Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 07 (19) · Вкладка в «БШ» № 19 (127) · 1–15 октября 2004 года
Газета-вкладка для методистов

С миру по нитке

Наталья Заболотских

Как мы работаем с учебниками

Наталья Павловна
Заболотских

начальник отдела комклектования и руководитель медиатеки
Центра развития образования

г. Сургут, Тюменская обл.

Десять лет назад начал работать отдел комплектования школьных библиотек города Сургута. Столько времени прошло, а кажется, что только недавно мы писали служебные записки руководству гороно с обоснованием необходимости такого отдела. Оказалось, довольно трудно объяснить руководителю педагогов, для чего нужны специалисты-библиотекари в структуре органов управления образования. Ставка методиста по учебным фондам, которую обычно занимал педагог, казалось, полностью обеспечивала все виды работ, касающиеся деятельности школьных библиотек. Но это с точки зрения педагога. Вся внутренняя подготовительная работа библиотекаря абсолютно не видна читателям, а то, что не видно, кажется несущественным.

Однако, мы с вами прекрасно понимаем, что без набора внутрибиблиотечных мероприятий работа школьной библиотеки невозможна. Как объяснить, что, прежде, чем книга попадет в руки читателя, она должна пройти долгий и трудоемкий процесс от заказа до получения и обработки? Довольно сложно, но, как оказалось, возможно. У нас получилось. Мы сумели отстоять наш отдел, сумели сохранить его.

В структуре отдела комплектования литературы и медиатеки (теперь мы так называемся) 3 специалиста-библиографа с высшим библиотечным образованием и один техник, кроме того, два специалиста медиатеки. Конечно, для нашего города, в котором более 50 школьных библиотек, это количество специалистов предполагает выполнение минимума библиотечной работы. Мы ведем на протяжении восьми лет электронный каталог, делаем сводный заказ на учебники Федерального комплекта и художественную литературу, обрабатываем технически и библиографически все поступающие издания, распределяем и выдаем их в школьные библиотеки. Хотелось бы успевать вести систематически методическую работу, но пока на нашем счету лишь конкурс библиотечных работников и организация курсов. Это наиболее значимые мероприятия. Текущие совещания и семинары мы стараемся проводить раз в два месяца. На все не хватает времени и сил. Представьте, сколько у нас уходит на работу с учебником. Для начала хочу напомнить, что в нашем Ханты-Мансийском округе учебники по школам выдаются бесплатно ежегодно. Департамент округа оплачивает наши заказы, правда не в полном объеме (примерно 25 %), но и это немалое количество книг. В прошлом году мы выдали по школам более 90 000 экземпляров учебников. В этом году планируется более 120 000.

Итак, в чем для нас заключается работа с учебниками.

Январь–февраль – получение Перечня учебников, тиражирование его для школ, консультативная работа с администрациями школ по оформлению заказов; затем – сводный заказ города и защита его в департаменте округа. Здесь мы вынуждены отказываться от многих позиций заказанных школами учебников, для того, чтобы выйти или на выделенную сумму или на определенное количество экземпляров.

Заказы на учебники мы принимаем от заместителей директоров школ также в форме защиты. Представители образовательных учреждений, придя к нам уже знают, что мы проверяем преемственность заказов и не всегда разрешаем заказывать учебники из новых линий, проверяем наличие учебников в фондах школ и стараемся, экономя бюджетные деньги, ежегодно пополнять фонды, дозаказывая те учебники, по которым школа работает из года в год. Новые учебники мы заказываем для опробирования в небольшом количестве.

Апрель–май – получение данных, или, как мы называем, лимитов оплаченных учебников. До конца мая срочно делаем сводные таблицы для каждого образовательного учреждения, в которых указываем, какое количество книг будет получено. Если успеваем до каникул, то раздаем по школам уже готовые разнарядки на каждый учебник.

Август–октябрь – готовим сами накладные на каждую партию учебников для каждой школы и выдаем их с книготорговой базы. Причем делаем это тоже сами: у нас нет грузчиков и нет дополнительных денег на их оплату.

И вот работа с учебниками вроде закончена, но теперь мы должны отчитаться – это масса накладных, доверенностей, извещений и т.д. На это уходит почти весь ноябрь.

А потом начинается и, к сожалению, быстро заканчивается работа с художественной литературой. Эта работа для нашей библиографической души. Получив партию литературы, мы все пересчитываем, обрабатываем, заносим в электронный каталог, дублируем карточки и выдаем по школьным библиотекам. Вот эта часть нашей работы делается с гораздо большим удовольствием, чем выдача учебников.

В последнее время школьным библиотекам города уделяется много внимания со стороны руководства департамента образования и науки. Должна сказать, что наше руководство всегда с уважением и пониманием относилось к школьным библиотекам. Это и социальные гарантии, и бесплатные учебники, и оплата, по возможности, заказов на художественную литературу, периодические издания, и установка компьютеров непосредственно на рабочее место библиотекаря. А также гарантированное губернатором округа внимание к повышению квалификации. И еще стремление улучшить среду школьной библиотеки посредством установки новых мобильных и стационарных библиотечных стеллажей и многое другое.

Мы надеемся, что наш труд, опыт поможет и библиотекарям и педагогам, и самое главное детям с хорошим настроением брать в руки новые книги.