Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Елена Макарова

Фантазеры и затейники

Елена Ивановна Макарова
зав. библиотекой школы
№ 1302

г. Москва

О том, что «современные дети ничего не читают», я слышала еще в детстве, хотя тогда и телевизор не во всех семьях был, и о компьютере ни сном, ни духом. Тем не менее и тогда, и сейчас возглас один – «не читают». Корить детей за это бесполезно. Они не виноваты. Может быть, лучше создавать условия, при которых им захочется что-нибудь прочитать. Вот и решили мы с учителем литературы в 6-х классах пойти на мини-эксперимент – провести уроки хотя бы внеклассного чтения как-то нестандартно. Произведения отобрать для этого оказалось легко, т.к. в нынешнем учебном году юбилейные даты у замечательных писателей. Здесь и Н.Носов, и А.Гайдар, и Драгунский с Линдгрен, Родари, Искандер. Прекрасный список. Начать решили с носовских рассказов и «Вити Малеева». Там ведь школьные дела и приключения. Может быть, они заинтересуют нынешних шестиклассников?

Действительно, получив задание, учащийся народ побежал в библиотеку за Носовым, но на всех не хватило. А я дома достала нужный томик и с огромным удовольствием его перечитала, делая сразу нужные записи и пометки. Мне же требовалось подготовить библиотечную часть урока. И чтобы детям интересно было, решила сделать не просто викторину «Кто, что, где», а такую, чтобы узнать у ребят – «А почему, а как вы сами считаете, что думаете по поводу, как бы вы поступили» и так далее. То есть попытаться задать нашим шестиклассникам вопросы не столько на знание текста, сколько на его понимание. Здесь на помощь пришли отдельные элементы методики «Критического мышления».

В тот день класс был очень необычным – кто-то в кепочке сидел, у кого-то на лице полосы виднелись, из чьей-то сумки одеяло торчало!

И конечно же, по традиции кто-то «готовил» биографию писателя, но не пришел, заболел. Да и не за чем было что-то «готовить» о таком замечательно веселом авторе и человеке. Лучше просто о нем поговорить. Что был Николай Николаевич очень разносторонним человеком, увлекался музыкой, пением, техникой, создавал в годы войны учебные фильмы для солдат. Это ли не интересная информация! Он же придумал известных всем «коротышек» с Незнайкой во главе. А потом быстренько, без перехода – объявление о литературной викторине. Учителя назначили в жюри, команды определили по рядам. И пошли вопросы:

– А вы хотели бы иметь такого друга, как Витя Малеев, а почему? Что такое настоящая дружба? А почему вдруг Витя решил самостоятельно выучить столь нелюбимую им арифметику? А почему он стал помогать учиться Шишкину? Правы ли были те, кто предложил бороться с подсказками в классе? И так далее.

Дети отвечая размышляли. Порой стеснялись, но все же желание поделиться своим мнением с одноклассниками пересиливало. Некоторым приходилось даже отстаивать собственный взгляд. В заключение ребят спросили – а что интересного можно узнать, прочитав разные произведения Н.Носова? Оказалось, очень даже много. Например, как разобрать телефон и сделать из него звонок, что кашу тоже надо уметь варить, как правильно вскопать огород и не заблудиться в московском метро, как дрессировать собак, решать задачи и как быть просто хорошим другом. Узнали, какой школа была полвека назад, какие проблемы тогда волновали ребят и отличаются ли они от нынешних, как в пионерском лагере отдыхали. Вот оказывается, сколько интересного можно узнать, прочитав книги Носова.

А потом наш класс превратился в театр. И стало ясно, почему некоторые ребята так странно выглядели. Они сценки готовили! Сами же придумывали оформление. Зрителям посчастливилось увидеть энное количество Вить, Лобзиков и методы его дрессировки, несколько мам и Шишкиных. Выяснили, что самый точный у нас «Лобзик» – Алеша, а Стася – самая лучшая притворяшка Шишкин. И если 6«А» специализировался на «Лобзиках», то 6«Б» демонстрировал весьма поучительные отрывки. Это было очень познавательно с педагогической точки зрения, т.к. эпизоды ребята выбирали сами. Вот и оказалось в результате, что интересно было тем, кто читал, придумывал, фантазировал, выступал, действовал. Мы с учителем не корили пассивных. Мы просто дали новое задание – подготовить подобный урок по повести А.Гайдара «Тимур и его команда». Возможно, так и начнут читать наши шестиклассники.