Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 07 (19) · Вкладка в «БШ» № 19 (127) · 1–15 октября 2004 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Глубин[к]а

Ирина Дейнеко

Дела и планы библиотекарей Лесосибирска

Это не отчет, хотя и написана статья на материале 2003 года, – это информация о работе. В небольшом сибирском городке «завтра» настало уже сейчас. Знакомство с материалом, возможно, обнаружит в читателях желание поподробнее узнать об отдельных ее аспектах. Пишите, интересуйтесь, и мы познакомим вас с подробностями.

ВЧЕРА
Расширяем библиотечное информационное
пространство

В плане работы отдела образования г. Лесосибирска на текущий год приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений определено – формирование единого образовательного пространства города. В это пространство активно вовлекаются и школьные библиотеки.

Сегодня из 17 школьных библиотек компьютеры имеют – 10. Начиная с 2002 года формируются фонды документов на нетрадиционных носителях: электронные энциклопедии, справочники, учебники, пособия и т.д. Все специалисты библиотечного дела обучены работе на ПК на базе городского Ресурсного центра и краевого отделения Федерации Интернет Образования. Некоторые библиотеки образовательных учреждений приобретают статус информационных центров или медиатек (библиотеки школ № 1, 4, 9, 15, гимназии).

Налажен электронный учет и заказ учебников. Сегодня наши библиотеки получили из краевого ИПК программу по проекту учебного книгоиздания. По работе с ней проконсультирован каждый из библиотекарей.

Специалистами ИМЦ издается городская библиотечная газета «БиблиоПоле». Первый ее номер вышел в мае 2003 года к заключительному этапу городского конкурса библиотечных газет. Каждый ее номер посвящен определенной теме или проблеме. Так появились газеты о работе библиотек с художественной литературой (к юбилейным дням В.П.Астафьева), об инновационной библиотечной деятельности, о взаимодействии библиотеки и школьного научного общества учащихся (НОУ) и т.д. Газета «БиблиоПоле» поступает в каждую школьную библиотеку в печатном или электронном вариантах. Тираж – 20 экземпляров.

Учимся профессионализму

Повышению квалификации школьных библиотекарей мы уделяем особое внимание. Модернизация образования и библиотечного дела требует сегодня от специалистов определенных профессиональных качеств, умений и навыков, которые позволят вывести деятельность библиотеки не только на высокий уровень стабильного функционирования, но и откроет новые пути ее развития. В начале учебного года мы пригласили библиотекарей на «Ярмарку лучших библиотечных идей», во время которой заведующие представляли друг другу свои мини-проекты, планы, программы или просто идеи, которые собираются осуществить в этом учебном году. Вот некоторые из них: работа с школьным НОУ по технологии «Портфолио» (школа № 2); координационная работа библиотеки по созданию школьного сайта (школа № 4); разработка корпоративной программы «Этика и этикет» (школа № 11); организация библиотечного Пресс-центра (школа № 15); организация дополнительного образования через библиотечную практику (школа
№ 19) и др. Проблемный семинар «Взаимосвязь традиций и инноваций в школьной библиотеке» высветил перспективы библиотечной деятельности на ближайшее будущее и даже на несколько лет вперед. На традиционный методический городской совет в этом году были приглашены и школьные библиотекари, т.к. здесь шел серьезный разговор об управлении качеством образования в рамках модернизации. И специалисты библиотечного дела в этом вопросе должны найти точки соприкосновения и взаимодействия с управленцами образовательных учреждений. Как это сделать, и обсуждал данный методический совет. Ряд тематических консультаций позволил библиотекарям освоить новую компьютерную программу, качественно оформить подписку, эффективно организовать на уровне школы творческий фестиваль, продуктивно проработать краевые документы по работе с учебниками.

