Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2004


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Книга подана

Людмила Сухова

Диалог есть?

Берешь книжку. Открываешь (где сама откроется) и ищешь… диалог. Нет диалога – значит не подходит. И надо выбирать другую (опять, разумеется, по этому принципу). Так выбирала книги моя дочка, когда была маленькой.

«Про что эта книжка», – никогда не спрашивала. Но если находила на первой попавшейся странице диалог, могла сказать: «Расскажи книжку». (Это когда хотелось в глаза мне глядеть, а если позволяла мне глаза в книгу «направить», то говорила: «почитай!») А потом, когда сама прочтет, обязательно придирется: вот про это не сказала, и что зуба у него переднего не было, и что пуговица потерялась, и глаза у него другого цвета, и про это, и про то…

Когда мне показывают новую книжку и говорят, что про нее хорошо бы написать, всегда вспоминаю этот Маринкин метод выбора книг. А когда книжка переводная, да еще и детская, сама начинаю как-то по-ребячьи думать: автор написал, переводчик перевел (а стало быть уже и пересказал нам), а мне что остается?

Рассказать, о чем она? Вот маленькая дочка так никогда не спрашивала – о чем?

У меня в руках книжка. Не спрашивайте – о чем. А теперь замрите. Тихо.

Написал и нарисовал Эгон Матисен.

Перевела с датского Ольга Мяэотс.

(О, как перевела-пересказала!)

Читаю вам сказку

«Кот с голубыми глазами»

Глава 1

Однажды маленький Кот с голубыми глазами и веселым нравом отправился бродить по свету в поисках Страны, где много мышей. Тот, кто попадет в эту Страну, навсегда забудет, что такое голод. Так что наш Кот радостно отправился в путь.

Сначала он пришел к озеру, из которого выглядывала рыба. Кот спросил ее:

– Как пройти в Страну, где много мышей?

Но рыба только громко рассмеялась, увидев его голубые глаза, и так ударила хвостом по воде, что окатила Кота с ног до головы.

«Не беда говорил сам себе Кот, продолжая путь, – ведь рыба не может знать все».

По дороге он поймал муху и съел ее. Ведь муха все же лучше, чем ничего.

Глава 2

Так он подошел к какой-то большой дыре. «А может быть, это вход в страну, где много мышей?» – подумал Кот. И он отважно вступил в темноту. Теперь только его глаза блестели в темноте.

Но вдруг Кот увидел два огромных глаза, намного больше, чем его собственные. Пулей вылетел он из дыры и так никогда и не узнал, что за зверь жил там.

«Не беда, – говорил себе Кот, продолжая путь, – может быть, я еще встречу кого-нибудь, кто знает дорогу».

На этот раз ему удалось поймать лишь комара. Но комар лучше, чем ничего.

Глава 3

Вдруг он услышал, как что-то шуршит в траве. «А может, это мышь?» – подумал Кот. Но это оказался ежик. «Постой, но ежи ведь тоже любят мышей, – вспомнил Кот. – Спрошу-ка я у него дорогу». Но ежик, как только увидел голубые глаза Кота, тут же свернулся в клубок. Нечего было и думать о том, чтобы вытянуть из него хоть слово. И Кот отправился дальше. На этот раз удалось поймать только маленькую тлю, такую липкую, что он с трудом отлепил ее от лапы. Пожалуй, это было хуже, чем ничего.

Глава 4

Опустилась ночь. Кот шел и мечтал о Стране, где много мышей. Вдруг он услышал кошачье мяуканье. – Вот и Страна, – закричал Кот. – Так много котов могут жить лишь там, где много мышей. – И он не раздумывая прыгнул в темноту, туда, откуда доносилось мяуканье. Во мраке ночи он увидел десять желтых глаз.

– Скажите, не это ли Страна, где много мышей? – мяукнул он радостно.

– Мяу-у, полюбуйтесь на его голубые глаза! – вместо ответа замяукали желтоглазые коты. И больше ни звука. Коты закрыли свои желтые глаза.

Наступил день. Пять желтоглазых котов сидели и смотрели на Кота, который искал дорогу в Страну, где много мышей.

– Мы сами давно ищем, – ухмыльнулись коты. – Вряд ли тебе с твоими голубыми глазами удастся отыскать эту Страну.

«Может, они и правы, – подумал Кот и почесал за ухом. – А может, такой Страны и вовсе нет». И он остался жить с желтоглазыми котами.

Глава 5

«А что если я их разыграю?» – подумал Кот в один прекрасный день. Когда ничего не имеешь, можешь рассчитывать только

на свой веселый нрав. Он надел на нос солнечные очки, закрепив дужки на хвосте. Но другим котам это не показалось забавным.

– У тебя все равно голубые глаза, – сказали они. – И никак ты это не скроешь. А у настоящих котов глаза желтые.

Кот подошел к луже и посмотрелся в нее. Он не заметил, чтобы голубые глаза портили его внешность и превращали его в неправильного кота. Он так этому обрадовался, что со всех ног побежал к другим котам, объяснить им, что они ошиблись.

Глава 6

Но когда он вернулся, коты сидели высоко на дереве и дрожали от страха. А под деревом сидел огромный страшный пес и стерег их. Они закричали Коту с голубыми глазами:

– Прогони этого пса!

