Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2004


НАШИ АССОЦИАЦИИ

РБА

Людмила Сухова

Роль газеты «Библиотека в школе» в консолидации школьных библиотек и формировании профессионального самосознания библиотекарей

Доклад на конференции РБА

Людмила Федоровна Сухова
заместитель главного редактора газеты «Библиотека в школе», заведующая библиотекой
гимназии № 5

г. Сергиев Посад, Московская обл.

«Не только вы собрали книги, но и книги собрали вас» – такими словами в марте 1998 года Издательский дом «Первое сентября» приветствовал школьных библиотекарей.

Так в России появилось первое профессиональное издание для школьных библиотек.

«Когда начинали, то долго думали, как найти золотую середину между функциональностью и сердечностью.

Функциональность функциональностью, а без атмосферы тоже не обойтись. Следовало поймать единственно верную мелодию.

…Множество родных людей, работающих по всей стране, нашли друг друга, опознали друг в друге единомышленников, стали работать рука об руку. Ватное, почти непробиваемое одиночество, в котором раньше с тоской ощущали себя школьные библиотекари, оставлено в прошлом» – так в прошлом году по случаю уже пятилетнего юбилея газеты написал Александр Панфилов в «Размышлениях одного из тех, кто стоял у истоков». А у истоков (и это было очень важно) стояли не просто профессионалы библиотечного дела, а люди, имеющие большой опыт работы в школьных библиотеках, большой опыт методической работы, и поэтому все проблемы «изнутри» испытали на собственной шкуре.

Наша газета адресована школьным библиотекарям и методистам. Но получилось так, что сегодня ее читают и учителя-предметники, и директора, и классные руководители, и ученики, и родители, и наши уважаемые коллеги из детских библиотек.

В газете – голоса библиотекарей всей страны, их вопросы и споры, их ответы и советы, их сценарии и уроки, их проблемы и любимые книги, а еще – разговоры после уроков и ощущение себя нужным человеком в школе.

А все начиналось с подтверждения того факта, что в школе не сложилась культура профессиональных отношений (библиотекарь – учительский коллектив, библиотекарь – администрация).

Что было, с чем сталкивалось большинство из нас (именно из этого вырастали цели и задачи газеты):

– ограниченность профессионального общения;

– заниженная профессиональная самооценка;

– неясный профессиональный статус в коллективе;

– достаточно большой процент школьных библиотекарей не имеют профессионального библиотечного образования; возникают проблемы повышения квалификации для тех, кто имеет специальное образование, и помощь в освоении азов, для тех, у кого его нет.

Газета стала средством общения. У многих библиотекарей появился свой лозунг: «Ты не один на свете». Подтверждением тому – встречи на конференциях Российской библиотечной ассоциации. Ведь именно по инициативе газеты создавалась секция школьных библиотек в РБА. Мы считали это принципиально важным – в большом библиотечном сообществе. Не только рядом, но вместе с детскими, юношескими, публичными, научными и другими библиотеками. И мы не ошиблись.

Помните слова Екатерины Гениевой, генерального директора ВГБИЛ: «Не бывает маленьких и больших библиотек. Бывают Библиотеки».

В Новосибирске на многих секциях работали методисты и школьные библиотекари, которые приехали на конференцию РБА. Я видела, как мои коллеги выбирали секции и разделялись для того, чтобы потом собраться вместе, поделиться информацией и впечатлениями.

На секции по международным связям выступала Ирина Валентиновна Коткина, заведующая библиотекой школы-интерната из Нарьян-Мара.

«“Открытый мир” американских библиотек» – так называлась компьютерная презентация. Программа «Открытый мир» была учреждена при финансовой поддержке Конгресса США в мае 1999 года. Согласно замыслу организаторов, программа предоставляет возможность российским лидерам профессии посетить Соединенные Штаты Америки. Наиболее важной темой 2003 года была тема организации библиотечной системы и профессиональных объединений библиотекарей. Получив рекомендации РБА и выдержав конкурс, два школьных библиотекаря – члены секции школьных библиотек РБА – побывали в США. Ирина Коткина – одна из них.

Так расширяются международные связи. С 1999 года газета «Библиотека в школе» – член Международной ассоциации школьных библиотек (IASL). А с прошлого года мы представляем Россию и РБА в Европейской сети по школьным библиотекам и информационной грамотности (ENSIL).

Весной прошлого года в Амстердаме была организована общественная группа, а осенью в Риме члены нового профессионального сообщества провели свою уже вторую встречу. В апреле этого года на «Дне школьного библиотекаря», который проходит в рамках уже третьего Московского педагогического марафона учебных предметов, приезжали представители ENSIL: Лауренсе Дас – Европейский директор Международной ассоциации школьных библиотек (IASL), координатор Европейской сети по школьным библиотекам и информационной грамотности, и Кэти Лимейр – исполнительный директор ассоциации школьных библиотек и постоянного комитета ИФЛА, член консультативного комитета при правительстве Великобритании.

