Редактор Ольга Козлова
Глубин[к]а
Ирина Дейнеко
Дела и планы библиотекарей Лесосибирска
Это не отчет, хотя и написана статья на
материале 2003 года, – это информация о работе. В
небольшом сибирском городке «завтра» настало
уже сейчас. Знакомство с материалом, возможно,
обнаружит в читателях желание поподробнее
узнать об отдельных ее аспектах. Пишите,
интересуйтесь, и мы познакомим вас с
подробностями.
ВЧЕРА
Расширяем библиотечное информационное
пространство
В плане работы отдела образования
г. Лесосибирска на текущий год приоритетным
направлением деятельности образовательных
учреждений определено – формирование единого
образовательного пространства города. В это
пространство активно вовлекаются и школьные
библиотеки.
Сегодня из 17 школьных библиотек
компьютеры имеют – 10. Начиная с 2002 года
формируются фонды документов на нетрадиционных
носителях: электронные энциклопедии,
справочники, учебники, пособия и т.д. Все
специалисты библиотечного дела обучены работе
на ПК на базе городского Ресурсного центра и
краевого отделения Федерации Интернет
Образования. Некоторые библиотеки
образовательных учреждений приобретают статус
информационных центров или медиатек (библиотеки
школ № 1, 4, 9, 15, гимназии).
Налажен электронный учет и заказ
учебников. Сегодня наши библиотеки получили из
краевого ИПК программу по проекту учебного
книгоиздания. По работе с ней проконсультирован
каждый из библиотекарей.
Специалистами ИМЦ издается городская
библиотечная газета «БиблиоПоле». Первый ее
номер вышел в мае 2003 года к заключительному этапу
городского конкурса библиотечных газет. Каждый
ее номер посвящен определенной теме или
проблеме. Так появились газеты о работе
библиотек с художественной литературой (к
юбилейным дням В.П.Астафьева), об инновационной
библиотечной деятельности, о взаимодействии
библиотеки и школьного научного общества
учащихся (НОУ) и т.д. Газета «БиблиоПоле»
поступает в каждую школьную библиотеку в
печатном или электронном вариантах. Тираж – 20
экземпляров.
Учимся профессионализму
Повышению квалификации школьных
библиотекарей мы уделяем особое внимание.
Модернизация образования и библиотечного дела
требует сегодня от специалистов определенных
профессиональных качеств, умений и навыков,
которые позволят вывести деятельность
библиотеки не только на высокий уровень
стабильного функционирования, но и откроет новые
пути ее развития. В начале учебного года мы
пригласили библиотекарей на «Ярмарку лучших
библиотечных идей», во время которой заведующие
представляли друг другу свои мини-проекты, планы,
программы или просто идеи, которые собираются
осуществить в этом учебном году. Вот некоторые из
них: работа с школьным НОУ по технологии
«Портфолио» (школа № 2); координационная работа
библиотеки по созданию школьного сайта (школа №
4); разработка корпоративной программы «Этика и
этикет» (школа № 11); организация библиотечного
Пресс-центра (школа № 15); организация
дополнительного образования через библиотечную
практику (школа
№ 19) и др. Проблемный семинар «Взаимосвязь
традиций и инноваций в школьной библиотеке»
высветил перспективы библиотечной деятельности
на ближайшее будущее и даже на несколько лет
вперед. На традиционный методический городской
совет в этом году были приглашены и школьные
библиотекари, т.к. здесь шел серьезный разговор
об управлении качеством образования в рамках
модернизации. И специалисты библиотечного дела в
этом вопросе должны найти точки соприкосновения
и взаимодействия с управленцами образовательных
учреждений. Как это сделать, и обсуждал данный
методический совет. Ряд тематических
консультаций позволил библиотекарям освоить
новую компьютерную программу, качественно
оформить подписку, эффективно организовать на
уровне школы творческий фестиваль, продуктивно
проработать краевые документы по работе с
учебниками.
