Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Я иду на урок

Игорь Загашев

Заметки на полях

Пример занятия, направленного на развитие
критического мышления учащихся
на основе стратегии «Условные значки»

И опять перед вами пример занятия в технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Для тех, кто занимается на наших курсах повышения квалификации – это подспорье к лекции 2, для остальных – просто возможность попробовать свои силы в нетрадиционном подходе к работе с обычным научно-познавательным текстом. Дерзайте!

ХОД УРОКА

Для начала ведущий предлагает учащимся определить тему занятия. Для этого он зачитывает 1-й абзац статьи «Ядовитый снайпер», взятой из книги И.П.Сосновского «О редких животных мира», М., 1979 (см. далее).

Вопрос к ребятам: «Как вы думаете, о ком пойдет речь в статье?». Наверняка, кто-нибудь из детей выскажет предположение о кобре. Если же ученики не смогут по вступлению определить тему текста, то ведущий может им прочесть вслух еще два абзаца. Как правило, эти добавления уже не оставляют у детей сомнений, что речь идет именно о кобре: они либо читали сами, либо слышали что-то о кобрах.

После того, как в обсуждении определена тема статьи, ведущий предлагает ребятам индивидуально записать «в столбик» все, что вы знаете или считаете, что знаете о кобрах».

На этом этапе некоторые учащиеся могут столкнуться с трудностями: с чего начинать, поэтому ведущий позволяет смотреть в записи соседа по парте (если тот, конечно, разрешает это делать). Спустя минуту-две после начала этой своеобразной «инвентаризации» своих знаний и догадок, ведущий изображает на доске (или флип-чарте) кластер («гроздь»), наподобие этого.

Не нужно специально привлекать внимание учащихся к вашему рисунку, но и запрещать это делать также не стоит. Эта «заготовка» призвана немного помочь сориентироваться тем, кому это нужно, а другие обратят на нее внимание несколько позже.

Итак, спустя 3-4 минуты, можно приступить к обсуждению предварительных списков. Некоторые учителя спрашивают: «А разве хорошо, если ребенок напишет в тетради неправильный факт?» или «Зачем тратить время? Не проще ли сразу рассказать о кобрах без всяких игр в “угадайку”?». По поводу первого вопроса – критически мыслящий человек прежде всего критичен к своим мыслям, предположениям, умеет анализировать собственные ошибки и неточности. Именно поэтому – если мы хотим развивать критическое мышление, конечно, – разумно тратить время на актуализацию своих представлений по данной теме.

Что же касается второго вопроса, то, конечно же, проще все рассказать и не тратить время на какие-то игры – если мы НЕ хотим развивать критическое мышление. Мышление у человека развивается тогда, когда он активен. Еще М.Монтень писал: «Познание происходит только в деятельности».

Все работают в разном темпе. Поэтому мы предлагаем потратить еще 2-3 минуты, чтобы ребята обсудили получившиеся списки с соседями по парте (или в четверках). Можно при этом что-то добавлять, менять.

На данном этапе от ведущего требуется определенная наблюдательность: прислушиваясь к обсуждениям детей, он может понять, что вызвало споры, то есть, выявить «точки напряженности», а также определить учащихся, наиболее сведущих в данном вопросе.

Перейдем к следующему этапу. Ведущий говорит, например: «А теперь, ребята, посмотрите на доску, где я написал те вопросы, которые можно было бы изучить при рассмотрении темы “Кобры”. Как вы считаете, чего здесь не хватает. Каких “блоков” здесь нет? Загляните в те списки, которые вы составили». Ученики что-то добавят. Таким образом, «гроздь» разрастается. От каждого отдельного «эллипса» отходят несколько стрелок, расшифровывающих тот или иной аспект темы.

