|
||||||||||||||||||||
История вопросаИзучение читателя (чтения) в России началось в середине XIX в. В интересе к этому вопросу тесно переплелись две тенденции: первая – просветительская, основанная на традициях русской либеральной интеллигенции; вторая – пропагандистская, которая была связана с зарождающимся революционным движением и с необходимостью революционной пропаганды среди так называемой «массы», то есть низших слоев общества (крестьян, рабочих, ремесленников). Первыми исследователями чтения были не библиотекари, как можно было бы ожидать, а педагоги-просветители, писатели, статистики, народники, революционеры-демократы и другие. Одним из первых к изучению народного чтения обратился Л.Н.Толстой. В конце 50-х – начале 60-х гг. он собирал с помощью учителей начальных школ сведения о народном читателе по специальной программе, напечатанной в журнале «Ясная Поляна». В 70–80-е видный педагог и организатор народных школ Н.А.Корф изучал доступность книг крестьянам, их читательские интересы, мнения о литературе. Его опыт, методика исследования широко использовалась в Харьковской женской воскресной школе, при которой работал кружок X.Д.Алчевской. Преподавательницы, собиравшиеся в нем, изучали чтение женщин-работниц, вели беседы с читателями о прочитанном, проводили сеансы громкого чтения и т.п. На основе многолетнего наблюдения, анализа записей в дневниках учительниц, изучения отзывов читательниц о книгах был издан трехтомный указатель «Что читать народу?» (1884–1906), в котором были даны оценки книг для народного и детского чтения. Следует сказать, что этот труд был весьма высоко оценен: он получил малую золотую медаль на Первой Всемирной выставке в Париже! Позже к опыту Х.Д.Алчевской обращались многие. В 70-е гг. в целях изучения народных настроений предпринималось так называемое «хождение в народ». «Народники» изучали все проявления народной жизни, в том числе и чтение крестьян. При этом использовали такие методы, как беседа (с покупателями, офенями), наблюдение за покупателями в книжных лавках, на ярмарках, в крестьянских домах. Так, в Тверской губернии изучением культурного уровня и читательских интересов крестьянства занимался мировой судья А.П.Мичурин. Он по своей инициативе провел перепись имевшихся у крестьян книг, ознакомился с местной книжной торговлей. Свои наблюдения А.П.Мичурин обобщил и опубликовал в 1881 г. Читателя-крестьянина изучали исследователи Л.И.Шаховской, А.С.Пругавин, В.И.Орлов, основатель земской статистики, а также некоторые комитеты и общества распространения грамотности в народе. Наибольший вклад в изучение читателей в России XIX в. внес Н.А.Рубакин (1862–1946). Видный библиограф, библиотековед, книговед, социолог, публицист, популяризатор научных знаний, организатор и теоретик самообразования осуществил централизованное изучение читателей по специально разработанной программе. В его основной работе по данной проблеме – «Этюдах о русской читающей публике» (1895) – дана характеристика чтения различных слоев общества. В этом исследовании впервые была сделана попытка социологического подхода к анализу чтения, т.е. взаимосвязь качественных и количественных характеристик чтения и социального статуса читателя, условий его жизни. После 1917 г. одной из государственных задач стало изучение настроений народа, в том числе и его чтения. Основными организаторами исследований стали библиотеки, которые уже выполняли идеологические функции. Изучались читательские интересы крестьян, молодых рабочих, красноармейцев и т.д. Изучение читателей проводили не только библиотеки, но и издательства, редакции газет и журналов, книжные магазины и т.д. На основе полученных данных в значительной мере формировался и осуществлялся выпуск литературы для массового читателя. В 30-е гг. в России начали
разрабатываться теоретические и методические
основы изучения читателей: вопросы психологии
чтения и читателя, библиотечной психологии, а
также вопросы эффективности применения тех или
иных методов изучения читателей (работы Возвращение к изучению чтения было осуществлено только в годы «оттепели» – в 60-е гг. ХХ в. В это время использовался уже не один-два, как в исследованиях 20–30-х гг., а комплекс методов (опрос, эксперимент, наблюдение, анализ документации и др.). Вообще, для этого периода характерно проведение централизованных больших исследовательских работ. Они дали широкую картину чтения в нашей стране. Были изучены читательские интересы и предпочтения молодежи (рабочей и студенческой), школьников, специалистов (учителей, инженеров и др.). Изучались приобщенность к чтению художественной литературы, содержание чтения, «рейтинг», как сказали бы сегодня, популярных авторов. В этих исследованиях ставился вопрос о соотношении читающей и нечитающей публики, изучались особенности чтения общественно-политической, естественнонаучной и технической, художественной литературы, выявлялись мотивы чтения, критерии оценки прочитанного. Впервые в нашей