Обеспечиваем
библиографическое
сопровождение УВП города
Совсем недавно в штат ИМЦ Управления
образования была введена дополнительная штатная
единица – библиограф. Задачи этого специалиста
известны всем. Одним из направлений его
деятельности является библиографическое
сопровождение заседаний городского
методического совета, городских и школьных
методических объединений, семинаров и
практикумов. В этом году библиограф В.В.Сапронова
разрабатывала следующие темы:
– профильное обучение в старшей школе;
– управление качеством образования;
– программно-методическое
обеспечение начальной школы;
– адаптивная школа;
– преподавание предмета «Технология»;
– непоследний поклон: жизнь и
творчество В.П.Астафьева и др.
Формы предоставления
библиографической информации следующие:
– библиографические списки
документов;
– информационные бюллетени;
– электронные дайджесты;
– библиографические компьютерные
презентации;
– рекомендательные и информационные
указатели;
– публичные обзоры, представления и
т.д.
Печатные и электронные документы
тиражируются и распространяются по
образовательным учреждениям города. В городском
информационном центре формируется электронный
банк данных «Библиография – учителю».
Встречаемся с первыми лицами
Министерства
образования
Заведующая библиотекой Т.В.Конных в
феврале 2004 года была приглашена на заседание
коллегии Министерства образования РФ, на котором
обсуждались проблемы школьных библиотек страны.
Татьяна Васильевна была единственным
библиотекарем, приглашенным на столь высокий
форум. Она выступала с небольшим сообщением о
деятельности школьной библиотеки на современном
этапе и ответила на ряд вопросов, которые
интересовали министра и его заместителей.
СЕГОДНЯ
Юбилейные дни В.П.Астафьва
2003/2004 учебный год был объявлен в
нашем городе годом великого писателя России,
нашего земляка – В.П.Астафьева. В
образовательных учреждениях проходили
Фестивальные дни, участниками которых стали
учащиеся, учителя и библиотекари школ. По
специальному Положению коллективы школ работали
в трех направлениях:
– «Проба пера» –
самовыражение участников через собственный
рассказ, поэму, стихотворение, эссе, песню,
сочинение, газету, буклет, афишу,
библиографическое издание, электронный продукт;
– «Духовные наследники» –
создание исследовательской работы, проекта,
реферата по творческой биографии и
литературному наследию В.П.Астафьва;
– «Творческая мастерская»
– выполнение творческих работ различными
изобразительными средствами (рисунок, графика,
поделка и т.д.).
В рамках Фестиваля в школьных
библиотеках прошли демонстрационные юбилейные
мероприятия: литературные вечера, гостиные,
литературные альбомы, презентации,
театрализованные представления, мастер-классы и
т.д.
На седьмой городской
научно-практической конференции учащихся в
числе 16 предметных секций была открыта секция
«В.П.Астафьев: жизнь и творчество». Шесть
исследовательских работ школьников
представлялись на суд экспертной группы, в
состав которой входили доцент педагогического
института, руководитель городского ИМЦ и учителя
литературы высшей категории. Научными
руководителями творческих и исследовательских
работ стали учителя школ, педагоги вузов и
библиотекари образовательных учреждений города.
Заключительный день Фестиваля
торжественно прошел в конце апреля 2004 года. На
нем были подведены итоги совместной работы всех
перечисленных участников по каждой из
заявленных номинаций, прошло награждение лучших
творческих работ и библиотекарей, чьи открытые
мероприятия были наиболее удачными и
интересными.
Проектируем деятельность
творческой группы библиотекарей
Если кто-то знаком с программой
Н.И.Гендиной и др. «Формирование информационной
культуры личности», то он должен знать, что эта
программа не может быть внедрена в библиотечную
практику без предварительной с ней работы. Мы
сформировали творческую группу из наиболее
профессиональных и творческих библиотекарей.
Цель ее деятельности – наполнение программы
наглядным, дидактическим, а также методическим и
практическим обеспечением.
Каждый из участников проекта
разрабатывает содержание 2–3 тем Программы,
которые за ним были закреплены на начальном
этапе работы. Ежемесячно наша группа собирается
в ИМЦ для публичного представления и обсуждения
наработанного материала каждого из
библиотекарей.
В июне 2004 года я представила итог
работы этой группы на планерке директоров школ
для того, чтобы включить Программу «Формирование
информационной культуры личности» в элективные
курсы старшей профильной школы. Продуктом нашей
совместной работы стала эта городская учебная
Программа, обеспеченная сборником с
приложениями на бумажном носителе и в
электронном варианте.