Как уважаемый коллега понимает, на данном этапе дети могут выносить неверные предположения и сообщать неверные факты. Мы их все равно фиксируем, но около них, а также около фактов, вызвавших споры, мы ставим какой-нибудь значок, например, «?», чтобы обозначить те моменты, которые хотелось бы прояснить. Обычно подобная процедура составления «грозди» занимает около 7–10 минут. Надо сказать, что размеры доски должны быть соответствующими (это вопрос предварительного планирования). Если же в кабинете доски нет, либо она очень маленькая, то ведущий начинает работу на небольшом листке бумаге, чтобы дети поняли принцип работы, – а затем они работают в четверках, составляя общую «гроздь», а ведущий переходит от четверки к четверке и консультирует ребят по тем или иным вопросам.

«Итак, – обращается ведущий к детям, – мы еще не начали изучать эту тему, а уже столько узнали о ней друг от друга. Причем, я, как вы заметили, почти не участвовал в этом процессе, а только помогал вам. Мы выяснили, над какими темами нам особо стоит поработать, какие из них вызвали противоречивые мнения (например, о классификации или размножении кобр), да и, наверняка, мы не все блоки темы назвали (например, юридические аспекты взаимодействия человека и кобры или мифология кобры). Теперь у нас есть возможность проверить свои предположения и расширить свои знания».

На этом этапе ведущий объясняет процедуру дальнейшей работы с текстом.

«Сейчас мы будем читать статью о кобрах. Я вас попрошу делать это с пометками. Познакомьтесь, пожалуйста, с условными значками.

«3» (галочка) – я уже знал это, но в данный момент забыл, не успел вспомнить.

«–» – эти данные противоречат моим предположениям, я считал иначе.

«+» – новая информация, даже и не мог подумать, что это так!

«?» – сомнительная или недостаточная информация; надо побольше об этом узнать.

Значки ставим на полях карандашом. Ребята, не нужно слишком часто ставить значки. Попытайтесь выделять наиболее важные факты по данной теме!».

Если ведущий считает невозможным, чтобы дети ставили галочки и плюсики прямо в книге, то они могут это делать на листочке, лежащем рядом с полями книги, только нужно обозначить на нем верх и низ страницы, чтобы потом можно было сопоставить пометки с текстом.

Итак, читаем текст, делаем пометки. Желательно, чтобы ведущий также это делал вместе с детьми (даже если он читал этот текст уже сто раз!). Сотрудничая, он становится органичной частью целого, а не инородным телом в образовательном процессе.

Обычно подобное чтение этого текста с пометками у подростков занимает около 15 минут.

Учитывая различный темп работы, можно использовать какие-то регуляторы активности учащихся. Например, на магнитной доске учитель может повесить три «грибка» или других предмета и сказать, что читать мы закончим тогда, когда с доски «пропадет» последний «грибок». Для более взрослых детей можно просто время от времени вслух напоминать, что осталось столько-то минут.

Тем не менее, все равно не все завершат работу в одно и то же время. Ничего страшного! Пусть те, кому надо дочитать, дочитывают. А ведущий просит тех, кто уже прочел составить таблицу из четырех горизонтальных граф (см. текст Лекции 2).

В эту таблицу ведущий просит детей индивидуально занести ключевыми словами, сокращенно, наиболее важные для них сведения, связанные с темой «Кобры». Пройдя по рядам, ведущий может составить представление о наиболее важных моментах данной темы с точки зрения учеников. Также можно понять, что является наиболее непонятным, требующим разъяснений. Например, кто-то из детей может в графу, обозначенную знаком «?», написать «Защита от укусов». То есть, информации, изложенной в статье оказалось недостаточно, чтобы понять, как же все-таки защищаться от укусов кобр. И тут ведущий может пойти двумя путями.

Если вопрос частный, то на него можно ответить сразу же, предварительно попросив остальных школьников послушать ответ и как-то отразить его на изначальной «грозди». Если же вопрос достаточно широкий: «Использование яда кобр в медицине», то можно попросить группу школьников подготовить сообщение на эту тему к следующей встрече.

Далее ведущий предлагает вниманию небольшую лекцию о кобрах (возможно, с видеоматериалами), основанную на запросах школьников, а затем – вместе с учащимися он корректирует первоначальную «гроздь»: что-то добавляет, что-то «стирает».