Но что он мог сделать? Как мог маленький кот прогнать такую большую собаку? Он прилег, чтобы хорошенько все обдумать. Но – ГАВ – раздалось у него над головой, словно удар грома. Кот подпрыгнул от ужаса. И оказался на спине собаки. А так как он боялся упасть, то крепко вцепился в собачью шкуру когтями.

Собака бросилась прочь. Сначала она бежала в гору, потом с горы, потом снова в гору и снова с горы,
в гору, с горы. И наконец она упала без сил. Кот слез со спины. И что же он увидел?

Вся земля была изрыта норками. Из каждой выглядывала мышь. Кот оказался в Стране, где много мышей. Началась охота. А когда она кончилась, Кот изрядно потолстел и заметно округлился.

Глава 7

Затем он вернулся к желтоглазым котам. Они все еще сидели на дереве и дрожали. От них остались кожа да кости.

– А собака где? – замяукали они.

– Убежала, – ответил Кот.

Тогда коты перестали дрожать и закричали:

– Эй ты, голубоглазый!

– Да, у меня голубые глаза, – сказал Кот. – Но голубые глаза видят не хуже ваших желтых. И я нашел Страну, – где много мышей.

– Мы тоже хотим в эту Страну, – замяукали коты, – но если ты нас обманешь, мы разорвем тебя на куски.

И они пошли за Котом, который вел их вниз и вверх по горам.

О, как они прыгали и бегали в Стране, где много мышиных норок! Это был край их мечты. Они охотились много дней и ночей, и снова стали толстыми. Тогда они возвратились к Коту с голубыми глазами и промяукали:

– Спасибо, добрый Кот. Теперь мы поняли, что ты ничем не хуже нас. Ты тоже можешь быть голодным и веселым, можешь худеть и толстеть, можешь отыскать края, богатые мышами, и видишь ты не хуже нас, хоть у тебя и голубые глаза.

* * *

Я прочитала вам только одну сказку из сборника. А в нем:

· Марина Москвина. Что случилось с крокодилом.

· Шел Сильверстайн. Щедрое дерево.

· Эгон Матисен. Кот с голубыми глазами.

· Лиф Мунро. История Фердинанда.

· Ульф Старк. Умеешь ли ты свистеть, Йоханна.

И все это в книжке, которая называется «Мы разные – но мы дружим!».

Вот и на обложку посмотрите.

Издание осуществлено в рамках проекта «Институт толерантности» ВГБИЛ при поддержке Института «Открытое общество» – Фонд Сороса, Россия.

Редактор Ольга Мяэотс.

Художник Марис Халилов (кроме рисунков к одной сказке).

В оформлении обложки использован плакат, созданный детьми г. Астрахани, лауреатами Всероссийского конкурса «Семейный плакат. Школа толерантности». Конкурс проводился Институтом «Открытое общество» – Фонд Сороса, Россия.

Что там еще?

Сегодня больше читать не будем! Спать пора! А завтра… постарайтесь найти эту книжку. И, почитайте сами – большие ведь уже. Еще чуть-чуть? Ну хорошо, уговорили.

Дорогой читатель!

Истории, собранные в этой книжке – очень разные. Но объединяет их одна важная мысль: чем больше в жизни разнообразия, тем интереснее и веселее жить. Представляешь, как скучно было бы, если все вокруг – люди, деревья, растения, животные, дома – были бы похожи друг на друга! Непохожее, непривычное, странное на первый взгляд может показаться смешным или даже напугать, значит – надо присмотреться внимательнее. Вот в истории про «Кота с голубыми глазами» обычные желтоглазые коты сначала никак не хотели принимать странного голубоглазого собрата. Мы-то, конечно, знаем, что для дружбы важны не цвет глаз или форма носа, а благородная душа и отважное сердце, но глупым котам пришлось учиться этому «на собственной шкуре». Они едва не поплатились за свою заносчивость. Но все кончилось хорошо.

«И в кого ты такой уродился?» – бывает, скажет в сердцах мама, если ты нашалишь. Но на самом деле мама и папа любят своих детей любыми и, говорят, что озорников и фантазеров даже чуточку больше, чем паинек и тихонь. Вот и крокодил, про которого написано в этой книжке, так любил своего сыночка, что ему было абсолютно все равно, что тот не крокодильчик, а... цыпленок. Когда же сынишка подрос, он научил папу всяким удивительным вещам. Прочти и узнаешь! А потом представь: если бы не это удивительное событие, крокодил, может быть так, всю жизнь и проскучал бы в своем болоте. «Мы разные, но мы дружим», – этот девиз придумали ребята из Астрахани. Лучшего заглавия для нашей книги не найдешь, ведь дружба – самое важное на свете. Но научиться дружить – непросто. Возможно, рассказы из этой книжки помогут тебе понять себя и других.

Это была вступительная статья. Ею и завершим рассказ о книге.

А теперь несколько вопросов. Неспроста же мы с вами эту историю читали. Мы, редакция, тоже библиотекари, а потому ничего просто так не делаем. Предложите ребятам обсудить сказку, задав несколько вопросов. Вот такие, например.

· Эта сказка – о взаимопонимании или о чем-то другом?

· Почему желтоглазые коты признали голубоглазого? (Потому что поняли, что коты могут быть разные? Или потому, что он нашел страну мышей и привел их туда? Или почему-то еще?)

· А если бы голубоглазый не нашел страну мышей, как бы складывались его отношения с желтоглазыми?

· Попробуйте посмотреть на эту историю с точки зрения мышей.