РБА
Людмила Сухова
Роль газеты «Библиотека в школе» в
консолидации школьных библиотек и формировании
профессионального самосознания библиотекарей
Доклад на конференции РБА
Людмила Федоровна Сухова
заместитель главного редактора газеты
«Библиотека в школе», заведующая библиотекой
гимназии № 5
г. Сергиев Посад, Московская обл. |
«Не только вы собрали книги, но и
книги собрали вас» – такими словами в марте 1998
года Издательский дом «Первое сентября»
приветствовал школьных библиотекарей.
Так в России появилось первое
профессиональное издание для школьных
библиотек.
«Когда начинали, то долго думали, как
найти золотую середину между функциональностью
и сердечностью.
Функциональность функциональностью, а
без атмосферы тоже не обойтись. Следовало
поймать единственно верную мелодию.
…Множество родных людей, работающих
по всей стране, нашли друг друга, опознали друг в
друге единомышленников, стали работать рука об
руку. Ватное, почти непробиваемое одиночество, в
котором раньше с тоской ощущали себя школьные
библиотекари, оставлено в прошлом» – так в
прошлом году по случаю уже пятилетнего юбилея
газеты написал Александр Панфилов в
«Размышлениях одного из тех, кто стоял у
истоков». А у истоков (и это было очень важно)
стояли не просто профессионалы библиотечного
дела, а люди, имеющие большой опыт работы в
школьных библиотеках, большой опыт методической
работы, и поэтому все проблемы «изнутри»
испытали на собственной шкуре.
Наша газета адресована школьным
библиотекарям и методистам. Но получилось так,
что сегодня ее читают и учителя-предметники, и
директора, и классные руководители, и ученики, и
родители, и наши уважаемые коллеги из детских
библиотек.
В газете – голоса библиотекарей всей
страны, их вопросы и споры, их ответы и советы, их
сценарии и уроки, их проблемы и любимые книги, а
еще – разговоры после уроков и ощущение себя
нужным человеком в школе.
А все начиналось с подтверждения того
факта, что в школе не сложилась культура
профессиональных отношений (библиотекарь –
учительский коллектив, библиотекарь –
администрация).
Что было, с чем сталкивалось
большинство из нас (именно из этого вырастали
цели и задачи газеты):
– ограниченность
профессионального общения;
– заниженная профессиональная
самооценка;
– неясный профессиональный статус
в коллективе;
– достаточно большой процент
школьных библиотекарей не имеют
профессионального библиотечного образования;
возникают проблемы повышения квалификации для
тех, кто имеет специальное образование, и помощь
в освоении азов, для тех, у кого его нет.
Газета стала средством общения. У
многих библиотекарей появился свой лозунг: «Ты
не один на свете». Подтверждением тому – встречи
на конференциях Российской библиотечной
ассоциации. Ведь именно по инициативе газеты
создавалась секция школьных библиотек в РБА. Мы
считали это принципиально важным – в большом
библиотечном сообществе. Не только рядом, но
вместе с детскими, юношескими, публичными,
научными и другими библиотеками. И мы не
ошиблись.
Помните слова Екатерины Гениевой,
генерального директора ВГБИЛ: «Не бывает
маленьких и больших библиотек. Бывают
Библиотеки».
В Новосибирске на многих секциях
работали методисты и школьные библиотекари,
которые приехали на конференцию РБА. Я видела,
как мои коллеги выбирали секции и разделялись
для того, чтобы потом собраться вместе,
поделиться информацией и впечатлениями.
На секции по международным связям
выступала Ирина Валентиновна Коткина,
заведующая библиотекой школы-интерната из
Нарьян-Мара.
«“Открытый мир” американских
библиотек» – так называлась компьютерная
презентация. Программа «Открытый мир» была
учреждена при финансовой поддержке Конгресса
США в мае 1999 года. Согласно замыслу
организаторов, программа предоставляет
возможность российским лидерам профессии
посетить Соединенные Штаты Америки. Наиболее
важной темой 2003 года была тема организации
библиотечной системы и профессиональных
объединений библиотекарей. Получив рекомендации
РБА и выдержав конкурс, два школьных
библиотекаря – члены секции школьных библиотек
РБА – побывали в США. Ирина Коткина – одна из них.
Так расширяются международные связи. С
1999 года газета «Библиотека в школе» – член
Международной ассоциации школьных библиотек
(IASL). А с прошлого года мы представляем Россию и
РБА в Европейской сети по школьным библиотекам и
информационной грамотности (ENSIL).
Весной прошлого года в Амстердаме была
организована общественная группа, а осенью в
Риме члены нового профессионального сообщества
провели свою уже вторую встречу. В апреле этого
года на «Дне школьного библиотекаря», который
проходит в рамках уже третьего Московского
педагогического марафона учебных предметов,
приезжали представители ENSIL: Лауренсе Дас –
Европейский директор Международной ассоциации
школьных библиотек (IASL), координатор Европейской
сети по школьным библиотекам и информационной
грамотности, и Кэти Лимейр – исполнительный
директор ассоциации школьных библиотек и
постоянного комитета ИФЛА, член
консультативного комитета при правительстве
Великобритании.