Формируем городскую программу
«Школьный учебник»
Программа обеспечения
образовательных учреждений учебниками остается
на сегодня актуальной и острой. Ее пытаются
решать на всех уровнях: федеральном,
региональном и муниципальном. В конце 2003 года
краевое Управление образования подготовило для
образовательных учреждений Красноярского края
объемный пакет документов, который включает в
себя:
– Примерное положение об
общешкольном целевом фонде «Учебник»
муниципального образовательного учреждения;
– Положение о краевом экспертном
совете по учебной литературе;
– Положение о порядке апробации
учебников;
– Положение о порядке обеспечения
учебной литературой ОУ края;
– Циклограмма деятельности по
обеспечению учащихся краевой системы
образования учебниками;
– Положение о порядке учета
библиотечного фонда учебников ОУ и т.д.
Когда мы получили эти документы, перед
нами встала задача продуктивного использования
каждого из них в деятельности образовательных
учреждений и, в частности, в школьной библиотеке.
Мы организовали для библиотекарей
консультацию по использованию документов в
школах, определили ответственность на уровне
города и образовательного учреждения.
Каждая школа определила для себя
приоритеты в работе с документами. Осмыслив всю
эту работу, специалисты ИМЦ разработали проект
городской программы «Школьный учебник».
Программа принята как городская.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Начинаем новый учебный год
Приоритетное направление работы
школьных библиотекарей г. Лесосибирска в этом
году – информатизация библиотечных процессов.
Мы продолжаем формировать информационные
библиотечные ресурсы, предполагаем провести ряд
мастер-классов с привлечением специалистов
городского ресурсного центра, определяем
тематику: работа с Power Point, использование
интернет-ресурсов, электронная почта в
библиотеке, создание собственных электронных
ресурсов и т.д.
Планируем организовать работу
открытой экспериментальной площадки по
внедрению новых информационных технологий в
библиотечную практику на базе библиотеки школы
№ 4 (зав. Т.В.Конных).
Как итог работы будущего года в этом
направлении планируем провести аукцион
электронных библиотечных продуктов.
Выставляем сайт
в Интернет-пространство
Несколько наших специалистов
подготовили городской сайт «Школьный
библиотекарь». Этот электронный продукт –
результат обучения группы школьных
библиотекарей в краевом отделении федерации
Интернет Образования. Он, по мнению большинства
слушателей курсов 82 потока, был признан лучшим.
Сайт состоит из нескольких разделов:
– проекты;
– ресурсы;
– повышение квалификации;
– конкурсы;
– издания и т.д.
Сайт имеет ссылки на многие документы,
которые его наполняют: планы, программы, проекты,
методические рекомендации, библиотечные газеты,
сценарии и т.д.
Сегодня необходимо сайт
отредактировать и выставить в
Интернет-пространство.
Встречаем 2-й Всероссийский конкурс
«БиблиОбраз»
Да, не за горами наш очередной
профессиональный конкурс. С нетерпением ждем
Положения, которое определит основные его цели,
задачи и номинации. А пока готовим
библиотеки-участницы, продумываем возможные
варианты нашей конкурсной деятельности,
определяем инновационные стороны работы
библиотек, усиливаем их, предполагаем
документальное сопровождение и набор основных
приложений.
Внедряем в библиотечную практику
Программу
и Проект
В течение 2003/2004 учебного года шла
разработка Программы по формированию
информационной культуры для школьников старших
классов и Проекта «Школьный учебник», следующий
учебный год определяется как период внедрения
данных документов в практику работы библиотек
образовательных учреждений.
В эту деятельность будут вовлечены не только
специалисты библиотечного дела, но и педагоги,
учащиеся и их родители. Благодаря совместной
деятельности всех участников образовательного
процесса школы удается эффективно простраивать
единое городское библиотечное пространство.
Мне, как методисту, интересно узнать о
том, как живут библиотекари в других регионах. И
не просто об отдельном опыте работы, а о
целостной системе деятельности библиотечного
сообщества.
Горька работа, да хлеб сладок. Русская народная пословица |
|