Кстати
Корни гнева
На тематической полосе «Ценности
образования» в газете «Первое сентября» (2004 – №
53) опубликованы материалы круглого стола
«Межэтнические отношения и образование», на
котором обсуждались различные подходы к
развитию толерантности в России,
анализировались программы и пособия по
улучшению межэтнических отношений –
масштабность и уровень исследований вопроса
кружили голову. Материал Людмилы Кожуриной
называется «В лабиринтах толерантности».
Вступление к нему написал Александр Лобок.
Приводим фрагмент из этой публикации.
Наша нетерпимость носит универсальный
характер.
Мы нетерпимы к своим детям (к тому, что
они – другие, непохожие на нас, со своими
психологическими особенностями и странностями).
Мы нетерпимы к тому, что они не соответствуют
нашим представлениям, а в своих представлениях
абсолютно нетерпимы к тому, что у других людей
они могут быть совершенно иными.
Мы нетерпимы к тому, что кто-то думает и
чувствует непохоже на нас.
К тому, что каждый человек (а не только
каждая нация) несет в себе свою культурную
микровселенную – свои представления о
мироустройстве, свою философию жизни, свои не
имеющие ответов предельные вопросы и свои
представления о том, что есть «норма» жизни.
Мы нетерпимы к тому, что в мире нет того
абсолютно светлого горизонта, к которому в
обязательном порядке следует двигаться всем…
Нетерпимость эта родовая – она
возделывалась десятилетиями «универсалистской»
педагогики, высший смысл которой состоял в том,
чтобы формировать «коммунистически развитых
личностей» – личностей с принципиально
идентичными ценностными ориентирами и
представлениями о мире…
Всякого рода национальная, этническая,
расовая нетерпимость в нашем обществе – это лишь
одно из проявлений наших общеобразовательных
приоритетов. И сколько бы мы ни говорили красивых
слов про дружбу народов и диалог культур,
ребенку, который с детства приучен к тому, что
истина – одна на всех, будет органически чужда
идея толерантности. |