О Московском педагогическом марафоне
учебных предметов многие знают. Подчеркну лишь
значимость объединения школьных библиотекарей,
учителей-предметников и администрации школ. В
течение месяца на Марафоне проходят дни всех
участников образовательного процесса в школе. И
на «День школьного библиотекаря» приходят не
только библиотекари, но и директора школ.
Приходят не только послушать, но и поделиться
собственным опытом. Директора и заместители по
научно-методической работе проводили семинары и
«круглые столы», среди них – «План
воспитательной работы школы на основе работы
библиотеки и газеты “Библиотека в школе”». Надо
отметить: в Москву на марафон приезжают не только
из Подмосковья, но даже из Якутии. Все это,
естественно, поднимает статус библиотеки и
специалистов школьных библиотек.
В некоторой степени идея Марафона
выросла из Библиотечной школы «Первого
сентября». На конкурсной основе было проведено
три Библиотечные школы. А в январе этого года
прошел второй курс. Главной особенностью занятий
является то, что слушатели приобретают опыт,
который трудно описать на страницах газеты:
методики, передаваемые из рук в руки с
возможностью попробовать себя в роли
учеников-пользователей библиотеки,
мастер-классы и так далее.
На третьей школе выпускница второго
набора Елена Ивановна Макарова давала
мастер-класс по тем методикам, которые она
освоила в процессе учебы и многократно проверяла
в своей работе. А Любовь Антоновна Федосова,
приехав учиться, сама проводила мастер-класс.
Очень важно и то, что многие слушатели
выразили готовность провести на местах семинары
для директоров школ, посвященные роли библиотеки
в учебном процессе и ее месте в школе.
А на втором курсе участникам школы
предложили создать своими силами настоящий
номер газеты. Анализировали структуру и принципы
формирования, требования к материалу… За две
недели разработали свою стратегию и тактику.
Получилось не просто содержание одного будущего
номера, но и комплексная программа развития
газеты.
Библиотечное дело. Картотека опыта.
Директорская папка. Школа для родителей. И так
далее, и так далее. А еще новая идея –
«Объединение выпускников и союзников
Библиотечных школ “Первого сентября” и проект
устава Объединения».
Но, к сожалению, очные Библиотечные
школы «ПС» не могут принять всех желающих. И с 1
августа 2004 года мы начинаем регистрацию
слушателей Педагогического университета
«Первое сентября». Это курсы повышения
квалификации, и организованы они факультетом
педагогического образования МГУ
им. М.В.Ломоносова, Педагогическим
университетом «ПС» и газетой «Библиотека в
школе».
В 2004/2005 учебном году мы предлагаем
вниманию школьных библиотекарей два курса:
«Новые педагогические технологии в школьной
библиотеке: образовательная технология развития
критического мышления средствами чтения и
письма» и «Библиотечное обслуживание в школьной
библиотеке: специфика форм и методов».
С сентября курсы начинают свою работу.
А газета по-прежнему выходит два раза в
месяц с основными вкладками – «Методический
день: газета для методистов», «Без расписания:
газета для классных руководителей»,
«Издательский дом» с основными рубриками. На
страницах газеты публикации методистов,
школьных библиотекарей, директоров школ.
Мы бесконечно благодарны коллегам из
детских и юношеских библиотек за
предоставленные материалы.
Работы школьных библиотекарей
публикуются не только в изданиях,
предназначенных для школьных библиотек. В первом
номере 2004 года в журнале «Школьная обозрение»
опубликован материал Любови Федосовой,
заведующей библиотечно-информационным центром
гимназии «Универс» № 1 г. Красноярска, –
«Счастливая история модернизации отдельно
взятой школьной библиотеки». А в журнале
международной ассоциации чтения «Перемена»
(т. 5, № 1, январь, 2004) – материал Елены
Макаровой, заведующей библиотекой московской
школы № 1302 «Караул, замена!». После обучения в
Библиотечной школе «ПС» Елена Ивановна Макарова
получила Международный сертификат
учителя-библиотекаря, работающего в технологии
«Развитие критического мышления средствами
чтения и письма». Это первый сертификат, выданный
библиотекарю.
В заключение очень хочется напомнить
вам слова известного библиотековеда Георгия
Поликарповича Фонотова: «Если в стране хорошо
развиты и ведут большую педагогическую работу
школьные библиотеки, об остальном можно не
беспокоиться. Дети, выросшие в школе с такой
библиотекой, не допустят угасания культуры и
создадут необходимые им музеи, театры,
библиотеки».
P.S. После работы на конференциях РБА идеи
появляются уже в самолете. Осенью в подмосковном
Сергиевом Посаде две библиотеки – члены РБА
(муниципальная им. А.Горловского и гимназии
№ 5) – проведут семинар «Муниципальная и
школьная библиотеки города – в Российской
библиотечной ассоциации: опыт работы в
профессиональном сообществе». |