Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2004


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет «Первое сентября»

Работа с читателями

Игорь Загашев

Новые педагогические технологии
в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма

Лекция 4. Стратегии обучения умению решать проблемы
«ИДЕАЛ», «Фишбон» и «Мозаика проблем»

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками»

18

Лекция 2. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления. Техники вопросов. Учебная стратегия «Условные значки»

19

Лекция 3. Kак научиться вести диалог с текстом? Техники рефлексивного чтения. Учебная стратегия «Таблица-синтез». Стратегии оценки достижений учащихся. Портфолио. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика проблем»

21

Лекция 5. Ученик-исследователь. Учебная стратегия «Бортовой журнал». Учебная стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал», «До и после». Использование графических и визуальных форм представления информации
Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Групповые и парные формы работы. Стратегия «Зигзаг»

23

Лекция 7. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. Стратегия «Уголки»

24

Лекция 8. Учебные стратегии развития письменной речи.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

 

Жить – значит иметь проблемы.
Решать их – значит расти интеллектуально.

Дж.Гилфорд,  известный психолог

Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. В повседневной жизни большинство людей используют одну-две стратегии, то есть делают какие-то определенные шаги, которые, по их мнению, помогут в достижении цели. Человек, владеющий навыками критического мышления (именно навыками – так как он делает это уже как само собой разумеющееся), не только использует в повседневной жизни гораздо больше стратегий для разрешения проблем, но и имеет привычку осознавать, почему я действую именно так именно в этой ситуации.

Разумеется, идеи проблемного обучения не являются новыми для отечественного образования. Мало кто сейчас сомневается в том, что эффективнее получать знания и развивать способности посредством решения каких-либо проблемных ситуаций. Вопрос остается в том, как перевести обычное преподавание «на рельсы» проблемного обучения в условиях массовой школы? Действительно, организационно это не каждому учителю «по зубам»: сложно планировать урок в таком режиме, тратится много времени и тому подобное.

Образовательная технология развития критического мышления и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.

Цель этого занятия – овладеть некоторыми учебными стратегиями, которые используют преподаватели, работающие в технологии развития критического мышления.

Стратегия обучения решению
проблем «ИДЕАЛ»

Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн; адаптация: И.О.Загашев

Известные психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. (Identification. Deal with choices. Estimation. Act. Learning.)

Чтобы сохранить аббревиатуру, я должен был пойти на некоторую адаптацию формулировок. Это было обусловлено также необходимостью учета возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию. Вот что получилось.

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

Ниже представлено описание этой стратегии.

Интересно, в чем проблема?

Распознавание проблемы,
которая может быть решена и
достойна решения, есть...
тоже своего рода открытие.

Макс Поланьи

Сформулируйте свою проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Избегайте пространных, общих слов. Например, формулировка «Как можно заработать больше денег?» – неудачная, потому что она не говорит о том, сколько нужно заработать денег, за какой срок и для чего. Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными.

А теперь выберите из них наиболее точный вариант!!!

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

Итак, проблема сформулирована. А теперь в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные. Запретите себе критиковать себя и говорить: «Я больше ничего не придумаю», «Других способов нет», «Ну на этом и хватит» и т. д. Вы должны придумывать все новые и новые варианты, пока не истечет указанное время, либо определенное заранее количество идей.

Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?

Отметьте в своем списке «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можете их уточнить, но ни в коем случае не критикуйте! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов вы не видите, то сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого-то варианта вы сомневаетесь, то обозначьте его как «+ –».

А теперь сделаем выбор!

Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.

Любопытно, как это осуществить на практике?

Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность». Действуйте!

Этот метод учителя используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Работа с использованием стратегии «ИДЕАЛ» может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращаться в течение изучения темы (листы с промежуточными результатами могут достаточно долго находиться на стенах класса). Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем.

Благодаря ему ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, привыкают к безоценочному обсуждению различных вариантов решения. Давайте рассмотрим пример использования стратегии «ИДЕАЛ» при работе с текстом сказки.