В заключении учащиеся составляют у себя в тетрадях собственную «гроздь» на тему «Кобры». В эту «гроздь» должны входить только те пункты, которые являются для запоминания и понимания темы наиболее значимыми. Ясно, что в эту «гроздь», в этот кластер не обязательно должны входить те сведения, которые были данному ученику известны еще до занятия, а также – какие-то мелкие, несущественные факты. Эта «гроздь» – своеобразная шпаргалка. А для ведущего – обратная связь по поводу знаний ребенка и уровня развития его аналитических способностей.

Этот рисунок, вместе с таблицей, учащийся вкладывает в свой портфолио, который, возможно, посвящен изучению какой-то более широкой биологической темы. Эти записи могут помочь лучше подготовиться к выступлению на данную тему.

ЯДОВИТЫЙ СНАЙПЕР

Ядовитый снайпер, о котором пойдет речь, не имеет ни рук, ни ног. Но перед тем, как выстрелить из своего грозного оружия, он занимает определенное положение: стойка его при этом уверенная, и промахи случаются редко. Целится снайпер только в глаза противника, поражает их молниеносно и с предельной точностью.

Вот с таким снайпером была у меня встреча неподалеку от Шереметьевского аэропорта, в 25 км от Москвы, – на Центральной зообазе фирмы «Зоообъединение».

Самолетом из Африки были доставлены ящики с живым грузом. В них – крепко завязанные полотняные мешки, и на каждом этикетка с надписью на английском и латинском языках. Специалистам не стоило труда по этим надписям разобраться, что содержится в мешках. Но на одном из них этикетки не оказалось, то ли она потерялась, то ли забыли прикрепить. Когда этот тяжелый безымянный мешок подняли, в нем кто-то громко зашипел. Мешок ожил, затрепыхался. Его положили обратно в ящик, закрыли крышкой и придавили грузом. Внимательно осмотрели сам ящик и внутри и снаружи, нет ли где-либо надписи, которая раскроет секреты мешка. Но тщетно – надписи так и не обнаружили, а освобождать пленника надо. Тогда мешок вновь извлекли и вытряхнули его содержимое в другой пустой и высокий ящик, после чего быстро накрыли его толстым стеклом. И пленник мешка стал виден во всей своей красоте.

Пленник был более 2 метров длиной. Черная чешуйчатая кожа на туловище отливала металлическим блеском, а поперечная полоска на горле была ярко-оранжевой. Очень эффектно. Слегка отодвинув стекло, в образовавшуюся щель-уголок просунули длинную палку с ременной петлей на конце. Эту петлю удалось набросить на голову пленника, затянуть его шею и извлечь из ящика.

Вокруг животного сгрудились люди. И вдруг раздался отчаянный крик. Один из стоявших в кругу людей схватился рукой за глаз и отпрянул в сторону. К счастью, тот, кто держал палку с петлей, не растерялся и сумел бросить пленника обратно в ящик, прикрыть вновь его стеклом, на котором моментально появились капельки желтовато-зеленой жидкости. Тут все стало ясно: черношейная кобра!

Что же произошло? В злополучном мешке находилась огромная ядовитая змея – черношейная кобра из саванны далекой Африки. В момент опасности кобра может «стрелять» ядом по глазам своих противников. Причем, в состоянии сильного возбуждения она способна производить даже скорострельную стрельбу (до 30 раз подряд) и таким образом справляться одновременно с несколькими противниками. При каждом «выстреле» две тончайшие струйки яда под давлением особых мускулов с большой силой выбрасываются через каналы ядовитых зубов и с оптической точностью достигают цели, удаленной на расстояние в несколько метров.

Попавший в глаза яд черношейной кобры моментально вызывает сильную, резкую боль, а потом помутнение роговицы. Естественно в природе противник кобры вынужден отступить, обратиться в бегство, а она спокойно уползает. Дикие животные, пострадавшие от «выстрела» ядовитого снайпера, слепнут. Может ослепнуть и пострадавший человек, если ему не оказать своевременную помощь. В происшествии на зообазе от яда кобры человек был спасен.

