Книга подана
Александр Панфилов
Праведники
Еще летом дали мне посмотреть
несколько книг. Все они имеют отношение к
Всероссийской государственной библиотеке
иностранной литературы им. М.И.Рудомино. Точнее, к
ее программе «Толерантность». Поэтому при всей
их разножанровости и ориентации на разного
читателя пафос этих книг понятен. Тут и
собственно детские книги, и горькое «Путешествие
учительницы на Кавказ» Э.Горюхиной, и
художественный альбом «Анатомия Флоренции»
Лолиты Тимофеевой.
Но, чтобы не путаться и не отделываться
проходными фразами (а без этого не обойтись, если
попытаться написать сразу о всех этих неплохих
книжках), ограничусь двумя из них. Объясню,
почему.
Нынешняя ситуация с межнациональными
отношениями похожа на запущенную болезнь. Никто
никому не доверяет. Все смотрят друг на друга
искоса и ждут подвоха. Со «своими» говоря о
«других», не стесняются в выражениях. Это
известно каждому. Но всякая болезнь, если она еще
не совершенно убила способность к трезвым
оценкам и самооценкам, взывает о лечении.
Кто-то в поисках средств оглядывается
назад, кто-то бросается в покаяние и утопает в нем
до полного беспамятства, кто-то брызжет
«цивилизаторским» оптимизмом – вот, мол, станем
жить хорошо и безбедно, и проблемы разрешатся
сами собой. Будто дело в бедности и богатстве.
Вряд ли это так. Или, во всяком случае, богатство
тут не панацея. Богатство, наоборот, приучает
человека (даже бессознательно) смотреть на
другого, «низшего», сверху вниз, и в истории мы
найдем массу подтверждений этому. Какая уж там
толерантность!
Говорить о нынешней болезни можно с
двух точек зрения. Можно пытаться достучаться до
зачерствевших сердец, открывая страшную правду о
том, к чему приводит людей нетерпимость. И такой
правды – в той же серии «Крик», о которой «БШ» уже
писала, – хватает. Что же до зачерствевших
сердец, то они этой правды славно умеют
сторониться, как бы не замечать ее. Что, впрочем,
не зачеркивает необходимости правдивых книг. О
степени их воздействия можно спорить, но спор
этот будет не совсем корректным – во-первых, у
нас нет достаточно широкого временного обзора, а
во-вторых, закона перехода количества в качество
еще никто не опроверг. Вода камень точит.
Но есть другой путь. Путь, условно
говоря, «примера» жизни. Маяка. Идеала. И это
необыкновенно важно, если мы говорим о
стремительно вырастающих мальчиках и девочках.
Потому что всякое отрочество и всякая юность,
путаясь и ошибаясь, инстинктивно ищет этого
примера. А ей нынешнее время в качестве такового
предлагает собственного героя, который на самом
деле в герои не годится. Бей, круши все, что встает
на твоем пути к красивой жизни; лелей собственное
эго; не размягчай мозги культурой; ты – лучший,
лучший, лучший, и тебе, так как ты лучший, «все
позволено»…
Книги, выходящие в серии «Праведники»,
ломают этот дикарский стереотип. Я не знаю,
сколько их вышло всего, но и тех двух, что попали
мне в руки, хватит для того, чтобы составить
представление об этой серии и подобрать для нее
подходящие эпитеты. Нужная, мудрая, светлая,
теплая, ведущая за руку… И так далее.
Одна из книг представляет собой
перевод книги И.Амана об отце Александре Мене;
другая – переиздание (переработанное)
известного текста Б.Носика «Альберт Швейцер». Он
издавался в незапамятные времена в культовой
молодогвардейской серии «Жизнь замечательных
людей» и всколыхнул во мне давние и очень личные
переживания.
Настолько личные, что даже улыбнуться над
собой далеким незазорно. Я вспомнил, как,
прочитав в десятом классе эту книгу, бросился
искать «Культуру и этику» Швейцера, а осилив и ее,
стал ходить по дорожкам новосибирского
Академгородка, уткнувшись взглядом под ноги,
чтобы, не дай Бог, не раздавить своими башмаками
какую-нибудь крохотную букашку. И свои
дневниковые записи еще долго заканчивал, не хуже
Толстого с его «е. б. ж.» (если буду жить),
восклицательной фразой «Уважение К Жизни!» – то
по-русски, то по-немецки. Но, кроме шуток, образ
«Белого Доктора из джунглей», светлого человека,
посвятившего свою жизнь несчастным и страждущим
в Африке, еще долго-долго не давал покоя и так или
иначе корректировал случайные зигзаги моей
жизни. Корректировал, надо думать, не самым
худшим образом.
Как и образы других праведников,
сменявших друг друга в качестве «примера для
подражания». Свое место в этом ряду занимает и
отец Александр Мень, очень помогший мне в трудные
времена попыток как-то органично, не
по-умственному, связать себя с православием.
Вокруг этого имени существует довольно много
неприятных спекуляций – их мне не хочется
касаться. В определенных кругах православный
модернизм Меня часто связывают – не без
подмигиваний и многозначительных мин – с его
национальностью, но подобные схемы не
выдерживают никакой критики. Любое живое
явление, вообще говоря, пребывает в состоянии
перманентного модернизма, ограниченного лишь
системой основополагающих аксиом (в случае
христианства это Предание и Писание); как только
кончается развитие – завершается и жизнь,
завершается мертвым музеем. Тысячелетняя
история православия, если мы обозначим ее
персоналиями, описывается рядом великих
модернистов, и в этом смысле о. Александр Мень
ничем не отличается (я не говорю о масштабе и
глубине явления) от оптинских старцев или от о.
Павла Флоренского.
В нашем случае гораздо важнее другое –
именно образ светлого человека, для которого
всякий другой человек – сосуд Божий, достойный
спасения.
И чем больше таких образов встретит юный
человек в пору своего взросления и
самоопределения, тем лучше. Для него, для нас, для
нашей печальной жизни. Она, эта жизнь, вряд ли от
этого мгновенно и блистательно выправится, но
уютнее и теплее стать вполне может. Да-да, вот
чего ей сейчас не хватает – теплоты. Холодно
жить. Слишком много беды вокруг. |