Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2004


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 8 (17) · Вкладка в «БШ» № 18 (126) · 16–30 сентября 2004 года

Открывшаяся страница

Рубрику ведет Юлия Фролова

Несколько важных открытий

К.Роджерс. «О становлении личности»1

Я хотел бы ввести вас в свою профессиональную жизнь, посвятить в то, что открылось мне за тысячи часов, проведенных в тесном контакте с людьми, с проблемами которых я работал.

Я не знаю, будут ли эти знания искренни для вас. Они не конечны, они постоянно изменяются. Некоторые, мне кажется, заслуживают особого внимания.

Я начну излагать свои открытия с отрицательного утверждения. Общаясь с людьми, я понял, что не смогу им помочь, если я буду тем, что не есть я. Нет смысла казаться спокойным и удовлетворенным, если на самом деле я раздражен и критичен. Нет смысла делать вид, что я знаю ответ, если на самом деле я его не знаю. Нет смысла делать вид, что я люблю кого-то, если я настроен к нему враждебно. Иначе говоря,
я понял, что, общаясь с людьми, нет смысла носить маску. Как только
я чувствую истинность моего открытия, я сразу получаю положительный результат.

Мое второе открытие можно сформулировать так: я понял, что у меня все получится лучше, когда я могу с принятием прислушаться к себе и быть самим собой. Теперь я знаю более точно, чем раньше, что я испытываю в данный момент. Все противоречивые чувства и отношения я способен услышать в себе. Можно сказать, что я становлюсь более адекватным. Когда позволяю себе быть тем, что я есть. Когда я принимаю себя, я изменяюсь, взаимоотношения становятся подлинными, прекрасными тем, что полны жизни и смысла. Если я принимаю, что мой пациент или ученик утомляет и раздражает меня, я способен принимать их ответные чувства.

Сейчас я подхожу к своему главному открытию, которое чрезвычайно важно для меня. Я бы его сформулировал так: я осознал огромную ценность того, что я позволяю себе понимать другого человека. Странно, разве есть необходимость позволять понимать другого человека? Думаю, да. Наша первая реакция на высказывания других людей – немедленная оценка или суждение, а не понимание. Когда кто-то выражает свои чувства, убеждения и мнения, в вас возникает стремление оценить это. Очень редко мы позволяем себе понимать, что значат слова другого человека для него самого.

Еще одно важное открытие: я увидел, как меня обогащает, когда люди передают мне свои чувства и образы. Я пытаюсь создать в классе такую атмосферу, когда мои студенты могут выражать свои чувства, отличаться друг от друга…

Другое важное открытие я сделал в процессе моей работы с пациентами. Я бы сформулировал его так: я увидел, как много мне дает принятие другого человека. Я знаю, что в нашей культуре все возрастает уверенность каждого из нас в том, что другой должен думать и чувствовать так, как я. Нам очень трудно допустить, чтобы наши близкие относились к каким-либо предметам иначе, чем мы. На самом деле каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если прежде всего он хочет быть самим собой и ему позволяют быть самим собой. Когда я принимаю другого, принимаю его чувства, отношения, убеждения, которые неотъемлемы от него, я помогаю ему становиться личностью, и в этом, мне кажется, большая ценность принятия…

Позвольте мне обратиться к некоторым другим открытиям, которые меньше связаны с общением, но ближе к моим действиям и ценностям. Я могу доверять моим переживаниям.

Я не руководствуюсь оценками других людей.

Опыт для меня – высший авторитет.

Жизнь в высшем смысле – непрерывно изменяющийся процесс, в котором нет ничего фиксированного.

Если существует такая вещь, как истина, я верю, что в свободном индивидуальном процессе поиска можно приблизиться к ней. И в некотором ограниченном смысле я это испытал.

______________

1 Цитируется по: Роджерс К. О становлении личности.

Мысль в подарок

Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.

Альберт Эйнштейн