Не только черношейная кобра поражает своих противников ядом на расстоянии. Такой же способностью обладает и другая африканская кобра – ошейниковая. У этих двух кобр есть сородич в Азии. Он живет на островах Ява, Сулавеси и Малых Зондских, а именуется очень образно – плюющая индийская кобра. Длина этой змеи около 2 м, тело ее мускулистое, стройное, очень подвижное. Свои снайперские способности она использует в обороне против сильных и крупных врагов, внезапно наскочившего хищника – тигра, орла, красного волка, большой собаки и, конечно, против человека, если он посягает на ее жизнь. Добычу свою кобра кусает ядовитыми зубами, а, умертвив, заглатывает. Интересно, что у стреляющих кобр «пистолеты» – кривые ядовитые зубы – имеют ядопроводящие отверстия не на конце ядовитых зубов, а на передней их стенке на некотором расстоянии от окончания зуба. При опасности змея поднимает вертикально переднюю часть туловища, приоткрывает пасть, освобождает из десен верхней челюсти ядовитые зубы, направляет их отверстиями в цель и быстрым, сильным сжатием мускулов, окаймляющих ядовитые железы, выбрасывает две струйки яда в глаза противника.

Стреляющие кобры опасны, но следует ли их и других ядовитых змей причислять к врагам человека? Оказывается – далеко не всегда и не везде.

В наше время на земном шаре насчитывают около 3000 видов змей, из которых примерно 15% обладают ядовитостью. Половина количества этих ядовитых змей встречается очень редко. Остальные змеи в ряде стран Южной Азии, Южной Америки, Африки и Австралии причиняют некоторый вред, и укусы их могут быть смертельны, если вовремя не оказать пострадавшему медицинскую помощь. В пределах стран Содружества Независимых Государств обитает 58 видов змей, из которых 10 видов ядовитые. Опасны ли они для населения? Пожалуй, нет. Случаи укусов ядовитыми змеями со смертельным исходом у нас крайне редки. Причем такой исход наступает, как правило, когда применяют неверные, «народные» способы оказания помощи, не обращаясь в медицинские учреждения.

И все же, какая необходимость защищать ядовитых змей, если они ядовиты? Есть такая необходимость,
и именно в силу того, что они обладают ядовитостью. В республиках Средней Азии и Кавказа приняты меры, ограничивающие отлов ядовитых змей и запрещающие их уничтожение. А такие змеи нашей фауны, как среднеазиатская кобра, кавказская, носатая и малоазиатская гадюки, зарегистрированы в Красной Книге. Сделано это по двум причинам.

Во-первых, потому, что несведущие люди, а их, к сожалению, еще много, питающие к змеям неприязнь, считают свои долгом убивать всех ползучих и убивают, в том числе весьма полезных неядовитых змей, уничтожающих насекомых и их личинок, мышевидных грызунов и других вредителей сельского и лесного хозяйства. Некоторые принимают за змей и безногих ящериц. А известно, что наши безногие ящерицы – желтопузик и веретеница – истребляют вредителей наших лесов, садов, полей и огородов.

Во-вторых, биологи и медики давно установили, что яд змей очень целебен. И сейчас в медицинской практике широко применяют различные лечебные препараты, изготовляемые из яда разных видов змей. Их применяют при лечении спазмов сосудов сердца, бронхиальной астмы, некоторых опухолей и др. С каждым годом потребность в змеином яде возрастает, и наша фармацевтическая промышленность испытывает в нем большую нужду, а источники его получения – только живые змеи. Разводить их в питомниках сложно и трудно, хотя такие питомники у нас имеются, но вопросы содержания и размножения в них ядовитых змей изучены пока недостаточно. Продуктивность питомников, конечно, не покрывает потребности фармацевтических предприятий, изготовляющих лекарства из змеиного яда. Значит, вся надежда только на змей, живущих в природе.