стране изучалась роль библиотеки и ее связи с прессой, радио, телевидением в организации чтения, анализировалась система снабжения и обслуживания населения книгой (не только из библиотек). Наряду с перечисленными изысканиями в стране проводились и другие, локальные исследования, раскрывающие особенности чтения основных социальных групп населения (рабочего класса, колхозников, молодежи, специалистов). Отдельные аспекты чтения рабочих изучались в таких исследованиях, как «Книга в жизни рабочей молодежи» (1966), «Читательские интересы ленинградской рабочей молодежи» (ЛГИК, 1967). Изучение чтения специалистов проводились в рамках проблемы «Библиотека и научно-техническая информация» в 1965–1969 гг. под руководством ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Исследовались запросы специалистов, характер их чтения, цели обращения в библиотеки и отделы научно-технической информации (НТИ), отношение к различным формам работы библиотек и др. На этой основе сделаны выводы о путях совершенствования библиотечного обслуживания науки и производства. Немало исследований было посвящено изучению чтения молодежи: названные выше исследования чтения молодых рабочих, «Чтение строителей комсомольских строек» (1968–1978), «Юный читатель – 80» (в нем изучалось чтение учащихся старших классов средних школ, техникумов, ПТУ), «Книга в жизни молодежи современного советского села» (1968–1978), организатором которых была Государственная Республиканская юношеская библиотека (сейчас – РГЮБ). Был разработан масштабный проект «Книга и чтение в жизни советского общества», в рамках которого были проведены исследования «Советский читатель» (монография вышла в 1968), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (монография – 1973), «Книга и чтение в жизни советского села» (монография – в 1978), «Советский рабочий – читатель» (1980). Особое место среди этих проектов занимает исследование «Место личных собраний в системе обслуживания населения книгами» («Домашняя библиотека»), которое проводилось в 1983–1985 гг. ГБЛ совместно с центральным правлением Всесоюзного Общества Книголюбов почти во всех регионах страны. В исследовании, в частности, характеризуется соотношение чтения книг в домашней и общественной библиотеках. Следует отметить, что опыт российских исследователей по проблемам чтения привлекал внимание и зарубежных коллег. Так, в конце 70-х гг. проводилось международное изучение чтения на тему «Восприятие художественной литературы рабочими социалистических стран», а также международное сравнительное исследование «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках» этих стран. Со второй половины 80-х гг. в России происходят существенные политические и социально-экономические изменения, оказавшие влияние и на развитие библиотек, и на изучение их читателей. Исследования чтения локализуются. Пожалуй, последним централизованным исследованием, можно считать работу «Чтение в Вашей жизни» (РГБ и ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина – ныне Российская национальная библиотека, СПб). РНБ предпринимает также попытки объединить усилия специалистов по изучению библиотечного чтения, осмыслить интеллектуальный опыт, накопленный в этой области. Это в определенной мере реализовано в подготовленном сборнике «Что мы читаем? Какие мы?» (1993), который создан в рамках исследовательской программы «Чтение в России». Среди организаций, которые в 90-е годы наиболее активно изучали чтение, можно назвать Всероссийский центральный институт общественного мнения (ВЦИОМ), НИИ культурологии, в трудах которого вопросы чтения рассматриваются с социокультурологических позиций, научно-исследовательский институт книги, результаты исследований которого находят отражение в научном сборнике «Книга: исследования и материалы», в систематически проводящихся конференциях по книговедению, статьях в журнале «Книжное дело» и других изданиях, Фонд «Чтение» им. Н.А.Рубакина, осуществляющий исследования совместно со службой общественного мнения Б.А.Грушина, РГБ, Российская государственная юношеская библиотека – РГЮБ, Российская государственная детская библиотека – РГДБ, научно-внедренческий центр «Библиомаркет», ГПНТБ и др. Результаты исследований этих организаций достаточно хорошо освещены в средствах массовой информации и в первую очередь в профессиональной печати. В публикациях осмысливается новая ситуация в чтении, дается ее сравнение с прошлым, показывается роль чтения как индикатора глубинных социокультурных процессов. Появились работы, раскрывающие изменение характера чтения в исторической ретроспективе. В конце 80-х – начале 90-х гг. сотрудники сектора социологии чтения РГБ продолжают «замеры» чтения, которые начаты исследованием «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках», изучают формирование и распространение книжного потока, соотношение предложений книжного рынка и потребностей читателей, исследуют особенности чтения в семье в рамках программы «Библиотека и семейное чтение», вопросы чтения религиозной литературы в библиотеках, изучают детское чтение (программа «Что читают дети мира»), общественное мнение о библиотеках. Активны в изучении чтения юных читателей отделы социологии и психологии РГЮБ, РГДБ: они разрабатывают собственные программы и методики исследования детского и юношеского чтения. Многие проблемы чтения обсуждаются на международных конференциях, семинарах ИФЛА, ЮНЕСКО. Основные подходыВажнейшей целью изучения чтения является создание типологии читателей. Типология читателей, их дифференциация, занимают особое место в библиотековедческих исследованиях и в практической деятельности библиотек. Первая попытка провести научную дифференциацию читателей была предпринята еще Н.