Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2004


РАЗГОВОРЫ ПОСЛЕ УРОКОВ

Истории без обложки

Татьяна Рудишина

Любите живопись, поэты!

Этюд пятый*.

Детский?

Татьяна Валерьевна
Рудишина

главный библиотекарь
ЦГДБ им. А.Гайдара

Москва

«Художник гадкий и даже вредный. Рисунки изъять и запретить» – такую дикую, но, увы, выдержанную как говорится, «в лучших советских традициях» «резолюцию» мне довелось прочитать в анкете, которую в читальном зале нашей библиотеки заполняли читатели после просмотра книжно-иллюстративной выставки, посвященной современным художникам-иллюстраторам. Отвечала на анкету девочка лет двенадцати, а столь убийственной характеристики удостоился Геннадий Калиновский за иллюстрации к «Сказкам дядюшки Римуса».

Изъять и запретить… Откуда это? Она еще так мала, и ни о каком постановлении о журналах «Звезда» и «Ленинград» знать не может. Неужели срабатывает некая генетическая память? Да нет, не будем демонизировать. Это типичное, туповато агрессивное неприятие иного, непонятного, непривычного…

Вернемся к Калиновскому. Столь органичны, экспрессивны, выразительны были в несколько жесткой манере изображенные Братец Лис и Братец Кролик. Как они соответствовали достаточно жесткому тексту («Только не кидай меня в терновый куст!»). И как часто аляповатые принцессы а-ля Дисней к сказкам Шарля Перро, в какой-то момент вытеснившие из детской иллюстрации классику жанра – изысканного Гюстава Доре, становились мерой вкуса и эталоном красоты у девочек.

Но попробуем посмотреть на эту историю под несколько другим углом зрения.

Негодуем мы, взрослые, отказываясь не принять, нет, но как-то понять идолов детской субкультуры. Негодуют дети: эти взрослые вечно с чем-то непонятным лезут. Нецветные – значит недокрашенные. И обе стороны конфликта – с напором на грани с истерией.

О чем я? Наверное, это можно назвать педагогической толерантностью. Мы, пусть из самых лучших побуждений, отвергаем их вкус.

– Тянись вверх, вот она, верхняя планка, вот оно, высокое искусство.

– Нет, посмотри, они такие милые (телепузики, шрэки, покемоны и проч.)

– Посмотри, какая иллюстрация!

– Посмотри, какой у меня вкладыш в жвачке!

Поговорили… Нам все время хочется, чтобы они, маленькие, поднимались на цыпочки, но не менее важно нам, взрослым хотя бы иногда приседать на корточки. Что из этого может получиться? Могут, например, стихи. Только не когда мы предлагаем ребенку написать стихотворение под впечатлением живописного шедевра, а наоборот, когда взрослый, вдохновившись детскими рисунками, пишет «стихи для маленьких и не очень».

Эту книжку мне показали в детской библиотеке истории и культуры Петербурга, что на Марата, 721:

Тарасова Н. Книжка на вырост. Стихи для маленьких и не очень. – СПб. : Компьютербург. – 2004.

Ее автор – Нина Тарасова – талантливый художник, педагог, поэт. В книжке собраны рисунки ее учеников из детской изостудии клуба «Прометей». Тираж, правда, маловат – 200 экземпляров.

Что рисовали дети? Да все, что их окружает: собак во дворе и дождик за окном, котов и рыбок, мотыльков и даже собственные сны. Но чаще всего в рисунках изображен сказочный город, имя которому – Санкт-Петербург.

Попытаемся услышать другого…

___________________

1 Мы рассказывали об этой замечательной библиотеке в №2 (Санкт-Петербургском) за 2003 год.

 

Если кто не понимает

Объясняю: это – город,
Это – площадь у собора,
А на камне в вышине –
Гордый всадник на коне.
Больше на кота похож?
Ну и что ж?

wpe2E8.jpg (2794 bytes)

Памятник

В скверике, перед музеем,
Слышу, говорят мальчишки:
– Ты смотри-ка, знать писатель,
весь железный, даже книжка!
– Не, герой, а не писатель,
На войне за наших бился!
– Генерал, – кивнул приятель.
Пушкин очень удивился!

 

 

 

 

 

Весна

А у сфинксов нынче праздник:
Нынче солнце светит ярко,
Как котят лучами дразнит,
Нагревает камень жарко;

 

 

И, подставив солнцу спины,
Можно им, вдали от шума,
Посмотреть, как тают льдины,
и про Африку подумать…

Самое интересное

Когда меня зовут с прогулки,
мне не хватает полчаса,
А может быть, вот в это время
и происходят чудеса?
А может быть, вот в это время
весь мир становится игрой,
А Медный Всадник – ногу в стремя,
и ну скакать по мостовой!
Как раз вот в это, может, время
в шары свои играют львы?
Ну, мам, а может, в это время
гуляет Пушкин вдоль Невы?

Она подушку поправляет, придя меня поцеловать:
– Ну, Пушкин пусть себе гуляет,
а детям в девять нужно спать.

___________________

* Этюды 1–4 см. в «БШ» № 5, 7, 11, 12–2004.