Как крестьянин двух сеньоров надул
(Испанская сказка)

Название сказки пока не рекомендуется объявлять, поскольку оно может навести детей сразу на предлагаемый в тексте ответ и тем самым ограничить их в выборе различных – возможно, даже более удачных – вариантов. Ведущий так и может сказать: «Название сказки я сообщу позже – так будет интереснее».

Итак, слушаем сказку очень внимательно.

Жил на свете один крестьянин. Он столько слышал разных диковин про короля, что думал, будто король – человек не как все другие, особенный. Очень хотелось крестьянину повидать короля, хоть раз в жизни, да своими глазами взглянуть. А столица далеко. Решил все-таки крестьянин поехать в город – короля поглядеть.

– Ты что, совсем спятил? – рассердилась жена. На какую-то прихоть деньги тратить! У нас и так небогато. Нечего тебе в столице делать!

– А я заодно зайду там к брадобрею, зуб себе вырву. Знаешь ведь, зуб у меня часто побаливает, мочи нет терпеть.

Не дает покою жене крестьянин, в столицу да в столицу, в Мадрид да в Мадрид. Ну жена и отпустила его.

Идет крестьянин, радуется. А столица далеко, все деньги за дорогу чуть не потратил.

Пришел крестьянин в Мадрид и в тот же день повидал короля, как тот из храма выходил.

– Вот я глуп так глуп, – хлопнул себя по лбу крестьянин. – Король-то такой, как все, как я да остальные. И на что я только деньги потратил! Надо было жену послушать, по ее совету делать.

Сосчитал деньги, а у него всего полреала осталось.

Тут захотелось крестьянину есть, а на пущую беду и зуб разболелся вовсю. Остановился крестьянин около торговца пирогами, глядит на лоток и думает: «Если я зуб вырву, мои полреала брадобрею пойдут – тогда мне с голоду помирать; а если пирогов поесть, зуб еще сильнее разболится, не доберусь я с ним до дому. Чем горю пособить?»

***

Здесь ведущий делает остановку и предлагает школьникам, используя метод «ИДЕАЛ», попробовать самостоятельно разрешить данную проблему. Тем более, что для некоторых учащихся есть своеобразный азарт в том, чтобы придумать собственное решение, которое окажется лучше сказочного. Опыт показывает, что для того, чтобы младшие школьники лучше вникли в суть работы, им нужна какая-то наглядная опора, поэтому их можно попросить изобразить на небольших листах бумаги данную проблемную ситуацию.

Правда, все же некоторое ограничение можно ввести – сказать, что сказка не относится к разряду фантастических, поэтому различные волшебства и нереальности не принимаются. С другой стороны, можно такое ограничение и не вводить – пусть особо желающие проявят свою фантазию!

Итак, посредством вовлечения учащихся в проблемную ситуацию, мы реализовали одну из важных задач фазы вызова – пробуждение познавательного интереса, познавательной активности. Теперь приступаем к первому этапу стратегии «ИДЕАЛ», который позволит ребятам самостоятельно актуализировать все необходимые сведения для решения данной проблемы и, сформулировав ее, определить направления на этом пути.

«Интересно, в чем проблема?»

Ведущий:

– Ребята, давайте определим ту проблему, с которой столкнулся наш герой. Для этой цели – вспомним, как это нужно правильно делать (ведущий обращает внимание школьников на плакат или надписи на доске). Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной.

В разных классах дети предлагают разные формулировки. Но во всех них (даже в старших) у многих не сразу получается соблюдать условия: формулировки «страдают» обобщенностью, иногда основываются на деталях, отсутствующих в первой части текста и т.д. Именно поэтому от ведущего особо требуется проявить свои коммуникативные умения: вовремя сформулировать удачный уточняющий вопрос, вовремя напомнить правила и обратить внимание на определенные детали текста.