А.Рубакиным. Он рассматривал дифференциацию читателей как процесс объективного расслоения читающей публики, в котором проявляется диалектическое единство общего, особенного и единичного в читательской деятельности. Общее связано с интегрированностью читательских характеристик, с известной стереотипностью поведения читателей. Особенное характеризует читательскую группу с присущими ей характерными признаками – социальная среда, образование и др. Единичное, индивидуальное отражает особенности конкретного человека, индивида. Составленная Н.А.Рубакиным «формула читателя» отражала особенности познавательной деятельности и свойств личности российского читателя. В книге «Этюды о русской читающей публике» Н.А.Рубакин выделил две группы: читатели из привилегированных классов и народный читатель. Таким образом им был использован социологический подход, при котором дифференцирующим признаком становятся социальные и демографические характеристики читателя (социальное положение в обществе, возраст, пол и др.). Именно социологический подход был долгое время главенствующим при определении основных типов читателей. Так, на основании возрастного признака выделялись такие читательские группы, как «дети» и «юношество»; на основании пола – «читатели-мужчины» и «читатели-женщины»; на основании профессиональной принадлежности – «читатели-рабочие», «крестьянский читатель» и «читатель-специалист». Иногда дифференциация шла на основании нескольких признаков – «молодой рабочий читатель», «чтение женщины-крестьянки» и т.п. Именно такая дифференциация использовалась в большинстве названных выше исследований. Социологический подход к исследованию различных категорий читателей широко применяется на всех уровнях проведения исследований – в государственном и местном масштабах, в каждой конкретной библиотеке. Следует сказать, что использование социологического подхода к изучению чтения дает достоверные знания о количественных характеристиках чтения, однако он не может дать представление о качестве чтения, об особенностях восприятия, переработки и понимания текста. Поэтому наряду с социологическим подходом к изучению чтения одновременно формировался и другой – психологический – подход к проблеме дифференциации читателей, в основу которого были положены особенности восприятия текстов, отношения к чтению, книге, мотивов чтения и т.д. Основы психологического подхода были заложены также в исследованиях Н.А.Рубакина, особенно в его основной работе «Психология читателя и книги: краткое введение в библиологическую психологию», где ученый попытался выделить читательские типы на основании восприятия текста и решить проблему соответствия – «каждому читателю – его книгу». В наше время психологический подход к выделению читательских типов в известной степени был реализован в исследованиях «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках» (1985), «Книга и чтение в зеркале социологии» (1990), в трудах Санкт-Петербургской академии культуры (ранее ЛГИК) «Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения» (1980), «Психология чтения и проблемы типологии читателей» (1984). Эти публикации внесли значительный вклад в разработку теоретических основ читательской деятельности, дали эмпирическое обоснование типологии читателей по психологическим признакам. Типология читателейВ настоящее время психологический подход к дифференциации читателей основывается, в основном, на таких факторах, как, мотив чтения, читательская направленность, уровень культуры чтения и др. Мотивы чтения – деловые, самообразовательные, рекреационные – отражают социальный опыт читателя, его индивидуально-типические особенности и психологические характеристики. Знание мотива чтения позволяет библиотекарю более эффективно оказывать помощь читателю. Читательская направленность – более широкое понятие, охватывающее все сферы читательской деятельности и психики – от читательских потребностей до интересов и целей чтения. Уровень культуры чтения является еще более интегральным понятием, куда входит не только мотив и цели чтения, но и умение личностью оценивать прочитанное, глубоко воспринимать текст. Необходимо отметить, что проблема дифференциации, выделения читательских типов оказалась чрезвычайно сложной и до сих пор не нашла своего полного решения. Наиболее подробно описаны типы читателей художественной литературы. Значительным вкладом в разработку типологии читателей художественной литературы стала классификация И.