованию различных категорий читателей широко применяется на всех уровнях проведения исследований – в государственном и местном масштабах, в каждой конкретной библиотеке. Следует сказать, что использование социологического подхода к изучению чтения дает достоверные знания о количественных характеристиках чтения, однако он не может дать представление о качестве чтения, об особенностях восприятия, переработки и понимания текста.

Поэтому наряду с социологическим подходом к изучению чтения одновременно формировался и другой – психологический – подход к проблеме дифференциации читателей, в основу которого были положены особенности восприятия текстов, отношения к чтению, книге, мотивов чтения и т.д.

Основы психологического подхода были заложены также в исследованиях Н.А.Рубакина, особенно в его основной работе «Психология читателя и книги: краткое введение в библиологическую психологию», где ученый попытался выделить читательские типы на основании восприятия текста и решить проблему соответствия – «каждому читателю – его книгу».

В наше время психологический подход к выделению читательских типов в известной степени был реализован в исследованиях «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках» (1985), «Книга и чтение в зеркале социологии» (1990), в трудах Санкт-Петербургской академии культуры (ранее ЛГИК) «Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения» (1980), «Психология чтения и проблемы типологии читателей» (1984). Эти публикации внесли значительный вклад в разработку теоретических основ читательской деятельности, дали эмпирическое обоснование типологии читателей по психологическим признакам.

Типология читателей

В настоящее время психологический подход к дифференциации читателей основывается, в основном, на таких факторах, как, мотив чтения, читательская направленность, уровень культуры чтения и др.

Мотивы чтения – деловые, самообразовательные, рекреационные – отражают социальный опыт читателя, его индивидуально-типические особенности и психологические характеристики. Знание мотива чтения позволяет библиотекарю более эффективно оказывать помощь читателю.

Читательская направленность более широкое понятие, охватывающее все сферы читательской деятельности и психики – от читательских потребностей до интересов и целей чтения.

Уровень культуры чтения является еще более интегральным понятием, куда входит не только мотив и цели чтения, но и умение личностью оценивать прочитанное, глубоко воспринимать текст.

Необходимо отметить, что проблема дифференциации, выделения читательских типов оказалась чрезвычайно сложной и до сих пор не нашла своего полного решения. Наиболее подробно описаны типы читателей художественной литературы.

Значительным вкладом в разработку типологии читателей художественной литературы стала классификация И.Е.Рыскина, предложенная еще в 30-х гг., в которой в качестве ведущего критерия рассматривались этапы развития читательской культуры. Автор исходил из двух показателей:

а) что ищет читатель в художественном произведении, что он считает главным достоинством и кладет в основу своей оценки произведения;

б) анализирует ли читатель прочитанное произведение и если да, то какие именно стороны произведения он анализирует.

В соответствии с уровнем культуры чтения выделяются 3 группы читателей:

1 группа – читатели, которых в произведении больше всего интересует сюжетно-фабульная сторона. Они ищут в книге изображения сильных чувств, предпочитают книги, которые вызывают ответные эмоции. У читателей явно преобладает установка на развлекательный тип чтения, они неразборчивы в выборе литературы, не имеют способности к анализу произведения, к самостоятельным оценкам и суждениям.

2 группа – читатели, для которых характерна познавательная направленность эстетического восприятия и способность обдумывать, анализировать прочитанное произведение.

3 группа – отличается от предыдущих высокой эстетической культурой, пониманием художественных достоинств произведения, умением анализировать прочитанное.

Авторы современных типологий С.И.Трубников, Л.И.Беляева и другие анализируют читательскую деятельность в более широком диапазоне многообразных проявлений.

Например, С.И.Трубников выделяет следующие типы читателей художественной литературы:

Первый тип – читатели с неопределившимся вкусом. Их характеризует случайность и хаотичность выбора книг, неопределенность литературно-художественных интересов. Типичный запрос таких читателей: «Дайте что-нибудь интересное»;

Второй тип – читатели с односторонней направленностью интересов и неразвитостью других сторон вкуса. У этих читателей ярко выражена односторонность выбора литературно-художественных произведений (только про шпионов, только про любовь, только про войну);

Третий тип – читатели с односторонней направленностью интересов и относительной развитостью других сторон вкуса. Читателей этого типа также характеризует односторонность (тематическая, жанровая и т.д.) выбора литературно-художественных произведений для чтения, но при этом они обладают относительно развитой способностью оценивать произведения, извлекать уроки из ошибок выбора.