За последние годы я получил очень много писем примерно с такими вопросами и просьбами: «Как истребить змей там, где расположен пионерский лагерь?»; «У нас в подвале дома завелись змеи. Чем их уничтожить?»; «Какие приманки или яды вы можете порекомендовать, чтобы уничтожить змей в лесу около дома отдыха?»; «У нас в совхозном фруктовом саду завелись змеи, длинные, черные, как от них избавиться?» и т.п. На все эти вопросы можно ответить так: не поддавайтесь суевериям, вымыслам и ложным рассказам «очевидцев» об опасности змей для человека. Помните, и это доказано наукой, неядовитые и ядовитые змеи никогда намеренно на человека не нападают. А вы при случайной встрече со змеей, уступите ей путь, – это не унизит ваше достоинство, а преследовать вас она не будет. Змея не прыгает, не катается колесом и не обладает чудодейственным гипнозом. Это выдумки. Однако, собирая грибы, ягоды, цветы, валежник для костра, будучи на охоте или рыбалке, выбирая место отдыха, обследуя пещеры, будьте осторожны и осмотрительны, чтобы не столкнуться с ядовитой змеей. Ну, а если один из вас пострадает, не режьте себе укушенное место бритвой или ножом, не выдавливайте кровь из раны, не накладывайте жгутов выше укушенного места, не пейте вино или водку как лекарство – все это только усугубит отравление вашего организма ядом, осложнит течение болезни. Выход один – обратиться в ближайший медицинский пункт, где вам окажут квалифицированную помощь.

А теперь опять о кобрах. Одна из них живет в некоторых странах СНГ – среднеазиатская. У нее нет очкообразного рисунка, характерного для индийской кобры. Повстречаться со среднеазиатской коброй можно только в южных районах Туркменистана, Узбекистана и на юго-западе Таджикистана. Я неоднократно бывал там в экспедициях. В конце 30-х годов, пройдя за день 20–25 км по местам, где поселяются кобры, можно было повстречать этих змей 3–4 раза обязательно. Это было. В наше время кобр в Средней Азии стало очень мало.

Среднеазиатская кобра, образно говоря, змея благородная. При встрече она не бросается, а, наоборот, гордо приподнимается, раскрывает свой капюшон, кивает в вашу сторону, вежливо предупреждая: «Не подходи!». Она может и пошипеть. Но если вы не будете проявлять каких-либо агрессивных действий, опустит до земли приподнятую переднюю часть туловища, сложит капюшон и уползет.

Среднеазиатская кобра зарегистрирована в Красной Книге. Всего известно 6 видов кобр, с некоторыми мы уже познакомились. Но, говоря об этих змеях, нельзя не упомянуть о королевской кобре. О ней можно написать большую повесть. Королевской кобру называют совсем не потому, что она царствует в роду кобр,
а потому, что она – гроза других змей, которыми питается. В ее меню входят и ядовитые змеи, даже… кобры. Королева она и по своей величине. Достоверно известны экземпляры длиной 5–6 м. Обычная длина тела «королевы» не превышает 3–4 м, но и это – громадина. Королевская кобра распространена в Юго-Восточной Азии. В период размножения она избирает себе «короля», и они некоторое время живут вместе, охраняют свое гнездо, устроенное на земле из листьев, веток и сухой травы. Весь этот материал кобры сдвигают в большую кучу. В ее середине самка откладывает 20–30 яиц, засыпает их листьями, травой, а сверху укладывается сама – не столько для согревания яиц, сколько для их охраны. Развитие яиц продолжается 60–70 суток, и в это время кобры очень опасны. Круглые сутки «королева» и «король» на посту: малейшая опасность – они поднимают переднюю часть туловища над землей, примерно на полтора метра, расширяют ребра, образуя капюшон. Глаза кобр внимательно осматривают окрестности, изо рта непрерывно высовывается язычок. Кобры напряжены, как стальные пружины, и, если кто-либо приблизится к гнезду, следует стремительная атака, которая очень опасна даже для крупных животных. Взрослые королевские кобры окрашены однообразно в темные цвета, а вот кобрята имеют яркую полосатую окраску, их тело при выводе из яйца длиной примерно 50 см, но они уже обладают ядовитостью.