Картотека опыта
Елена Макарова
Фантазеры и затейники
Елена Ивановна Макарова
зав. библиотекой школы
№ 1302
г. Москва |
О том, что «современные дети ничего
не читают», я слышала еще в детстве, хотя тогда и
телевизор не во всех семьях был, и о компьютере ни
сном, ни духом. Тем не менее и тогда, и сейчас
возглас один – «не читают». Корить детей за это
бесполезно. Они не виноваты. Может быть, лучше
создавать условия, при которых им захочется
что-нибудь прочитать. Вот и решили мы с учителем
литературы в 6-х классах пойти на
мини-эксперимент – провести уроки хотя бы
внеклассного чтения как-то нестандартно.
Произведения отобрать для этого оказалось легко,
т.к. в нынешнем учебном году юбилейные даты у
замечательных писателей. Здесь и Н.Носов, и
А.Гайдар, и Драгунский с Линдгрен, Родари,
Искандер. Прекрасный список. Начать решили с
носовских рассказов и «Вити Малеева». Там ведь
школьные дела и приключения. Может быть, они
заинтересуют нынешних шестиклассников?
Действительно, получив задание,
учащийся народ побежал в библиотеку за Носовым,
но на всех не хватило. А я дома достала нужный
томик и с огромным удовольствием его перечитала,
делая сразу нужные записи и пометки. Мне же
требовалось подготовить библиотечную часть
урока. И чтобы детям интересно было, решила
сделать не просто викторину «Кто, что, где», а
такую, чтобы узнать у ребят – «А почему, а как вы
сами считаете, что думаете по поводу, как бы вы
поступили» и так далее. То есть попытаться задать
нашим шестиклассникам вопросы не столько на
знание текста, сколько на его понимание. Здесь на
помощь пришли отдельные элементы методики
«Критического мышления».
В тот день класс был очень необычным –
кто-то в кепочке сидел, у кого-то на лице полосы
виднелись, из чьей-то сумки одеяло торчало!
И конечно же, по традиции кто-то
«готовил» биографию писателя, но не пришел,
заболел. Да и не за чем было что-то «готовить» о
таком замечательно веселом авторе и человеке.
Лучше просто о нем поговорить. Что был Николай
Николаевич очень разносторонним человеком,
увлекался музыкой, пением, техникой, создавал в
годы войны учебные фильмы для солдат. Это ли не
интересная информация! Он же придумал известных
всем «коротышек» с Незнайкой во главе. А потом
быстренько, без перехода – объявление о
литературной викторине. Учителя назначили в
жюри, команды определили по рядам. И пошли
вопросы:
– А вы хотели бы иметь такого друга,
как Витя Малеев, а почему? Что такое настоящая
дружба? А почему вдруг Витя решил самостоятельно
выучить столь нелюбимую им арифметику? А почему
он стал помогать учиться Шишкину? Правы ли были
те, кто предложил бороться с подсказками в
классе? И так далее.
Дети отвечая размышляли. Порой
стеснялись, но все же желание поделиться своим
мнением с одноклассниками пересиливало.
Некоторым приходилось даже отстаивать
собственный взгляд. В заключение ребят спросили
– а что интересного можно узнать, прочитав
разные произведения Н.Носова? Оказалось, очень
даже много. Например, как разобрать телефон и
сделать из него звонок, что кашу тоже надо уметь
варить, как правильно вскопать огород и не
заблудиться в московском метро, как дрессировать
собак, решать задачи и как быть просто хорошим
другом. Узнали, какой школа была полвека назад,
какие проблемы тогда волновали ребят и
отличаются ли они от нынешних, как в пионерском
лагере отдыхали. Вот оказывается, сколько
интересного можно узнать, прочитав книги Носова.
А потом наш класс превратился в театр.
И стало ясно, почему некоторые ребята так странно
выглядели. Они сценки готовили! Сами же
придумывали оформление. Зрителям
посчастливилось увидеть энное количество Вить,
Лобзиков и методы его дрессировки, несколько мам
и Шишкиных. Выяснили, что самый точный у нас
«Лобзик» – Алеша, а Стася – самая лучшая
притворяшка Шишкин. И если 6«А»
специализировался на «Лобзиках», то 6«Б»
демонстрировал весьма поучительные отрывки. Это
было очень познавательно с педагогической точки
зрения, т.к. эпизоды ребята выбирали сами. Вот и
оказалось в результате, что интересно было тем,
кто читал, придумывал, фантазировал, выступал,
действовал. Мы с учителем не корили пассивных. Мы
просто дали новое задание – подготовить
подобный урок по повести А.Гайдара «Тимур и его
команда». Возможно, так и начнут читать наши
шестиклассники. |