После уточнений каждая формулировка должна быть зафиксирована на доске. Это делается для того, чтобы у ребят был впоследствии выбор: на какой остановиться.

Еще раз повторю – варианты формулировок в каждом классе разные, но часто встречаются такие, как:

  • Как крестьянину вырвать зуб, утолить голод, оставив деньги на дорогу домой?

  • Как крестьянин может воспользоваться обстановкой, чтобы вернуться домой здоровым и сытым?

  • Как крестьянин может заработать себе на еду, услуги брадобрея и дорогу домой?

К числу неудачных формулировок относится такая как: «Как крестьянину решить проблему?»

Далее – ведущий может пойти двумя путями: либо предоставить каждому ребенку возможность самостоятельно выбрать себе формулировку из предложенных его одноклассниками, либо выбрать одну для всех, – которая удовлетворяет большинство. Конечно, организационно легче второй вариант – тем более, он уместнее в случае первого знакомства с этим методом и – для детей начальных классов. Для учеников 8–11-х классов, а также – для тех, кто уже ранее был знаком со стратегией «ИДЕАЛ», – уместнее первый вариант. Не говоря уж о том, что в первом случае учащиеся берут на себя ответственность за свой выбор, не перекладывают его на плечи большинства.

Итак, остановившись на одной из формулировок, мы можем перейти ко второму этапу.

«Давайте предложим как можно больше вариантов решений!»

На данном этапе применяется классический «мозговой штурм» (по А.Осборну). Ведущий напоминает правила, которым необходимо строго следовать, если мы хотим набрать как можно больше различных идей, а не тратить время на поиск недостатков – это тоже надо будет сделать, но – потом! Итак, правила следующие:

  • Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Если кто-то предложит вариант, не укладывающийся в то направление, которое задает формулировка проблемы, то ведущий мягко (лучше невербально) напоминает ее. Более того, ВСЕ варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке.

  • Во время «мозгового штурма» запрещена критика (в плане негативных высказываний). Причем – любая! Надувшиеся губы и щеки, верчение указательным пальцем у виска и так далее, – все это запрещено. Ведущий должен овладеть набором корректных запрещающих жестов, чтобы словами не препятствовать «фонтану» идей. Но можно задавать уточняющие вопросы и развивать чужие идеи.

  • Обязательно должна быть введена квота, некое ограничение, лимитирующее активность группы. Квота может быть распространена на время (в течение 10 минут предлагаем идеи, а затем – стоп!). Также вы можете выбрать квоту на количество идей (25 вариантов решений, а затем – прекращаем). Есть квота, определяющая общую активность: например, от каждого – по 2 идеи.

  • Правило равномерной активности группы. Во время «мозгового штурма» все должны предлагать идеи, а посторонние разговоры запрещены.

Иногда, когда класс достаточно большой по количеству школьников, ведущий выбирает «дежурных», отвечающих за своевременную фиксацию идей, но до 5–6-го класса функцию «фиксатора» все же выполняет учитель.

Таким образом, посредством подобного группового взаимодействия, развивается очень важная для критического мыслителя характеристика: умение безоценочно рассматривать несколько вариантов решений, несколько точек зрения. Если такого рода методы используются в образовательном процессе достаточно часто, то у школьников формируется ценность свободного, безоценочного обсуждения. Они сначала чувствуют, а потом – осознают, что зачастую неразумно тратить столько времени на обсуждение недостатков, как это многие взрослые привыкли делать!

После того, как мы собрали «банк» идей, настало время переходить к следующему этапу, обозначенному буквой «Е».

«Есть ли какие-либо хорошие решения?»

