Картотека
опыта
Елена Афанасьева
Записки классного руководителя
Мне посчастливилось стать классным…
Работа классного руководителя, с одной
стороны, очень трудна, требует много времени,
больших затрат сил, постоянного взаимодействия
не только с детьми, но и с их родителями. Не все
учителя готовы взяться за эту работу. А еще и
документация, которая сваливается на наши
головы: планы, отчеты. Но с другой стороны! Жизнь
учителя в школе не должна ограничиваться только
одними уроками и своим предметом. Жить
с детьми полной жизнью, радоваться и удивляться,
способствовать развитию у них чувства
внутренней свободы, творческого начала! Это и
есть, с моей точки зрения, смысл работы классного
руководителя. То, о чем я пишу, возможно, не самое
главное в нашей работе. Но эти моменты
запомнились больше всего.
Сегодня работа классного руководителя
облегчена благодаря обилию литературы, в которой
представлены не только нормативные документы,
законодательные акты, но собран и обобщен опыт
работы классных руководителей. Безусловно,
знание законодательной базы необходимо, нужна
теоретическая подготовка
педагогов-воспитателей, но меня во всех
публикациях интересует, в первую очередь, опыт
моих коллег. Этим очень интересна вкладка «Без
расписания».
Выражаясь формальным языком, именно
классный руководитель – главная фигура,
определяющая процесс воспитания личности,
именно он осуществляет связи: ребенок –
учителя-предметники, ребенок – родители, ребенок
– остальные дети. Вкладка газеты оказывает
большую практическую помощь классным
руководителям. На ее станицах собран опыт,
который помогает в том или ином случае. Часто мы
тратим время, которого всегда не хватает, на
«изобретение велосипеда», а ведь многие наши
коллеги уже давно на нем ездят.
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.
В прошедшем учебном году мне
посчастливилось стать классным руководителем 5-х
«А» и «Б» класса (у нас они небольшие). Еще
накануне нового учебного года я не хотела брать
классное руководство: только что выпустила два
11-х. Были и личные причины: мой сын стал
первоклассником. И все-таки взяла…
Отчасти сыграло свою роль то, что
будущих моих ребят я прекрасно знала –
преподавала у них в начальной школе «Окружающий
мир»: любят школу, учиться, заниматься
внеклассной работой, любознательные, добрые,
внимательные. Передо мной прежде всего стояла
задача, чтобы дети не растеряли эти чудесные
качества, но и приумножили их.
Повезло мне и в том, что воспитателем
группы продленного дня стала замечательная
Татьяна Ивановна Колесова. Заботливая,
требовательная, добрая и строгая.
Как приблизить те годы?
Одним из основных направлений работы
классного руководителя я считаю так называемые
длительные формы работы. Хорошо бы при этом
сделать так, чтобы инициатива и ее реализация
принадлежали детям. Хотя осуществить это в 5-м
классе можно лишь частично, организуя совместную
деятельность с детьми на основе сотрудничества.
Примером такой продолжительной формы
работы в прошедшем и следующем учебном году
может служить подготовка к 60-летию Победы. Для
детей 5-го класса Великая Отечественная война –
«дела давно минувших дней». Поэтому, я считаю,
работа по подготовке праздника должна быть
длительной и всесторонней.
В начале 2004 года наша страна отмечала
60-летие прорыва блокады Ленинграда. В музее
современного искусства проводилась
фотовыставка, посвященная этому событию. Я
позвонила в музей, поинтересовалась, во все ли
залы можно вести детей 5-х классов. И, как
выяснилось, правильно сделала: работники музея
мне ответили, что экспозиции на 3-ем этаже
особенно тяжелы для детского восприятия. Я
посоветовалась с родителями. Мы решили, что детям
необходимо посетить эту выставку, но на 3-й этаж
не ходить. Накануне провели классный час.
Посмотрели на карте географическое положение
Санкт-Петербурга, изучили план города и его
окрестностей, определили, где стояли фашистские
войска, где могла быть Дорога Жизни.
Преподаватель истории Людмила Владимировна
Бобычева рассказала ребятам о Великой
Отечественной войне, о героическом подвиге
нашего народа.
На выставке экскурсоводов не было,
но с нами пошла Людмила Владимировна и провела
экскурсию (по договоренности с сотрудниками
музея). Она подолгу останавливалась перед каждой
фотографией, детально рассматривая ее с
ребятами. Затем дети просто разбрелись по залу. О
том, что Великая Отечественная – «предания
старины глубокой» для современных детей,
свидетельствуют их вопросы, например, «что такое
артобстрел».
Вторым этапом подготовки к 60-летию
Победы было обращение к теме «Медаль за бой». Нам
очень помогли географические задачи, которые
опубликовала газета «География» в № 18–2002 (мы
решали их на уроках георафии). Эти задачи
«увязывают» советские медали времен Великой
Отечественной войны (за взятие форпостов
противника, за оборону наших городов и за
освобождение столиц оккупированных фашистами
стран) и города Российской Федерации, а также
города-герои. В проведении этих уроков помог и
материал «Как рождался первый победный салют»
(«География», № 32–2003). Решение этих задач в
классе повлекло за собой разговоры о войне и в
семьях, где дети выясняли, кто из их
родственников был награжден теми или иными
медалями.