Если для читателей первых двух типов характерно пассивно-потребительское отношение к художественной литературе, то в третьей группе довольно часто наблюдаются читатели с активно-деятельным отношением (стремление к общению на материале прочитанных произведений, участие в литературных конференциях, диспутах).

Четвертый тип – читатели с разносторонними интересами и относительно неразвитыми другими сторонами литературно-художественного вкуса («эклектичный вкус»). Для этого типа характерна большая активность в выборе литературно-художественных произведений.
В отличие от читателей первого типа, которых также может характеризовать частое и разностороннее общение с произведениями художественной литературы, читатели четвертой группы интересуются определенными авторами, темами, жанрами.

Пятый тип – читатели с негармонически развитыми сторонами литературно-художественного вкуса («негармонически развитый вкус»). Эти читатели отличаются активностью выбора произведений, широтой и разносторонностью интересов к литературе. Для их чтения в целом характерна хаотичность, неустойчивость интересов, но даже в их интересах можно наблюдать отсутствие должного единства и согласованности.

Шестой тип – читатели с относительно гармоничным развитием всех существующих сторон литературно-художественного вкуса. Эту группу характеризуют широта, разносторонность и целенаправленность выбора.

В качестве ведущего признака типологии читателей известный психолог Л.И.Беляева выдвинула психологию восприятия литературно-художественного произведения. Каждый читательский тип обуславливается характерными для выделенной группы мотивами, установками, стимуляторами чтения, при этом учитываются особенности восприятия текста и критерии его оценок, последействие произведения. Автором выделено пять типов читателей:

– первый тип – характеризуется оптимальным эстетическим восприятием;

– второй тип – воспринимает слой фактов;

– третий тип – характеризуется рассудочным, познавательным восприятием;

– четвертый тип – характеризуется эмоциональным восприятием, основанным на субъективных ассоциациях;

– пятый тип – характеризуется поверхностным восприятием всех компонентов произведения.

Анализ типологий ясно показывает их условность. Очевидно, что читательская аудитория весьма сложна, как сложен и отдельный человек со своими индивидуальными читательскими интересами, потребностями и мотивами чтения. Пока очевидно, что единой универсальной классификации, о которой мечтал Н.А.Рубакин, быть, видимо, не может, однако, некоторые читательские характеристики являются общими для определенных читательских групп.

Современная ситуация в России заставляет библиотековедов и, особенно, библиотекарей-практиков обратить внимание на такие читательские группы, как лица с особыми читательскими потребностями (инвалиды), маргиналы, мигранты и т.д. Изучать их читательские потребности и отвечать на них – важная социальная задача современной библиотеки. К сожалению, опыт работы российских библиотек с этими категориями читателей пока весьма невелик, в то время как зарубежные публичные и школьные библиотеки делают немало, чтобы способствовать читательскому развитию этих групп.

Методы исследования

В любом исследовании, в том числе и в процессе определения типологии читателей большое внимание придается методике исследования.

Анализ проведенных исследований позволяет говорить о том, что в библиотековедении сложилась определенная методика изучения чтения, которая, конечно, варьируется в зависимости от того, какую цель ставит перед собой исследователь. Традиционно выделяют так называемые общие и частные методы исследования. Общие – анализ, обобщение и т.п. Частные – те, которые используются в библиотековедческих исследованиях. Следует сказать, что в библиотековедческих исследованиях все чаще и чаще стали использоваться методы исследования, принятые в сопредельных науках: социологии, психологии, педагогике.

Основной метод, применяемый библиотековедами издавна – опрос читателей, как письменный (анкета), так и устный (интервью).