Это – этап первичной оценки. Действительно, ведь есть совершенно несуразные варианты, которые были предложены, что называется, ради смеха. Хотя у меня и моих коллег были случаи, когда за внешней несуразностью скрывались оригинальные решения, но все же… (Тем более, что никто не просит вас полностью их вычеркивать – вы их просто на время откладываете в сторону, пусть полежат «под парами»). Первичная оценка нужна как раз для того, чтобы отсеять наиболее неуместные варианты. Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – решение подходит, но не является достаточно оригинальным. В эту же категорию попадают и решения, по поводу которых мнения класса кардинально разделились. «–» – это решение не подходит для всех, поэтому пусть пока «полежит в стороне». Аргументировать на данном этапе особо не нужно – для этой цели есть следующий этап. Этап «А».

«А теперь выберем один вариант!»

Вот на этом этапе каждый школьник должен не только выбрать вариант, приемлемый с его точки зрения, но и обосновать его. Лучше, чтобы это было сделано письменно. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.

После обсуждения некоторых вариантов – сколько позволит время, – переходим к этапу «Л».

«Любопытно, как это будет выглядеть на практике?».

На этом этапе учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план реализации варианта. Младшие школьники могут обратиться к тем рисунками, которые они сделали на этапе «И», чтобы дорисовать их до окончательного решения. Подростки и старшеклассники ограничиваются перечислением пунктов плана.

На этом этапе ведущий содействует реализации задач фаз реализации смысла и рефлексии. Учащиеся сравнивают свои представления о способах решения проблемы до и после использования стратегии ИДЕАЛ. Далее, создавая план реализации решения, школьники самостоятельно систематизируют сведения, подводят итоги работы и имеют возможность сопоставить свои варианты с вариантами одноклассников.

Я уже упоминал о том, что иногда дети предлагают решения не менее эффективные, чем даются в оригинальном тексте. Например, в школе № 594 Санкт-Петербурга второклассники предложили такой вариант (разумеется, текст отредактирован): «Крестьянин постоял, а затем – запихнул в рот полреала и с криком выплюнул их! Окружающие люди спросили, что с ним. Он рассказал им, что его заколдовала колдунья за то, что он был очень жадным и у него появился зуб, из которого каждый день вылезает полреала. Целый день боль сопровождает крестьянина. А деньгами воспользоваться он не может, так как тогда умрет. Один богатый человек предложил крестьянину продать этот зуб. Крестьянин согласился, а покупатель не только оплатил услуги брадобрея, но и дал крестьянину столько денег, что тот не только смог на них поесть, но и вся семья целую неделю жила на них припеваючи!».

После обсуждения планов реализации дети обычно хотят услышать правильный ответ. Им очень приятно, если варианты их решений не уступают книжным, а, порой и высвечиваются своей оригинальностью.

Теперь и мы можем посмотреть, как же все было в испанской сказке?

***

Пока он стоял-сомневался, идут мимо два сеньора. Увидели крестьянина, как он на пироги уставился, и спрашивают:

– Эй! Сколько пирогов съешь за один присест?

А сами смеются.

– Я-то? Хоть сотню, – говорит крестьянин.

– Сотню? Да сотню никто не съест.

– Никто не съест, а я съем.

Поднялся спор тут: съест или не съест? Раззадорились сеньоры, а вокруг народ собрался. Наконец сеньоры говорят:

– На что спорим?

– На что спорим-то? А вот на что: не съем в один присест сто пирогов, рвите мне зуб.

Посмеялись сеньоры да согласились.

Наелся крестьянин пирогов до отвала и говорит:

– И вправду, сеньоры, больше не могу, ваша, видать, взяла.

Сеньоры обрадовались, зовут брадобрея. А народ смеется! Пришел брадобрей, сеньоры ему и говорят:

– Вырвать этому мужику зуб!

Крестьянин этак сморщился, будто жалко зуба, а те еще больше смеются. Тянет брадобрей больной зуб, крестьянин кричит да стонет, а смех еще пуще.

Вот выдернул брадобрей зуб, сеньоры заплатили за пироги, заплатили за зуб и говорят людям:

– Видали такого глупца? За несколько пирогов зуба лишился.

