Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Наталья Таначева

Начнем с себя

Формирование толерантного сознания у детей
с помощью книги

Наталья Витальевна
Таначева

зам. директора по работе
с детьми ЦБС

г. Дзержинск, Нижегородская обл.

Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для общества, в котором подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение разных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания.

Как же должна строиться работа в библиотеке по формированию установок толерантного сознания? Чем мы можем помочь школе? Вопрос непростой и неоднозначный. Не случайно в газете «Библиотека в школе» статьи, посвященные данной проблеме, выходят под заголовками: «Трудное слово “толерантность”»; «Вместе думать, сомневаться, надеяться...»; «Толерантность – проблема или мышление нового века?»; «Зачем с детьми говорить о толерантности?»1. Ясно одно: в той или иной форме, рано или поздно эта проблема коснется или уже коснулась каждого россиянина. И мы – работники библиотек, вряд ли сможем остаться в стороне.

ЦДБ им. А.Гайдара ЦБС г. Дзержинска начала работать по этой проблеме с 2000 г., когда в рамках реализации проекта «ЦБС – публичный центр правовой информации» был создан при библиотеке информационно-справочный центр «Детство», где собирается литература по проблемам защиты детей, правовому воспитанию, формированию толерантного сознания. Ведется электронная база данных, на основе которой создаются информационные списки, дайджесты, буклеты.

С первых дней деятельности центра мы много и активно работали по воспитанию правовой культуры у подрастающего поколения. Были проведены крупные городские мероприятия: турнир знатоков «Живое право», КВН «Знай и соблюдай закон», игра «Я – гражданин» и др. Много говорили о детской преступности, ее причинах, становлении ювенальной юстиции и т.д. Общий вывод по итогам мероприятий, которые сделали и мы и дети, – знания законов недостаточно, нужны моральные установки, умение жить в обществе, находить выход из критических ситуаций. Подтверждение своих мыслей мы нашли в статьях А.Г.Асмолова, сборнике «Ювенальная юстиция: вчера, сегодня, завтра», изданиях серии «Толерантность объединяет усилия»2. Так родился проект «Толерантность как средство защиты ребенка от беды».

Формирование толерантного сознания и поведения детей возможно лишь при условии понимания идей, установок толерантности взрослым населением. Однако на первоначальном этапе мы столкнулись с непониманием и даже неприятием этой проблемы со стороны педагогов, библиотекарей.

Само понятие «толерантность», его сущность вызывало и вызывает трудности в понимании и требует разъяснения и обсуждения. На наш взгляд, наиболее точное и емкое понятие дал А.Г.Асмолов «толератность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей».

Разработали памятку «Толерантность: объединяем усилия», где не только дали информацию о центре, пригласили к сотрудничеству, но и представили понимание ключевых слов понятия «толерантность».

Признание + Принятие + Понимание = Толерантность

  • Признаниеэто способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм по-ведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.

  • Принятиеэто положительное безусловное отношение к таким отличиям.

  • Пониманиеэто умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Для детских и школьных библиотекарей совместно с Дзержинским правозащитным центром и Психолого-педагогическим центром провели семинар «Толерантность – дорога к будущему», который широко освещался Дзержинским телевидением. За несколько месяцев до его проведения изучали уровень понимания, знания данной проблемы среди библиотечных работников через анкетирование (роздано 35 анкет, вернулась – 31), бесед на производственных совещаниях. На вопрос, знакомо ли Вам понятие толерантности, – 32,3% дали отрицательный ответ. Ответившие утвердительно, в большинстве своем определяют толерантность как терпимость, что не полностью отражает современный объем данного понятия. Результаты опроса определили цели семинара, его программу и форму проведения.

В первой части семинара: «Толерантность: проблема или мышление нового века» в профессиональных диалогах со специалистами библиотекари пытались разобраться в принципах толерантности, качествах толерантной личности. Вторая часть была посвящена непосредственной работе библиотек, опыту работы по данной проблеме ЦДБ им. А.Гайдара. Разработана консультация «Идеи толерантности – в практику деятельности библиотек», которая легла в основу методических рекомендаций «Дети. Книга. Идеи толерантности». Результаты семинара:

– запросы школ в центр «Детство» на литературу для проведения уроков толерантности;

– библиотекарь коррекционной школы работает над своей программой;

– укрепились связи библиотеки с психолого-педагогическим центром;

– поступили предложения о проведении совместных мероприятий.
В частности, молодежный правозащитный центр России заявил об участии в конкурсе «Мир, который мы создаем».