Дальше мы готовили
литературно-музыкальную композицию, посвященную
Дню Победы. Мы, маленькие, делали праздник для
всей школы. Отрадно, что администрация школы
поддержала нашу инициативу. Сценарий написала
наша преподаватель МХК Вера Викторовна Волкова.
Под руководством зам. директора по
воспитательной работе Марины Васильевны
Шимковой дети на уроках музыки разучивали песни
военного времени и современные песни о войне.
Особую, неоценимую помощь в подготовке
выступления оказал нам наш преподаватель
математики Александр Иванович Бражников. Многие
песни, исполненные детьми, носили не бравурный, а
лирический характер. Александр Иванович не
только аккомпанировал нам на гитаре, но и во
время репетиций (а они проходили и на больших
переменах) очень много времени уделял тому, чтобы
дети поняли смысл песен, чтобы за каждой строкой
видели тех людей, то время, о котором они пели.
Большую помощь в организации
репетиций уже на сцене актового зала оказала
Татьяна Ивановна Колесова, наш воспитатель
группы продленного дня.
Перед выступлением мы раздали
зрителям тексты песен, и весь зал нам подпевал. На
концерт мы пригласили наших родителей, дедушек и
бабушек. Как они нам аплодировали!
Потом мы решили показать нашу
программу пожилым людям – в Госпитале ветеранов
войн (идею выступления подсказала наш историк
Людмила Владимировна). Я обратилась к зам.
главного врача, она связала меня с библиотекарем
госпиталя и мы договорились о дне выступления.
На сцене госпиталя дети превзошли сами
себя! Аудитория – старики и старушки – очень
трогательно реагировали на выступления. Один
ветеран сказал, что, возможно, молодежь зря всю
поголовно ругают. Если, не дай Бог им выпадет
нелегкое испытание, они не подведут.
Очень интересно мнение детей.
Рассказывая о литературно-музыкальной
композиции дома, ученица Аня Шпектор сказала, что
может быть, мы кому-то жизнь продлили, а Яша
Махтюк сказал мне, что «такой адреналин в крови,
не то, что в школе!».
Неожиданностью для нас было письмо
нашему директору, Шамилю Яруковичу Сабитову, от
главного врача госпиталя, в котором руководство
благодарило его за наше выступление. Я прочитала
это письмо детям и, конечно, повесила в классе его
копию. Для детей это было важно.
Вы, конечно, обратили внимание, сколько
людей готовили с детьми эту
литературно-музыкальную композицию. Это и
преподаватели МХК, истории, математики, и
воспитатель группы продленного дня, и зам.
директора по воспитательной работе. Я уверена,
что только единой командой можно чего-либо
добиться.
Говоря о достижениях детей, я немного
отвлекаюсь от работы над нашим долгосрочным
проектом – о подготовке к 60-летию Победы.
Последним этапом проекта в прошлом
учебном году стало запланированное посещение
Пискаревского кладбища во время поездки в
Санкт-Петербург в конце учебного года. Это
посещение тоже заранее получило «добро» наших
родителей, поскольку дети маленькие, а
впечатления – тяжелые. Мы приехали в
Санкт-Петербург в понедельник утром. После
обзорной экскурсии пообедали и поехали на
Мемориал. Стояла тишина, народу в этот день почти
не было. Дети внимательно выслушали
экскурсовода, затем тихо разошлись по территории
кладбища. Я не узнавала своих немного
«сумасшедших», веселых, неугомонных детей. Они
подходили к экскурсоводу, просили
прокомментировать надписи на мемориальных
плитах. На следующий день во время свободной
минутки я попросила детей написать свои
впечатления о двух прошедших днях. Полина
Кудрявцева написала синквейн (кстати,
«технологию» написания синквейнов я узнала из
вкладки «Без расписания», № 10–2004):
Кладбище
Грустное, торжественное
Воевать, жить, умирать
Надо помнить всех
Пискаревское кладбище.
Мы с вами видим, что День Победы
превращается почти совсем в книжную дату для
наших детей. Многие дедушки и бабушки еще могут
рассказать нашим детям о той войне, не как
участники-ветераны, но как дети войны.
Помимо всего, что мы будем проводить в
рамках общешкольной подготовки к празднованию
Победы,
в следующем учебном году планируется работа над
проектом «Эвакуация». Работа над проектом
предусматривает расспросы родственников,
знакомых старшего поколения о Великой
Отечественной войне, поиск людей, которые были в
эвакуации. Ребята запишут воспоминания,
отсканируют фотографии тех времен. Затем все
дети разделятся на группы. Одна будет готовить
спецвыпуски нашей газеты, другая группа будет
оформлять карту Советского Союза, отмечая те
места, где люди находились в эвакуации. Третья –
разработает и выпустит пригласительные билеты
на праздник (мы планируем позвать родителей,
дедушек, бабушек, знакомых). Четвертая группа
подготовит музыкальный ряд из песен времен
Великой Отечественной войны и современных песен
о войне. Таким образом, мы подготовим и
специальный выпуск заседания нашего
географического клуба.
Основная цель, которую я преследую в
работе над проектом «Эвакуация» – показать на
деле дружбу народов, еще раз, в новом аспекте
поговорить о толерантности.
Фото с концерта из стенгазеты 5-го
класса
Продолжение «Записок...» читайте в
следующих выпусках «Без расписания». |