– А все же не глупее я вас, – отвечает крестьянин. – Вы мне за пироги заплатили, что я съел, и зуб больной вырвали, брадобрею заплатили. И от голода избавили, и от боли. А мои полреала целехоньки сбереглись.

Тут народ рассмеялся над сеньорами. Повесили они головы и пошли поскорей.

Вот и сказке конец.

***

Различные стратегии обучения решению проблем рекомендуется использовать при рассмотрении неоднозначных тем. Также они применяются в воспитательной работе: при анализе каких-то проблем, стоящих перед классом, перед коллективом.

Кратко познакомимся еще с двумя стратегиями анализа и разрешения проблемных ситуаций.

Стратегия «Мозаика проблем»

автор модификации: Иветта Силова

Стратегия «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности учащихся.

В свободной форме ученики выделяют различные аспекты общей темы, различные проблемные или исследовательские стороны, чтобы затем наполнить их содержанием.

Этапы применения:

1. Преподаватель говорит о том, что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы).

2. Учащиеся, совместно с преподавателем, выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана (или флип-чарте) в указанной ниже форме (см. рисунок 1).

3. Эти аспекты «вырезаются» ножницами и раздаются по группам.

4. Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем, как записать, нужно ознакомиться с предыдущими записями. В группе необходимо назначить одного-двух человек, отвечающих за своевременное поступление в группу тех «отрезков», над которыми они еще не работали.

5. Каждая группа (или каждый учащийся, если преподаватель хочет непременно задействовать всех) должны за выделенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов.

6. Затем обсуждаем различные варианты и формулируем исследовательские задачи, направленные на разрешение проблемы.

Самое главное – четко сформулировать аспекты темы!

Рисунок 1

Стратегия анализа проблемных ситуаций «Фишбон» (Fishbone)

Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку (рисунок 2).

Рисунок 2

Ученик, мыслящий критически, может не только выявлять причины происходящих явлений, событий, но и обосновывать свои предположения, ссылаясь на достоверную, проверенную информацию. Именно в этом может помочь стратегия «Фишбон». При достаточно частом ее использовании, учащиеся привыкают к аргументации, к тому, что любая проблема, особенно из тех, что называют жизненными, повседневными, – может иметь одновременно несколько причин, взаимовлияющих друг на друга.

Порядок работы с использованием «Фишбон» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:

1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы.

2. Путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т.д. – учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то есть, остаются только лишь предположениями.

3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

При анализе достаточно сложных проблем лист с промежуточными результатами работы может оставаться висеть на стене в классе или в библиотеке, что позволит периодически возвращаться к разрешению возникших противоречий.

Представленные выше стратегии для обучения учащихся навыкам решения проблем, как уже было указано выше, часто используются в воспитательной работе. Известны случаи плодотворного применения «ИДЕАЛ», «Мозаики проблем» и «Фишбон» в воспитательной работе при анализе таких социальных ситуаций, как наркозависимость, подростковая преступность, подростковая мода и других.

Хочется надеяться, что воспитательная функция библиотечной работы может быть реализована путем организации обсуждений и дебат-клубов с использованием тех или иных стратегий разрешения проблемных ситуаций.

Задание для самоконтроля

На основе одной из трех описанных выше стратегий необходимо спланировать и провести одно занятие, описав его по тому же плану, что был представлен ранее.

 

 

Дорогие коллеги!

Мы знаем, что предлагаемый вам курс – очень интересное, но совсем не простое дело. Если при освоении технологии развития критического мышления средствами чтения и письма у вас возникают вопросы, сомнения, проблемы, которые не удалось решить в ходе занятия или вам кажется, что что-то не получается, пишите нам, в редакцию. Ведущий курса Игорь Олегович Загашев готов оперативно отвечать на все вопросы на страницах газеты.

Задавая вопросы, вы помогаете не только себе, но и тем коллегам, которые, как и вы, взялись за этот сложный курс, а потому мы заранее благодарим всех, кто напишет нам о своих проблемах, вопросах и сомнениях.