Обеспечиваем
библиографическое
сопровождение УВП города

Совсем недавно в штат ИМЦ Управления образования была введена дополнительная штатная единица – библиограф. Задачи этого специалиста известны всем. Одним из направлений его деятельности является библиографическое сопровождение заседаний городского методического совета, городских и школьных методических объединений, семинаров и практикумов. В этом году библиограф В.В.Сапронова разрабатывала следующие темы:

– профильное обучение в старшей школе;

– управление качеством образования;

– программно-методическое обеспечение начальной школы;

– адаптивная школа;

– преподавание предмета «Технология»;

– непоследний поклон: жизнь и творчество В.П.Астафьева и др.

Формы предоставления библиографической информации следующие:

– библиографические списки документов;

– информационные бюллетени;

– электронные дайджесты;

– библиографические компьютерные презентации;

– рекомендательные и информационные указатели;

– публичные обзоры, представления и т.д.

Печатные и электронные документы тиражируются и распространяются по образовательным учреждениям города. В городском информационном центре формируется электронный банк данных «Библиография – учителю».

Встречаемся с первыми лицами Министерства
образования

Заведующая библиотекой Т.В.Конных в феврале 2004 года была приглашена на заседание коллегии Министерства образования РФ, на котором обсуждались проблемы школьных библиотек страны. Татьяна Васильевна была единственным библиотекарем, приглашенным на столь высокий форум. Она выступала с небольшим сообщением о деятельности школьной библиотеки на современном этапе и ответила на ряд вопросов, которые интересовали министра и его заместителей.

СЕГОДНЯ
Юбилейные дни В.П.Астафьва

2003/2004 учебный год был объявлен в нашем городе годом великого писателя России, нашего земляка – В.П.Астафьева. В образовательных учреждениях проходили Фестивальные дни, участниками которых стали учащиеся, учителя и библиотекари школ. По специальному Положению коллективы школ работали в трех направлениях:

 «Проба пера» – самовыражение участников через собственный рассказ, поэму, стихотворение, эссе, песню, сочинение, газету, буклет, афишу, библиографическое издание, электронный продукт;

«Духовные наследники» – создание исследовательской работы, проекта, реферата по творческой биографии и литературному наследию В.П.Астафьва;

– «Творческая мастерская» – выполнение творческих работ различными изобразительными средствами (рисунок, графика, поделка и т.д.).

В рамках Фестиваля в школьных библиотеках прошли демонстрационные юбилейные мероприятия: литературные вечера, гостиные, литературные альбомы, презентации, театрализованные представления, мастер-классы и т.д.

На седьмой городской научно-практической конференции учащихся в числе 16 предметных секций была открыта секция «В.П.Астафьев: жизнь и творчество». Шесть исследовательских работ школьников представлялись на суд экспертной группы, в состав которой входили доцент педагогического института, руководитель городского ИМЦ и учителя литературы высшей категории. Научными руководителями творческих и исследовательских работ стали учителя школ, педагоги вузов и библиотекари образовательных учреждений города.

Заключительный день Фестиваля торжественно прошел в конце апреля 2004 года. На нем были подведены итоги совместной работы всех перечисленных участников по каждой из заявленных номинаций, прошло награждение лучших творческих работ и библиотекарей, чьи открытые мероприятия были наиболее удачными и интересными.

Проектируем деятельность творческой группы библиотекарей

Если кто-то знаком с программой Н.И.Гендиной и др. «Формирование информационной культуры личности», то он должен знать, что эта программа не может быть внедрена в библиотечную практику без предварительной с ней работы. Мы сформировали творческую группу из наиболее профессиональных и творческих библиотекарей. Цель ее деятельности – наполнение программы наглядным, дидактическим, а также методическим и практическим обеспечением.

Каждый из участников проекта разрабатывает содержание 2–3 тем Программы, которые за ним были закреплены на начальном этапе работы. Ежемесячно наша группа собирается в ИМЦ для публичного представления и обсуждения наработанного материала каждого из библиотекарей.

В июне 2004 года я представила итог работы этой группы на планерке директоров школ для того, чтобы включить Программу «Формирование информационной культуры личности» в элективные курсы старшей профильной школы. Продуктом нашей совместной работы стала эта городская учебная Программа, обеспеченная сборником с приложениями на бумажном носителе и в электронном варианте.

