Своя полка
Александр Панфилов
Культовый постмодерн
На вопросы, которые задает библиотекарю юный
читатель, нужно отвечать. Между тем среди этих
вопросов попадаются довольно каверзные. Вот мы и
предлагаем переадресовывать такие вопросы нам, а
мы будем стараться их «снимать». Это предложение
не стеснено никакими возрастными, временными или
географическими рамками, ограничение тут лишь
одно — речь должна идти о литературе.

|
Александр Михайлович
Панфилов
литератор
Москва |
Открывая новую рубрику, надеемся,
что она окажется полезной для библиотекаря. Да,
библиотекарь живет с литературой и в литературе.
Но это вовсе не значит, что он должен знать все —
даже в эпоху Интернета. Чтобы вытащить полезные
сведения из того же Интернета, требуется немалое
время — слишком многое приходится
перелопачивать в утомительных (и, бывает,
безуспешных) поисках единственно нужного. А на
вопросы, которые задает библиотекарю юный
читатель, нужно отвечать. Между тем среди этих
вопросов попадаются довольно каверзные.
Первый вопрос уже задан. И задан он был
уже давно и не единожды. Но пока справочной
рубрике время не приспело, он дожидался своего
часа.
Формулируется он примерно так: «Старшеклассники
осаждают нас расспросами о так называемых
“стильных” писателях. Прокомментируйте,
пожалуйста, следующий список (если можно,
расширив его): В.Сорокин, В.Пелевин, Б.Акунин,
Т.Толстая, У.Эко, Х.Мураками, Х.Л.Борхес, Д.Фаулз,
Х.Кортасар, М.Павич…»
В одном выпуске «прокомментировать»
этот список не удастся — во-первых, слишком уж он
широк, а во-вторых (и это гораздо существеннее),
касается он не просто
писателей-единомышленников или какого-то
литературного направления (с этим как раз все
довольно сложно), а целой эпохи в жизни
человечества, или, как ее назвал французский
философ Лиотар, «ситуации», в которую
человечество угодило. Я имею в виду
постмодернизм. И начинать разговор о нем следует
вовсе не с литературы. Литература, музыка,
живопись, театр —
что ж? Мироощущение любой эпохи воплощается в
искусстве, но это уже именно проявления, нечто
вторичное. За ними нужно уловить главное —
катастрофические сдвиги, произошедшие в жизни
человеческого общества в двадцатом веке и
«притащившие» его туда, где оно сейчас и
находится.
Мудрецы от постмодернизма уже
несколько лет как спорят — кончилась
постмодернистская эпоха или нет. Тем временем в
лидеры читательского спроса вышли как раз
авторы, числящиеся в постмодернистской обойме.
Они стали широко известны в середине 90-х, а к
рубежу веков приобрели все черты «культовых».
«Культовых», потому что их принимает именно
молодежь. В этом как будто наблюдается вечное
противостояние «отцов и детей» — молодежь, как
это и полагается, «поколенчески» раздражена
против «старших», которые, по ее мнению, живут в
косном мире условностей — условностей быта,
социальных отношений, даже метафизической
условности. Молодым, по закону отрицания,
требуется быть не такими, а оригинальными и
неповторимыми. Им требуются свои герои. В эти
герои на глазах попадают наши доморощенные
Сорокин и Пелевин (беру самые популярные фамилии
из вышеприведенного списка). «Младшие» их носят
на руках, «старшие» по этическим и прочим
соображениям на дух не переносят.
На самом же деле такое
противопоставление все лишь запутывает.
Сорокин и Пелевин не выскочили на
сцену как чертики из шкатулки. Равно как и не они
есть первые писатели-постмодернисты — даже в
наших географических пределах. Тут есть вполне
определенная генеалогия, вполне определенные
предшественники. Если говорить об отечественных
писателях, то это Венедикт Ерофеев («Москва —
Петушки»), Саша Соколов («Школа для дураков»),
Андрей Битов («Пушкинский дом»). Я намеренно
указываю в скобках произведения, чтобы уточнить
хронологию, — эти произведения были
«культовыми» как раз для тех, кто сейчас ходит в
«отцах», а то и в «дедах». Получается, что мы имеем
дело вовсе не с проблемой «отцов и детей».
Чтобы разобраться со всем этим, нам
нужно последовательно двигаться назад во
времени. Определять основные черты, присущие
постмодернистскому искусству, и то мироощущение,
проявлением которого оно является. Тотальное,
надо сказать, мироощущение — и близкое всякому
из нас. Даже и тем, кто его отрицает. Любая эпоха —
в чем-то заразная болезнь; она метит всех, кому
выпало счастье или несчастье жить в ней. И когда
мы иронизируем напропалую, сыплем цитатами,
сегодня верим в одно, а завтра в другое,
довольствуемся квази- или псевдожизнью,
предлагаемой нам современными технологиями,
путаем или намеренно смешиваем низкое с высоким,
ненавидим всяческие границы (и так далее и тому
подобное), — мы выступаем завзятыми
постмодернистами.
Отыскав истоки этого мироощущения, мы
и сможем, не сваливаясь в сочинения новых мифов,
правильно расставить персоналии из нашего
списка, выявить соотношение и особенности
западного и отечественного постмодернизма и
даже решить вопрос о нашем близком будущем. Хотя
бы о будущем литературы — а в нем сегодня принято
сильно сомневаться.
Но, во всяком случае, нам придется
поначалу покинуть наши пределы и поближе
познакомиться с французами и американцами 60-х
годов ушедшего века.
Другими словами, потребуется хотя бы
минимальная историческая справка. Ее
составлением мы в следующий раз и займемся. |