О Московском педагогическом марафоне учебных предметов многие знают. Подчеркну лишь значимость объединения школьных библиотекарей, учителей-предметников и администрации школ. В течение месяца на Марафоне проходят дни всех участников образовательного процесса в школе. И на «День школьного библиотекаря» приходят не только библиотекари, но и директора школ. Приходят не только послушать, но и поделиться собственным опытом. Директора и заместители по научно-методической работе проводили семинары и «круглые столы», среди них – «План воспитательной работы школы на основе работы библиотеки и газеты “Библиотека в школе”». Надо отметить: в Москву на марафон приезжают не только из Подмосковья, но даже из Якутии. Все это, естественно, поднимает статус библиотеки и специалистов школьных библиотек.

В некоторой степени идея Марафона выросла из Библиотечной школы «Первого сентября». На конкурсной основе было проведено три Библиотечные школы. А в январе этого года прошел второй курс. Главной особенностью занятий является то, что слушатели приобретают опыт, который трудно описать на страницах газеты: методики, передаваемые из рук в руки с возможностью попробовать себя в роли учеников-пользователей библиотеки, мастер-классы и так далее.

На третьей школе выпускница второго набора Елена Ивановна Макарова давала мастер-класс по тем методикам, которые она освоила в процессе учебы и многократно проверяла в своей работе. А Любовь Антоновна Федосова, приехав учиться, сама проводила мастер-класс.

Очень важно и то, что многие слушатели выразили готовность провести на местах семинары для директоров школ, посвященные роли библиотеки в учебном процессе и ее месте в школе.

А на втором курсе участникам школы предложили создать своими силами настоящий номер газеты. Анализировали структуру и принципы формирования, требования к материалу… За две недели разработали свою стратегию и тактику. Получилось не просто содержание одного будущего номера, но и комплексная программа развития газеты.

Библиотечное дело. Картотека опыта. Директорская папка. Школа для родителей. И так далее, и так далее. А еще новая идея – «Объединение выпускников и союзников Библиотечных школ “Первого сентября” и проект устава Объединения».

Но, к сожалению, очные Библиотечные школы «ПС» не могут принять всех желающих. И с 1 августа 2004 года мы начинаем регистрацию слушателей Педагогического университета «Первое сентября». Это курсы повышения квалификации, и организованы они факультетом педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова, Педагогическим университетом «ПС» и газетой «Библиотека в школе».

В 2004/2005 учебном году мы предлагаем вниманию школьных библиотекарей два курса: «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма» и «Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов».

С сентября курсы начинают свою работу.

А газета по-прежнему выходит два раза в месяц с основными вкладками – «Методический день: газета для методистов», «Без расписания: газета для классных руководителей», «Издательский дом» с основными рубриками. На страницах газеты публикации методистов, школьных библиотекарей, директоров школ.

Мы бесконечно благодарны коллегам из детских и юношеских библиотек за предоставленные материалы.

Работы школьных библиотекарей публикуются не только в изданиях, предназначенных для школьных библиотек. В первом номере 2004 года в журнале «Школьная обозрение» опубликован материал Любови Федосовой, заведующей библиотечно-информационным центром гимназии «Универс» № 1 г. Красноярска, – «Счастливая история модернизации отдельно взятой школьной библиотеки». А в журнале международной ассоциации чтения «Перемена» (т. 5, № 1, январь, 2004) – материал Елены Макаровой, заведующей библиотекой московской школы № 1302 «Караул, замена!». После обучения в Библиотечной школе «ПС» Елена Ивановна Макарова получила Международный сертификат учителя-библиотекаря, работающего в технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма». Это первый сертификат, выданный библиотекарю.

В заключение очень хочется напомнить вам слова известного библиотековеда Георгия Поликарповича Фонотова: «Если в стране хорошо развиты и ведут большую педагогическую работу школьные библиотеки, об остальном можно не беспокоиться. Дети, выросшие в школе с такой библиотекой, не допустят угасания культуры и создадут необходимые им музеи, театры, библиотеки».

P.S. После работы на конференциях РБА идеи появляются уже в самолете. Осенью в подмосковном Сергиевом Посаде две библиотеки – члены РБА (муниципальная им. А.Горловского и гимназии № 5) – проведут семинар «Муниципальная и школьная библиотеки города – в Российской библиотечной ассоциации: опыт работы в профессиональном сообществе».