Формируем городскую программу
«Школьный учебник»

Программа обеспечения образовательных учреждений учебниками остается на сегодня актуальной и острой. Ее пытаются решать на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. В конце 2003 года краевое Управление образования подготовило для образовательных учреждений Красноярского края объемный пакет документов, который включает в себя:

– Примерное положение об общешкольном целевом фонде «Учебник» муниципального образовательного учреждения;

– Положение о краевом экспертном совете по учебной литературе;

– Положение о порядке апробации учебников;

– Положение о порядке обеспечения учебной литературой ОУ края;

– Циклограмма деятельности по обеспечению учащихся краевой системы образования учебниками;

– Положение о порядке учета библиотечного фонда учебников ОУ и т.д.

Когда мы получили эти документы, перед нами встала задача продуктивного использования каждого из них в деятельности образовательных учреждений и, в частности, в школьной библиотеке.

Мы организовали для библиотекарей консультацию по использованию документов в школах, определили ответственность на уровне города и образовательного учреждения.

Каждая школа определила для себя приоритеты в работе с документами. Осмыслив всю эту работу, специалисты ИМЦ разработали проект городской программы «Школьный учебник». Программа принята как городская.

ЧТО ДАЛЬШЕ?
Начинаем новый учебный год

Приоритетное направление работы школьных библиотекарей г. Лесосибирска в этом году – информатизация библиотечных процессов. Мы продолжаем формировать информационные библиотечные ресурсы, предполагаем провести ряд мастер-классов с привлечением специалистов городского ресурсного центра, определяем тематику: работа с Power Point, использование интернет-ресурсов, электронная почта в библиотеке, создание собственных электронных ресурсов и т.д.

Планируем организовать работу открытой экспериментальной площадки по внедрению новых информационных технологий в библиотечную практику на базе библиотеки школы № 4 (зав. Т.В.Конных).

Как итог работы будущего года в этом направлении планируем провести аукцион электронных библиотечных продуктов.

Выставляем сайт
в Интернет-пространство

Несколько наших специалистов подготовили городской сайт «Школьный библиотекарь». Этот электронный продукт – результат обучения группы школьных библиотекарей в краевом отделении федерации Интернет Образования. Он, по мнению большинства слушателей курсов 82 потока, был признан лучшим.

Сайт состоит из нескольких разделов:

– проекты;

– ресурсы;

– повышение квалификации;

– конкурсы;

– издания и т.д.

Сайт имеет ссылки на многие документы, которые его наполняют: планы, программы, проекты, методические рекомендации, библиотечные газеты, сценарии и т.д.

Сегодня необходимо сайт отредактировать и выставить в Интернет-пространство.

Встречаем 2-й Всероссийский конкурс «БиблиОбраз»

Да, не за горами наш очередной профессиональный конкурс. С нетерпением ждем Положения, которое определит основные его цели, задачи и номинации. А пока готовим библиотеки-участницы, продумываем возможные варианты нашей конкурсной деятельности, определяем инновационные стороны работы библиотек, усиливаем их, предполагаем документальное сопровождение и набор основных приложений.

Внедряем в библиотечную практику Программу
и Проект

В течение 2003/2004 учебного года шла разработка Программы по формированию информационной культуры для школьников старших классов и Проекта «Школьный учебник», следующий учебный год определяется как период внедрения данных документов в практику работы библиотек образовательных учреждений.
В эту деятельность будут вовлечены не только специалисты библиотечного дела, но и педагоги, учащиеся и их родители. Благодаря совместной деятельности всех участников образовательного процесса школы удается эффективно простраивать единое городское библиотечное пространство.

Мне, как методисту, интересно узнать о том, как живут библиотекари в других регионах. И не просто об отдельном опыте работы, а о целостной системе деятельности библиотечного сообщества.

Горька работа, да хлеб сладок.

Русская народная пословица