Е.Рыскина, предложенная еще в 30-х гг., в которой в качестве ведущего критерия рассматривались этапы развития читательской культуры. Автор исходил из двух показателей: а) что ищет читатель в художественном произведении, что он считает главным достоинством и кладет в основу своей оценки произведения; б) анализирует ли читатель прочитанное произведение и если да, то какие именно стороны произведения он анализирует. В соответствии с уровнем культуры чтения выделяются 3 группы читателей: 1 группа – читатели, которых в произведении больше всего интересует сюжетно-фабульная сторона. Они ищут в книге изображения сильных чувств, предпочитают книги, которые вызывают ответные эмоции. У читателей явно преобладает установка на развлекательный тип чтения, они неразборчивы в выборе литературы, не имеют способности к анализу произведения, к самостоятельным оценкам и суждениям. 2 группа – читатели, для которых характерна познавательная направленность эстетического восприятия и способность обдумывать, анализировать прочитанное произведение. 3 группа – отличается от предыдущих высокой эстетической культурой, пониманием художественных достоинств произведения, умением анализировать прочитанное. Авторы современных типологий С.И.Трубников, Л.И.Беляева и другие анализируют читательскую деятельность в более широком диапазоне многообразных проявлений. Например, С.И.Трубников выделяет следующие типы читателей художественной литературы: Первый тип – читатели с неопределившимся вкусом. Их характеризует случайность и хаотичность выбора книг, неопределенность литературно-художественных интересов. Типичный запрос таких читателей: «Дайте что-нибудь интересное»; Второй тип – читатели с односторонней направленностью интересов и неразвитостью других сторон вкуса. У этих читателей ярко выражена односторонность выбора литературно-художественных произведений (только про шпионов, только про любовь, только про войну); Третий тип – читатели с односторонней направленностью интересов и относительной развитостью других сторон вкуса. Читателей этого типа также характеризует односторонность (тематическая, жанровая и т.д.) выбора литературно-художественных произведений для чтения, но при этом они обладают относительно развитой способностью оценивать произведения, извлекать уроки из ошибок выбора. Если для читателей первых двух типов характерно пассивно-потребительское отношение к художественной литературе, то в третьей группе довольно часто наблюдаются читатели с активно-деятельным отношением (стремление к общению на материале прочитанных произведений, участие в литературных конференциях, диспутах). Четвертый тип – читатели с
разносторонними интересами и относительно
неразвитыми другими сторонами
литературно-художественного вкуса («эклектичный
вкус»). Для этого типа характерна большая
активность в выборе литературно-художественных
произведений. Пятый тип – читатели с негармонически развитыми сторонами литературно-художественного вкуса («негармонически развитый вкус»). Эти читатели отличаются активностью выбора произведений, широтой и разносторонностью интересов к литературе. Для их чтения в целом характерна хаотичность, неустойчивость интересов, но даже в их интересах можно наблюдать отсутствие должного единства и согласованности. Шестой тип – читатели с относительно гармоничным развитием всех существующих сторон литературно-художественного вкуса. Эту группу характеризуют широта, разносторонность и целенаправленность выбора. В качестве ведущего признака типологии читателей известный психолог Л.И.Беляева выдвинула психологию восприятия литературно-художественного произведения. Каждый читательский тип обуславливается характерными для выделенной группы мотивами, установками, стимуляторами чтения, при этом учитываются особенности восприятия текста и критерии его оценок, последействие произведения. Автором выделено пять типов читателей:
Анализ типологий ясно показывает их условность. Очевидно, что читательская аудитория весьма сложна, как сложен и отдельный человек со своими индивидуальными читательскими интересами, потребностями и мотивами чтения. Пока очевидно, что единой универсальной классификации, о которой мечтал Н.А.Рубакин, быть, видимо, не может, однако, некоторые читательские характеристики являются общими для определенных читательских групп. Современная ситуация в России заставляет библиотековедов и, особенно, библиотекарей-практиков обратить внимание на такие читательские группы, как лица с особыми читательскими потребностями (инвалиды), маргиналы, мигранты и т.