Наиболее распространенным инструментом получения информации о читателе является анкета, дающая возможность быстро получить большой объем сведений. Анкета является весьма сложным инструментом, ее применение требует знаний и опыта. Проблеме разработки и эффективного использования метода анкетирования посвящено немало литературы. Сейчас анкетные опросы проводятся как правило с помощью компьютерных технологий.

Интервью в библиотековедческих исследованиях встречается реже, хотя сведения, полученные таким методом весьма ценны.

При социологических исследованиях чтения сейчас все чаще используются такие методы как «фокус-группа» или метод глубинного интервьюирования. Этот метод является, по существу, тщательно спланированной дискуссией, нацеленной на сбор мнений в непринужденной обстановке.

Как альтернатива анкетному опросу может быть рассмотрен метод «репертуарных решеток»: испытуемый строит шкалу объектов по определенным измерениям. Возможности метода очень широки. Например, его можно применять при изучении читательского спроса, для выявления степени удовлетворенности запроса и др.

Часто методы опроса сочетаются с наблюдением и экспериментом. Эти методы дают объективную информацию, в отличие от субъективной, получаемой при использовании анкеты, поэтому их необходимо сочетать.

Следует сказать, что методика библиотековедческих исследований постоянно обогащается за счет освоения библиотековедами и библиотекарями-практиками современной социальной проблематики.

Рекомендуемая литература

1. Банк Б. В. Изучение читателей до Великой Октябрьской социалистической революций: работа с читателями. – М., 1981. – С. 96–102.

2. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей: проблемы социологии и психологии чтения. – М. – 1975. – С. 143–161.

3. Бутенко И. А. Особенности женского чтения // Сов. библиотековедение. – 1992. – № 3–4. – С. 30–41.

4. Бутенко И. А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. – 1999. – № 2. – С.117–120.

5. Гудков Л. Д. Конец журнального бума // Литературная газета. – 1991. – № 1. – С. 5.

6. Захарова Е., Осипова И. Выбирает читатель // Массовая библиотека: Сб. – 1993.

7. Крейденко В. С. Новые исследовательские методы как важный показатель прогресса библиотековедения и резерв повышения эффективности НИР // Методы исследования в библиотечной теории и практике : Сб. науч. тр. / Под ред. В. С. Крейденко. – 1991. – С. 84–99.

8. Мелентьева Ю. П. Библиотека и чтение юношества сегодня // Книжное дело. – 1994. – № 1. – С. 58–59.

9. Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике // Избранное : В 2-х т., 1975. – Т. 1. – С. 35–104.

10. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию. – М. : 1977. – 264 с.

11. Рейтблат А. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в. – М. : Изд-во МПИ, 1991. – 224 с.

12. Трубников С. А. Типология читателей художественной литературы. – М. : МГИК, 1978. – С. 36–38.

13. Чтение в вашей жизни по итогам социологического исследования в городах РСФСР: Материалы к обсуждению/ Мин-во культуры РСФСР. Отраслевая социологическая служба; ГБЛ. – М. : 1988. – 64 с.

14. Чудинова В. П. Литературная социализация детей и подростков // Социол. исследования. – 1992. – № 2. – С. 83–89.

15. Шапошников А. Е. Социологические исследования чтения лиц с физическими недостатками // Пути повышения эффективности библиотечно-библиографического обслуживания трудящихся: Межвуз. сб. научн. тр. ЛГИК. Вып. 38. – М. : 1978. – С. 3–20.

Вопросы для самопроверки

1. Какие из проведенных в дореволюционной России исследований чтения кажутся вам наиболее интересными сегодня?

2. Какие аспекты проблемы чтения были рассмотрены в исследовании "Книга и чтение в жизни небольших городов"?

3. В чем отличие социологического и психологического подходов к изучению читателей?

4. Какие характеристики чтения могут лежать в основе дифференциации читателя художественной литературы?

5. Какие методы исследования наиболее часто используются библиотековедами?

Мысль в подарок

Даже самый неудачный ребенок, который натолкнулся на ценности библиотеки, сидит вместе с великим гением Земли и поворачивает ключ к целому миру.

Тед Хьюджес, 1977