Понимание толерантности сложно для взрослых и еще труднее для подростков. Чтобы им помочь, были разработаны памятки, вопросник, стенд «Такое трудное слово “толерантность”». Проводились часы откровенного разговора, обсуждения у книжных выставок «Жить в мире с собой и другими», «Учимся общаться», «Все мы разные и все похожие». На выставках были представлены художественные произведения: Маршалл А. «Я умею прыгать через лужи», Солоухин В. «Мститель», Железников В. «Чучело», Лиханов А. «Никто» и др. В беседах с детьми опирались в основном на статью А.Асмолова из сборника «Век толерантности». Автор, в частности, приводит стихи Б.Заходера, которые он обозначил как «чутье толерантности» и «гимн толерантности»3.

Даже самые маленькие способны понимать культурные различия и правильно относиться к культурному многообразию. В этом мы убедились, проводя в видеосалоне занятия «Путешествие со сказкой по странам и континентам». Идею подсказал журнал «Синдбад»: каждый показ и прочтение сказки сопровождались рассказом об обычаях, традициях страны. Удачным элементом была карта, на которой дети флажком отмечали страну, о которой идет речь.

Цикл занятий с учащимися 3–4-х классов «Все мы разные, все мы похожие» включал час размышления «Давайте знакомиться», игру по литературе разных народов «Пятицветик», час творчества «Чтобы письмо без перевода сразу дошло до народа...». Мы даже не подозревали, насколько по-разному проходят занятия в зависимости от того, какая атмосфера царит в классе: сотрудничества, толерантности, поддержки или наоборот – вражды, равнодушия. Особенно это было важно для классов коррекции, куда чаще всего попадают дети переселенцев в силу плохого владения русским языком.

Ярким событием в жизни города стала встреча детей разных культур: «Узнаем друг о друге – узнаем друг от друга». В организации и проведении встречи большую помощь оказал отдел культуры, центр фольклора и досуга «Славянка», центр еврейской культуры, представители татарской диаспоры. Нам хотелось донести до детей мысль о том, что рядом с нами живут люди разных национальностей, разных вероисповеданий, и общаться с ними нужно без предвзятости. начинать это общение с доброты и желания узнать как можно больше о своем собеседнике, о традициях и обычаях его народа.

Празднику предшествовала большая предварительная работа: дети знакомились с литературой, нравами и обычаями разных народов, принимали участие в страноведческой викторине «По странам Европы», литературной игре «Книга строит мосты». Дети, пришедшие на праздник вместе с родителями (более 70 человек), узнали о традициях воспитания в еврейской семье; услышали стихи о дружбе народов на татарском языке; познакомились со старинными обрядовыми песнями Нижегородского края.

Сейчас мы работаем над проблемой интеграции в общество детей с различными особенностями развития, которым трудно ощутить себя полноценными участниками общей жизни. Сотрудничество со специализированным детским садом № 144 для слабовидящих ребятишек привело к мысли о создании программы поддержки чтения детей с ограниченными возможностями «Радостное чтение». Проект оказался сложным, но интересным. Его успешная реализация зависит прежде всего от понимания, а главное – от желания самих библиотекарей участвовать в сложном, но таком нужном процессе, как воспитание толерантности.

________________

1 Громова О. Пирог моей страны : Что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений» // Библиотека в школе. – 2001. – № 17. – С. 24; Великородная И. Вместе думать, сомневаться, надеяться... //Там же. – № 19. – С. 12; Воронова Л. Какие глупости! или Ты вращаешься над бездной : К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности // Там же. – 2002. – № 3. – С. 10; Ушанова Т. А ты простил бы Карла? : Толерантность: проблема или мышление нового века? // Там же. – С. 6–7.

2 Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. – 2001. – № 11–12. – С. 32–35; Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М. : Изд-во «Бонфи», 2001. – 304 с. – (Толерантность: объединяем усилия); Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими : Тренинг толерантности для подростков. – М. : Генезис, 2001. – 107 с.

3 Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности. – М., 2001. – С. 4–7.

 

Эта статья перепечатана из профессионального информационного журнала «Детское чтение» (2004 – № 1), который начала выпускать Нижегородская государственная областная детская библиотека. В первом же номере в рубрике «Детская библиотека и общество» наши коллеги обратились к проблеме воспитания толерантности в библиотеке.