д. Изучать их читательские потребности и отвечать на них – важная социальная задача современной библиотеки. К сожалению, опыт работы российских библиотек с этими категориями читателей пока весьма невелик, в то время как зарубежные публичные и школьные библиотеки делают немало, чтобы способствовать читательскому развитию этих групп. Методы исследованияВ любом исследовании, в том числе и в процессе определения типологии читателей большое внимание придается методике исследования. Анализ проведенных исследований позволяет говорить о том, что в библиотековедении сложилась определенная методика изучения чтения, которая, конечно, варьируется в зависимости от того, какую цель ставит перед собой исследователь. Традиционно выделяют так называемые общие и частные методы исследования. Общие – анализ, обобщение и т.п. Частные – те, которые используются в библиотековедческих исследованиях. Следует сказать, что в библиотековедческих исследованиях все чаще и чаще стали использоваться методы исследования, принятые в сопредельных науках: социологии, психологии, педагогике. Основной метод, применяемый библиотековедами издавна – опрос читателей, как письменный (анкета), так и устный (интервью). Наиболее распространенным инструментом получения информации о читателе является анкета, дающая возможность быстро получить большой объем сведений. Анкета является весьма сложным инструментом, ее применение требует знаний и опыта. Проблеме разработки и эффективного использования метода анкетирования посвящено немало литературы. Сейчас анкетные опросы проводятся как правило с помощью компьютерных технологий. Интервью в библиотековедческих исследованиях встречается реже, хотя сведения, полученные таким методом весьма ценны. При социологических исследованиях чтения сейчас все чаще используются такие методы как «фокус-группа» или метод глубинного интервьюирования. Этот метод является, по существу, тщательно спланированной дискуссией, нацеленной на сбор мнений в непринужденной обстановке. Как альтернатива анкетному опросу может быть рассмотрен метод «репертуарных решеток»: испытуемый строит шкалу объектов по определенным измерениям. Возможности метода очень широки. Например, его можно применять при изучении читательского спроса, для выявления степени удовлетворенности запроса и др. Часто методы опроса сочетаются с наблюдением и экспериментом. Эти методы дают объективную информацию, в отличие от субъективной, получаемой при использовании анкеты, поэтому их необходимо сочетать. Следует сказать, что методика библиотековедческих исследований постоянно обогащается за счет освоения библиотековедами и библиотекарями-практиками современной социальной проблематики. Рекомендуемая литература1. Банк Б. В. Изучение читателей до Великой Октябрьской социалистической революций: работа с читателями. – М., 1981. – С. 96–102. 2. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей: проблемы социологии и психологии чтения. – М. – 1975. – С. 143–161. 3. Бутенко И. А. Особенности женского чтения // Сов. библиотековедение. – 1992. – № 3–4. – С. 30–41. 4. Бутенко И. А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. – 1999. – № 2. – С.117–120. 5. Гудков Л. Д. Конец журнального бума // Литературная газета. – 1991. – № 1. – С. 5. 6. Захарова Е., Осипова И. Выбирает читатель // Массовая библиотека: Сб. – 1993. 7. Крейденко В. С. Новые исследовательские методы как важный показатель прогресса библиотековедения и резерв повышения эффективности НИР // Методы исследования в библиотечной теории и практике : Сб. науч. тр. / Под ред. В. С. Крейденко. – 1991. – С. 84–99. 8. Мелентьева Ю. П. Библиотека и чтение юношества сегодня // Книжное дело. – 1994. – № 1. – С. 58–59. 9. Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике // Избранное : В 2-х т., 1975. – Т. 1. – С. 35–104. 10. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию. – М. : 1977. – 264 с. 11. Рейтблат А. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в. – М. : Изд-во МПИ, 1991. – 224 с. 12. Трубников С. А. Типология читателей художественной литературы. – М. : МГИК, 1978. – С. 36–38. 13. Чтение в вашей жизни по итогам социологического исследования в городах РСФСР: Материалы к обсуждению/ Мин-во культуры РСФСР. Отраслевая социологическая служба; ГБЛ. – М. : 1988. – 64 с. 14. Чудинова В. П. Литературная социализация детей и подростков // Социол. исследования. – 1992. – № 2. – С. 83–89. 15. Шапошников А. Е. Социологические исследования чтения лиц с физическими недостатками // Пути повышения эффективности библиотечно-библиографического обслуживания трудящихся: Межвуз. сб. научн. тр. ЛГИК. Вып. 38. – М. : 1978. – С. 3–20. Вопросы для самопроверки1. Какие из проведенных в дореволюционной России исследований чтения кажутся вам наиболее интересными сегодня? 2. Какие аспекты проблемы чтения были рассмотрены в исследовании "Книга и чтение в жизни небольших городов"? 3. В чем отличие социологического и психологического подходов к изучению читателей? 4. Какие характеристики чтения могут лежать в основе дифференциации читателя художественной литературы? 5. Какие методы исследования наиболее часто используются библиотековедами?
|